Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Католическая церковь и ее влияние на государственно-правовое развитие стран Запада

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В раннем Средневековье короли-«варвары», принимая христианство и получая тем самым поддержку церкви, подносили ей большие дары, прежде всего в виде обширных земельных владений. Церкви принадлежало около 1/3 обрабатываемых земель, она активно включилась в борьбу за земное благополучие и обладание богатствами. Так, во Франции к моменту Великой буржуазной революции (1789 г.) ей принадлежала 1/7… Читать ещё >

Католическая церковь и ее влияние на государственно-правовое развитие стран Запада (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале IV в., в период правления римского императора Константина, христианская церковь была официально признана. Христианство было объявлено равноправной религией империи. В 325 г. собрался первый в истории «вселенский» собор христианской церкви — Никейский. Председательствовал на нем сам император (в то время еще верховный понтифик римской языческой церкви, поскольку крестился Константин много позже, перед самой смертью). Никейский собор выработал Символ веры, объявил христианскую церковь «вселенской» и «ортодоксальной» (непогрешимой, православной). Римский епископ был провозглашен единственным патриархом западной половины империи. В восточной ее части патриаршество было разделено между четырьмя престолами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.

Церковь и государственное строительство. Христианство и народовластие

Христианские идеи достоинства, свободы и нравственности создают уникальный код европейского сознания.

Алексий //, патриарх Московский и всея Руси

Возникшая Римская курия объединила римские религиозные общины. Во главе общин стояли профессиональные священнослужители, посвященные в сан путем проведения соответствующего обряда — таинства. Вместе они составляли церковный клир[1]. Высшим слоем священнослужителей были епископы. Им принадлежала и религиозная, и судебная власть; они же были вправе толковать смысл церковных обрядов.

Возрастающий авторитет римско-католической церкви опирался на Священное Писание и религиозные чувства верующих. Он основывался и на созданной к тому времени мощной и централизованной церковной организации, построенной на четком отделении клира от мирян, на строго иерархических началах жизни духовенства, на его безусловном подчинении епископату, римской курии. Большую политическую силу имели возникавшие еще с VI в. монашеские, а позднее духовно-рыцарские ордена, представлявшие собой строго централизованные объединения, уставы которых утверждались папством. Католическая церковь создала собственные политические, финансовые и судебные органы, дипломатическую службу. Государственные дела стали рассматриваться римскими папами как один из важнейших аспектов деятельности церкви.

Христианская церковь была тесно вплетена в феодальные отношения. Она становилась мощной экономической, политической и культурной организацией Средневековья.

Для освобождения местных церквей от влияния светских институтов и феодалов, вмешивавшихся в процедуру назначения священнослужителей, в 1075 г. Григорий VII в еще более строгой форме подтвердил запрет Латеранского собора (1059 г.) светским лицам осуществлять функции священнослужителей.

Догматы церкви становились государственными уложениями. Римские государственно-правовые идеалы и римское христианство стали основой идеологии Запада.

В эпоху Средневековья католическая церковь представляла собой практически независимую, автономно управляющуюся организацию. Ее взаимоотношения с королевской властью в разные периоды Средневековья были сложными и неоднозначными. Они нередко порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили и к прямому противоборству.

В раннем Средневековье короли-«варвары», принимая христианство и получая тем самым поддержку церкви, подносили ей большие дары, прежде всего в виде обширных земельных владений. Церкви принадлежало около 1/3 обрабатываемых земель, она активно включилась в борьбу за земное благополучие и обладание богатствами. Так, во Франции к моменту Великой буржуазной революции (1789 г.) ей принадлежала 1/7 часть всей земли страны. Так церковь постепенно превратилась в крупного собственника, имевшего по сравнению с самими королями и светскими магнатами несомненное преимущество, ибо церковные и монастырские земли не подлежали дроблению и возврату в мирской земельный фонд.

Церковь являла собой духовное сообщество, оказывавшее глубокое нравственное воздействие на верующих, а также способствовавшее формированию единой религиозной культуры и самосознания.

Христианство дало человечеству нравственные заповеди, основанные на признании равенства людей в своем важнейшем, духовном измерении — в отношении к Богу, на уважении человеческого достоинства (поскольку каждый человек сотворен Богом по своему образу и подобию), на освобождении духовно-нравственной жизни от политического контроля («отдайте кесарю кесарево, а Божие Богу») и о приоритете религиозно-нравственных ценностей.

Под влиянием христианства в Средние века утвердились идеи о том, что монарх и власть в целом должны служить своему народу и не вправе нарушать законы, вытекающие из божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека. Получила распространение концепция общественного договора, трактующая государственную власть как следствие свободного договора между народом и правителем, договора, которые обязаны соблюдать обе стороны.

Большое влияние на подготовку благоприятной духовно-нравственной почвы для демократии оказали средневековые религиозные движения, выступающие против независимости церковных авторитетов от мирян, христианской общины, также протестантская реформация, борющаяся за ликвидацию жесткой церковной иерархии и за утверждение в среде верующих демократических идеалов раннего христианства.

Теократическая доктрина рассматривала церковь как единственную организацию, которой принадлежит право быть посредником между Богом и людьми.

Сотериологическое (от лат. soter — спаситель) влияние на светскую власть отмечалось императором Константином и Карлом Великим.

После обретения Римской католической церковью полноценной государственности методология ее влияния сменилась на эвдемоническую (от древнегреч. evdemon — счастье). Церковь стала государством в государстве, подчиняя своей силе королей.

В VII в. оформилась церковная юрисдикция: был установлен церковный иммунитет священнослужителей (запрет светского вмешательства в дела церкви).

Церковь активно добивалась светской власти. О конце VIII в. уже можно говорить как о времени появления Папского государства со всеми основными атрибутами феодальной государственности[2]. Папа, став главой государства, получил титул епископа Рима, викария Христа, преемника князя апостолов, первосвященника вселенской церкви, патриарха Запада, примаса Италии, архиепископа и митрополита Римской провинции, суверена, Верховного понтифика. Его богатства стремительно возрастали в силу обложения верующих налогом в 1/10 часть дохода со двора и за счет продажи индульгенций (специальных грамот об отпущении грехов).

С начала XI в. папу стали избирать пожизненно. Участие в выборах могли принимать уже не все епископы, а самые почетные из них — кардиналы. Для выбора папы они собирались на конклав (собрание). Резиденцией паны стал Ватикан — предместье Рима, но его власть простиралась далеко за пределами Рима. На местах папу представляли его наместники (нунции), им подчинялись епископы и аббаты, возглавлявшие монастыри.

В распоряжении папы были и собственные войска — монашеские военно-политические отряды, состоявшие из крестоносцев, чьи ордены возглавляли магистры, командовавшие капитулами — отрядами монахов во главе со старшинами.

В X—XI вв. христианская церковь переживала упадок. Притязания Западной церкви на особую политическую роль вызвали отрицательное отношение византийских императоров и духовенства.

В 1054 г. единая христианская церковь разделилась на западную (римско-католическую) и восточную (православную) церкви[3].

Проблемы, с которыми столкнулась церковь, вынудили папу Григория VII осуществить важные реформы, направленные на укрепление его власти: монархи оказались отстраненными от процедуры назначения папы.

Во все государства папа направлял своих представителей, легатов, уполномоченных способствовать объединению вокруг Рима местных церквей. Он опирался на сеть подвластных ему аббатств[4].

При Григории VII была разработана теория двух мечей. Утверждалось, что папство получило от Бога два меча (символа власти): духовный и мирской. Первый меч папство оставило у себя, а второй вручило монархам, которые должны были пользоваться им под присмотром церкви. Считалось, что монархи не имели права навязывать свою власть папам. Об этом свидетельствует тот факт, что в XII и XIII вв. короли Польши, Венгрии и Болгарии согласились рассматривать свои королевства как ленное владение папы и приносили ему клятву верности. Во многих государствах, особенно в Германии и Италии, католическая церковь располагала территориями, на которых она осуществляла государственную власть.

Григорий VII, заставивший императора Священной Римской империи германской нации Генриха IV простоять перед своим замком в Каноссе (Северная Италия) три дня босым в одежде кающегося грешника и сделать заявление о том, что папы могут низлагать императоров, что никто им не судья, что не считается католиком тот, кто не согласен с римским папой, и что папа римский может освобождать от присяги неугодных владыкам. Папа Иннокентий III, победитель в конфликте с английским королем Иоанном Безземельным, утверждал: «Мы (паны) призваны господствовать над всеми народами и царствами».

В XII и XIII вв., будучи на вершине могущества, римский престол вмешивался во внутренние дела государств в качестве высшего судьи и арбитра, могущего «связывать и разрешать». Папы прибегали к отлучению от церкви королей, когда те выходили из подчинения.

Могущество Римской католической церкви позволило папам налагать интердикты (от лат. interdictum — запрещение) на богослужение. В 1155 г. интердикту за грехи был подвергнут Рим, в 1180 г. — Шотландия, в 1200 г. — Франция, в 1208 г. — Англия.

Римские папы активно претендовали на руководство всем христианским миром. Католическая церковь превращалась в надтерриториальную, общеевропейскую теократическую монархию со своими политическими, финансовыми, дипломатическими, судебными органами. «Христианизация» стала характерной чертой средневековой западноевропейской государственности.

Католическая церковь не ограничивалась в своих политических притязаниях территорией Европы, стремясь к мировому господству. Папа Иннокентий VIII организовал и финансировал экспедицию X. Колумба. На пего была возложена миссия открыть новые земли и найти кратчайший путь в Индию.

Изначально оправдывавшая право убийства на войне, католическая церковь со временем стала выступать за смягчение правил ведения войн.

По ее инициативе объявлялись дни перемирий. Так, Эльнский собор 1027 г. ввел запрет на ведение военных действий во время христианских праздников и с 15 часов субботы до 6 часов понедельника. Издавались приказы, запрещавшие убивать женщин, детей и стариков, а также раненых. Зародился институт военного плена: пленных не убивали, их могли отпустить за выкуп.

Церковь выступала инициатором запрета использования отдельных видов оружия. Так, Вторым Латеранским собором 1139 г. было запрещено использование арбалетов и ядов, правда, только против христианских народов.

Гуманистические идеи, которые находили отражение в правилах ведения войн, основывались на осознании единства христианских народов Европы. Однако возникновение в XVI в. протестантского движения привело к тому, что войны в Европе приобрели религиозный характер и идея единства христианских пародов была предана забвению. Самой опустошительной войной на религиозной почве была Тридцатилетняя война 1618— 1648 гг., завершившаяся заключением Вестфальского мира 1648 г.[5]

В результате усиления националистических настроений и возвышения власти королей с XIV в. начинается упадок власти пап над светскими правителями.

  • [1] Клир — духовенство, совокупность священнослужителей и церковнослужителей христианской церкви. Священнослужители обладают духовным саном (званием), полученнымв результате свершения одного из таинств — «священства». Сан дает им духовную властьнад верующими, право проповеди, свершения церковных таинств, право руководить нравственно-религиозной жизнью верующих. Священнослужители разделены на ряд иерархических ступеней. Низшую образует дьяконат, среднюю — пресвитериат (священники), высшую — епископат. Церковнослужители — псаломщики и пономари — духовным саномне обладают и выполняют второстепенные, вспомогательные церковные функции. Отношения внутри клира носят авторитарный характер — низшие чины обязаны беспрекословноподчиняться высшим.
  • [2] За всю историю было 265 пап. В 2013 г. после добровольной отставки папы БенедиктаXVI избран новый папа Франциск I, который стал 266 папой в истории.
  • [3] Хотя формально раскол вытекал из расхождений, но чисто религиозным вопросам (догмату о происхождении Святого духа, учению о благодати, порядку причащения и т. д.), в основе раскола лежали прежде всего политические противоречия — борьба за руководствохристианским миром и светской государственной властью.
  • [4] См.: Рулет Н. Историческое введение в право. С. 232.
  • [5] История европейского международного права. М.: Международные отношения, 2005.С. 13.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой