Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тактическое планирование на предприятии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бюджет реализации строительной продукции является стартовой точкой составления общего бюджета, поскольку объем реализации продукции оказывает влияние практически на все другие статьи общего бюджета. Прогнозный объем реализованной строительной продукции в основном определяется сметой, прилагаемой к подрядному договору (или планируемым заказам на выполнение работ). В бюджете реализации определяется… Читать ещё >

Тактическое планирование на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тактические планы составляют на период от одного до трех лет. Данный вид планирования занимает промежуточное положение между стратегическим и оперативным планированием. Плюсы тактического планирования:

  • • минимизация рисков реализации плана в связи с уменьшением временного промежутка, в течение которого должны быть решены внутренние проблемы предприятия;
  • • простота оценки и выбора оптимального тактического решения.

Структура тактического плана строительного предприятия и его разделы должны быть увязаны со стратегическим планом. Тактический план содержит также описание мер и приемов по контролю исполнения плановых решений.

В ходе тактического планирования необходимо произвести разработку оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений, которые включают: план материально-технического обеспечения; план по внедрению инновационных технологий; планы СМР; программа маркетинга; планы по научным исследованиям и организационным и управленческим решениям.

Тактический план — это развернутая программа всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, которая необходима для выполнения задач стратегического планирования.

Тактические планы включают:

  • • возможную реконструкцию мощностей предприятия, замену техники и оборудования;
  • • обучение работников;
  • • программу реализации строительной продукции;
  • • календарные планы выполнения СМР.

Важным направлением тактического планирования является планирование маркетинговой политики и разработка текущего финансового плана предприятия.

Маркетинговый подход требует проведения маркетинговых исследований, планирования реализации продукции на основе изучения потребительских предпочтений.

Основные инструменты осуществления маркетинговой политики:

  • • ассортиментная и товарная политика;
  • • распределение годового объема выпуска продукции с учетом спроса;
  • • коммуникационная политика (взаимосвязь с другими субъектами);
  • • осуществление ценовой политики в зависимости от уровня качества выпускаемой продукции;
  • • использование системы мотивации продаж.

Принципы маркетинга:

  • 1) полное удовлетворение потребностей потребителя в строительной продукции;
  • 2) эффективная реализация продукции в запланированных объемах на строительном рынке в намеченные сроки;
  • 3) достижение прибыльности производственно-коммерческой деятельности строительного предприятия;
  • 4) единство стратегии и тактики поведения предприятия в целях активной адаптации к постоянно изменяющейся среде и стимулирование его потребностей.

Реализация указанных выше принципов обеспечивается разработкой и осуществлением маркетинговых программ и планов.

Для понимания существа маркетинга следует рассмотреть три варианта поведения производителя строительной продукции по отношению к потребителю в зависимости от спроса и предложения: ориентированность на производство, ориентированность на сбыт и маркетинговое мышление. Первый вариант характерен для начального развития рыночных отношений и при монопольном производстве. Второй вариант характерен для предприятий, продукция которых стала недефицитной. Это почти вся строительная продукция и строительные материалы. По третьему варианту работают предприятия, на продукцию которых ограничен спрос, что почти не характерно для строительных предприятий.

Разработка маркетинговой стратегии является главной задачей функционирования маркетингового механизма. Стратегия маркетинга охватывает четыре главных элемента системы маркетинга: продукт; цена; доставку продукта потребителям (сбыт); продвижение продукта.

Требования, которые предъявляются к стратегии маркетинга: реализм; альтернативность выбора; четкость; гибкость; временная определенность.

Рассмотрим реализацию некоторых требований маркетинга. Для увеличения продаж товара на рынок предприятие может:

  • • увеличить количество продавцов и мест продажи строительной продукции;
  • • понизить цены;
  • • интенсифицировать рекламу;
  • • объединить все эти варианты и т. д.

Временная определенность как одно из основных требований, предъявляемых к стратегии маркетинга, выражается в определении среднесрочных и долгосрочных целей, которые стремится достичь строительное предприятие.

Разработка стратегии маркетинга предполагает также выполнение очевидных требований учета реальных возможностей предприятия в части обеспечения строительными материалами, техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами. Не следует стремиться охватить все, нужно обозначить свою нишу рынка.

Когда строительное предприятие ограничивается определенными сегментами рынка, то говорят о селективном маркетинге, который наиболее успешно может быть применен малыми и средними предприятиями.

Так, сегментирование рынка может быть проведено по следующим критериям: география рынка; отрасли; доходы и статус потребителей; оптовая, розничная торговля, индивидуальные продажи и т. п.

Планирование маркетинга складывается из следующих характерных этапов:

  • • формулировка решаемой проблемы и цели, которые должны быть достигнуты;
  • • получение и анализ информации, необходимой для решения проблемы;
  • • выработка альтернативных планов, пригодных для решения проблемы;
  • • выбор оптимального плана;
  • • конкретизация разделов плана;
  • • контроль исполнения плановых решений.

Планирование маркетинга начинается с того, что устанавливается среднесрочная стратегия предприятия (стратегия роста и конкуренции).

Затем определяются преследуемые цели. Далее на базе анализа внутренней деятельности предприятия (внутренней среды) и внешней коммерческой среды определяется информация, необходимая для подготовки предложений по решению проблемы. И, наконец, определяется сфера деятельности и инструментарий.

Для предприятия имеются в основном лишь три варианта стратегии, которые приводят к получению прибыли.

  • 1) лидерство по расходам и ценам;
  • 2) дифференциация (решение проблем в больших сегментах);
  • 3) селективная обработка рынка.

Выбор варианта среднесрочной стратегии позволяет определить цели маркетинга. Цели маркетинга должны содержать ответы на четыре основных вопроса:

  • 1) на что направлен маркетинг (на какой рынок и какую продукцию)?
  • 2) чего следует добиваться?
  • 3) какие должны быть достигнуты количественные характеристики?
  • 4) каковы временные рамки (месяц, квартал, год)?

Для окончательного уточнения сформулированных целей осуществляется анализ внутренней и внешней среды, а также проводится исследование потенциального рынка.

Среды факторов, определяющих успех предприятия на рынке, могут рассматриваться:

  • • степень известности (имидж);
  • • степень новизны строительной продукции;
  • • положительные отзывы, рекомендации;
  • • инновации в НИОКР;
  • • производственные мощности (потенциал);
  • • гибкость производства;
  • • уровень качества;
  • • финансовый потенциал и др.

Анализ приоритетов проводится по нескольким направлениям деятельности и направлен на получение следующей информации:

  • • какая из выполняемых предприятием работ дает наибольший оборот?
  • • какие из видов работ наименее рентабельны с учетом расходов на привлечение потребителей?
  • • какие из обрабатываемых рынков дают наибольший оборот?
  • • какие из этих рынков наименее рентабельны?
  • • в каких отраслях реализуется продукция предприятия?
  • • какие доли рынков принадлежат предприятию в этих отраслях?
  • • какие потребители являются лучшими клиентами для предприятий?
  • • что надо сделать, чтобы привлечь клиентов (потребителей продукции)?
  • • имеются ли группы потенциальных потребителей, которые при соответствующих условиях могут стать покупателями продукции предприятия?

Реализация маркетингового плана осуществляется через систему бюджетов и финансовых планов, которые обычно разрабатываются на один или три года с детализацией по кварталам. При составлении финансовых планов используются показатели стратегического плана.

Финансовое планирование на строительном предприятии зависит от качества прогнозов основных показателей его производственной деятельности, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения и курса рубля.

Показателей финансового планового баланса или баланса доходов и расходов определяются источниками поступлений средств, затратами и расходами. В плановом балансе доходов и расходов находят также отражение финансовые отношения с государственным бюджетом, банковской и страховой системами и по операциям на рынке ценных бумаг, а также эмиссии собственных ценных бумаг.

Финансовый план содержит также расчеты ряда других показателей: прибыли от производственной деятельности, амортизационных отчислений на восстановление основных фондов, поступлений средств в порядке долгосрочного и среднесрочного кредитования, процентов банкам, но кредитам, финансовых результатов от других видов деятельности.

Состав показателей планового баланса доходов и расходов предприятия представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определять источники затрат (расходов), их соотношения, степень и направления использования, распределения источников и сбалансированность их с затратами или расходами.

Часть прибыли в виде так называемой нераспределенной прибыли направляется на финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств, выплаты процентов банкам за предоставляемые ими кредитные ресурсы, дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием своим работникам, создание финансового резерва; расходов на хозяйственное содержание социально-культурных и социально-бытовых объектов и на другие цели.

Значительное финансирование затрат по капитальным вложениям осуществляется за счет амортизационных отчислений, вовлечения в инвестиционный процесс сверхнормативных запасов оборудования, машин и материалов, прибыли, направляемой на реинвестирование, за счет привлечения акционерного капитала, средств от размещения целевых облигационных займов и из других источников.

Наибольший удельный вес в собственных капитальных вложениях имеют суммы амортизационных отчислений. Планированию получения этих средств на предприятии должно быть уделено наибольшее внимание.

Финансовый план предприятия одновременно является и инструментом планирования, и инструментом контроля. Обычно на предприятии должен составляться общий и частные бюджеты. Общий бюджет определяет объемы реализованной продукции, расходов других финансовых операций на предстоящий период. Он включает прогнозный отчет о прибыли, прогнозный баланс и бюджет денежных средств. В самом общем виде бюджет подразделяется на операционный бюджет и финансовый бюджет. Операционный бюджет подразделяется на бюджеты: реализации; производства; прямых затрат на материалы; прямых затрат на труд; производственных накладных расходов; общих и административных расходов; прогнозный отчет о прибыли.

Финансовый бюджет подразделяется на бюджет денежных средств и прогнозный баланс.

Основными этапами составления бюджета являются следующие:

  • 1) составление прогноза реализации;
  • 2) определение расчетного уровня объема производства;
  • 3) расчет себестоимости строительной продукции и операционных расходов;
  • 4) расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;
  • 5) составление прогнозных форм отчетности.

Бюджет реализации строительной продукции является стартовой точкой составления общего бюджета, поскольку объем реализации продукции оказывает влияние практически на все другие статьи общего бюджета. Прогнозный объем реализованной строительной продукции в основном определяется сметой, прилагаемой к подрядному договору (или планируемым заказам на выполнение работ). В бюджете реализации определяется также сумма денежных средств, которую предприятие может получить от своих заказчиков. Наиболее ответственным является определение цены строительной продукции, которая закладывается в сметы.

Бюджет производства составляется после составления бюджета реализации. Ожидаемый объем производства на строительном предприятии определяется по двум направлениям: объем СМР и объем производства строительных материалов, деталей и конструкций. В том и другом случае объемы рассчитываются путем учета, наличия запасов, реализации и оптимальных заделов на будущее.

Бюджет прямых затрат на строительные материалы составляется после определения объема производства и рациональных запасов на будущее.

Бюджет прямых затрат на труд также составляется на основе бюджета производства с учетом трудоемкости работ и товаров. Для этого необходимо выявить и отобрать нормативы трудоемкости, используя соответствующие сметные и другие нормы и расценки.

Бюджет производственных накладных расходов включает все прочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и прямыми затратами на труд. Сюда относятся такие расходы, как амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в себестоимость, арендная плата и др.

Бюджет общих и административных расходов включает статьи операционных расходов, такие, как расходы по реализации строительной и прочей продукции, общие расходы по управлению и некоторые другие расходы, относимые к этой группе расходов. При составлении этого бюджета отдельно рассчитываются постоянные и переменные операционные расходы.

Бюджет денежных средств составляется в виде притока и оттока денежных средств за определенный период. Он состоит обычно из четырех основных разделов:

  • 1) раздел поступлений, который включает остаток денежных средств на начало периода, поступления денежных средств от заказчиков и другие статьи поступления денежных средств;
  • 2) раздел расходов денежных средств, отражающий все виды оттоков денежных средств на предстоящий период;
  • 3) раздел избытка или дефицита денежных средств — разница между поступлением и расходованием денежных средств;
  • 4) финансовый раздел, в котором подробно представлены статьи заемных средств и погашения задолженности на предстоящий период.

Прогнозный отчет о прибыли представляет собой расчетную оценку доходов и расходов строительного предприятия на предстоящий период.

Прогнозный баланс позволяет оценить, как будет выглядеть финансовое положение предприятия по прошествии соответствующего периода? Он позволяет:

  • • выявить возможные неблагоприятные для предприятия финансовые последствия;
  • • проверить правильность других расчетов;
  • • рассчитать финансовые коэффициенты и оценить их уровень с позиций требований финансового рынка;
  • • выделить будущие финансовые источники и обязательства.

Как уже отмечалось, большое значение при разработке тактического плана должно быть уделено планированию амортизационных отчислений, как основного источника средств, используемых для воспроизводства основных производственных фондов строительных предприятий.

Проблема при разработке плана этих отчислений заключается в том, что нельзя определенно сказать — следует ли стремиться к получению наибольших сумм амортизации или наоборот? Необходимо использовать ускоренную амортизацию или нет?

Краеугольным камнем при тактическом планировании для строительных предприятий является также вопрос переоценки основных фондов. Увеличение базы амортизации путем повышения стоимости основных фондов при их переоценке и применении повышенных норм амортизации, а это предоставляется сделать с использованием соответствующих указаний постановления Правительства РФ, позволит поднять уровень амортизационных отчислений. Однако это вызовет увеличение сумм по налогу на имущество и, кроме того, из-за повышения уровня себестоимости за счет повышенных сумм амортизации, приведет к увеличению или цены строительной продукции, или к снижению прибыли. Поэтому разработчики планов на строительном предприятии в ближайшие годы при сравнительно высоком уровне инфляции должны решать проблему выбора рационального варианта как переоценки основных средств, так и использовании возможных изменений норм амортизации.

Основные задачи тактического планирования строительного предприятия можно свести к следующему (табл. 2.1).

Тактический план имеет многофункциональное назначение. В целом он выполняет три основные функции, частично пересекающиеся: прогнозирования, координации и контроля.

Определение основных задач тактического планирования.

Таблица 2.1

Область хозяйственной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой