Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тесты способностей. 
Оценка персонала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие «интеллект» объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Читать ещё >

Тесты способностей. Оценка персонала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тесты на интеллект

Тесты способностей включат в себя методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества: тесты на физические, умственные способности (уровень умственного развития, грамотность, квалификацию, мотивационные факторы), интеллект и креативность.

Оценивать интеллектуальный уровень человека в количественных показателях начали в 1912 г., когда немецкий ученый-психолог Вильям Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта», или IQ.

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие «интеллект» объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Типичный тест на интеллект состоит из некоторого количества заданий: обычно от 40 до 200, на выполнение которых дается строго ограниченное время (приложения 28, 29). Самым популярным тестом для диагностики интеллекта в СССР стал тест Д. Векслера, разработанный им в 1940;х гг. Сегодня популярным является тест Айзенка на уровень интеллекта IQ, который предназначен для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала (рис. 5.1−5.3).

Считается, что 2/3 населения планеты имеют IQ= 100 ±15, что признается за средний интеллект (сверхвысокий интеллект — более 130, сверхнизкий интеллект — ниже 70).

Рис. 5.1.

Рис. 5.1. " Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных" (фрагмент теста Айзенка на интеллект).

Рис. 5.2.

Рис. 5.2. " Найдите недостающее число" (фрагмент теста Айзенка на интеллект).

Рис. 5.3.

Рис. 5.3. " Вставьте пропущенное число" (фрагмент теста Айзенка на интеллект).

Тесты на креативность

Интересными представляются и тесты на креативность, первые из которых придумал американский психолог Джой Гилфорд (1897−1976). Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он на основе использования тестов и факторного анализа предпринял попытку математического построения модели творческой личности (рис. 5.4, 5.5). Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской науке и промышленности. Основными составляющими креативности по Гилфорду являются:

  • — беглость мысли (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);
  • — гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
  • — оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых);
  • — любознательность (чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям);
  • — способность к разработке гипотезы (гипотеза — это смелая идея, которая нуждается в проверке).

Рис. 5.4.

Рис. 5.4. " Вставьте недостающее число" (фрагмент теста на креативность Дж. Гилфорда).

Рис. 5.5.

Рис. 5.5. " Вставьте пропущенное число" (фрагмент теста на креативность Дж. Гилфорда).

Когнитивные тесты

Когнитивные тесты оценивают такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, восприятие. К примеру, такие тесты, как «Корректурные пробы» Бурдона (концентрация внимания, скорость реакции), тест «Правописание-орфография», «Оперативная память на лица» (фотографии), «Оперативная память на геометрические фигуры» .

Так, «Корректурная проба» Бурдона, разработанная им в 1895 г., используется сегодня для выявления устойчивости внимания и способности к его концентрации. Обследование проводится при помощи специальных бланков, на которых приведен ряд букв (или цифр), расположенных в случайном порядке (рис. 5.6; приложение 30).

Фрагмент стимульного материала корректурной пробы Бурдона.

Рис. 5.6. Фрагмент стимульного материала корректурной пробы Бурдона.

Обследуемый просматривает ряд знаков и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы (или цифры). При этом через каждые 30 или 60 с исследователь делает отметки в том месте таблицы, где в это время находится карандаш испытуемого, а также регистрирует время, затраченное на выполнение всего задания. По шаблону проверяется количество ошибок, допущенных испытуемым. Подсчитывается количество просмотренных знаков. О достаточной устойчивости и концентрации внимания свидетельствуют показатели: время, затраченное на выполнение заданий, и количество ошибок.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой