Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Статистика органов прокуратуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отчеты составляются на всех уровнях, а также формируются в вышестоящих органах каждым ведомством самостоятельно по своим разделам, подписываются руководителем следственного органа или органа дознания и представляются на бумажном носителе и в электронном виде соответствующему надзирающему прокурору. Отчеты подписываются руководителем органа предварительного расследования и прокурором… Читать ещё >

Статистика органов прокуратуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения материалов этой главы обучающиеся должны: знать, нормативную базу организации статистической работы в органах прокуратуры; систему статистических показателей по направлениям деятельности прокуратуры;

уметь, анализировать статистические показатели о деятельности органов прокуратуры;

владеть: навыками сравнения и интерпретации значений сопоставимых статистических показателей в органах прокуратуры и судебной системе; расчета статистических показателей об участии прокурора в судебном производстве, об эффективности деятельности органов прокуратуры.

Государственная статистическая отчетность о преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы и прокурорского надзора.

Главной целью, определяющей всю деятельность прокуратуры в соответствии с Законом о прокуратуре, является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Федеральным законом от 07.02.2011 № 4-ФЗ внесены существенные изменения в ст. 51 Закона о прокуратуре, в соответствии с которыми с 1 января 2012 г. органам прокуратуры передана организация статистического учета преступности во всех правоохранительных органах[1] (ранее задача выполнялась ГИЛЦ МВД России и его территориальными ИЦ в субъектах РФ и на транспорте). Таким образом, в органах прокуратуры появилась новая функция ведения государственной статистики преступности, которая становится ключевой функцией в деятельности Генпрокуратуры РФ и ее территориальных органов и этапом в развитии государственной статистики преступности.

Подобная деятельность предопределяет трудоемкую ежедневную работу, использование современной технологии обработки и анализа значительных объемов данных первичного учета и статистической отчетности в сфере уголовной статистики.

Создание единого информационного пространства ведомственных АИС учета лиц, совершивших преступления, позволит каждому ведомству осуществлять наполнение баз данных в пределах своей компетенции от момента регистрации преступления до отбытия виновным наказания и отвечать за достоверность информации, в определенной мере взаимно контролировать друг друга, устранить дублирование работы по учету большого объема характеристик преступлений и лиц, их совершивших, повысить достоверность информации за счет обеспечения принципа одноразового ввода и создать должный уровень информационного обеспечения всех заинтересованных органов, а также значительно расширить возможности научных исследований в области криминологии и совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в целом уголовной политики Российской Федерации.

Решение такой задачи предусматривает разработку и утверждение технических соглашений о взаимодействии систем по обмену данными, регламентов взаимодействия, регулирующих организационные вопросы, а также ведение единой НСИ для информационного обеспечения АС (например, справочники органов, составов преступлений, рода занятий лица, должностных лиц, результаты судебного рассмотрения и т. п.).

Значительным шагом в этом направлении является создание ГАС ПС, которая предназначена для обеспечения автоматизированной поддержки выполнения функций Генпрокуратуры РФ, возложенных ст. 51 Закона о прокуратуре.

ГАС ПС, создающаяся в органах прокуратуры для решения статистических задач, обеспечения полноты и достоверности данных, не должна быть оторвана от оперативных учетов лиц, совершивших преступления, и потерпевших, которые в соответствии с Федеральным законом «О полиции» (ст. 17) в настоящее время ведутся ИЦ МВД России — ГИАЦ МВД России и его структурными подразделениями в регионах[2].

В связи с новыми функциями в Генпрокуратуре РФ в составе Главного организационно-аналитического управления (ГОАУ) создано Управление правовой статистики, которое состоит из шести отделов: организационнометодического, государственной статистики, ведомственной статистики, проверок достоверности государственной и ведомственной статистической отчетности, программного и технологического обеспечения, документационного обеспечения. Основные задачи и функции каждого из отделов определены Положением о Главном организационно-аналитическом управлении, утвержденным Генеральным прокурором РФ 04.07.20131.

В соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 51 Закона о прокуратуре, Генпрокуратура РФ утверждает обязательные для представления органами предварительного расследования формы федерального статистического наблюдения[3][4]:

№ 1-Е «Сведения о следственной работе и дознании» (полугодовая);

  • — № 1-ЕМ «Сведения об основных показателях следственной работы и дознания» (месячная, с нарастающим итогом, кроме шести и 12 месяцев, содержит основные показатели из формы 1-Е по движению уголовных дел);
  • — № 2-Е о рассмотрении сообщений о преступлении (полугодовая). Особенность формы состоит в том, что при наличии одинаковой структуры основных показателей для каждого государственного органа предварительного расследования преступлений предусмотрена индивидуальная структура формы[5] (в форме № 2-Е — восемь отдельных разделов для каждого ведомства[6]), обусловленная подследственностью уголовных дел и их процессуальными особенностями;

№ 1-Е (СК) «Сведения о следственной работе следственных органов Следственного комитета Российской Федерации»;

  • — № 1-Е (МВД) «Сведения о следственной работе и дознании органов внутренних дел»;
  • — 1-Е (ФСКН) «Сведения о следственной работе и дознании органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;

№ 1-Е (ФСБ) «Сведения о следственной работе и дознании органов Федеральной службы безопасности»;

  • — № 1-Е (ФССП) «Сведения о работе органов дознания Федеральной службы судебных приставов»;
  • — № 1-Е (МЧС) «Сведения о работе органов дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы».

Форма № 1-Е содержит общие для всех органов предварительного расследования показатели, которые в обобщенном виде представлены в табл. 12.1.

Содержание статистических показателей.

Таблица 12.1

Примерное наименование раздела.

Содержание статистических показателей.

Оконченные производством уголовные дела.

Количество дел, направленных прокурорами в суд; число лиц, в отношении которых уголовные дела были направлены в суд; количество прекращенных дел, в том числе за отсутствием события и состава преступления, число лиц, в отношении которых прекращены дела или уголовное преследование.

О работе по расследованию дел.

Движение дел, сроки расследования, число лиц по делам, сроки содержания лиц под стражей.

Задержание подозреваемых в совершении преступления.

Применение мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, освобождения из-под стражи и основания освобождения.

Основания прекращения производства (уголовного преследования).

Показатели по числу дел и лиц по основаниям прекращения уголовных дел, предусмотренных в УПК РФ.

Сроки расследования.

Показатели по срокам расследования по оконченным производством делам, в том числе по некоторым отдельным составам преступлений.

Уголовные дела, возвращенные прокурором для производства дополнительного расследования.

Показатели, но числу дел по видам преступлений и категориям дел.

Уголовные дела, возвращенные судом прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ и направленные в органы предварительного расследования.

Показатели по числу дел по видам преступлений и категориям дел.

Обеспечение в процессе расследования возмещения ущерба по уголовным делам.

Показатели ущерба в денежных суммах, возмещения ущерба, изъятия денег и ценностей в обеспечение возмещения ущерба, наложения ареста на имущество, но видам преступлений.

Аналогичный подход применен и в структуре формы № 2-Е. Каждый из восьми разделов формы статистической отчетности содержит показатели по видам преступлений, относящихся к подследственности органа: о поступивших сообщениях о преступлении и принятые решения по ним (о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении, в том числе о событии или составе преступления, передаче по подследственности или подсудности; сроки принятия решения, отменено постановлений о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела).

Сводные данные по Российской Федерации по форме 2-Е представляются Генпрокуратурой РФ в Росстат.

Отчеты по формам № 1-Е и 1-ЕМ составляются и проверяются на основании документов первичного учета, материалов уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений. Отчет № 2-Е формируется на основании данных книг регистрации (учета) сообщений о преступлениях независимо от подследственности этих преступлений.

Для обеспечения полноты и достоверности показателей Управлением правовой статистики разрабатывается Перечень контрольных и логических равенств для использования при автоматизированной обработке.

Отчеты составляются на всех уровнях, а также формируются в вышестоящих органах каждым ведомством самостоятельно по своим разделам, подписываются руководителем следственного органа или органа дознания и представляются на бумажном носителе и в электронном виде соответствующему надзирающему прокурору. Отчеты подписываются руководителем органа предварительного расследования и прокурором соответствующего уровня. Контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления отчета, а также за соответствием данных, направленных в электронном виде, данным, содержащимся в статистическом отчете на бумажном носителе, возлагается на руководителя органа, представившего отчет, и подписавшего его надзирающего прокурора.

Общая схема представления указанных форм статистической отчетности государственными органами, осуществляющими предварительное расследование (ОПР), представлен на рис. 12.1.

Схема сбора и представления статистической отчетности органами предварительного расследования (ОПР).

Рис. 12.1. Схема сбора и представления статистической отчетности органами предварительного расследования (ОПР):

ЦЛ — Центральный аппарат; ГОЛУ — Главное организационно-аналитическое управление Сводную информацию о состоянии преступности, результатах расследования преступлений суммарно в целом по Российской Федерации по всем органам предварительного расследования Генпрокуратура РФ размещает на официальном сайте ЕМИСС (54 показателя с 2011 г. за полугодие и год) но разделам.

Информация о следственной работе и дознании (из формы № 1-Е «Сведения о следственной работе и дознании» по движению дел, принятых к производству, направленных в суд, оконченных производством, прекращенных, приостановленных, остаток неоконченных производством, в том числе для примера выделим показатели с абсолютными значениями):

  • — количество принятых к производству дел следователями по ведомствам (МВД России, Следственный комитет России, ФСКН России);
  • — количество дел, принятых дознавателями к производству по ведомствам (МВД России, МЧС России, ФСКН России, ФССП России, ФТС России);
  • — количество возвращенных дел прокурором следователям и дознавателям для производства дополнительного расследования;

количество возвращенных судом дел в порядке сг. 237 УК РФ.

О рассмотрении сообщений о преступлениях — семь показателей из формы № 2-Е по органам предварительного расследования.

Информация о преступлениях коррупционной направленности — 22 показателя из формы № 1-КОРР «Сведения о результатах работы правоохранительных (правоприменительных) органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности»:

  • — общее количество лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, по должностям — занимающих должности в органах исполнительной власти, законодательной власти, по уровням — на уровнях Российской Федерации, субъекта РФ, местного самоуправления, в правоохранительных (правоприменительных) органах, занимающих должности в органах системы Минобороны России;
  • — показатели о преступлениях коррупционной направленности — зарегистрировано, предварительно расследовано, прекращено, приостановлено, уголовные дела в отношении преступлений направлены в суд.

Отметим, что отделом государственной статистики Управления правовой статистики на основе данных формы статистического наблюдения № 4-ЕГС по итогам обработки ежемесячной отчетности о преступности Генпрокуратурой РФ готовится ежемесячный статистический сборник «Состояние преступности в России»[7], осуществляется информационное наполнение Портала правовой статистики Генпрокуратуры РФ (http:// crimestat.ru). В сборник включается краткий аналитический обзор статистических данных — «Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации».

Содержание сборника, статистические таблицы и диаграммы отражают абсолютные показатели и динамику зарегистрированных преступлений в целом по Российской Федерации, федеральным округам и тенденции по субъектам РФ, структуру и динамику особо тяжких преступлений, долю преступлений, выявленных правоохранительными органами (преобладающая доля, около 90% — органами внутренних дел, оставшаяся часть — в порядке убывания долей в структуре приходится на органы наркоконтроля, судебных приставов и следственные органы Следственного комитета РФ). Кроме статистических данных о преступлениях и лицах, их совершивших, выделяются данные о динамике количества потерпевших и пострадавших (погибших) в результате преступлений, а также основные категории преступлений, в том числе в сфере экономической деятельности, коррупционные и террористические.

Структура ежемесячного сборника и характеристики преступности остаются постоянными, что позволяет по данным сборников строить временные ряды за несколько лет или оценивать зонные колебания, а также анализировать закономерности преступности. Так, на протяжении ряда последних лет, в том числе и за прошедший 2014 г. неизменными остаются следующие характеристики, отражающие структуру преступности: половину зарегистрированных преступлений составляют хищения чужого имущества — кражи, грабежи, разбои, при этом преобладают тайные хищения чужого имущества — кражи. Так на 100 краж приходится около 10 грабежей и менее двух разбоев.

  • [1] В предыдущей редакции в ст. 51 устанавливалось, что «Генеральная прокуратураРоссийской Федерации совместно с заинтересованными федеральными министерствамии ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности».
  • [2] Так, в соответствии со ст. 17 Закона о полиции внесению в банки данных подлежитинформация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; осужденных за совершение преступления; о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные мерымедицинского характера; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирениемсторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказанияс применением принудительных мер воспитательного воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях илииных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либожестоко обращающихся с ними; о лицах, в отношении которых до вступления приговорав законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающиеот наказания; о лицах, в отношении которых совершено преступление, и другие учеты.
  • [3] Ознакомиться с ним можно на сайте Генпрокуратуры РФ. URL: http://gcnproc.gov.ru/documents/orders/document-83 622/ (дата обращения: 24.11.2015).
  • [4] См.: приказы Генпрокуратуры РФ от 20.02.2015 № 83 «Об утверждении и введениив действие форм федерального статистического наблюдения № 1-Е „Сведения о следственной работе и дознании“ и 1-ЕМ „Сведения об основных показателях следственной работыи дознания“, а также Инструкции по составлению отчетности по формам федерального статистического наблюдения № 1-Е, 1-ЕМ»; от 27.02.2015 № 89 «Об утверждении и введениив действие формы федерального статистического наблюдения № 2-Е „Сведения о рассмотрении сообщений о преступлении“, а также Инструкции по составлению отчетности по формефедерального статистического наблюдения № 2-Е».
  • [5] Формы 1-Е, 1-ЕМ представляют собой совокупность форм, объединенных нумерациейразделов, разделы 1—8 — форма № 1-Е (СК), разделы 9—18 — № 1-Е (МВД) и т. д.
  • [6] Разделы, но Следственному комитету РФ, МВД России, ФСКП России, ФСБ России, ФТС России, ФССП России, МЧС России, ФСИН России.
  • [7] Сборник составляется с нарастающим итогом, т. е. ежемесячно по данным начинаяс 1 января текущего года. Ранее аналогичный сборник готовился ЦСИ ГИЛЦ МВД России.См., например: URL: http://gcnproc.gov.ru/upload/iblock/29f/%D0%95%D0%B6%D0%B5%D 0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8C%202 015.pdf (дата обращения: 24.11.2015).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой