Как правило, заводя речь о дате зарождения школы человеческих отношений, большинство авторов привязывают ее к Хоторнским экспериментам, а в качестве основоположника указывают Э. Мэйо, лишь вскользь упоминая всех деятелей, перечисленных нами ранее в данной главе.
Действительно, даже сейчас, спустя почти столетие после завершения, Хоторнские эксперименты являются одним из самых упоминаемых и спорных экспериментов в истории не только менеджмента, но и социальных наук в целом. Большая роль в популяризации результатов экспериментов принадлежит Э. Мэйо, который уделил большое внимание их интерпретации и, будучи уважаемым исследователем и публицистом, смог привлечь к своим выводам внимание общественности и вызвать широкий резонанс, связанный с результатами Хоторнских экспериментов.
Название «Хоторнские эксперименты» объединяет в себе ряд взаимосвязанных экспериментов, которые были начаты в 1924 г. в городе Хоторне (штат Иллинойс) на предприятии Western Electric Company (производственном подразделении компании AT&T) с целью выявления влияния различных внешних факторов на производительность труда работников.
Фабрика Hawthorne Works в 1920;х гг. была передовым предприятием, активно применявшим и внедрявшим последние достижения управленческой науки. Следуя принципам научного менеджмента Ф. Тейлора и методам массового производства Г. Форда, инженеры фабрики проводили исследования трудовых движений и затрат времени, стремились к специализации и стандартизации работы. А для снижения уровня недовольства рабочих применялись различные способы материального стимулирования: пенсионное обеспечение, пособия по болезни, возможность приобретения акций компании и т. д.
Хоторнские эксперименты, в общей сложности продолжавшиеся почти 10 лет, обычно условно разделяются на ряд последовательных этапов: 1924—1926 гг. — изучение влияния освещенности на производительность труда; 1927—1932 гг. — эксперимент в группе сборки реле; 1931—1932 гг. — эксперимент в группе по сборке сигнализаций для сейфов.