Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При определении размера субсидии учитываются расходы семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и дополнительной жилой площади, предоставляемой по состоянию здоровья. Расчеты производятся исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (электроэнергии, газа, воды, канализации, отопления, приобретения и доставки твердого топлива при печном отоплении… Читать ещё >

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Субсидия — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата оказанных социальных услуг (ст. 1). Однако в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не уточняется, о субсидиях на какие социальные услуги идет речь.

Действующее законодательство предусматривает только один вид субсидий, право на получение которых обусловлено величиной среднедушевого дохода семьи, — это субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 159 ЖК РФ они предоставляются гражданам, чьи расходы с учетом размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают установленную максимально допустимую долю расходов в совокупном доходе семьи. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 г. № 541 установлены федеральные стандарты:

  • — максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22%;
  • — социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м общей площади жилья на одного гражданина.

В комментариях к ЖК РФ, в решениях Верховного Суда РФ (например, от 24 января 2008 г. № ГКПИ07−1588) и в литературе по жилищному праву указывается, что отношения по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулируются ЖК РФ.

Данный подход является ярким примером конкуренции нормативных правовых актов. Но вопрос об отраслевой принадлежности этих отношений более сложен. Право на жилище закреплено в ст. 40 Конституции РФ и во многих международных актах. В частности, ст. 31 Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г. (ЕСХ) устанавливает право на жилье. В целях обеспечения эффективного осуществления права на жилье подписавшие ее Стороны обязуются принимать меры, направленные:

  • — на содействие обеспечению доступа к жилью, отвечающему должным требованиям;
  • — предотвращение бездомности и сокращение ее масштабов с целью постепенной ликвидации;
  • — установление цены на жилье, которая будет доступной для людей, не имеющих достаточных средств. И хотя Россия ратифицировала ЕСХ с изъятиями, исключающими ст. 31, Хартия является целевым ориентиром для развития жилищного законодательства и законодательства о социальном обеспечении.

Право на жилище относится к естественным правам человека, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Жилище предназначено для удовлетворения основных потребностей человека. Поэтому при отсутствии у физического лица средств, достаточных для оплаты жилья и коммунальных услуг, государство, характеризующее себя как социальное, обязано оказывать ему социальную помощь (например, в виде субсидий).

Наличие соответствующей нормы в ст. 159 ЖК РФ не меняет правовой природы рассматриваемых отношений.

Условия предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг регулируются постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.

Субсидии выделяются, если расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают установленную максимально допустимую долю расходов в совокупном доходе семьи (по постановлению Правительства РФ 29 августа 2005 г. № 541 — 22%).

Право на субсидии имеют:

  • — пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
  • — наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
  • — члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
  • — собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии назначаются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления поселений и городских округов или иными уполномоченными ими муниципальными учреждениями.

Для получения субсидий необходимо представить:

  • — заявление;
  • — документы о составе семьи заявителя;
  • — сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства;
  • — копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением;
  • — документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии;
  • — документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги, начисленных за последний месяц, и о наличии (отсутствии) просроченной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;
  • — копии документов, подтверждающих право на льготы или компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг заявителя и членов его семьи;
  • — копии документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи.

Представление неполных или недостоверных сведений является основанием для отказа в назначении субсидии. В заявлении должно быть выражено согласие заявителя и членов его семьи на проверку в налоговых, таможенных, регистрационных и иных органах сведений о доходах.

Днем обращения за субсидией считается дата подачи заявления со всеми необходимыми документами. При отправлении по почте копии документов должны быть нотариально заверены. При отправлении документов по почте днем обращения считается дата их получения органом МСУ.

Орган МСУ обязан рассмотреть заявление в течение 10 дней и принять решение о предоставлении субсидии или об отказе в этом, рассчитать размер субсидии и уведомить о принятом решении заявителя и других заинтересованных лиц.

Субсидии предоставляются сроком на шесть месяцев. Органы власти субъектов РФ могут устанавливать и более длительные сроки.

Субсидии начисляются помесячно. Исключение составляет субсидия на приобретение твердых видов топлива при наличии печного отопления, которая начисляется один раз в полгода, если иное не установлено законодательством субъекта РФ.

При определении размера субсидии учитываются расходы семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и дополнительной жилой площади, предоставляемой по состоянию здоровья. Расчеты производятся исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (электроэнергии, газа, воды, канализации, отопления, приобретения и доставки твердого топлива при печном отоплении) и вывоза бытовых отходов.

Если получателям субсидии предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, то расходы уменьшаются на размер скидок. Если льготы имеют форму денежной компенсации, то расходы на оплату жилья и коммунальных услуг уменьшению не подлежат.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 установлены две формулы расчета размеров субсидий: одна — для семей со среднедушевым доходом равном или выше прожиточного минимума, другая — для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума.

По в любом случае размер субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг. При изменении цен и тарифов, а также условий и порядка предоставления субсидий на территории субъекта РФ перерасчет размеров субсидий производится без истребования у получателей каких-либо документов.

Для назначения субсидии доход семьи определяется за шесть календарных месяцев перед обращением. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи. Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи.

В состав семьи входят совместно и раздельно проживающие супруги, их дети (в том числе усыновленные) и родители (усыновители). Другие лица могут быть признаны членами семьи заявителя, если они проживают совместно с ним и ведут общее хозяйство. Состоящие в браке родители (усыновители), одинокий родитель (усыновитель) и их несовершеннолетние дети, а также супруги считаются членами одной семьи независимо от того, раздельно или совместно они проживают. Эта норма оспаривалась в Конституционном Суде РФ, который в своем решении указал, что основным юридическим фактом, порождающим взаимные права и обязанности супругов, является государственная регистрация заключения брака в органах ЗАГСа, а не факт их совместного проживания. В соответствии с СК РФ семейные отношения строятся на основе взаимопомощи (в том числе материальной) и ответственности перед семьей всех ее членов (Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. № 162−0).

Получатель субсидии обязан сообщать органу МСУ в течение 15 дней о наступлении событий, влияющих на размер субсидии (например, изменение состава семьи, места жительства, доходов членов семьи).

Перечисленные недобросовестному получателю средства засчитываются в счет будущих субсидий, а при утрате права на получение и отказе возместить причиненный ущерб добровольно взыскиваются в судебном порядке.

Субсидии перечисляются на банковские счета получателей или вклады до востребования (персонифицированные социальные счета). Лицам, которые по состоянию здоровья не имеют возможности открыть такие счета, выплата субсидий может осуществляться через организации связи либо иным способом. Работа, но открытию персонифицированных социальных счетов ведется поэтапно. До открытия счета размер начисленных платежей за жилье и коммунальные услуги уменьшается на величину субсидий.

Финансирование субсидий производится из средств местных бюджетов, бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им целевой финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ.

Перечисление субсидии может быть приостановлено в случаях:

  • — неоплаты жилья и коммунальных услуг в течение двух месяцев подряд;
  • — несообщения об изменении уровня доходов.

Выплата субсидии приостанавливается до выяснения причин задержки оплаты жилья и коммунальных услуг, полного погашения текущей задолженности или согласования сроков ее погашения.

При отсутствии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилья и коммунальным платежам предоставление субсидии возобновляется по решению органа МСУ после ее полного погашения.

Предоставление субсидии прекращается при изменении места постоянного жительства, состава и дохода семьи, представлении заведомо недостоверной информации, по истечении срока погашения задолженности.

Решение о приостановлении или прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя в письменной форме в течение пяти рабочих дней с указанием оснований его принятия.

Возврат необоснованно полученной субсидии может производиться в добровольном порядке, а в случае отказа получателя — взыскиваться в судебном порядке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой