Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Законы риторики. 
Риторика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это предположение кажется справедливым на том основании, что самим Аристотелем убедительность рассматривалась как сущностный признак речей, произносимых в ходе обсуждения важнейших вопросов — мира и войны, защиты и безопасности страны, финансов, торговли и законодательства, — по которым необходимо было принимать взвешенные и взаимоприемлемые решения. Нетрудно заметить, что потребность обеспечения… Читать ещё >

Законы риторики. Риторика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Риторика как учение об общественной речи всегда претендовала на всеохватность, которая заключалась в стремлении классифицировать и регламентировать все виды общественной речи, обеспечивающие общественное бытие. Риторика Аристотеля различала три вида речей: показательную (эпидейктическую), судебную и совещательную. В этих терминах были скрыты, во-первых, категория этоса — виды собраний, где может быть произнесена речь, во-вторых, категория пафоса — задача прославить или осудить что-либо или кого-либо, рассмотреть прошедшие события, склонить или отклонить предлагаемые решения и, в-третьих, категория логоса — способы создания понятной и эстетически совершенной речи (табл. 1.1).

Виды речи (по Аристотелю).

Таблица 1.1

Вид речи.

Этос.

Пафос.

Логос.

Показательная.

Торжественное собрание.

Прославить или осудить.

Соединить прошлое и будущее.

Судебная.

Народный суд.

Осудить или оправдать.

Речь о прошлом.

Совещательная.

Народное собрание.

Склонить или отклонить.

Речь о будущем.

Из приведенных в таблице данных следует (по Ю. В. Рождественскому):

  • — всякий вид речи есть закономерное единство этоса, пафоса и логоса, специфическое для данного вида речи;
  • — все виды речи в категории логоса выделяют отношение ко времени;
  • — в категории пафоса выделяют отношение к действительности через действие: отсутствие действия, изучение результатов действия, намерение совершить действие;

в категории этоса выделяют типы аудитории, характеризующие общественно-государственное устройство.

Указанные следствия образуют три закона риторики.

Первый закон риторики: речь обеспечивает общественные структуры (государство) путем своего разделения на виды.

Второй (основной) закон риторики: всякий вид речи представляет собой диалектическое единство этоса, пафоса и логоса.

Третий закон риторики: всякий вид речи имеет свое отношение к действительности и времени.

Нетрудно заметить, что пафосы показательной и судебной речи некоторым образом пересекаются. Аристотелевская классификация, привязывающая риторику к основным видам современной ему общественной деятельности, в достаточной степени условна, эвристична. Действительно, совещательные речи, основное содержание которых заключалось в определении, что есть польза или вред в конкретной ситуации, произносились на советах и в собраниях граждан античного полиса. Участники обсуждения могли высказывать и оценки прошлых или альтернативных решений, похвалы в пользу обсуждаемого мнения или даже личности оратора, его отстаивающего. По существу, речи в собрании граждан должны были представлять собой сочетание всех видов речей: совещательной, судебной и эпидейктической.

«Эвристичность» аристотелевской классификации стала особенно заметной в процессе развития цивилизации. Постоянное усложнение общественных структур привело к тому, что аристотелевское деление уже не охватывало всего разнообразия места действия общественной речи, явно не ограничивавшегося торжественным собранием, народным судом или народным собранием. Заметно возросло жанровое разнообразие речей, обеспечивающих общественное бытие. Именно поэтому жесткую всеобъемлющую жанровую классификацию современной общественной речи произвести трудно. Следовательно, с точки зрения выработки практических навыков владения речью целесообразнее говорить о необходимости изучения основных жанрообразующих родов речи и выработки умений и навыков владения ими в практической деятельности.

Это предположение кажется справедливым на том основании, что самим Аристотелем убедительность рассматривалась как сущностный признак речей, произносимых в ходе обсуждения важнейших вопросов — мира и войны, защиты и безопасности страны, финансов, торговли и законодательства, — по которым необходимо было принимать взвешенные и взаимоприемлемые решения. Нетрудно заметить, что потребность обеспечения успешной деятельности в этих сферах общественной жизни породила впоследствии частные риторики — дипломатическую, военную и деловую, — каждая из которых к настоящему времени обладает весьма специфическим жанровым репертуаром. Принципы же разработки убеждающей речи, за исключением ряда авторских подходов, остаются неизменными на протяжении столетий.

В современном обществе информационная речь по своей социальной значимости начинает играть роль не ниже традиционной убеждающей. Социальный статус личности теперь в значительной степени определяется объемом и качеством информации, которая находится в распоряжении человека. Следовательно, умение информировать сегодня имеет вес ничуть не меньший, чем раньше — умение всесторонне аргументировать.

С развитием массовой коммуникации информация постепенно утрачивала признаки научной объективности, приобретая под воздействием индивидуального интереса черты мнения. В свою очередь, утверждение мнения всегда оставалось задачей оратора, что обращает информационную речь в лоно риторики.

С другой стороны, еще в гомеровском эпосе отмечалось, что цель совещательной речи, основывающейся на рациональных аргументах, — «помочь умом». Однако «помочь умом» оказывается возможным далеко не всегда и не всем. Совещательные речи — для умудренных опытом вождей, для относительно спокойной обстановки, когда люди способны оценить разумность аргументов. Для простых воинов, даже и для героев, измученных боем, подавленных потерями товарищей, нужны совсем другие речи: так герои Гомера призывают друг друга возвыситься «бестрепетным духом». Эти речи составляют основной массив «окрыленных слов» военных ораторов «Илиады», и их по праву можно назвать вдохновляющими.

Конечно, вдохновляющие речи произносятся не только в боевой обстановке. Когда нужно в кратчайшее время сформировать необходимый эмоционально-волевой настрой слушателей, вселить уверенность в своих силах, подвигнуть к действию — без знания особенностей вдохновляющей речи не обойтись. Уметь вдохновлять в равной степени необходимо педаrory, формирующему мотивацию обучающихся перед началом занятия («учиться будем весело, чтобы хорошо учиться»), менеджеру, стремящемуся сплотить команду, внедрить в сознание ее членов общие позитивные ценности, тренеру, настраивающему спортсменов на важную игру, и многим другим.

Таким образом, говоря о родах современной общественной речи, целесообразно отойти от аристотелевской классификации и заключить, что в настоящее время общественная речь слагается из трех основных жанрообразующих родов речи: убеждающей, информационной и вдохновляющей.

Об особенностях их риторической разработки речь пойдет далее.

В заключение по аналогии с рассмотренными нами определениями объекта и предмета общей риторики дадим формулировку объекту и предмету педагогической риторики.

Объект педагогической риторики — мыслеречевая деятельность субъектов образовательного процесса.

Предмет педагогической риторики — система правил организации речи, способствующих достижению коммуникативных целей в сфере образования.

Очевидно, что парадигма и метод общей риторики равным образом распространяются и на риторику педагогическую.

Таким образом, риторика есть наука об общественной речи, характеризующаяся сложившейся парадигмой, собственными объектом, предметом, законами и категориями.

Изучению правил риторики как технологии речемыслительной деятельности посвящены следующие главы учебника.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой