Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кризис начала XXI в.: монетаризм или кейнсианство?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но кризис 2007—2009 гг. подверг сомнению безупречность позиции максимальной либерализации экономики и сокращения вмешательства государства в экономические и социальные процессы. Приведенные в таблице 1.1.1 данные свидетельствуют о том, что разные по степени развития экономики, численности населения, моделям рыночной экономики страны за редким исклю; 1] Брюммерхофф Д. Теория государственных… Читать ещё >

Кризис начала XXI в.: монетаризм или кейнсианство? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В практической деятельности при разработке финансовой (бюджетно-налоговой) политики правительства США и Великобритании в 1970;е гг. теории Дж. М. Кейнса и его последователей сменили на теорию экономики предложения, отражающей монетаристские взгляды и подходы неоклассиков. Например, наряду с проблемами «провала рынков» Д. Брюммерхофф предлагает рассматривать несовершенство государства, включая несовершенство коллективного выбора, особенностей государственных (муниципальных) услуг[1].

Но кризис 2007—2009 гг. подверг сомнению безупречность позиции максимальной либерализации экономики и сокращения вмешательства государства в экономические и социальные процессы.

Данные «Панорамы сектора государственного управления», подготовленные Организацией экономического содействия и развития (ОЭСР), показывают, что в докризисный период между 2000 и 2007 гг. страны — члены ОЭСР снизили свою долю бюджетных расходов в среднем на 0,6 процентных пунктов ВВП. Однако после начала кризиса эта доля выросла на 4,9 процентных пунктов в ОЭСР за период 2007—2009 гг. Только часть увеличения связана с уменьшением ВВП, другая отражает увеличение, вызванное необходимостью обеспечения стабильности финансовой системы[2] и стимулирования экономического развития.

Приведенные в таблице 1.1.1 данные свидетельствуют о том, что разные по степени развития экономики, численности населения, моделям рыночной экономики страны за редким исклю;

Таблица 1.1.1. Изменение доли бюджетных расходов в ВВП и роста ВВП в отдельных странах в 2005—2011 гг.[3]

Изменение доли бюджетных расходов в ВВП и роста ВВП в отдельных странах в 2005—2011 гг.

Кризис начала XXI в.: монетаризм или кейнсианство?

чением показывают общую тенденцию увеличения относительных показателей бюджетных расходов в кризисный период. Разный временной лаг не позволяет объяснить такую тенденцию только влиянием встроенных стабилизаторов.

По мнению Экономической экспертной группы Минфина России, прошедший кризис стимулировал продолжение дискуссии относительно государственного финансового стимулирования экономики[4], при этом одни эксперты считают, что роста государственных расходов в условиях кризиса не должно быть (например, Р. Барро, Ч. Редлик)[5], а другие — наоборот (А. Ауэрбах, Ю. Городниченко)[6].

Границы участия государства в рыночной экономике

В период кризиса абсолютно новых теорий о значении роли государственного финансового регулирования в условиях рыночной экономики не возникло, но появилось большое количество публикаций, содержащих сравнительный анализ эффективности мер бюджетно-налоговой политики в разных странах, попытки определить оптимальный размер государственных расходов, а также мер по обеспечению среднеи долгосрочной сбалансированности бюджета и оптимизации бюджетных расходов[7]. Ученые, представляющие идеи либеральной экономики, соглашаясь с тем, что в условиях кризиса государственные (муниципальные) расходы растут, опасаются долгосрочного закрепления увеличенного объема расходов после выхода из кризиса.

X. Дебрун, Ж. Пизани-Ферри и А. Сапир провели исследование[8] о влиянии размеров государственного вмешательства в экономику[9] на колебание роста ВВП. В результате проведенного ими анализа и моделирования были получены выводы о том, что традиционная связь между масштабами государственных расходов и нестабильностью экономики была утрачена, а там, где проводится успешная денежно-кредитная политика и обеспечено развитие финансового рынка, последние могут заменить государственные расходы в качестве стабилизатора. Тем не менее, получить однозначный ответ на вопрос, какой объем государственных расходов начинает играть дестабилизирующую роль, не удалось, назван приблизительный предельный размер — 40% от ВВП.

  • [1] Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов / под общ. ред. А. Л. Кудрина; пер. с нем. Владикавказ: Пионер-Пресс, 2001. С. 171.
  • [2] В данном случае под финансовой системой понимаются институты финансового рынка.
  • [3] Составлено на основе данных Всемирного банка: URL: http ://data.worldbank.org/
  • [4] Обзор экономических показателей от 14.03.2013. Экономическая экспертная группа Минфина России // URL: eeg.ru
  • [5] Barro R., Redlick С. Macroeconomic Effects from Government Purchases and Taxe // NBER Working Paper. № 15 369 // URL: nber.org/papers/ wl5369. pdf?new_window=l
  • [6] Auerbach A., Gorodnichenko Y. Fiscal Multipliers in Recession and Expansion. Berkley, 2012 // URL: nber.org/chapters/cl2634.pdf. Дата последнего обращения 31.03.2013.
  • [7] Они почему-то получили название бюджетной консолидации.
  • [8] Debrun X., Pisani-Ferry J., Sapir A. Government Size and Output Volatility: Should We Forsake Automatic Stabilization? // IMF Working Paper. Fiscal Affairs Department. 2008. May.
  • [9] Размер определяется как доля государственных и муниципальных расходов в ВВП.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой