Методы социальнопсихологического исследования
Четвертая проблема в социально-психологическом исследовании касается качества эмпирической информации. В социальной психологии необходимое качество данных достигается соблюдением принципов репрезентативности выборки и надежности используемых инструментов. Постановка вопроса о репрезентативности связана, считает Г. М. Андреева, с двойственным характером социальной психологии. Так, когда речь идет… Читать ещё >
Методы социальнопсихологического исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате изучения главы обучающийся должен: знать
- • определение социально-психологического исследования, проблемы и особенности, связанные с его построением;
- • основные разделы и содержание программы эмпирического исследования; уметь
- • определять цели и задачи исследования;
- • формулировать гипотезу и анализировать результаты исследования; владеть
- • навыком составления программы социально-психологического исследования.
Методологические проблемы исследования
Прежде чем перейти к специфике социально-психологического исследования, рассмотрим проблемы его методологии, так как они актуальны для любой науки. Особенность социальной психологии связана с ее относительной молодостью (приобретение статуса самостоятельной науки), сложностью происхождения и междисциплинарным статусом. Все это порождает специфическую задачу для современной социальной психологии — задачу внутринаучной методологической рефлексии (особого вида деятельности ученых, связанного с анализом собственных методов и приемов исследования)1.
Несмотря на свою молодость, в настоящее время социальная психология занимает устойчивую позицию среди других психологических наук. Прежде всего это связано с ее востребованностью при решении проблем общества и человека в нем. Именно прикладные социально-психологические исследования способны дать ответы на многие вопросы практики. Среди общих черт научного исследования специалисты выделяют следующие[1][2]:
- 1) оно имеет дело с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;
- 2) в нем дифференцированно решаются эмпирические, логические, теоретические и познавательные задачи;
- 3) для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, так как отработаны процедуры проверки гипотез;
- 4) его целью является не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их.
Кроме вышеуказанных черт в исследовании выделяют три составные части: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы и проверка и использование этих принципов в предсказаниях.
Каждая черта исследования имеет свою специфику в социальной психологии. Так, первая проблема — это проблема эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть и данные об открытом поведении индивидов в группах, и данные о каких-то характеристиках сознания этих индивидов, и психологические характеристики самой группы. Дискуссионным остается вопрос и о необходимом и достаточном объеме данных. Так, Г. М. Андреева выделяет два типа данных, в зависимости от их объема в социально-психологическом исследовании: а) корреляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции; б) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным объемом данных и смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними. В этом проявляется междисциплинарный характер социально-психологической науки. Социология, как правило, оперирует огромными массивами данных, а общая психология может апеллировать и к единичному случаю (например, знаменитый феномен «горькой конфеты» А. Н. Леонтьева[3]).
Эксперимент В ходе эксперимента ребенку давалось задание достать, не вставая с места, предмет, удаленный от него на недосягаемое расстояние. Однако ребенок обычно нарушал правила, чтобы достать конфету, и, как следствие, у ребенка изменялось само отношение к конфете: он отказывался от нес. Таким образом, в ходе развития ситуации сладкая конфета превращается в горькую. В этом и состоит суть феномена.
Вторая проблема — трудности интеграции знания и построения на его основе теорий. Социальная психология не располагает общими теориями в строгом смысле этого слова, в лучшем случае речь идет о теориях среднего ранга, охватывающих только какую-либо одну сторону социальнопсихологической реальности, например теории лидерства.
Третья проблема — проблема проверки гипотез строго научными методами — методами эксперимента, исключение теоретического знания, что зачастую невозможно в гуманитарной науке. Данная проблема заключается в том, что гипотеза представляет здесь теоретическую форму знания, а ее проверка создает ряд дополнительных трудностей. Соединяя в себе черты естественной (экспериментальной) и гуманитарной науки, социальная психология не может в полной мере обеспечить выполнение требования неопозитивизма о верификации любой научной гипотезы лишь в сопоставлении с данными чувственного опыта. В социальной психологии существуют такие предметные области, где приходится вводить и другие критерии научности. В связи с этим в последние годы возрос интерес к качественным методам исследования, широко применяемым в гуманитарных науках, в частности в социологии1.
Четвертая проблема в социально-психологическом исследовании касается качества эмпирической информации. В социальной психологии необходимое качество данных достигается соблюдением принципов репрезентативности выборки и надежности используемых инструментов. Постановка вопроса о репрезентативности связана, считает Г. М. Андреева, с двойственным характером социальной психологии. Так, когда речь идет о ней как об экспериментальной дисциплине, проблема решается просто: репрезентативность в эксперименте достаточно строго определяется и проверяется. Однако в корреляционном исследовании социальный психолог сталкивается с проблемой построения выборки. При этом условия решения данной задачи будут сходными с условиями ее решения в социологии.
Надежность выбранных методов (инструментов) сбора данных в основном зависит от следующих характеристик[4][5]:
- 1) обоснованность или валидность — способность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить;
- 2) устойчивость информации — качество информации при получении ее в различных ситуациях оставаться идентичной;
- 3) точность информации — определяется тем, насколько дробными являются применяемые методики, насколько чувствителен инструмент.
К пятой проблеме можно отнести проблему соотношения фундаментального и прикладного исследований (см. подробнее в параграфе 3.2). Данные виды исследований различаются, но критерию связи задач исследования с непосредственными запросами практики. Напомним, что фундаментальное социально-психологическое исследование ориентировано на поиск общих законов развития и функционирования изучаемого социального объекта, а прикладное ищет пути и способы применения на практике того, что было выявлено фундаментальными исследованиями.
- [1] Андреева Г. М. Социальная психология. С. 47.
- [2] Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 19—20; Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. С. 50—57.
- [3] Леонтьев Л. Н. Соподчинение мотивов: феномен горькой конфеты // Психология мотивации и эмоций: учеб, пособие / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликмап. М.: ЧеРо: Омега-Л: Изд-во МПСИ, 2006. С. 271−272.
- [4] Методы социально-психологического исследования. С. 6.
- [5] Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.