Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности знания как объекта управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важнейших качеств знания является его устойчивость. Устойчивость знания показывает, насколько научные познания и инновации воспринимаются обществом. Устойчивость можно представить как измерение универсальности знания, т. е. убедительности (истинности, доказанности) для большинства людей. От устойчивости знания зависит представление людей о каком-либо предмете или явлении: чем устойчивее… Читать ещё >

Особенности знания как объекта управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время все большее признание получает роль творческой составляющей в интенсификации экономики и повышении эффективности возрастает, причем с темпами более высокими, чем у остальных факторов производства. Именно на этом пути формируется «экономика знаний». Именно с этим связаны интересы инвесторов, которые вкладывают деньги не просто в активы, а в свои будущие доходы — в максимальную выгоду от использования интеллекта. Научиться создавать стоимость из нематериальных активов, овладеть искусством управления ими — эти задачи выходят на первый план во всей деятельности по обеспечению непрерывного и устойчивого экономического роста.

Существенное расширение доступа к знаниям, ставшее возможным благодаря современным информационным технологиям, меняет саму природу отношений между специалистом и непрофессионалом, между организацией и работником, между источником и получателем благ. Знания исключают статичность и однонаправленность, поскольку создают основу для непрерывного поступательного движения по динамично меняющейся сети с участием как создателей, так и пользователей информации.

Следует, однако, четко разделить управление знаниями и информационный менеджмент (табл. 2.8).

Таблица 2.8

Управление знаниями и информационный менеджмент

Управление знаниями.

Информационный менеджмент.

Основное внимание уделяется наращиванию ценности содержания, через отбор, синтез, интерпретацию, добавление смысла к имеющейся информации.

Основное внимание уделяется обеспечению доступа к содержанию.

Фокус на культуре и рабочей практике.

Фокус на аппаратной инфраструктуре.

Требуется непрерывное участие людей в процессах, связанных с автоматизацией знаний (создание, хранение, распространение и др.).

Основное внимание стандартизации информации и автоматизации ее обработки.

Одним из важнейших качеств знания является его устойчивость. Устойчивость знания показывает, насколько научные познания и инновации воспринимаются обществом. Устойчивость можно представить как измерение универсальности знания, т. е. убедительности (истинности, доказанности) для большинства людей. От устойчивости знания зависит представление людей о каком-либо предмете или явлении: чем устойчивее знание, тем конкретнее представление. Но знание не существует само по себе, у знания всегда есть носитель. Носителями знаний выступают в первую очередь субъекты социально-экономических отношений: индивидуум, группа, организация. Но знания также могут располагаться на материальном и квазиматериальном носителе. К материальным носителям можно отнести оборудование, продукты, к квазиматериальным — права, патенты, знаки и др.

Передача и распространение знаний

В передаче знания большую роль играют и метафоры, и аналогии.

Метафоры. С научной точки зрения метафорой называют оборот, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Ученые описывают роль метафоры в процессе создания знания следующим образом:

  • 1) с помощью метафор легче всего выразить «неявное знание;
  • 2) метафора представляет собой способ интуитивного понимания одного предмета, процесса или явления посредством создания символического образа другого;
  • 3) чаще всего можно встретить использование метафор в силлогизмах (рассуждения, в которых две посылки — большая и малая — объединены общим термином, обеспечивающим «замыкание» понятий в заключении. Например, «Все металлы — электропроводны, медь — металл, значит, медь электропроводна»). Малые посылки которых являются лишь вероятными. Метафоры применяются также в неаналитических методах создания принципиально новых концепций;
  • 4) метафора не является ни анализом, ни синтезом общих признаков взаимосвязанных понятий;
  • 5) с помощью метафор можно по-новому интерпретировать опыт;
  • 6) с помощью метафор можно создавать новые пути и способы познания реальности, окружающего мира.

Таким образом, метафору можно представить как коммуникативный механизм, с помощью которого можно «примирить» расхождение в значениях и понимании. С помощью метафор также создаются новые концепции, новые концепции взаимоувязываются с уже существующими, а абстрактные концепции — с конкретными.

Различают следующие виды метафор:

  • — по объему различают простые метафоры, представленные в одном слове или выражении, и развернутые, представляющие собой несколько предложений, связанных одной идеей, которая, как правило, преподносится в конце (например, притчи, мифы, анекдоты, тосты и пр.);
  • — по способу предоставления можно выделить речевые метафоры, выраженные словами и воспринимаемые на слух или в виде текста; визуальные метафоры — изображения, содержащие информацию, повторяющую изложенную в речевой форме, или дополняющую ее; кинестетические метафоры, выражаемые жестами, мимикой, пантомимой, выражающиеся в виде чувств и эмоций.

Можно также привести классификацию метафор на эффективные и неэффективные. Эффективные метафоры могут быть базовыми, сквозными и ситуативными. А неэффективные — это стертые метафоры и метафорические химеры.

Базовые метафоры — универсальные метафоры, воспринимаемые в любой аудитории. Они строятся на представлениях о пространстве и собственном теле. В зависимости от этого базовые метафоры могут быть пространственными или телесными. Пространственные метафоры связаны с такими противопоставлениями, как «верх — низ», «внутри — снаружи», «вперед — назад», «слева — направо» и пр. Их трактуют в зависимости от культуры. Низ — нечто отрицательное, нежелательное, вперед — будущее, назад — прошлое. Движение, позитивная динамика, прогресс проходят слева направо.

Сквозные метафоры обозначают стержневой образ, вокруг которого строится доказательство, распространение убеждений, речи ораторов. Такая метафора выражается не только существительными, как аналогии или сравнения, но и глаголами, и прилагательными, и должна быть близка аудитории. Сквозные метафоры могут быть органическими, механическими, строительными и т. д. В случае использования органической метафоры можно сказать, что государство живет, болеет, развивается, имеет голову, сердце, руки и т. д. Механическая метафора позволяет говорить о том, что государство имеет свои неполадки, дает сбой или четко работает и т. д.

Ситуативные метафоры, по сути, являются образным сравнением и облегчают понимание и принятие аудиторией текста выступления. Для наилучшего восприятия речи такие сравнения должны согласовываться или хотя бы не противоречить сквозной метафоре.

Неэффективные метафоры — это те образы, которые не придают речи яркости, так как используются очень часто и потеряли свою выразительность или содержат противоречивые, несовместимые образы.

Аналогии. Аналогией называют сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями. По сравнению с метафорой аналогия более структурирована с точки зрения разграничения двух идей или объектов. С помощью аналогий гораздо удобнее прояснить, в чем сходство и в чем различие между двумя мыслями или объектами. В этом аспекте аналогии — связки между творческим (образным) и логическим мышлением.

Можно выделить следующие виды аналогий: прямая, личная, символическая, фантастическая.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники или с объектом из живой природы.

При личной аналогии (ее называют также эмпатией) решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения.

Символическая аналогия — обобщения, абстрактная аналогия.

Фантастическая аналогия — когда в задачу вводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи.

В системном мышлении многое также исходит из идей и концепций.

Идея — форма отражения в мысли явлений объективной реальности. Постигая действительность, идея включает в себя сознание цели дальнейшего познания и практического преобразования мира. Идеи обобщают опыты предшествующего развития знания и служат в качестве принципов объяснения явлений.

Идея конструкции — основная мысль, характеризующая принцип работы. Идея технологии — основная мысль, характеризующая ключевой подход к процессу изготовления. Идея организационной структуры — основная мысль построения структуры, ее принцип, назначение. Таким образом, идеи заключают в себе первооснову построения системы, ее представления. В последнее время уделяется большое внимание бизнес-идеям. Идеи надо искать и находить. Можно идеи заимствовать, но их и в этом случае приходится искать и разрабатывать. Интеллектуальный потенциал коллектива — это способность производить идеи, отбирать их, аккумулировать и использовать.

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

В системном мышлении концепция играет большую роль. По сути, разработка концепции — это способ планирования будущего процесса достижения цели при решении задачи, будь то концепция будущего изделия, концепция пути достижения цели, концепция какого-либо явления, помогающая создать представление о нем.

Прототипы. Когда предстоит решать сложную задачу, то применяется широко распространенный метод устранения сложности через многообразие, т. е. через ряд промежуточных решений — прототипов окончательного решения. В ходе разработки новой продукции процесс создания прототипов включает в себя проектирование ряда прототипов, которые последовательно становятся все более подробными и приближающимися к реальному варианту. Процесс начинается с грубых набросков, которые позднее становятся более проработанными рисунками, схемами и компьютерными моделями. В конце концов они постепенно становятся все более и более детализированными и полными физическими прототипами, напоминающими конечный продукт.

Между идеей и ее полным и работоспособным воплощением располагается множество прототипов, помогающих выявить и решить ключевые проблемы. Разговорами об идее дела с места не сдвинешь: нужно строить и испытывать экспериментальные машины, нужно двигаться от прототипа к прототипу, каждый раз добавляя к нему что-то новое. Таким образом, сложность проблемы конструирования и производства, сложность делового процесса можно измерить по количеству требуемых прототипов. В процессе эволюции обучающихся организаций и построения принципов создания системы требуемых для дела знаний мы находимся где-то между изобретением и появлением промышленных образцов.

Следовательно, длительность и отчасти сложность процесса решения задачи можно оценить тем, сколько требуется промежуточных решений или прототипов решения, чтобы приблизиться к окончательному решению — результату.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой