Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны, в 1997 г. (в Страсбурге, Франция) был образован четырехсторонний экономический блок ГУАМ (политический консультативный форум), в который вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. В апреле 1999 г. (на юбилейном саммите стран НАТО в Вашингтоне, США) к ним присоединился Узбекистан. Блок стал именоваться ГУУАМ. В сентябре 2000 г. (во время проведения Саммита Тысячелетия… Читать ещё >

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В разные годы в системе Содружества возникали разного рода группировки и союзы. 15 мая 1992 г. в Ташкенте Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности стран СНГ. В 1993 г. к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь. После ратификации всеми сторонами он вступил в силу 20 апреля 1994 г. В дальнейшем его продлили лишь Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

В январе 1995 г. был учрежден Таможенный союз (ТС) — экономическое объединение государств, основывающееся на принципах наличия единой таможенной территории и однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Государства-члены: Россия, Казахстан, Беларусь и Киргизия (с 1996 г.). В октябре 2000 г. на базе учрежденного ТС было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Это самостоятельная международная организация. Государства — члены этого сообщества: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. С 2011 г. законы ТС действуют на территории РФ, Казахстана и Белоруссии.

С другой стороны, в 1997 г. (в Страсбурге, Франция) был образован четырехсторонний экономический блок ГУАМ (политический консультативный форум), в который вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. В апреле 1999 г. (на юбилейном саммите стран НАТО в Вашингтоне, США) к ним присоединился Узбекистан. Блок стал именоваться ГУУАМ. В сентябре 2000 г. (во время проведения Саммита Тысячелетия, в НьюЙорке, США) главы государств ГУУАМ подписали меморандум и заявили о желании оформить свой блок как международную организацию. Это произошло на встрече глав государств объединения в Ялте в июле 2001 г. Объединение приобрело статус международной организации. Была подписана Хартия ГУУАМ — рамочный документ, где обозначены цели, принципы сотрудничества и организационная структура.

В сентябре 1993 г. главами трех государств: Казахстана, Киргизии, Узбекистана — был подписан Договор об образовании экономического союза. В феврале 1994 г. был подписан Договор о создании единого экономического пространства, предусматривавший реализацию совместных программ по углублению экономической интеграции, свободное перемещение товаров и услуг, обеспечение согласованной расчетной, таможенной, валютной политики. В результате в июле 1994 г. была зарегистрирована новая региональная организация — Центральноазиатский союз (ЦАС). Впоследствии в июле 1998 г. было утверждено новое название блока — Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) — региональное интеграционное объединение. Государства-члены: Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан (с 1998 г.). В качестве наблюдателей в сообщество приняты Россия (с 1996 г.), Грузия, Турция и Украина.

В январе 2000 г. приобрело правовую основу и стало фактом международной политики и межгосударственных отношений создание Союзного государства Россия — Беларусь. Союзное государство рассматривается в качестве опорного, базового элемента объединительных процессов. Россия и Беларусь заявили о развитии всесторонней интеграции и намерении создавать тесный союз на двусторонней основе.

Иными словами, на пространстве СНГ к 2015 г. сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

  • — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, странынаблюдатели — Украина, Молдавия, Армения. ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему;
  • — Таможенный союз (ТС) — Белоруссия, Казахстан, Россия. При взаимной торговле между странами — участниками ТС не взимаются таможенные пошлины, не применяется большинство ограничений экономического характера. Основу ТС составили 40 договоров на международном уровне, принятых в течение 2009 г. С июня 2010 г. вступил в силу и стал применяться на территории стран-участников Таможенный кодекс. К июлю 2011 г. на границах этих государств был отменен транспортный контроль;
  • — Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия. ЕЭП заработало на территории трех стран с июля 2012 г.;
  • — Евразийский экономический союз (ЕАЭС), действующий с 1 января 2015 г. экономический союз государств Таможенного союза и Единого экономического пространства: России, Белоруссии, Казахстана и Армении. В процессе вступления в союз на начало 2015 г. находится Киргизия;

Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004 г.). 6 октября 2005 г. на саммите ЦАС было принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединенной организации ЦАСЕврАзЭС — т. е. фактически решено упразднить ЦАС.

Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы.

Отдельные государства СНГ входят в состав международных организаций. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятерки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 г. участники переименовали организацию. Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государстваучастников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн кв. км, т. е. 60% территории Евразии. Ее совокупный демографический потенциал — четвертая часть населения планеты Проблемы на постсоветском пространстве. С большой долей уверенности можно утверждать, что распространение большого количества оружия в каком-либо регионе, где государственные структуры и процессы государственного строительства неразвиты, приводит к вспышке вооруженного конфликта. 8 августа 2008 г. начались боевые действия между Грузией и Южной Осетией. В конфликт вскоре вмешалась Россия. Война длилась пять дней, а 12 августа Президент РФ принял решение «о завершении операции по принуждению Грузии к миру», выдвинув условия окончательного урегулирования конфликта в Южной Осетии. В конце августа 2008 г. Россия признала независимость Южной Осетии и другой бывшей грузинской автономии — Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями.

Независимость Южной Осетии и Абхазии по примеру России признали Никарагуа (сентябрь 2008 г.), Венесуэла (сентябрь 2009 г.) и Науру (декабрь 2009 г.). Абхазию признало государство Тувалу (сентябрь 2011 г.). Республика Вануату 31 мая 2011 г. также признала независимость Республики Абхазия и установила с ней дипломатические отношения. Но 14 июля 2013 г. глава МИД Абхазии Вячеслав Чирикба все же подтвердил, что за день до этого, 13 июля, Вануату установило дипломатические и консульские отношения с Грузией и признало ее территориальную целостность, но отметил, что Вануату официально не отзывало свое прежнее решение о признании независимости Абхазии.

Другие территории и организации, признавшие независимость Абхазии и Южной Осетии: Республика Абхазия и Республика Южная Осетия взаимно признают друг друга в качестве независимых государств; в 2000 г. Республикой Абхазия, НагорноКарабахской Республикой (НКР), Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией были учреждены Совещание министров иностранных дел и консультативный совет на уровне экспертов. 17 ноября 2006 г. члены Содружества непризнанных государств объявили о взаимном признании. В 2010 г. было подчеркнуто, что Абхазия, Южная Осетия, НКР и Приднестровье уже давно признали независимость друг друга и очень тесно сотрудничают между собой.

Грузия по-прежнему считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями.

Как было отмечено выше, осложнились отношения с Украиной. В 2014 г. в результате Общекрымского референдума в состав России вошли Республика Крым и город Севастополь. Украина не признает ни выход Крыма из ее состава, ни договор о его присоединении к России. 15 апреля 2014 г. Верховная Рада Украины приняла закон, объявивший АР Крым и город Севастополь территориями, оккупированными Российской Федерацией.

Присоединение Крыма к России и поддержка жителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик вызвали негативную международную реакцию. Рядом стран и международных организаций были введены экономические санкции против Российской Федерации.

В заключение следует подчеркнуть, что разрыв сложившихся ранее политических и экономических связей (в первую очередь в результате распада СССР) был для всех республик очень болезненным. Продолжающееся свертывание хозяйственных связей между республиками, а также общий спад, особенно в 1990;е гг., в промышленном и сельскохозяйственном производстве на всем пространстве СНГ лишь усугубил экономическое положение в каждой них. Однако несмотря на ухудшение по многим позициям геополитической ситуации, Россия, в том числе и в силу своего географического положения, по-прежнему занимает центральное место среди республик Содружества. И хотя сократился товарообмен, почти все государства ближнего зарубежья.

(бывшие союзные республики СССР) могут осуществлять свои экономические связи друг с другом лишь транзитом через территорию нашей страны. Многие из них в очень большой степени зависят от природно-ресурсного и экономического потенциала России и по-прежнему остаются крупнейшими ее торговыми партнерами.

На нынешнем этапе своего развития, начав интеграцию в мировое сообщество, вступив в ВТО, наша страна не может в условиях глобализации строить свою стратегию в отрыве от общемировой. Стабильность и благополучие России — немалый вклад в стабильность политической ситуации на всей планете.

Контрольные вопросы

  • 1. Охарактеризуйте географическое положение России. С какими государствами наша страна граничит, но суше и по морю?
  • 2. Изменилось ли, на ваш взгляд, политикои экономико-географическое положение России в последние годы?
  • 3. В чем состоят особенности современного геополитического положения России?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой