Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники права. 
Введение в историю права. 
Древний мир

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прецеденты (res iudicata) были источниками права в Китае, правда, большую роль они должны были бы играть в сфере администрации. В Го юй нередки ссылки на предыдущие решения мудрых правителей древности. Вообще это логично, если вспомнить, что все порядки древности для Конфуция были сплошным примером для подражания. Однако на этом развитие систематизации источников не остановилось. Древний Китай… Читать ещё >

Источники права. Введение в историю права. Древний мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Форм выражения права было несколько. Первые три мы уже упоминали выше: Дао (Путь), ли (ритуал), фа (формальный закон). Все эти виды источников права неотделимы от морали, однако школа легизма сделала все возможное, чтобы отделить мораль от права, создав чистое (в условиях того времени) учение о законе — фа (см. выше). Тем не менее, мы можем с уверенностью судить, что произведения Конфуция, других философов, легистов в том числе, служили источником для решений по судебным и административным делам. Самая древняя форма закрепления правовых текстов в Китае — запись их на бронзовых сосудах или треножниках для них. Поскольку эти предметы применялись в культе, то тут можно видеть своеобразную попытку китайцев подчеркнуть божественный характер происхождения своих законов.

С эпохи Чжоу нам становится известен такой источник, как мин — формальный приказ сюзерена исполнить что-то определенное, который он отдавал вассалу.

Прецеденты (res iudicata) были источниками права в Китае, правда, большую роль они должны были бы играть в сфере администрации. В Го юй нередки ссылки на предыдущие решения мудрых правителей древности. Вообще это логично, если вспомнить, что все порядки древности для Конфуция были сплошным примером для подражания.

Обычай должен был играть роль источника права. Это совершенно ясно. Кроме того, ряд фольклорных произведений Древнего Китая, например «Шу цзин», несомненно, содержат в себе письменную констатацию народных обычаев. Обращение к этим сборникам народной мудрости в судебном заседании в древности нам кажется вполне возможным, во всяком случае до легистов, которые стали бороться с таким источником права.

С течением времени в Китае происходило иерархическое упорядочивание источников права, которое вылилось в инкорпорацию фа. Кодификации в строгом смысле китайцы не знали. Считается, что первый такой инкорпорационный свод составил Ли Гуй в эпоху Чжаньго. Его свод, «Фа цзин» («Канон Законов»), полагают, послужил прообразом всех других китайских инкорпораций. Последующая династия Хань только усовершенствовала инкорпорационный метод.

Центральное место в своде занимали законы люй — проверенные веками нормы права (в основном, правда, уголовного права[1]), другую часть стали составлять законы лип — относительно недавние или вовсе современные постановления законодателя, дополнявшие и развивавшие первые. В эпоху Тан (VII—X вв. по Р.Х.) этот дуализм получил несколько иное значение. Так, люй стали обозначать в основном только уголовные законы, а лин — все остальные.

Однако на этом развитие систематизации источников не остановилось. Древний Китай после эпохи Цинь знал еще следующие источники права: гэ — указы императоров, которые пришли на смену менее формальным мин и ши и определяли правила поведения, формализовавшие и подготавливавшие применение ли Конфуция.

Надо заметить, что из всей четверки традиционных источников права хорошо сохранились только законы люй, благодаря позднейшим актам Таиской династии, остальные либо не сохранились вовсе, либо дошли до нас в разрозненных отрывках. Формально, если рассматривать такую обширную кодификацию уголовных постановлений люй как «Тан люй туи» (653 г.) (Уголовные установления Тан с разъяснениями), то мы увидим, что из 502 статей этого кодекса 190 посвящены исключительно регулированию административных правоотношений. Европейская систематизация нрава, приходится это признать, проникла в Китай только в начале XX в. с началом рецепции европейских образцов законодательства и кодификации.

  • [1] Дело в том, что сознание китайцев воспринимало такие понятия, как «право», «закон», «наказание», как одно и то же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой