Основные подходы к анализу процесса принятия государственных решений
![Реферат: Основные подходы к анализу процесса принятия государственных решений](https://westud.ru/work/6433582/cover.png)
Повторение процесса анализа. Системный анализ не является конечным процессом. Аналитик рассматривает его как итеративный цикл, включающий обратную связь, т. е. новую информацию о том, что работает, а что пет. Анализ информации о последствиях решения (как ожидаемых, так и неожиданных), помогают аналитику переформулировать проблему, обосновать коррекцию цели и начать процесс экспертной поддержки… Читать ещё >
Основные подходы к анализу процесса принятия государственных решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сложность и разносторонность процесса принятия государственных решений ведет к многочисленным вариантам подходов к его изучению. Собственную интерпретацию проблем эффективности, результативности и подотчетности решений, так же как и роли информации и ценностей в процессе принятия государственных решений дает каждая из следующих аналитических моделей:
- 1) рациональная — ориентирована на выявление возможностей максимизировать эффективность решений;
- 2) торга — ориентирована на выявление возможностей добиться политической поддержки государственных решений, усиливая тем самым их результативность за счет роста политической проходимости;
- 3) участия — ориентирована на максимизацию включения в процесс принятия решений тех, кто подвергается их воздействию, что повышает политическую подотчетность государственных решений.
- 4) общественного выбора — ориентирована на оптимизацию использования рыночных сил в сфере принятия политико-административных решений.
Рациональная модель
Данная модель развивает классический подход, базирующийся на работах экономистов, специализирующихся в области микроэкономики и стремящихся объяснить поведение индивидов и фирм, рассматривающих эффективность в качестве важнейшей ценности. Главное, получить набольшую прибыль от любой инвестиции. Проблема принятия решений решается ответом на вопрос: как с имеющимися ресурсами добиться максимальных результатов?
Рациональный подход базируется на системном анализе, который, в свою очередь, руководствуется гремя основными принципами.
- 1. Первый принцип: всякой деятельности, связанной с управлением и принятием решений, должно предшествовать определение целей и установление субординации этих целей, т. е. целеполагание.
- 2. Второй принцип: существуют альтернативные пути, методы достижения поставленных целей, отличающиеся друг от друга издержками и сроками реализации. Эти пути и методы нужно уметь сравнивать с точки
зрения некоторой выбранной системы критериев, ориентированной на максимизацию эффективности.
3. Третий принцип: анализ результатов принятых решений должен проводиться для коррекции поставленных целей и использованных методов, т. е. принятие решений — это циклический процесс.
Рациональный подход прост, его логика очевидна, понятно, почему он является наиболее распространенным и используемым при анализе тех или иных решений.
Данный подход выделяет пять основных этапов процесса принятия решений и его экспертно-аналитического обеспечения.
- 1. Определение цели. Рациональный подход начинается с описания проблемы, требующей решения и определяет цель, которую нужно достичь. Цели неизбежно должны учитывать ограничения, заданные действующим законодательством. Если цели — это функция лиц, принимающих решения, то ограничения по целям — функция аналитиков, экспертно поддерживающих процесс принятия решений.
- 2. Определение альтернативы. После того, как лицо, принимающее решение, определило цель, аналитики стараются обосновать различные пути достижения цели.
- 3. Оценка последствий. Аналитики взвешивает издержки и достоинства каждой альтернативы. Также учитываются непрямые издержки (внешние эффекты). Приглашаются эксперты в соответствующих областях, составляются обоснованные прогнозы, при необходимости разрабатываются сценарии ожидаемого развития ситуации.
- 4. Принятие решения. После того, как работа аналитиков закопчена, лицо, принимающее решение, выбирает альтернативу, лучшую с точки зрения соотношения " издержки — выгоды" .
- 5. Повторение процесса анализа. Системный анализ не является конечным процессом. Аналитик рассматривает его как итеративный цикл, включающий обратную связь, т. е. новую информацию о том, что работает, а что пет. Анализ информации о последствиях решения (как ожидаемых, так и неожиданных), помогают аналитику переформулировать проблему, обосновать коррекцию цели и начать процесс экспертной поддержки решения снова. Постоянная работа самонастраиваемой системы аналитического обеспечения решений, обучаясь на ошибках, помогает лицу, принимающему решение, по крайней мере, в теории, приближаться к лучшим в данных условиях решениям.
Герберт Саймон подчеркивал, что в условиях ограниченной рациональности конечный результат будет зависеть от процедуры принятия решений. Необходимо принимать в расчет не только рациональность выбора, но и рациональность процедур, т. е. эффективность процедур, используемых для решений выбора, в пределах когнитивных ограничений[1]. Процедурная рациональность в принципе не отвергает возможности выбора оптимального варианта, однако считает экстремальные (наихудший и наилучший) варианты маловероятными объектами выбора, так как они неустойчивы, зачастую дорогостоящи и не воспроизводятся при дальнейшем развитии системы.
Хотя рациональный подход может показаться достаточно абстрактным, он апеллирует к здравому смыслу, и любой разумный человек выберет наиболее рациональный (и эффективный) путь к своей цели. Кто, в конце концов, хочет быть иррациональным? Этапы и содержание рационального пути от проблемы до решения представлены в табл. 10.2.
Таблица 10.2
Рациональный процесс принятия решений
Этапы. | |
Определение цели. | Признание проблемы. Формулирование цели. Выяснение ограничений. Определение критериев успешного решения. |
Определение альтернатив. | Разработка альтернатив. Оценка альтернатив. Выбор альтернатив. |
Оценка последствий. | Выявление возможностей осуществления готовящегося решения. Оценка реакции заинтересованных индивидов и групп. |
Принятие решения. | Выяснение политической проходимости решения (одобрение уполномоченным органом). Организация процедуры принятия решения. |
Обратная связь и корректировка. | Анализ выполнения решения. Разработка предложений, но уточнению цели и альтернатив решения. |
При принятии каждого конкретного решения перед государственным органом или должностным лицом стоит вопрос о выборе критериев, на основе которых будет выбираться наилучшее решение. Такими критериями могут быть экономические, политические, социальные, этические и др. показатели. Затем на основе правила минимальной эффективности для каждого критерия определяется минимальный уровень приемлемой эффективности. Например, если данное решение базируется на экономической эффективности, то к рассмотрению отбираются те варианты решений, которые обеспечивают достаточный уровень рентабельности государственных инвестиций или социальные программы, не превышающие определенную сумму. Политическая эффективность будет выглядеть так: любой вариант, нарушающий законодательные нормы либо ослабляющий государственность, либо дестабилизирующий обстановку в стране, должен быть исключен из числа принимаемых решений. Однако стоит отметить, что уровень минимальной эффективности может быть ниже желательного. Это связано с тем, что факторы, влияющие на принятие решения, рассматриваются в совокупности, и поэтому низкий уровень эффективности одного критерия можно заменить высокой эффективностью других.
- [1] См.: Саймон Г. Л. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 24.