Контрольные вопросы.
Философия и методология науки
Британский физик Дж. Зиман в своей широко известной работе «Реальная наука: что это и что это значит» подчеркивает, что научные знания производятся на базе максимального согласия среди научного сообщества, а также являются высоко надежными и воспроизводимыми (что, собственно, и отличает науку как деятельность). Эти характеристики одновременно относятся к определению истины, которой достигает… Читать ещё >
Контрольные вопросы. Философия и методология науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Каковы функции философии в научном познании?
- 2. Какие этапы можно выделить в становлении философии науки?
- 3. В чем состояли основные идеи программы неопозитивизма в философии науки?
- 4. Каковы основные характеристики науки как деятельности?
- 5. В чем состоят основные достоинства и недостатки корреспондентной и когерентной теорий истины?
- 6. Какие трудности присущи конвенционалистской концепции истины?
- 7. Какие основные группы критериев истины можно выделить в научном познании?
- 8. Что означает тезис «научный метод — это теория в действии»?
Практикум
1. Проблема единой цели научной деятельности.
Существует ли единая охватывающая цель науки, которая сохраняется постоянной на фоне обновляющихся конкретных целей и руководит самим научным проектом? Эта тема является предметом дискуссий.
Одна из точек зрения состоит в том, что в научном познании не существует единственной цели, которая охватывала бы все науки, а есть подвижный комплекс целей, создающийся и пересматривающийся в ходе самой научной деятельности. Наука имеет только специализированные цели, и не стоит ей приписывать какие-то запредельные или недостижимые цели, чтобы попытаться придать ей некий глобальный смысл. Такой точки зрения придерживается, в частности, Л. Лаудан[1].
Противоположный тезис состоит в том, что научному проекту как таковому может быть приписана общая регулятивная цель, которая, конечно, конкретизируется в ходе научного продвижения. Общая цель задаст базовые ориентиры научной деятельности, оставляя достаточно простора для вариаций в конкретных научных областях. Эта цель — достижение истинного знания об окружающем мире. Эту точку зрения защищает Ф. Китчер. При этом, по его мнению, общая цель науки — не просто истинное знание, а достижение существенных истин. Нам нс нужны точные сведения сами по себе; нам нужны знания, которые отвечают на важнейшие для нас, глубокие вопросы[2].
Какая из этих точек зрения вам ближе?
Приведите аргументы в пользу вашей точки зрения.
2. Знаменитому французскому физиологу, основоположнику экспериментальной медицины К. Бернару (1813—1878) принадлежит высказывание: «Искусство — это „я“, наука — это „мы“».
Как вы понимаете это высказывание?
Какие черты научной деятельности оно отражает?
3. Представим, что мы решили пойти по пути неопозитивистов и задались целью построить язык «чистого наблюдения» как надежную опору для научного познания.
Допустим, мы проводим под микроскопом наблюдение дегрануляции так называемых тучных клеток. Дегрануляция — это процесс высвобождения тучными клетками в окружающую среду своего содержимого (специальных биологически активных веществ). В ходе наблюдения мы фиксируем и отражаем в «языке наблюдения» следующие события: «В исходный момент времени t{ во взвеси тучных клеток наблюдалось 5% спонтанной дегрануляции»; «после добавления аллергена взвесь помещена в термостат на 15 мин»; «через 15 мин дегранулировало около 20% клеток».
Можно ли считать эти утверждения сформулированными в языке «чистого наблюдения»? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Существует точка зрения, согласно которой наука является лишь усовершенствованным здравым смыслом. Так, М. Шлик считал, что познание в науке и в ежедневной жизни фактически представляют собой один и тот же процесс. Согласно мнению некоторых философов наука — просто более «правильный», «методичный» тип мышления, чем обыденное познание.
Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свою позицию.
Если вы считаете, что наука имеет особенности, радикально отличающие ее от обыденного здравого смысла, то назовите их.
5. Заполните таблицу, суммирующую характеристики основных концепций истины.
Название концепции. | Основная идея концепции. |
6. Философия природы, или натурфилософия, в прежние века была одним из течений, которое активно развивали многие известные философы (Ф. Шеллинг, Г. Гегель и другие). Но сегодня это направление имеет мало последователей. Распространено мнение, что философия природы в современных условиях исчерпала себя, так как природа является сегодня объектом точного естествознания.
Как вы считаете, возможна ли (и нужна ли) философия природы в современных условиях? Может ли она служить дополнением к естествознанию и каким образом? Обоснуйте свою точку зрения.
7. Причины разливов Нила.
Древнегреческий историк Геродот в своей «Истории» анализировал различные объяснения ежегодных разливов реки Нил. Эти разливы долгое время оставались загадкой. Геродот отвергает имеющиеся объяснения по ряду соображений. Так, одно объяснение состоит в том, что причиной разливов служат этесийские ветры, которые препятствуют течению реки в морс. Однако в некоторые годы нс бывает ветров, но разлив все же происходит. Кроме того, если бы причиной были ветры, то и все другие реки, текущие против ветра, должны были бы иметь разливы. Еще одно из объяснений — разливы Пила связаны с таянием снегов. Однако, возражает Геродот, Пил течет из жарких и засушливых стран (и приводит ряд соображений в пользу этого: знойные ветры, дующие из этих стран, и др.).
Геродот предлагает следующее объяснение. Солнце «уходит» зимой ближе к области Верхней Ливии. Там, в верховьях Нила, оно «притягивает» к себе воду, где ее подхватывают ветры. Летом оно вновь «возвращается» на середину неба и «притягивает» воду равномерно из всех рек. Зимой Солнце «притягивает» воду только из Нила, поэтому Нил мелеет. Летом же Солнце «притягивает» воду равномерно изо всех рек, Нил становится более полноводным и разливается.
Конечно, это объяснение нельзя назвать правильным. На самом деле разлив Нила происходит из-за обильных сезонных дождей в горных районах, где начинаются главные притоки Нила (о чем не было известно Геродоту).
Тем не менее в этом примере виден рациональный подход к исследованию данного вопроса.
Какие черты нау чного мышления присутствуют в этих рассуждениях?
8. Британский физик Дж. Зиман в своей широко известной работе «Реальная наука: что это и что это значит»[3] подчеркивает, что научные знания производятся на базе максимального согласия среди научного сообщества, а также являются высоко надежными и воспроизводимыми (что, собственно, и отличает науку как деятельность). Эти характеристики одновременно относятся к определению истины, которой достигает научное познание.
К какой {или к каким) из концепций истины вы бы отнесли эту точку зрения? Обоснуйте свое суждение.
- [1] См.: Laudan L. A Problem-Solving Approach to Scientific Progress // Scientific Revolutions / ed. by I. Hacking. Oxford, 1992. P. 154.
- [2] Cm.: Kitcher Ph. The Advancement of Science. Oxford, 1993. P. 119.
- [3] См. ZirnanJ. Real Science: What It Is, and What It Means. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.