По данным табл. 11.1 определим наличие основной тенденции. Временной ряд делится на две равные части п1 и n2, по каждой вычисляются средние и дисперсии:
Проверим статистическую гипотезу о равенстве дисперсий при уровне значимости? = 0,05 па основе F-критерия Фишера:
где
и
- расчетное и критическое значения критерия Фишера; V, п — входные параметры для определения
по таблицам критерия Фишера.
В связи с тем что
, нулевая гипотеза (
) о равенстве дисперсий совокупностей (
) не отвергается. Дисперсии различаются незначительно, расхождение между ними носит случайный характер.
Проверка гипотезы о равенстве средних уровней (
) двух нормально распределенных совокупностей
и
осуществляется на основе t-критерия Стьюдента:
где
- входные параметры для определения
по таблицам критерия Стьюдента.
В связи с тем что
, нулевая гипотеза о равенстве средних (Но) отвергается, расхождение между вычисленными средними значительно, следовательно, существует тенденция средней.
Метод Фостера — Стюарта
По мнению E. М. Четыркина, наиболее надежный практический результат, но выявлению тренда дает метод, разработанный Ф. Фостером и А. Стюартом. Он основан на обнаружении тенденций в изменениях дисперсий и средней.
Применение этого метода предполагает расчет дополнительных показателей (табл. 11.2):
![Таблица 11.2.](/img/s/8/70/1274370_16.jpg)
Таблица 11.2.
Расчетная таблица для определения характеристик метода Фостера — Стюарта
Время | Численность безработных, тыс. человек | | | | |
год. | квартал. |
I. | | 93,6. | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
II. | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
III. | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
IV. | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Итого. | ; | | | | |
С помощью величины S проверяется гипотеза о наличии тенденции в дисперсиях, а на основе величины d проверяется наличие тенденции
в средней:
, где
- средняя квадратическая ошибка S
— средняя квадратическая ошибка d;? — математическое ожидание
- табличные величины.
Проверка гипотез осуществляется путем сравнения расчетных значений t-критерия Стьюдента с критическим значением. Если
, то существует тенденция в дисперсии, если.
- тенденция в средних. В изучаемом примере: ![Метод сравнения средних уровней ряда.](/img/s/8/70/1274370_28.jpg)
Так как
и
, то гипотезы об отсутствии тенденции в средней и дисперсии отвергаются, т. е. в ряду динамики существует тенденция и средней, и дисперсии, а следовательно, существует и тренд.
Применив два рассмотренных метода выявления тенденции, получили некоторое противоречие в результатах: в первом случае тенденция в дисперсии отсутствует, во втором она выявлена. Решение данного вопроса может быть найдено при повторной проверке результатов методами выявления тенденции не по ее видам, а в целом в ряду динамики. Для этого можно использовать фазочастотный критерий знаков разностей Валлиса и Мура.