Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль прокуратуры в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] 1 Как известно, в соответствии с «Глобальной контртеррористической стратегией Организации Объединенных Наций» (Резолюция 60/288 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2006 г.) Контртеррористический комитет и его Исполнительный директорат выполняет ряд важных ее рекомендаций, в том числе: а) по реализации мер по предотвращению терроризма и борьбе с ним: — совместно с Управлением ООН… Читать ещё >

Роль прокуратуры в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации вместо Международно-[1][2]

правового управления было создано Главное управление международноправового сотрудничества[3], в состав которого вошли управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.

На сегодняшний день наиболее важное место в международной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации занимают вопросы взаимодействия с зарубежными партнерами в сфере уголовного судопроизводства. Это вопросы выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе в области возврата из-за рубежа имущества, полученного в результате совершения преступлений[4].

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

Генеральная прокуратура Российской Федерации определена[5] центральным органом по реализации положений о сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам, содержащимся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.[6]

В настоящее время Генеральная прокуратура Российской Федерации взаимодействует в сфере уголовного судопроизводства с партнерами почти из 80 государств мира[4]. Такое взаимодействие осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности, закрепленного в ст. 453, 457, 460, 462 УПК РФ.

По требованию Генеральной прокуратуры в 2014 г. только во Франции и Италии была арестована элитная недвижимость беглых олигархов и чиновников на сотни миллионов евро. Направлены запросы о выдаче почти 400 граждан с криминальной историей, причем каждого четвертого выдавали из стран дальнего зарубежья. Несмотря на санкции, введенные против России в связи с событиями на Украине, российские прокуроры активно сотрудничают с иностранными коллегами по многим резонансным делам.

В 2014 г. французские суды, заслушав представителей российской прокуратуры, дважды своими решениями подтвердили обоснованность запросов России о выдаче бывшего министра финансов Московской области Кузнецова и казахстанского олигарха Аблязова. Эти лица по требованиям Генеральной прокуратуры находились во Франции под стражей в течение полутора лет. Окончательные решения по их делам состоялись в 2015 г. Также удалось добиться выдачи из Эквадора крупного наркосбытчика Ивана Савкича. В течение двух лет, пока он содержался по требованию Генеральной прокуратуры в Эквадоре под стражей, его лишили гражданства этой страны. Несмотря на отсутствие договора о выдаче между Россией и Эквадором, он был передан представителям российских правоохранительных органов. В декабре 2014 г. на Генеральную прокуратуру инициативно вышли американские коллеги с предложением возобновить деятельность совместной рабочей группы, функционировавшей ранее в течение трех лет. В течение 2015 г. рабочая группа свою деятельность так и не возобновила.

Генеральная прокуратура активно сотрудничает с зарубежными коллегами по вопросам розыска, ареста, конфискации и возврата денежных средств и имущества, полученных преступным путем и незаконно вывезенных за рубеж. Так, только в 2014 г. компетентные органы Франции и Италии по требованиям Российской Федерации арестовали шесть крупных объектов недвижимого имущества, в том числе элитные особняки и отели в курортных зонах, на сотни миллионов евро по уголовным делам в отношении Березовского, уже упомянутого Кузнецова и других лиц.

Несмотря на то, что формальными собственниками этих объектов недвижимости являются иностранные юридические лица, суды учли доводы российской прокуратуры о том, что они приобретались на средства, полученные в России преступным путем.

Из Швейцарии возвращены активы бывшего члена Совета Федерации Игоря Изместьева, осужденного в России к пожизненному лишению свободы. Несколько лет проводилась эта работа в целях исполнения приговора российского суда в части выплаты компенсации родственникам тех, кто погиб от рук членов его банды. В настоящее время люди получили эти деньги — около 10 млн руб. Таким образом, можно говорить об исполнении решения российского суда за счет финансовых средств, находившихся за рубежом.

Генеральная прокуратура Российской Федерации является единственным компетентным органом Российской Федерации, который направляет в иностранные государства запросы о выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации[8].

Например, в 2014 г. в Генеральной прокуратуре было рассмотрено около полутора тысяч запросов компетентных органов иностранных государств о выдаче преступников из России. Зарубежные партнеры, в свою очередь, получили от российской стороны около 400 запросов о выдаче нам беглецов. При этом каждый четвертый из уже выданных в Россию лиц возвращен из стран дальнего зарубежья. Как правило, за год в Генеральной прокуратуре рассматривается порядка 10 тыс. запросов о выдаче и правовой помощи, как поступивших из-за рубежа, так и предназначенных для направления иностранным партнерам.

Российская прокуратура активно взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам, которая осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности[9].

В Российской Федерации имеются специальные двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам более чем с 70 государствами[10]. Так, Россия участвует в Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительном протоколе к ней 1978 г., в Европейской конвенции о передаче уголовного судопроизводства 1972 г., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях, но гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.[11][12]

В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях по вопросам правового сотрудничества, проводимых по линии международных организаций и форумов, в частности, ООН, СНГ, Совета Европы, «Группы восьми», Европейского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайской организации сотрудничества, Совета государств Балтийского региона и Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ)А Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации в сферах обеспечения законности, прав и свобод человека, борьбы с преступностью с партнерами из стран СНГ осуществляется в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ[13]. На базе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует научно-методический центр КСГП[14].

Генеральная прокуратура России поддерживает тесные рабочие контакты с руководителями Совета Европы и его секретариата, в первую очередь, по вопросам прокурорской деятельности в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.

Представители Генпрокуратуры России принимают деятельное участие в работе Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП), созданного в июле 2005 г. в качестве консультативного органа Комитета министров Совета Европы.

Решением Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 16 декабря 2008 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации определена головным ведомством по осуществлению взаимодействия с Группой государств против коррупции (ГРЕКО), созданной в рамках Совета Европы.

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 2007 г. является членом действующей в рамках Совета Европы Лиссабонской сети (сеть по обмену информацией о подготовке прокуроров и судей).

Генеральная прокуратура Российской Федерации активно участвует в заседаниях Постоянного совета партнерства Россия — Евросоюз, в ходе которых рассматриваются вопросы реализации положений «Дорожной карты» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, принятой на саммите Россия — Евросоюз в Москве в мае 2005 г. Осуществляется взаимодействие с Евроюстом — органом Евросоюза, занимающимся вопросами координации сотрудничества в вопросах выдачи и правовой помощи по уголовным делам[15].

Российские прокуроры взаимодействуют также с международными неправительственными организациями. Например, Генеральная прокуратура Российской Федерации является членом Международной ассоциации прокуроров (МАП) и Международной ассоциации антикоррупционных органов (МААО)[16].

Генпрокуратура России стояла у истоков создания МАП в 1995 г. Она один из ее крупнейших организационных членов, но до 2013 г. ни разу не проводила форум на своей территории. Кроме того, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка входит в сенат МАП. 8 сентября 2013 г. в Москве состоялись 18-я Ежегодная конференция МАП и общее собрание МАП. За 18 лет существования МАП при деятельном участии Генеральной прокуратуры были разработаны, например, руководство по обеспечению нрав человека, пособия по оказанию правовой помощи по уголовным делам, по борьбе с самыми опасными видами преступлений, в частности, коррупцией в органах власти. Выработаны стандарты профессиональной ответственности и Декларация основных обязанностей и прав сотрудников прокуратуры. Все эти документы были отмечены Резолюцией 12/2 Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному нравосудию. Сейчас на их базе разрабатывается справочное пособие о роли и статусе прокуроров.

Генеральная тема московской конференции МАП — «Прокурор и верховенство закона». С обширным докладом выступит заместитель Генерального секретаря ООН. Прокуроры обсудили то, какие требования норм морали должны соблюдать прокуроры в отношениях с властями, полицией, преступниками, потерпевшими, СМИ и гражданским обществом.

Также впервые были рассмотрены не только вопросы уголовного преследования, но и деятельность прокуроров вне уголовно-правовой сферы. Как известно, Конференция генпрокуроров европейских стран, прошедшая в 2008 г. в Санкт-Петербурге, констатировала, что деятельность прокуратуры России по защите прав человека и публичных интересов отвечает принципам демократического государства.

На конференции в Москве состоялась конструктивная дискуссия о гарантиях прокурорам для обеспечения независимости и эффективности их деятельности, о взаимодействии при решении вопросов выдачи преступников, оказания правовой помощи и возврата из-за рубежа преступно добытого имущества. Продуктивными были дискуссии о противодействии пиратству и терроризму, транснациональной преступности. По всем этим вопросам были высказаны высокопрофессиональные мнения и налажены тесные рабочие контакты между российскими и зарубежными коллегами. В рамках форума была отмечена работа прокуратуры Российской Федерации по охране природы. Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуре вручена награда МАП за особые достижения в надзоре за исполнением законов о защите Байкала.

Несмотря на сложную международную ситуацию, авторитет Генеральной прокуратуры РФ на международной арене возрос. Очевидным свидетельством этого стало проведение 7-й региональной конференции Международной ассоциации прокуроров в Сочи в ноябре 2015 г. по очень актуальной и полезной в плане обмена опытом теме: «Борьба с терроризмом и насильственным экстремизмом».

Она собрала более 150 представителей из 34 государств и 9 международных организаций, включая ООН, ОБСЕ, Совет Европы, СНГ, ШОС, Евроюст.

При этом сочинская конференция вышла за рамки регионального форума, поскольку в ней приняли участие представители из ряда стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки, а также Индии, Ирана, Саудовской Аравии, Бразилии, Бахрейна, США. Там же впервые состоялась встреча руководителей прокуратур стран — членов БРИКС[17].

  • [1] 1 Как известно, в соответствии с «Глобальной контртеррористической стратегией Организации Объединенных Наций» (Резолюция 60/288 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2006 г.) Контртеррористический комитет и его Исполнительный директорат выполняет ряд важных ее рекомендаций, в том числе: а) по реализации мер по предотвращению терроризма и борьбе с ним: — совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности и Международнойорганизацией уголовной полиции, когда это входит в круг их ведения, оказывает содействиев обеспечении взаимодействия и помощи региональным и субрегиональным организациямпо созданию или укреплению механизмов или центров по борьбе с терроризмом (п. 8); — взаимодействует с государствами, по их просьбе, в вопросах содействия принятиюзаконов и административных мер по контролю за передвижением лиц, причастных к терроризму, и распространения передового опыта в этой области, используя опыт, приобретенныйтакими техническими международными организациями, как Международная организациягражданской авиации, Всемирная таможенная организация и Международная организацияуголовной полиции (п. 14);
  • [2] по реализации мер по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы ООН в этой области: — повышает согласованность и эффективность оказания технической помощи в областиборьбы с терроризмом, в частности посредством укрепления диалога с государствами и соответствующими международными, региональными и субрегиональными организациямии тесного сотрудничества, в том числе путем обмена информацией, со всеми двустороннимии многосторонними учреждениями и организациями, оказывающими такую техническуюпомощь (п. 6); — консультирует Управление ООН по наркотикам и преступности, включая его Сектор, но предотвращению терроризма, при оказании технической помощи государствам, по их просьбе, в целях содействия осуществлению международных конвенций и протоколов, связанных с предотвращением терроризма и борьбой с ним, а также соответствующихрезолюций Организации Объединенных Наций (и. 7).
  • [3] «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры РоссийскойФедерации». Приказ Генерального прокурора РФ от 12.03.2009 № 67.
  • [4] Генеральная прокуратура Российской Федерации [официальный сайт]. URL: http://genproc.gov.ru/ms/ (дата обращения: 09.03.2014).
  • [5] Указы Президента Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № 1362, от 18 декабря2008 г. № 1799 и 1800, от 13 февраля 2012 г. № 180.
  • [6] См.: Криминология: учеб, пособие / С. В. Максимов [и др.]. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2014. С. 140−141.
  • [7] Генеральная прокуратура Российской Федерации [официальный сайт]. URL: http://genproc.gov.ru/ms/ (дата обращения: 09.03.2014).
  • [8] Так, Генпрокуратурой России приняты решения о выдаче компетентным органам иностранных государств: в 2006 г. в отношении 1064 лиц, в 2007 г. — 1101 лица, а в 2008 г. —1173 лиц, в 2009 г. — 1390 лиц, в 2010 г. — 1300 лиц, в 2011 г. — 1083 лиц, в 2012 г. — 1124 лиц (Генеральная прокуратура Российской Федерации [официальный сайт]. URL: http://genproc.gov.ru/ms/ (дата обращения: 09.03.2014)).
  • [9] Агешкина Н. А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 15 июля1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (постатейный) //СПС КонсультантПлюс. 2013.
  • [10] Генеральная прокуратура Российской Федерации [официальный сайт]. URL: http: //genproc.gov.ru/ms/ (дата обращения: 09.03.2014).
  • [11] Генпрокуратурой России в 2006 г. в компетентные органы иностранных государствнаправлено около 3600 запросов о правовой помощи, в 2007 г. — 2748, в 2008 г. — 2285, в 2009 г. — 2456, в 2010 г. — 2951, в 2011 г. — 3036, в 2012 г. — 2943 запроса лиц (данныес официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации).
  • [12] Агешкина II. А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 15 июля1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (постатейный) //СНС КонсультантПлюс. 2013.
  • [13] Решение Совета глав государств СНГ «О Координационном совете генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств» (Вместе с «Положением о Координационном совете генеральных прокуроров…»). Принято в Москве 25.01.2000.
  • [14] Положение о Научно-методическом центре Координационного совета генеральныхпрокуроров государств — участников СНГ, функционирующего на базе академии Генеральной прокуратуры российской Федерации, утверждено Решением Координационного советагенеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государствот 22 мая 2003 г.
  • [15] Агешкина Н. Л. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 15 июля1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (постатейный) //СПС КонсультантПлюс. 2013.
  • [16] Агешкина Н. А. Указ. соч.
  • [17] Генеральная прокуратура Российской Федерации [официальный сайт]. URL: http://wwv.genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1 016 745/ (дата обращения: 12.12.2015).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой