Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классическое Средневековье. 
История древнего мира и средних веков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большая часть средневековых авторов, которые характеризовали сложившееся социальное деление общества, писали о его тройственном делении — на «тех, кто молятся», священников и монахов, «тех, кто воюют» — рыцарей, и «тех, кто трудятся» — крестьян, сельских жителей. Принято говорить об общественном строе, сложившемся к XI в., как о феодальном. Феод — это название земельного владения, которое… Читать ещё >

Классическое Средневековье. История древнего мира и средних веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большая часть средневековых авторов, которые характеризовали сложившееся социальное деление общества, писали о его тройственном делении — на «тех, кто молятся», священников и монахов, «тех, кто воюют» — рыцарей, и «тех, кто трудятся» — крестьян, сельских жителей. Принято говорить об общественном строе, сложившемся к XI в., как о феодальном. Феод — это название земельного владения, которое жалуется сеньором своему подчиненному — вассалу (от лат. vassus — «слуга») на условиях временного держания, пока этот вассал несет военную службу и дает совет. Последнее обязательство (совета) связано с обязанностью участвовать в делах сеньора по его требованию и предоставлять ему совет в широком смысле этого слова (как наставление, рекомендацию). В случае невыполнения этих условий вассалом сеньор имел право лишить его феода и передать землю другому держателю. На деле это право возможно было реализовать только в случае, если сам сеньор был достаточно могущественен, поскольку обычно держатели вооруженным путем сопротивлялись отъему своей земли, которую со временем стали считать своей собственностью. Вступавший в вассальную зависимость был обязан принести присягу верности, которая предполагала взаимные обязательства, при которых, например, сеньор был обязан оказывать поддержку и покровительство своему вассалу. Впрочем, эта присяга нередко нарушалась, равно как обязательства, с обеих сторон.

Таким образом, в Западной и Центральной Европе утверждается феодальная раздробленность. Европейские монархи зачастую сохраняли власть только в пределах своих собственных владений, при этом сами часто являлись вассалами иных монархов или римского папы. Например, английские короли являлись вассалами французских монархов, как герцоги Нормандские и Аквитанские.

Непосредственными вассалами короля были крупные феодалы, светские и духовные — герцоги, графы, архиепископы, епископы, аббаты. В зависимости от соглашений с монархом, они обладали различными видами иммунитета, т. е. властных прерогатив — правом сбора налогов, осуществления судебных процедур в отношении подвластного населения, и административного регулирования. Феодалы такого уровня имели право также самостоятельно чеканить монету и иметь монетный двор. На нижней ступени феодальной лестницы находились бароны и рыцари. Несмотря на систему феодальной лестницы, которую выражала известная формула «вассал моего вассала — не мой вассал», эта система была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

В условиях регулярных набегов арабов, венгров и норманнов к концу раннего Средневековья стали возводиться замки — каменные сооружения с высокими стенами, зачастую двойными или даже тройными, подвесными мостами в качестве входа, сторожевыми башнями и рвами с водой. Такой замок в случае опасности мог принять как вооруженный гарнизон, так и жителей окрестных населенных пунктов. Возле замков со временем возникали городские поселения. Степень укрепленности замка зачастую свидетельствовала о степени военного могущества сеньора. Также постепенно складывалось феодальное рыцарство — класс профессиональных хорошо вооруженных воинов, закованных в тяжелую броню. Монастырские защитные сооружения также ст&™ повторять форму феодальных замков с целью защиты от внешних опасностей монастырской братии и окрестного населения.

Средневековые государства — королевства и княжества — не обладали четкими границами, поскольку зачастую такие государства представляли собой не конкретную территорию, а владения отдельного монарха или сеньора, князя, герцога. Земли его вассалов и подданных могли находиться в пределах его владений, а могли располагаться и в стране, подчиненной другому сеньору. Таким образом, государства того времени представляли собой личный союз государя и его непосредственных вассалов, что зачастую приводило к тому, что географически разные территории могли фактически находиться в составе того или иного государства. Например, английские короли в XII—XV вв. обладали обширными владениями во Франции (Нормандия, Гасконь), равно как короли Арагона (Испания) являлись владельцами южнофранцузских графств.

Главное духовное объединяющее начало для народов Западной и Центральной Европы того времени — католическая религия и католическая церковь, во главе которой находился римский папа. Вера стояла выше сословных, а также национальных и языковых различий. Богослужения проводились на латинском языке — одновременно главном международном языке общения Средневековья. Религия во многом являлась повседневным регулятором средневекового общества; звуком церковного колокола определялся ежедневный ритм жизни каждого прихода.

Римские папы зачастую рассматривали европейских монархов и их государства как своих духовно-политических вассалов, поскольку церковные епархии и приходы охватывали все европейское пространство с правом присваивать себе десятую часть доходов податного населения. Претензии на политическое господство пап, сформулированное еще Григорием I Великим (590—604), т. е. на превосходство церкви над государством, подкрепляемое экономическим вмешательством в доходную часть светских бюджетов, вызывали раздражение у многих европейских королей. Многовековое противостояние папства и светских государей Европы было характерной чертой развития средневековой цивилизации. Так, в XI—XII вв. начались борьба и открытое противостояние между Римом и императорами Священной Римской империи, а также английскими королями. Позже конфликт развернулся в отношениях папства и королей Франции, где папы потерпели поражение и вынуждены были смириться с так называемым «Авиньонским пленением пап» в 1309—1378 гг.

В 1054 г. единая церковь раскололась на римско-католическую (правоверную, западную) и православную (ортодоксальную, восточную). Раскол 1054 г. произошел в результате конфликта между римским легатом (послом папы) кардиналом Гумбертом и патриархом Константинопольским Михаилом Кируларием, во время которого оба предали друг друга анафеме. На сегодняшний день христианская церковь по-прежнему разделена на две большие ветви, что закрепляется также географически.

Помимо борьбы светской власти и церковной, период зрелого феодализма также отмечен борьбой центральной власти с крупными феодалами, а также военно-колонизационными походами западных рыцарей на Восток — Крестовыми походами. Во Франции, добившейся значительных успехов в деле централизации страны и усиления королевской власти, этот процесс растянулся вплоть до конца средневекового периода. Личные владения короля — так называемый домен — расширялись разными путями: при помощи брачных союзов, когда за принцессой давалось земельное владение в качестве приданого; благодаря получению выморочных (оставшихся без наследников) земель; а также путем регулярных конфискаций владений вассалов, нарушивших присягу. Союзником короны обычно была местная церковь, а также города с их ремесленно-купеческим населением, и мелкое рыцарство — все они поддерживали короля против сильных феодалов-землевладельцев. Самыми крупными среди последних были английские короли из французской династии Плантагенетов — они же герцоги и графы многочисленных владений на территории Франции (Нормандии, Аквитании, Анжу, Мена и др.), которые во много раз превышали владения собственно королевского домена. Воспользовавшись отказом английского короля Иоанна явиться на королевский суд в Париж, король Франции Филипп II конфисковал его земли и в начавшейся войне одержал решительную победу (битва при Бувине в 1215 г.). Иоанн получил прозвище Безземельный, а Филипп II был прозван Августом за то, что за время его правления (1180—1223) домен увеличился в четыре раза.

Внук Филиппа II Людовик IX (1226—1270), позднее названный Святым и канонизированный церковью, добился не менее важных успехов в деле централизации управления страной, заложив основы судебно-административной монархии. При нем сложился высший судебный орган Франции — Парижский парламент, который состоял из легистов, знатоков римского права, выходцев из городской и мелкорыцарской среды. Со временем король добился, чтобы все важные административные дела, а позже все уголовные, рассматривались только в королевском суде, который к тому же стал главной апелляционной палатой страны. Его решения были обязательны к исполнению па всей территории Франции, даже в землях, не входящих в королевский домен. Людовик IX запретил феодальные междоусобицы на территории домена и ограничил их на территории остальной страны.

В Англии не сложилось классической феодальной раздробленности, характерной для континентальной Западной Европы. В 1066 г. герцог Нормандский Вильгельм (1027/1028—1087) сумел ее завоевать, победив англо-саксонское войско в битве при Гастингсе. Позже он вошел в историю как Вильгельм Завоеватель. Этот король сразу стал проводить политику централизации власти, заставив всех рыцарей страны принести ему личную присягу. В 1086 г. по его приказу был составлен реестр всех феодальных владений Англии, благородного и податного населения, известный как «Книга Страшного суда» (все переписываемое население обязано было отвечать правдиво перед королевскими чиновниками, как на Страшном суде). Вильгельм раздавал земли в держание в виде небольших поместий, разбросанных в разных частях страны, которые не могли послужить основой для территориальной самостоятельности и претензий на скольконибудь автономную власть.

Королевская власть еще более усилилась при Генрихе II Плантагенете (1154—1189), прежде — французском графе Анжуйском, чья удачная женитьба на Алиеноре Аквитанской, владелице огромного герцогства на Юго-Западе Франции, позволила создать внушительную по тем временам державу, большая часть территорий которой располагалась во Франции. Этот же король объявил королевский суд высшей судебной инстанцией Англии, активно привлекая для судопроизводства в качестве присяжных местных жителей. Уголовное судопроизводство было исключено из юрисдикции частных судов сеньоров. По инициативе Генриха II в стране появился прообраз наемного войска, которое формировалось за счет специального налога — «щитовых денег» — официального откупа рыцарей от военной службы. Таким образом, был сделан первый шаг к формированию профессиональных вооруженных сил.

При преемниках Генриха II, особенно в правление Иоанна Безземельного (1199—1216), в борьбе с королем Франции утратившего большую часть своих континентальных владений, выросло недовольство баронов. Налоговый пресс и казнокрадство вынудили их поднять мятеж и заставить короля подписать «Великую Хартию вольностей», которую часто рассматривают как первую европейскую конституцию. По сути, это первый в средневековой истории документ, ограничивающий права короля. Отныне монарх мог издавать законы только с согласия Высшего совета, состоящего из представителей знати; отдельная статья гласила, что ни один свободный человек не мог быть арестован, подвергнут конфискации имущества или наказан без суда равных ему лиц. Все XIII столетие английские короли безуспешно пытались дезавуировать действие Хартии, воевали со своими баронами и даже попадали к ним в плен. Только в конце века Эдуард I подтвердил действие Хартии, заодно признав, что ни один налог не может быть введен без решения Парламента. В отличие от Парижского парламента, главного судебного органа Франции, парламент в Англии был созван по инициативе баронов в 1265 г., во время войны с королем, став первым представительным (законодательным) органом власти в Европе. В его состав вошли по два рыцаря от каждого графства (административной единицы в Англии) и, но два горожанина, выбираемые всеми свободными налогоплательщиками страны. Позже парламент разделился на палату лордов — титулованных дворян и высшего духовенства — и палату общин, рыцарей и горожан.

В Испании, захваченной арабами-мусульманами (.маврами, на европейский манер) в VIII в., на долгие столетия главным политическим процессом стала реконкиста — отвоевание христианских земель. Начавшись в Астурии — единственной северо-западной горной области, куда не добралась арабская конница, она затем была подхвачена королевствами, постепенно образовавшимися, но мере освобождения — Наваррой, Кастилией и Арагоном. В 1212 г. объединенные силы христианских королевств смогли нанести маврам важное поражение при Лас-Навас-де-Толоса, по сути, вытеснив их на юг. К концу XIII в. единственным мусульманским государством на Пиренейском полуострове остался Гранадский эмират.

В Германии, точнее говоря, в Священной Римской империи, в состав которой входили главным образом немецкие и итальянские земли, в XI— XIII вв. основным процессом стала борьба за политический приоритет между папами и императорами. Поводом стал так называемый спор за инвеституру — кому именно, папе или императору, назначать на должности епископов. Германия обладала значительным числом диоцезов, и большая часть епископата, назначенная императором, поддерживала монарха. На стороне папы оказались светские князья, заинтересованные в слабом императоре. Одной из кульминаций конфликта стало «стояние в Каноссе» в январе 1077 г., когда кающийся и отлученный от церкви император Генрих IV был вынужден вымаливать прощение у папы Григория VII, временно согласившись на все его условия. Промежуточным решением проблемы было соглашение 1122 г. о совместной инвеституре, когда епископы свободно избирались, а папа и император совместно утверждали их в должности. Императорская власть вследствие этого заметно ослабела, но попытки изменить положение предпринимали и последующие императоры. Так, Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) (1152—1190) уже опирался в своих притязаниях на легистов, знатоков римского права, которые обосновывали верховенство светской власти над церковной. В борьбе с папой Фридрих I активно воевал с североитальянскими городами, которые поддерживали папу, даже полностью разрушил Милан, однако после битвы при Леньяно в 1176 г. потерпел сокрушительное поражение. Эта борьба (длившаяся не одно столетие) получила название борьбы гвельфов — сторонников ограничения притязаний императора — и гибеллинов, сторонников сильной центральной власти. Последнюю попытку возродить могущество имперского авторитета сделал внук Фридриха I Фридрих II Гогенгитауфен (1220—1250), сделавший Италию (в частности, Королевство Обеих Сицилий, которое досталось ему по наследству) центром своего государства. За излишнюю самостоятельность и веротерпимость его не раз отлучали от церкви и подозревали в ереси. Борьба с папством, непокорными городами и князьями в итоге разрушила единство империи. После смерти Фридриха II Германия и Италия на долгое время лишились объединительного и централизованного начала и, в отличие от Англии, Франции и Испании, где шли процессы централизации королевской власти, распались на множество самостоятельных феодальных сеньорий.

В 1095 г. также началась эпоха Крестовых походов, организованных христианами с целью отвоевания Святой земли и освобождения Гроба Господня в Иерусалиме — города, когда-то бывшего византийским, т. е. христианским, но позже попавшего в руки мусульман. По представлениям того времени Иерусалим — центр мира, земное отражение небесного Иерусалима, Царства Небесного, а воды Иордана, где Спаситель принял крещение, смывали все земные грехи. Крестовые походы (выражение, возникшее в XVII в.), начавшиеся как массовое «паломничество за море» разного рода обездоленных людей, в одежде с нашивками в виде крестов, со временем превратились в военно-колонизационные предприятия западных рыцарей на Восток. Крестоносное движение, возникшее под влиянием духовной пропаганды церкви, трудностей социально-экономического порядка (неурожаев, голода, долгов и т. д.), а также политических целей, оказало колоссальное влияние на все развитие европейской средневековой цивилизации, затронув все слои тогдашнего общества. Расцвет крестоносного движения пришелся на XII в., когда после Первого крестового похода (1096—1099), самого успешного с точки зрения территориальных приобретений, на отвоеванных территориях Палестины образовались христианские государства — Латино-Иерусалимское королевство, графства Эдесса и Триполи, и княжество Антиохийское. В XIII в. и позже христиане также предпринимали несколько крестовых походов (всего их насчитывают восемь), в том числе против православных христиан, которые под эгидой распространения истинной католической веры зачастую носили откровенно грабительский характер.

Незначительное количество плодородной земли, малое число городов и удобных мест для проживания, сложные, непривычные для европейцев природные условия заставляли большинство крестоносцев, выполнивших свой обет, возвращаться с добычей домой, в Европу. Главной военной силой новых христианских государств в Палестине стали духовно-рыцарские ордена, члены которых помимо обычных монашеских обетов — бедности, безбрачия и послушания, давали еще обеты сражаться с мусульманами, оборонять Святую земли от их посягательств. Наиболее влиятельным среди прочих был орден тамплиеров (т.е. храмовников, по названию Храма Гроба Господня в Иерусалиме) во главе с великим магистром. Этот орден получил от папы огромные привилегии, фактически был независим от светских и духовных властей и превратился в весьма богатую организацию, с подразделениями в Европе. Помимо тамплиеров большим влиянием пользовался также орден госпитальеров (иоаинитов), возникший из отрядов рыцарей, охранявших госпиталь Св. Иоанна для паломников, в Иерусалиме.

По причине постоянных феодальных ссор и борьбы за ограниченные ресурсы Святой земли, уже с 1144 г. — времени захвата Эдессы мусульманами, христиане постепенно сдавали свои позиции на Востоке. В 1187 г. султан Египта Саладин сумел отбить Иерусалим, что стало поводом для очередной волны крестоносного движения. Однако Третий крестовый поход (1189—1192), в котором проявил себя английский король Ричард Львиное Сердце (даты правления 1189—1199), а также участвовали французский король Филипп II Август и германский император Фридрих I Барбаросса, закончился безрезультатно. Перессорившиеся друг с другом западные монархи не смогли слаженно противодействовать мусульманам.

Четвертый крестовый поход 1204 г., организованный папой Иннокентием III и Венецией, которая предоставила корабли крестоносцам, повернул в сторону Константинополя и Византии. Византия и греки были основными торговыми соперниками Венеции, и венецианцам не составило большого труда уговорить вождей похода изменить цель предприятия и захватить богатейший город Востока. Пятнадцатитысячное крестоносное войско без большого труда овладело Константинополем, раздираемым внутренней борьбой за власть. Европейским рыцарям досталась неслыханная добыча: они грабили императорские дворцы и храмы, жгли иконы и рукописи, переплавляли античные произведения искусства. На целых 60 лет Византийская империя перестала существовать, поскольку крестоносцы провозгласили создание своего государства — Латинской империи. Помимо Латинской империи на территории Византии возникло еще несколько крестоносных государств, просуществовавших до XV в. Большинство жителей Константинополя бежало на окраину страны, в азиатскую Никею. Именно Никейский император Михаил VIII Палеолог в 1261 г. восстановил Византийскую империю, вытеснив латинян из Константинополя.

В 1291 г. произошло падение Акры — последнего оплота крестоносцев на Святой земле, захваченной египтяпами-мамелюками. Масштабное крестоносное движение на Восток постепенно сходило на нет. Европейские страны и правители сосредоточивались на внутренних проблемах. Тем не менее именно благодаря тесным контактам с восточными цивилизациями европейцы научились видеть в их представителях не только врагов. Так, Саладин вошел в историческую память европейцев как мудрый и дальновидный политик. Возник интерес к древнегреческим и восточным авторам и литературе, европейцы активно перенимали технические и культурные достижения Востока, в том числе в военном деле и в правилах гигиены.

В классическое Средневековье постепенно возрождались старые римские города и возникали новые городские поселения, как правило, возле феодальных замков, крепостей и церковных центров. Среднестатистический средневековый город насчитывал от 2 до 10 тыс. жителей. Исключение составляли Париж, Лион, Милан, Флоренция, где проживало до 100 тыс. человек. Всем было известно, что «городской воздух делал зависимого человека свободным» — для этого надо было прожить в городе один год и один день. Начиная с XI в. постепенно богатеющие жители городов начали вести активную борьбу с сеньорами за получение самостоятельности, за освобождение от налогового и судебно-административного гнета, призывая в союзники королевскую власть. Обычно средствами борьбы городского населения за свои права были городские восстания — гак называемые коммунальные революции (от фр. commune — «коммуна», «союз борьбы с сеньором»), а также выкуп своих прав у сеньора. Правда, последнее могли себе позволить только самые богатые города, например Лондон и Париж. Коммунальные революции получили особенное распространение в Северной Франции и соседней Фландрии: классическим примером является история французского города Лана, горожане которого сражались за свою свободу вплоть до середины XIV в. Тем не менее значительная часть городов обрела свою самостоятельность: правда, если во Франции города оказались под протекторатом короля, который принял на себя функции их сеньора и защитника, то в северной Италии и Германии, где не образовалось сильной центральной власти, зачастую города выступали как самостоятельные государственные единицы. Североитальянские города — Милан, Венеция, Флоренция являлись одними из самых богатых городов Европы, где постоянно проходили обширные ярмарки и куда отовсюду приезжали торговцы, а уже в XI в. появились первые меняльные, позднее банковские конторы, равно как развитое цеховое производство.

Ремесленные цехи — профессиональное и высокорегламентированное объединение мастеров и подмастерьев единого производственного профиля — одна из характерных черт жизни средневекового города, наряду с купечеством и университетами. В зависимости от разных факторов (размера, местоположения города, хозяйственной специализации и др.) в нем могли быть представлены сотни цехов разных направлений. Например, в Париже было более 300 цехов, и в их числе уже в XIII в. значился цех парфюмеров.

Постепенно цехи превращались в настоящие корпорации с широкими внутренними правами и наследственностью. Зачастую стать мастером, нс будучи членом цеховой семьи, было практически невозможно: претендовать на такой статус могли лишь родственники мастера. Это привело к тому, что в городах появляется значительный по размерам слой «вечных подмастерьев».

Не менее важными горожанами были также и купцы. Внешняя торговля в эпоху классического Средневековья стала не менее развитой, чем внутренняя. Чаще всего она осуществлялась посредством Северного, Балтийского и Средиземного морей. Известен крупнейший торгово-государственный союз городов (главным образом, северогерманских) — участников внешней торговли — Гапза (нем. Нате — букв, «союз»). Объединившая более 80 городов, среди которых Гамбург, Бремен, Гданьск, Кельн и др., Ганза просуществовала с XII по XVI в. Во главе союза находился город Любек. Ганза располагала собственной казной, флотом, вела войны, осуществляла посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, состояла в торговых отношениях со многими другими городами, в числе которых были русские Псков и Новгород. Лидерами средиземноморской торговли являлись венецианцы, генуэзцы и каталонцы. Так, у Барселоны было несколько десятков своих торговых представительств (прообраз современных консульств) практически во всех средиземноморских портах, а торговые интересы Генуи простирались до Черного моря и Крыма (крепости-фактории Каффа, Сольдайя-Судак).

Наконец, все средневековые университеты также располагались в городах, не обязательно больших. Так, первым европейским университетом считается Болонский, основанный в XI в. Университеты того времени делились на землячества — объединения студентов той или иной страны, а также на факультеты, специализировавшиеся на определенной отрасли знания. В частности, первыми возникли факультеты богословия и права, в позднее Средневековье появились медицинские факультеты. Как раз Болонский университет прославился своей школой правоведения, возродившей к жизни римское право. К числу старейших университетов Европы относятся также английские Оксфорд (конец XII в.) и Кембридж (начало XIII в.), французский Парижский университет (Сорбонна, XII в.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой