Ресурсы власти.
Социология и политология
Референтная власть основана на идентификации подчиненного с носителем власти и желании быть похожим на него. Подобное основание власти с необходимостью включает в себя высокий престиж обладателя власти и наделение его рядом высоких положительных качеств. Так, мальчик, стремясь быть похожим на футбольную звезду, готов носить за этой звездой мяч, а ученик талантливого мастера — выполнять все его… Читать ещё >
Ресурсы власти. Социология и политология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Итак, отношения власти и зависимости — это разновидность социального взаимодействия. В них присутствуют и играют немалую роль символические посредники обмена — средства (или ресурсы) власти.
Ресурсы власти — это средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов. Их обладатели приобретают властные преимущества и могут использовать их для мотивации, убеждения, поощрения или наказания, а также обмена на другие ценности, например уступки со стороны других людей или социальных групп.
Ресурсы власти могут быть классифицированы по разным основаниям. В классификации О. Тоффлера выделяются три основных ресурса — сила, богатство, знания. По его мнению, в современном обществе решающую роль играют знания. А. Этциони разделил ресурсы власти на утилитарные (блага, удовлетворяющие повседневные потребности людей), принудительные (административное наказание или иные виды санкций) и нормативные (воздействие на ценности и нормы человека с целью достижения его поддержки).
Если рассматривать тип носителя власти, можно предположить, что свои ресурсы имеют законодательная, исполнительная и судебная власти, государственная и партийная, власть лидера и аппарата.
Нередко типология ресурсов власти осуществляется на основе учета мотивации поведения участников властных отношений (субъекта и объекта). Выделяют типы властвования на основе страха, убеждения, интереса, привычки, авторитета. Для каждого типа ресурсов характерен свой набор форм и средств воздействия, свой механизм использования, условия реализации и предел эффективности.
Дж. Френч и Б. Рейвен выделили семь оснований власти.
- 1. Власть принуждения — ее сила определяется угрозой наказания за нежелательные для властителя действия путем блокирования того или иного мотива (той или иной потребности). В крайних случаях власть принуждения может осуществляться непосредственно физически — например, когда ребенка насильно укладывают в постель.
- 2. Власть связей основывается на том, что одна сторона взаимодействия способна воздействовать на поведение другой, используя власть третьего лица. Например, декан может применить санкции по отношению к преподавателю, ссылаясь на распоряжение ректора. Власть связей — один из вариантов власти принуждения, только с подключением дополнительных ресурсов третьих лиц.
- 3. Власть эксперта.'Ее сила зависит от объема приписываемых властителю особых знаний, интуиции, навыков, относящихся к сфере того поведения, которого добивается подчиненный. Новичок на производстве подчиняется наставнику, так как тот имеет больше мастерства и навыков в работе.
- 4. Нормативная власть основана на воспринятых и усвоенных подчиненными нормах, согласно которым носитель власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Например, руководитель информационного агентства вводит ежедневные оперативные совещания сотрудников, желая улучшить качество работы. Подчиненные осознают необходимость этого нововведения, его объективные причины, и с этого момента проведение совещаний становится нормой.
- 5. Референтная власть основана на идентификации подчиненного с носителем власти и желании быть похожим на него. Подобное основание власти с необходимостью включает в себя высокий престиж обладателя власти и наделение его рядом высоких положительных качеств. Так, мальчик, стремясь быть похожим на футбольную звезду, готов носить за этой звездой мяч, а ученик талантливого мастера — выполнять все его желания.
- 6. Информационная власть имеет место в случаях, когда некто владеет информацией, представляющей для другого ценность. Стремясь быть «в курсе», другой может пойти на уступки в отношении желаний обладателя, тем самым он обменивает свою независимость в некоторых вопросах на приобретение необходимой ему информации. Студент, желающий получить знания, подчиняется преподавателям, ограничивая свою свободу. Сотрудник учреждения может выполнять желания секретаря директора, если этот секретарь владеет информацией о его дальнейшей судьбе в этом учреждении.
- 7. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием того, в какой мере один индивид в состоянии удовлетворить потребности другого и насколько он поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения этого другого индивида. В качестве вознаграждения могут выступать многие ценности: деньги, престиж, внимание, безопасность и т. д. Выбор вознаграждения зависит от возможностей обладателя власти, структуры потребностей индивида, а также от ситуации взаимодействия между ними.
В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют экономическую, социальную, принудительную, информационную, политическую власть.
Ресурсы власти.
Таблица 1
Экономические. | Социально; политические. | Информационнокультурные. | Силовые. |
—материальные. | —доступ к социаль; | —знания и информация; | —оружие; |
ценности, необ; | ным благам; | —институты науки и об; | —аппарат физи; |
холимые для об; | —политическая под; | разования; | ческого при; |
щественного. | держка; | —язык; | нуждсния (ар; |
производства и. | —социальная ста; | —пропаганда во всех ее. | мия, милиция,. |
потребления; | бильность и поря; | формах; | службы безо; |
—деньги; | док; | —средства массовой ин; | пасности, суд,. |
—плодородные земли; —полезные ископаемые и т. п. |
| формации и т. п.; —идеалы, интересы, убеждения людей; —идеология, вера, доверие, общественное настроение; —чувства (патриотические, национальные, религиозные). | прокуратура). |