Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники финансирования. 
Общая экология и экология транспорта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В автотранспортных организациях (АТО) для осуществления экологической деятельности введена должность инженера по охране природы, который проводит внутренний аудит для выявления резервов ресурсосбережения и улучшения экологических показателей, отвечает за подготовку документации и отчетность по экологическим вопросам, разрабатывает стратегии рециклирования для оценки экологически значимых… Читать ещё >

Источники финансирования. Общая экология и экология транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 90-е гг. XX в. начал формироваться финансово-кредитный механизм и образовалась система источников финансирования природоохранной деятельности, включающая:

  • • собственные средства организаций всех форм собственности (основной источник);
  • • поступления из региональных и местных бюджетов;
  • • экологические фонды различных уровней — федерального, регионального, местного, — формировавшиеся за счет поступлений платы за загрязнение среды;
  • • средства федерального бюджета;
  • • инвестиции зарубежных стран и международных финансовых институтов.

В 1992 г. были образованы Федеральный экологический фонд Российской Федерации и региональные экологические фонды для решения неотложных природоохранных задач и поддержки инновационной деятельности в этой сфере. В экологические фонды направлялись средства в виде платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; отчисления от доходов предприятий и организаций; добровольные взносы физических и юридических лиц и иных источников. Из средств экологических фондов финансировались научно-технические исследования, разработки и внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. С 2001 г. Федеральный экологический фонд Российской Федерации был упразднен, а органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано консолидировать в региональных и местных бюджетах региональные внебюджетные фонды, т. е. средства, которые ранее направлялись в экологические фонды, теперь направляются в бюджеты разных уровней, где отражаются отдельными строками (сохраняется целевая направленность этих средств).

Инвестиции зарубежных стран и международных финансовых институтов могут поступать в Россию в связи с оказанием ею глобальных экологических услуг (воспроизводство кислорода, поглощение углекислого газа, сохранение биоразнообразия и т. п.) для всего мирового сообщества. Наша страна вносит весомый вклад в поддержание глобального экологического благополучия, и этот вклад должен получить стоимостную оценку и компенсироваться странами, оказывающими негативное воздействие на биосферу. Начало процесса может быть положено при проведении эколого-экономических взаиморасчетов между странами от торговли эмиссионными квотами. Россия сможет получить определенные инвестиции за счет продажи квот на выброс углекислого газа.

По данным Росстата, основную роль в финансировании природоохранной деятельности играют средства предприятий и организаций (рис. 9.2), их доля в общем объеме инвестиций на природоохранные цели достигает 70% и более. Примерно половина всех средств направляется на охрану водных ресурсов, чуть менее 1/3 — на охрану атмосферного воздуха, остальное — на охрану и рациональное использование земель и другие мероприятия.

Несмотря на многообразие источников финансирования, ощущается дефицит средств на реализацию природоохранных мероприятий. Так, в 2010 г. на их финансирование было направлено примерно 2,27 млрд руб. Затраты на природоохранные цели включают капитальные вложения в охрану природы, текущие расходы на содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт природоохранных основных фондов, расходы на содержание соответствующих государственных структур, занимающихся вопросами охраны окружающей среды и природопользования, а также расходы на содержание особо охраняемых территорий и ведение лесного хозяйства.

Финансирование природоохранной деятельности в Российской Федерации предприятиями и организациями всех форм собственности, млрд руб. (в фактически действующих ценах).

Рис. 9.2. Финансирование природоохранной деятельности в Российской Федерации предприятиями и организациями всех форм собственности, млрд руб. (в фактически действующих ценах).

На транспорте финансирование экологических программ и мероприятий осуществляется за счет бюджетных поступлений, целевых субсидий Минприроды России и Минтранса России, средств организаций, банковских кредитов и прочих поступлений. Возможно целевое централизованное финансирование отдельных перспективных природоохранных проектов.

Финансовые средства направляются на повышение экологических характеристик используемой техники и технологии на транспорте, выполнение экологических требований в ходе строительства и реконструкции объектов транспорта, замену подвижного состава на малотоксичные виды, освоение выпуска экологически безопасной продукции, контроль и мониторинг состояния окружающей среды, реализацию экологических программ, устранение последствий экологических аварий и катастроф.

Организация экологической деятельности. Для осуществления экологической деятельности на транспорте создаются специальные структуры. Организации природоохранной работы должно быть уделено достаточное внимание, поскольку при плохой организации могут возникнуть несовпадения целей и приоритетов основной и природоохранной деятельности.

В организационной структуре управления транспортной организацией экологическая составляющая может быть представлена по-разному — либо создается специализированное подразделение с соответствующими функциями, либо назначается работник-экоменеджер, либо происходит распределение обязанностей по управлению отдельными направлениями охраны окружающей среды (менеджмент ресурсов, менеджмент потребления энергии, менеджмент утилизации отходов и т. д.) по функциональным подразделениям. По видам транспорта имеются различия в форме и направленности работы, а также в составе и подчиненности служб охраны окружающей среды.

На железнодорожном транспорте в природоохранной деятельности руководствуются следующими документами:

  • • Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р);
  • • Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г. (утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 13.02.2000″ № 293);
  • • Стратегия инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД»);
  • • Концепция развития системы управления природоохранной деятельностью холдинга «Российские железные дороги» (утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 06.08.2012 № 1575р);
  • • Программа перехода к целевому состоянию системы управления природоохранной деятельностью холдинга «Российские железные дорог» на 2012—2014 гг. (утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 06.08.2012 № 1575р).

Управление природоохранной деятельностью распределено по иерархическим уровням: центральный аппарат управления ОАО «РЖД», железные дороги и другие филиалы компании, отделения железных дорог, структурные подразделения отделений. Вопросы природоохранной деятельности курирует старший вице-президент ОАО «РЖД».

В центральном аппарате природоохранные функции возложены на Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля. Кроме того, работают восемь отделов (секторов) по охране труда и промышленной безопасности, девять инженеров по охране окружающей среды в составе центральных дирекций — филиалов ОАО «РЖД». В качестве совещательного органа создана Центральная комиссия по природоохранной деятельности.

В составе компании действует специализированный Научно-производственный центр по охране окружающей среды — филиал ОАО «РЖД», в котором отрабатываются технологии по утилизации отходов, проводится повышение квалификации специалистов в области охраны окружающей среды, разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, составляется экологическая документация.

На региональном уровне — железных дорогах — функционируют центры по охране окружающей среды, включающие экологические лаборатории и региональные комиссии по природоохранной деятельности. Ответственность за экологическую безопасность также несут службы управлений железных дорог, в которых имеются секторы по охране труда и промышленной безопасности или инженеры по охране окружающей среды. Совещательным органом выступают региональные комиссии по природоохранной деятельности.

На линейном уровне природоохранную работу выполняют инженеры по охране окружающей среды в составе структурных подразделений региональных дирекций филиалов ОАО «РЖД». В промышленных и ремонтных организациях железнодорожного транспорта созданы группы по охране природы или в штаге предусмотрен инженер по охране природы, а также действуют заводские химические лаборатории.

Работники ОАО «РЖД», участвующие в деятельности по охране окружающей среды и природопользованию, ответственны за соблюдение природоохранного законодательства РФ, проведение экологической политики компании, решение вопросов экологической безопасности. В их задачи входят координация и контроль за выполнением природоохранных мер на объектах железнодорожного транспорта, проведение производственного экологического контроля за выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду и взаимодействие с территориальными природоохранными органами, обеспечение оперативности при ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций и др.

В автотранспортных организациях (АТО) для осуществления экологической деятельности введена должность инженера по охране природы, который проводит внутренний аудит для выявления резервов ресурсосбережения и улучшения экологических показателей, отвечает за подготовку документации и отчетность по экологическим вопросам, разрабатывает стратегии рециклирования для оценки экологически значимых альтернатив использования компонентов подвижного состава и оборудования. Это должностное лицо ведет природоохранную работу совместно с главным инженером АТО, который отвечает за состояние оборудования и качество технологических процессов, представляет сведения об образующихся отходах, в том числе изношенных покрышках и автомобильных камерах, отработанных машинных маслах, о полигонах и накопителях для захоронения или складирования отходов. Главный механик АТО отвечает за расход водных и энергоресурсов, за работу очистных сооружений для сточных вод мойки автомобилей и эффективность очистки сточных вод, функционирование водооборотных систем. Инженеры по охране природы АТО взаимодействуют с органами Минприроды России и подразделением, отвечающим за экологическую деятельность в Министерстве транспорта РФ.

В дорожном хозяйстве ведущая роль при выполнении работ по обеспечению экологической безопасности вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования принадлежит дорожному мастеру. Его деятельность способствует предотвращению вреда и загрязнения природы в процессе выполнения производственных операций при проведении строительных и ремонтных работ. В этом случае не требуется дополнительных средств на охрану природы, так как природоохранная деятельность совмещается с производственной.

Мастер отвечает за поддержание полосы отвода дороги в чистоте и порядке, уборку мусора и посторонних предметов с придорожной полосы (не менее 30 м от бровки земляного полотна), вырубку близко растущих к дороге деревьев и кустарников в санитарных целях, посадку саженцев на месте погибших деревьев для повышения эффективности снегозадержания. Кроме того, он организует работы по обеспыливанию автомобильных дорог, скашиванию травы на обочинах, разделительных полосах, в кюветах, на откосах и в резервах и др.

На морском и речном транспорте основное внимание уделяют вопросам водоочистки и предотвращения загрязнения акваторий портов. С позиций природоохранной деятельности акватория рассматривается прежде всего как зона повышейного риска разливов нефтепродуктов. Руководит всеми операциями по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов капитан порта, который возглавляет работу штаба. При загрязнении берега разливами нефтепродуктов работы по их ликвидации выполняются силами и средствами муниципальных образований под руководством местных комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Капитан порта осуществляет контроль за мерами по предотвращению загрязнения акватории порта и атмосферного воздуха судами, заходящими в порт. Капитанам судов в порту вручают обязательное постановление о запрете слива за борт нефтесодержащих и сточно-фановых вод и сброса мусора в пределах акватории порта. Судовая администрация в обязательном порядке представляет портовым властям декларацию о присутствии на борту судовых отходов и намерении их сдать в порту. Капитаны судов несут ответственность за правильность предоставляемых данных об отходах. На судне может быть оставлено небольшое количество отходов при наличии достаточных емкостей (заполненных не более чем на 15% на момент выхода из порта) для накопления мусора, сточных и льяльных вод до следующего порта захода. Решение об оставлении отходов на судне должно подтверждаться распиской капитана и заверяться портовыми властями.

Отходы в порту сдают в специальную приемную организацию, которая имеет оборудование, позволяющее очищать сточные воды. Получаемый при этом мазут продают в качестве топлива, а очищенную воду, соответствующую санитарным нормам, сливают в море. Приемка сточных вод с судов у причала производится в автомобиль-цистерну. Суда, стоящие вторым или третьим бортом у причала, а также на рейде, сдают отходы судну-нефтемусоросборщику. Приемка отходов с судов оплачивается либо непосредственно, либо финансируется за счет взимаемого экологического сбора со всех судов, заходящих в порт.

Для предотвращения несанкционированного сброса судовых отходов за борт сотрудники водной инспекции и портонадзора пломбируют забортные клапаны, через которые может осуществляться слив загрязненных вод. В процессе подготовки судна к отплытию санитарно-карантинный отдел требует от капитана судна справку о сдаче в порту всех видов загрязняющих веществ.

Капитаны российских и иностранных морских судов и других плавучих средств обязаны сообщать о любом факте загрязнения акватории порта. Сведения о разливе нефти должны включать время обнаружения разлива и его координаты; погодные условия на месте разлива (скорость и направление ветра, течение, видимость, наличие льда); характер загрязнения и его протяженность (площадь); предполагаемый источник загрязнения.

Начальник портофлота отвечает за очистку акватории порта от загрязнения. Начальники производственно-перегрузочных комплексов и инспекция портонадзора осуществляют ежедневный контроль за состоянием акватории порта. Информация по результатам контроля передается в специальную организацию или службу по очистке, которая располагает специальным флотом (нефтемусоросборщиками, вспомогательными судами), береговым оборудованием, автомобилями для выполнения работ по очистке и вывозу мусора, ликвидации разливов нефти.

Во многих морских портах введена должность инспектора по охране окружающей среды (экоменеджера). Созданы лаборатории охраны окружающей среды для контроля за выпуском сточных вод и выбросами в атмосферу, работой пыле-, газои водоочистных сооружений, обезвреживанием и захоронением токсичных отходов. Общее руководство природоохранной работой в портах осуществляет директор порта.

На воздушном транспорте природоохранную работу проводят авиакомпании, аэропорты, авиаремонтные заводы и другие отраслевые организации. Контроль экологического состояния организаций и объектов гражданской авиации осуществляют территориальные органы Ростехнадзора и Роспотребнадзора.

Авиакомпании учитывают экологические требования при покупке новой авиатехники, а также при составлении маршрутов полетов. На каждый бортовой номер воздушного судна должен быть оформлен документ «Удостоверение о годности гражданского воздушного судна по шуму на местности и выбросам загрязняющих веществ». Экологические аспекты влияют на принятие стратегических решений авиакомпаний.

В аэропортах, на авиаремонтных заводах возглавляют природоохранную деятельность первые руководители. В крупных аэропортах функционируют экологические службы, численность работников которых обычно не превышает двухчетырех человек, либо этими вопросами занимается инженер по охране окружающей среды (эколог). В их обязанности входят контроль за соблюдением экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов, проведение экологической экспертизы, проверка соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды, подготовка установленной экологической отчетности и др. В небольших аэропортах решение вопросов охраны окружающей среды находится в ведении работника одной из служб аэропорта (аэродромной службы, отдела капитального строительства или других структурных подразделений).

Крупнейшие российские аэропорты устанавливают санитарно-защитные зоны и зоны санитарных разрывов, где проводят регулярные измерения физического воздействия и состояния воздуха для обеспечения экологической безопасности населения.

Важное значение в аэропортах придают организации работ по сбросу сточных вод с территории аэродрома, аэропортовых служб и объектов. Создаются специально оборудованные комплексы очистных сооружений, либо в небольших аэропортах строят локальные очистные сооружения — нефтеловушки, гряземаслоотстойники, обеспечивающие нейтрализацию сточных вод с территории аэродрома, автобазы, склада горюче-смазочных материалов, площадки дегазации самолетов и т. д. К решению этих вопросов имеют прямое отношение руководители соответствующих подразделений аэропорта.

Экологический учет. Организации транспорта должны вести учет потребляемых природных ресурсов и проводимых мероприятий по охране окружающей среды. Обобщенные учетные сведения о состоянии природных ресурсов и загрязнении окружающей среды в виде текущей и годовой отчетности предоставляются ириродопользователями (транспортными организациями) в природоохранные органы и органы государственной статистики. Государственные природоохранные органы ведут кадастры природных ресурсов (земельный, водный, лесной, недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов).

На транспорте экологический учет наряду с государственными и местными природоохранными органами возложен на специализированные службы Министерства транспорта РФ, природоохранные подразделения транспортных организаций, а также им занимаются общественные организации. Они осуществляют первичный учет и отчетность по видам и количеству загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, водные объекты, почву, контролируют соблюдение норм ПДК в выбросах, ведут регистрацию случаев выбросов высокотоксичных или иных вредных веществ, приведших к превышению их ПДК, а также залповых выбросов. Основные сведения о количественном составе выбросов получают, используя инструментально-лабораторные методы контроля.

Экологический контроль. Важной функцией в экологическом менеджменте является контроль. Под ним понимают деятельность государственных органов, организаций и граждан, направленную на наблюдение за процессом функционирования и контроль за фактическим состоянием управляемого объекта в части соблюдения экологических норм и правил. Экологический контроль представляет собой правовую меру обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. В ходе контроля специально уполномоченные субъекты осуществляют проверку соблюдения и исполнения экологического законодательства. В природоохранной практике России выделяют следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный.

Государственный экологический контроль в наибольшей степени может влиять на исполнение экологических требований, поскольку опирается на поддержку правоохранительных органов (прокуратура и суд). В настоящее время государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), входящая в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, ее территориальные органы, иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ.

Действуют правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Минприроды России и его территориальных органов, в которых изложены права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, а также меры по устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности.

Ведомственный экологический контроль на транспорте осуществляет Минтранс России. В его составе создана Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Она выполняет функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морских рыбных портах), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами. Она организует, проводит и участвует в проведении расследований транспортных происшествий на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте, а также участвует в расследовании причин разрушений автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них.

Производственный экологический контроль проводят руководитель организации, руководители функциональных служб (главный инженер, главный энергетик, главный механик и др.) и производственных подразделений. Главной задачей такого контроля является проверка выполнения планов и оформления документации по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, соблюдения нормативов ПДК, выполнения иных экологических требований.

Общественный экологический контроль проводится в рамках общественных слушаний, собраний, референдумов и т. д.

Экологический мониторинг. Для эффективного экологического контроля должна развиваться система экологического мониторинга. В советский период в нашей стране существовала межведомственная служба наблюдения и контроля за загрязнением окружающей среды и велась разработка Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) — непрерывного инструментального наблюдения за состоянием окружающей среды с использованием вычислительной и измерительной техники. Назначение этой системы состояло в обеспечении государственных органов управления, занимающихся природоохранной деятельностью, своевременной и достоверной информацией. Единая государственная система экологического мониторинга послужила основой для создания Государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации, которая функционирует в настоящее время.

Данная система позволяет заинтересованным организациям использовать общие стандарты, методики, унифицированную аппаратную базу. Техническое оснащение системы обеспечивается использованием современных информационных технологий обработки экологической информации. В территориальных природоохранных органах сформированы информационно-аналитические центры, которые осуществляют сбор, хранение и обработку экологической информации.

Использование автоматизированной системы экологического мониторинга позволяет получать точные данные о качестве воздуха и воды, вести наблюдение за факторами антропогенного воздействия, составлять прогноз динамики состояния природной среды и на его основе принимать решения по управлению экологической обстановкой. Функцией системы является также ведение учета первичных документов (по плановым проверкам организаций, по выполнению взысканий с загрязнителей окружающей среды, контролю исполнения поручений, поступающих из центральных органов власти, и др.) и составление отчетности.

В рамках Государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации проводится государственный мониторинг водных объектов, континентального шельфа, объектов животного мира, состояния внутренних морских вод и территориального моря, а также ведется Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды.

Государственный мониторинг осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды) через свои службы. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) проводит наблюдение за уровнем загрязнения атмосферы, почв, вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей; Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) — наблюдение за водными объектами; Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) — геологическое изучение недр территории страны, наблюдение за подземными водными объектами. Государственная сеть наблюдений включает[1]:

  • • станции наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха (около 700) — в 250 городах и населенных пунктах;
  • • пункты наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши (свыше 1800) — около 1200 водных объектов;
  • • станции наблюдения за загрязнением морской среды (320) — в прибрежных районах 11 морей, омывающих территорию Российской Федерации;
  • • станции наблюдения атмосферного трансграничного переноса веществ (4 станции на Европейской и 4 станции на Азиатской территории России);
  • • пункты наблюдений за загрязнением почв пестицидами — на полях, в отдельных лесных массивах, зонах отдыха и прибрежных зонах в 40 субъектах РФ;
  • • пункты контроля загрязнения снежного покрова (560);
  • • станции комплексного фонового мониторинга в биосферных заповедниках (5) — Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском, Алтайском;
  • • пункты наблюдения за радиационной обстановкой (свыше 1300);
  • • пункты наблюдения за качеством воды в водных объектах (около 850 створов — поперечных сечений водоема, в которых производятся гидрохимические наблюдения);
  • • пункты наблюдения за состоянием подземных вод (свыше 4500);
  • • пункты наблюдения за опасными геологическими процессами.

По материалам экологического мониторинга составляется Ежегодный государственный доклад — официальный документ, подготавливаемый в целях обеспечения государственных органов управления и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Доклад содержит сведения об осуществляемых на территории России правовых, организационных, технических и экономических мерах по охране природы, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

  • [1] См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающейсреды Российской Федерации в 2010 году» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1265, свободный.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой