Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Контрольные вопросы. 
Философия и методология науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Британский физик Дж. Зиман в своей широко известной работе «Реальная наука: что это и что это значит» подчеркивает, что научные знания производятся на базе максимального согласия среди научного сообщества, а также являются высоко надежными и воспроизводимыми (что, собственно, и отличает науку как деятельность). Эти характеристики одновременно относятся к определению истины, которой достигает… Читать ещё >

Контрольные вопросы. Философия и методология науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Каковы функции философии в научном познании?
  • 2. Какие этапы можно выделить в становлении философии науки?
  • 3. В чем состояли основные идеи программы неопозитивизма в философии науки?
  • 4. Каковы основные характеристики науки как деятельности?
  • 5. В чем состоят основные достоинства и недостатки корреспондентной и когерентной теорий истины?
  • 6. Какие трудности присущи конвенционалистской концепции истины?
  • 7. Какие основные группы критериев истины можно выделить в научном познании?
  • 8. Что означает тезис «научный метод — это теория в действии»?

Практикум

1. Проблема единой цели научной деятельности.

Существует ли единая охватывающая цель науки, которая сохраняется постоянной на фоне обновляющихся конкретных целей и руководит самим научным проектом? Эта тема является предметом дискуссий.

Одна из точек зрения состоит в том, что в научном познании не существует единственной цели, которая охватывала бы все науки, а есть подвижный комплекс целей, создающийся и пересматривающийся в ходе самой научной деятельности. Наука имеет только специализированные цели, и не стоит ей приписывать какие-то запредельные или недостижимые цели, чтобы попытаться придать ей некий глобальный смысл. Такой точки зрения придерживается, в частности, Л. Лаудан[1].

Противоположный тезис состоит в том, что научному проекту как таковому может быть приписана общая регулятивная цель, которая, конечно, конкретизируется в ходе научного продвижения. Общая цель задаст базовые ориентиры научной деятельности, оставляя достаточно простора для вариаций в конкретных научных областях. Эта цель — достижение истинного знания об окружающем мире. Эту точку зрения защищает Ф. Китчер. При этом, по его мнению, общая цель науки — не просто истинное знание, а достижение существенных истин. Нам нс нужны точные сведения сами по себе; нам нужны знания, которые отвечают на важнейшие для нас, глубокие вопросы[2].

Какая из этих точек зрения вам ближе?

Приведите аргументы в пользу вашей точки зрения.

2. Знаменитому французскому физиологу, основоположнику экспериментальной медицины К. Бернару (1813—1878) принадлежит высказывание: «Искусство — это „я“, наука — это „мы“».

Как вы понимаете это высказывание?

Какие черты научной деятельности оно отражает?

3. Представим, что мы решили пойти по пути неопозитивистов и задались целью построить язык «чистого наблюдения» как надежную опору для научного познания.

Допустим, мы проводим под микроскопом наблюдение дегрануляции так называемых тучных клеток. Дегрануляция — это процесс высвобождения тучными клетками в окружающую среду своего содержимого (специальных биологически активных веществ). В ходе наблюдения мы фиксируем и отражаем в «языке наблюдения» следующие события: «В исходный момент времени t{ во взвеси тучных клеток наблюдалось 5% спонтанной дегрануляции»; «после добавления аллергена взвесь помещена в термостат на 15 мин»; «через 15 мин дегранулировало около 20% клеток».

Можно ли считать эти утверждения сформулированными в языке «чистого наблюдения»? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Существует точка зрения, согласно которой наука является лишь усовершенствованным здравым смыслом. Так, М. Шлик считал, что познание в науке и в ежедневной жизни фактически представляют собой один и тот же процесс. Согласно мнению некоторых философов наука — просто более «правильный», «методичный» тип мышления, чем обыденное познание.

Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свою позицию.

Если вы считаете, что наука имеет особенности, радикально отличающие ее от обыденного здравого смысла, то назовите их.

5. Заполните таблицу, суммирующую характеристики основных концепций истины.

Название концепции.

Основная идея концепции.

6. Философия природы, или натурфилософия, в прежние века была одним из течений, которое активно развивали многие известные философы (Ф. Шеллинг, Г. Гегель и другие). Но сегодня это направление имеет мало последователей. Распространено мнение, что философия природы в современных условиях исчерпала себя, так как природа является сегодня объектом точного естествознания.

Как вы считаете, возможна ли (и нужна ли) философия природы в современных условиях? Может ли она служить дополнением к естествознанию и каким образом? Обоснуйте свою точку зрения.

7. Причины разливов Нила.

Древнегреческий историк Геродот в своей «Истории» анализировал различные объяснения ежегодных разливов реки Нил. Эти разливы долгое время оставались загадкой. Геродот отвергает имеющиеся объяснения по ряду соображений. Так, одно объяснение состоит в том, что причиной разливов служат этесийские ветры, которые препятствуют течению реки в морс. Однако в некоторые годы нс бывает ветров, но разлив все же происходит. Кроме того, если бы причиной были ветры, то и все другие реки, текущие против ветра, должны были бы иметь разливы. Еще одно из объяснений — разливы Пила связаны с таянием снегов. Однако, возражает Геродот, Пил течет из жарких и засушливых стран (и приводит ряд соображений в пользу этого: знойные ветры, дующие из этих стран, и др.).

Геродот предлагает следующее объяснение. Солнце «уходит» зимой ближе к области Верхней Ливии. Там, в верховьях Нила, оно «притягивает» к себе воду, где ее подхватывают ветры. Летом оно вновь «возвращается» на середину неба и «притягивает» воду равномерно из всех рек. Зимой Солнце «притягивает» воду только из Нила, поэтому Нил мелеет. Летом же Солнце «притягивает» воду равномерно изо всех рек, Нил становится более полноводным и разливается.

Конечно, это объяснение нельзя назвать правильным. На самом деле разлив Нила происходит из-за обильных сезонных дождей в горных районах, где начинаются главные притоки Нила (о чем не было известно Геродоту).

Тем не менее в этом примере виден рациональный подход к исследованию данного вопроса.

Какие черты нау чного мышления присутствуют в этих рассуждениях?

8. Британский физик Дж. Зиман в своей широко известной работе «Реальная наука: что это и что это значит»[3] подчеркивает, что научные знания производятся на базе максимального согласия среди научного сообщества, а также являются высоко надежными и воспроизводимыми (что, собственно, и отличает науку как деятельность). Эти характеристики одновременно относятся к определению истины, которой достигает научное познание.

К какой {или к каким) из концепций истины вы бы отнесли эту точку зрения? Обоснуйте свое суждение.

  • [1] См.: Laudan L. A Problem-Solving Approach to Scientific Progress // Scientific Revolutions / ed. by I. Hacking. Oxford, 1992. P. 154.
  • [2] Cm.: Kitcher Ph. The Advancement of Science. Oxford, 1993. P. 119.
  • [3] См. ZirnanJ. Real Science: What It Is, and What It Means. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой