Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное обеспечение в федеративной республике германия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пенсионное страхование. Основную часть системы социального обеспечения представляет, безусловно, пенсионная система. В целом можно отметить, что пенсионная система Германии построена по принципу, схожему с аналогичной системой Франции. Она традиционно сохраняет разные системы обязательного пенсионного страхования, в которых существуют определенные различия между рабочими и служащими, а также… Читать ещё >

Социальное обеспечение в федеративной республике германия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студенты должны:

знать

  • • общие черты системы социального обеспечения ФРГ;
  • • основные виды и размеры социальных выплат;

уметь

  • • анализировать социально значимые проблемы и процессы;
  • • обосновывать предложения по использованию опыта ФРГ на российской почве;

владеть

• навыками анализа основных правовых явлений, правовых норм, правоотношений, возникающих в сфере социального обеспечения ФРГ.

Ключевые термины: Социальный кодекс Германии; пенсионное страхование; страхование по болезни; социальные выплаты на детей; страхование по безработице; страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Систему социального обеспечения Германии можно считать одной из старейших в мире. Именно в Германии в конце позапрошлого века впервые появились законы о социальном страховании. В 1883 г. канцлером Германии Отто фон Бисмарком был подписан закон о страховании по болезни, в 1884 г. — о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 1889 г. — о страховании по инвалидности и по старости. Однако специалисты отмечают, что социальное страхование, даже будучи добровольным либо добровольно-обязательным, существовало в этой стране задолго до этих законов.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по социальному обеспечению, является Социальный кодекс Германии[1]. Принят также ряд законов, посвященных отдельным видам социального обеспечения.

Система социального обеспечения Германии имеет много схожего с аналогичной системой Французской Республики. Во-первых, она также имеет в своей основе принцип страхования. Причем в последнее время активно развивается добровольное страхование граждан от различных социальных рисков. Собственно система социального страхования включает в себя пенсионное страхование, медицинское, страхование от несчастных случаев, по безработице и инвалидности. Кроме того, в Германии очень развита система социальной помощи, предоставляемой гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Во-вторых, для рассматриваемой системы также характерно существование режимов обеспечения, зачастую — по профессиональному признаку. Отметим, что множественность режимов социального обеспечения характерна не только для Германии и Франции. В Бельгии существует режим обеспечения для всех работников.

Социальное страхование в этой стране включает в себя пять направлений: страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай болезни, от безработицы, на случай необходимости в уходе, пенсионное страхование.

Отметим еще одну особенность. Размеры социальных выплат в Германии зависят от того, на какой территории проживает гражданин. Существует деление на так называемые «старые земли», включающие бывшую ФРГ, и «новые земли» — бывшая ГДР. Выплаты в последних обычно несколько ниже.

Финансовую основу системы социального обеспечения Германии составляют страховые взносы, уплачиваемые работниками и работодателями. Причем в большинстве видов социального страхования установлен потолок страховых платежей, для каждого — свой. Например, взносы на страхование по болезни и в связи с материнством составляют 45 900 евро в год, страхование по безработице —.

57 600 евро для «старых земель» (67 200 евро для «новых земель») в год1. Исключение составляет страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, где взносы уплачиваются со всего заработка гражданина, а процент устанавливается в зависимости от класса профессионального риска.

Пенсионное страхование. Основную часть системы социального обеспечения представляет, безусловно, пенсионная система. В целом можно отметить, что пенсионная система Германии построена по принципу, схожему с аналогичной системой Франции. Она традиционно сохраняет разные системы обязательного пенсионного страхования, в которых существуют определенные различия между рабочими и служащими, а также между отраслями экономики[2][3]. Она включает в себя государственные системы, объединенные в государственную пенсионную систему, и частные системы в рамках отдельных предприятий (корпоративное пенсионное страхование). Государственная система является достаточно сложной, в нее входит несколько крупных режимов пенсионного обеспечения. К ним относится обеспечение государственных служащих, рабочих и служащих государственного и негосударственного сектора экономики, работников сельского хозяйства, работников свободных профессий, самозанятого населения (адвокатов, врачей, нотариусов, аптекарей и др.).

Система пенсионного страхования представлена Федеральным учреждением немецкого пенсионного страхования (Deutsche Rentenversicherung Bund), региональными учреждениями (Region altrager der Deutschen Rentenversicherung), немецким страхованием горняков, железнодорожников и моряков (Deutsche Rentenversichemng Knappschaft-BahnSee), а также кассами пенсионного обеспечения по старости работников сельского хозяйства (Landwirtschaftliche Alterskassen)[4].

В то же время можно отметить ряд различий. В рамках пенсионного страхования гражданам Германии предоставляются все виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Кроме того, в стране действует система добровольного пенсионного страхования, основанного на принципе пенсионных накоплений. Участие в этой системе является привлекательным для лиц, имеющих возможность делать более высокие взносы на накопительную пенсию (которая, правда, и будет выше), а также для лиц, имеющих высокий заработок, поскольку они не могут уплачивать взносы со всей заработной платы, в силу существования потолка страховых платежей. В то же время отмечается, что роль частных систем достаточно ограничена, так как они выплачивают около 5% совокупного дохода пенсионеров1.

Система обязательного пенсионного страхования распространяется на наемных работников. Она финансируется за счет страховых взносов (в настоящее время эти взносы составляют почти 20% зарплаты работника, 9,95% уплачивает он сам, 9,95% — работодатель) и дотаций из государственного бюджета (имеющих целевое назначение — выплата социальных пенсий) через пенсионные кассы. Критерием обязательности участия в указанной системе является определенный уровень ежемесячных доходов. Граждане имеют право присоединиться к указанной системе в порядке добровольного страхования. На государственных служащих, обладающих статусом чиновника, распространяется система государственного пенсионного обеспечения. Финансирование этой системы происходит из государственного бюджета. Работники свободных профессий и самозанятое население присоединяются к системе обязательного пенсионного страхования либо участвуют в системах корпоративного пенсионного страхования. Финансирование последних осуществляется за счет специальных пенсионных фондов, в которых аккумулируются страховые платежи указанных лиц. Сходным образом устроена система пенсионных пособий для фермеров, которая в значительной мере дотируется государством[5][6].

В настоящее время пенсионный возраст в Германии составляет 65 лет для мужчин и для женщин. Основное стажевое требование для получения пенсии по старости — не менее 60 месяцев (пять лет) страхового стажа. Правда, некоторые граждане имеют право уйти на пенсию с 60 лет, однако размер пенсии будет уменьшен на коэффициент, соответствующий количеству недостающих месяцев либо лет. Основной размер пенсии складывается из количества пунктов, отражающих страховой вклад гражданина, коэффициента (понижающего либо повышающего, если лицо вышло на пенсию позднее достижения пенсионного возраста), а также стоимости пенсии в месячном выражении — в настоящее время 28 евро для старых земель и почти 25 евро — для новых. Следует заметить, что в немецком законодательстве не закреплено ни минимального, ни максимального размера пенсии.

Чтобы начать получать пенсию, гражданин должен уволиться с работы. Такое же требование, кстати, характерно не только для Германии, но и для Франции, Италии[7].

Пенсионная система Германии испытывает сегодня значительные трудности, как, впрочем, и аналогичные системы других стран. Снижение количества работников, увеличение продолжительности жизни — лишь некоторые факторы, которые приводят к увеличению дефицита бюджетов пенсионных систем. Поэтому во многих странах проводится их серьезное реформирование. В Германии в настоящее время началось постепенное повышение пенсионного возраста — с 65 до 67 лет. Это коснется лиц, рожденных после 1947 г. С 2012 до 2029 г. пенсионный возраст будет повышаться на один месяц за каждый год, до достижения 66 лет, затем на два месяца за один год. Кроме того, серьезное внимание уделяется развитию накопительных механизмов пенсионирования, за счет привлечения личных средств граждан и компаний.

Что касается пенсий по случаю потери кормильца, они могут быть назначены лишь пережившему супругу и детям. Размер пенсии вдовы (или вдовца) зависит от размера пенсии, которую получал либо мог получать кормилец, и составляет от 25 до 45% последней. Пенсия ребенку составляет 10%. Если он потерял обоих родителей, размер удваивается.

Страхование па случай необходимости в уходе. Данный вид страхования является обязательным с 1995 г. Он предполагает, что в отдельных случаях застрахованное лицо, страдающее от серьезного заболевания (физического или психического), либо признанное инвалидом, нуждается в постороннем уходе на период не менее шести месяцев. При этом необходимость в уходе оценивается исходя из четырех составляющих: гигиены, питания, передвижения и ведения домашнего хозяйства.

В зависимости от того, насколько часто лицо нуждается в постороннем уходе — реже одного раза в день, ежедневно, постоянно — устанавливается одна из четырех категорий, которые и определяют размер пособия: от 225 до 1550 евро в месяц, в исключительных случаях — до 1918 евро в месяц.

Если уход осуществляется в стационаре, страхование покрывает до 75% стоимости содержания лица там, без учета стоимости питания и расходов на проживание. Максимальные размеры страхового покрытия составляют, в зависимости от категории, от 1023 до 1550 евро в месяц.

Страхование по болезни. Данный вид страхования осуществляется порядка 145 страховыми кассами, многие из которых действуют лишь на уровне отдельных земель например, кассы Ortskrankenkassen. Эти кассы распространяются почти на всех работающих граждан, независимо от сектора экономики, в которых они заняты (исключение, например, составляют шахтеры).

В отличие от иных видов обязательного социального страхования, данный вид страхования не является обязательным для лиц, имеющих высокий заработок (свыше 52 200 евро в год), а также для лиц, имеющих подработку с заработком менее 450 евро в месяц. Другая особенность — возможность частичного распространения страхования на супруга и детей застрахованного лица.

В рамках данного вида страхования гражданин, во-первых, имеет право на оплату лечения, медикаментов, пр. Во-вторых, в случае заболевания либо травмы ему может быть назначено пособие по временной нетрудоспособности. Как правило, работодатель должен сохранять за работником заработок на период первых шести недель нетрудоспособности. После этого страховая касса начинает выплачивать пособие в размере 70% заработка, в пределах потолка страховых платежей. Как правило, пособие выплачивается за одно заболевание не более 78 недель в течение трех лет. Кроме того, в случае ухода за заболевшим ребенком в возрасте до 12 лет (если в семье нет никого, кто мог бы осуществлять такой уход) у застрахованного лица возникает право на пособие за 10 рабочих дней (на одного ребенка за один календарный год) и не более 20 дней, если он или она в одиночку воспитывает ребенка[8].

Кроме того, именно в рамках данного вида социального страхования действует обеспечение в связи с материнством. Помимо оплаты медицинских услуг, акушерского сопровождения до и после родов, женщина имеет право на получение пособия на период шесть недель до родов и восемь недель (12 недель в случае преждевременных родов либо рождения нескольких детей) после них. Пособие выплачивается в размере среднего заработка за последние 13 недель до отпуска, но не более 13 евро в день. Работодатель доплачивает разницу между пособием и средним заработком. Женщины, не подлежащие данному виду страхования, либо по страховому полису супруга (о такой возможности упоминалось выше) получают пособие в размере не свыше 210 евро за счет Федерального учреждения социального страхования (Bundesversicherungsamt).

Социальные выплаты, связанные с рождением и воспитанием детей. Эти выплаты во многом зависят от того, работают ли родители, воспитывают ли они ребенка или детей вместе либо один из родителей уклоняется от исполнения своих обязанностей.

Следует также отметить, что в системе социального обеспечения Германии основное пособие на детей для работающих граждан предоставляется в виде налоговых вычетов, а для неработающих — в виде выплат.

Так, для получения пособий лицо не должно быть застрахованным в связи с исполнением трудовых обязанностей, либо на добровольной основе, и не иметь регулярного ежемесячного дохода, либо доход должен быть недостаточным — не более 385 евро в 2013 г., либо 450 евро — в случае «минимальной занятости».

Условия предоставления семейного пособия — наличие ребенка либо детей в возрасте до 18 лет либо до 21 года при условии, что они не могут найти работу либо учебу, но ищут таковую; учащихся — до 25 лет, некоторых иных. Размер пособия зависит от количества детей. В настоящее время на каждого из первых двоих детей оно составляет 184 евро в месяц, на третьего ребенка — 190 евро, на каждого последующего — 215 евро.

Кроме того, системой предусмотрены иные виды пособий, основания предоставления которых можно назвать специальными. Отметим пособие на воспитание ребенка. Оно предоставляется одному из родителей, который занят воспитанием ребенка, при этом не работает либо работает менее 30 часов в неделю. Дополнительным условием выступает доход семьи, он не должен превышать 30 000 евро в год на супружескую пару, либо 23 000 евро в год на одинокого родителя. Пособие выплачивается до достижения ребенком двух лет и составляет 300 евро в месяц. Кроме того, можно отметить пособие одинокому родителю, которое назначается на период не более 72 месяцев до достижения ребенком возраста 12 лет. Размер пособия зависит от возраста ребенка и от территории проживания и достигает 170 евро в «старых землях» и 151 евро в «новых землях».

Страхование по безработице. Это достаточно старый вид страхования, хотя оно и было учреждено позднее иных — в 1927 г. Страхование по безработице (Gesetzliche Arheitslosenversicherung) является обязательным и осуществляется Федеральным агентством занятости (Bundesagentur fur Arbeit). Данное агентство включает в себя центральный офис, региональные отделения и местные агентства.

Право на страховую выплату есть у трудоспособного гражданина, не имеющего работы по независящим от него причинам, зарегистрированного в службе занятости. К лицам, не имеющим работы, приравнены занятые менее 15 часов в неделю. Такой гражданин должен быть готов приступить к оплачиваемой деятельности, а также самостоятельно искать себе работу. Минимальный страховой стаж для назначения пособия составляет 12 месяцев в течение двух последних лет[9].

Начало выплаты пособия может быть отложено, если трудовой контракт расторгнут без уважительной причины.

Пособие достигает 60% заработной платы для получателей, не имеющих детей, и 67% — для лиц с детьми1. Получение пособия связано также с поиском работы (в случае отказа либо неявок выплата пособия приостанавливается на срок до 12 недель). Минимальный срок выплаты пособия 156 дней. Максимальный — один год. Пожилым безработным срок выплаты пособия может быть увеличен, кроме того, они могут уйти на пенсию по достижении возраста 60 лет.

Если же безработный не имеет права на страховые выплаты либо утратил такое право, в случае малообеспеченное™ ему предоставляется фиксированное минимальное пособие.

Страхование от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний. Финансирование данного вида страхования производится исключительно за счет средств работодателя, причем страховые платежи осуществляются с полного заработка, а не в пределах максимальной величины. Соответственно возмещение является более высоким, чем в случае с общим заболеванием либо травмой в быту.

Характерной чертой страхования от несчастных случаев на производстве является его обязательность для большинства групп занятого населения: рабочих, служащих, надомных работников, деятелей искусства, фермеров и безработных. Зачастую в обязательном порядке страхуются и работодатели. С 1971 г. этот вид страхования обязателен также для студентов, учащихся и детей, посещающих детские дошкольные учреждения[10][11].

Если застрахованному лицу установлена временная нетрудоспособность в связи с несчастным случаем, он имеет право получать пособие по нетрудоспособности (Verletztengeld), выплата которого начинается после периода сохранения заработка, составляющего шесть недель после самого случая. Размер пособия составляет 80% заработка, и выплачивается не более 78 недель.

Если лицу установлена стойкая нетрудоспособность более 20%, он имеет право получать пенсию в размере двух третьих предыдущего заработка, в пределах его максимальной величины. Если требуется уход, назначаются надбавки, составляющие от 318 до 1270 евро в старых землях, и от 287 до 1148 евро в новых.

В случае смерти пострадавшего вдовец либо вдова может претендовать на получение выплаты в зависимости от возраста, трудоспособности, наличия детей на иждивении. К примеру, лицу в возрасте моложе 45 лет, не имеющему детей, пенсия назначается в размере 30% годового заработка умершего кормильца, и выплачивается не более 24 месяцев.

Каждый ребенок в возрасте до 18 лет, либо до 27 лет (в случае учебы, прохождения некоторых видов службы, либо если он признан инвалидом), вправе получать пенсию в размере 20% заработка умершего родителя, либо 30% - в случае смерти обоих родителей.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Сравните системы социального обеспечения Германии и Франции.
  • 2. В чем особенности системы социального обеспечения в Германии?
  • 3. Расскажите о видах обязательного социального страхования в Германии.
  • [1] Juni 2010 Miinchen, 2010.
  • [2] Здесь и далее размеры страховых взносов, а также социальныхвыплат приведены по состоянию па 1 января 2010 г. URL: http://www.cleiss.fr/docs/regimes/regime_allemagne.html (дата обращения: 06.01.2011).
  • [3] Анохин А. А., Титов В. А., Ярыгина Т. В. Социальная защита населения Германии: механизмы и особенности // Известия Русского Географического общества. 2003. Т. 135. Выл. 1. С. 60.
  • [4] Vos droits cn maticrc de securite sociale en Allemagne (URL: http://ec.eu ropa. eu / empl oy men t_social / emplportal/SS Ri n E U/Your%20social %20security%20rights%20in%20Germany_fr.pdf (дата обращения: 8 августа2013 г.)).
  • [5] См.: L’avenir de nos retraites: Rapport remis au Premier Ministre le 29 avril1999 / Charpin J.-M. [et autres]. Paris: La documentation francaise, 1999. P. 43.
  • [6] См.: Анохин А. А., Титов В. А., Ярыгина T. В. Социальная защитанаселения Германии: механизмы и особенности // Известия РусскогоГеографического общества. 2003. Т. 135. Вы и. 1. С. 58—59.
  • [7] Хижный Э. К. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. М., 2006. С. 66—67.
  • [8] Трудовое и социальное право зарубежных стран: Сравнительноправовое исследование / под ред. Э. Б. Френкель. М.: Юристъ, 2002.С. 538.
  • [9] См.: Vos droits en matiere de securite sociale en Allemagne.
  • [10] См.: Хижный Э. Указ. соч. С. 164—165.
  • [11] Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза.М.: Экономика, 2006. С. 139.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой