Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ответственность кредитных организаций за нарушения банковского права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В силу ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое в данном Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, при этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что… Читать ещё >

Ответственность кредитных организаций за нарушения банковского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исходные положения

Отечественные банки и НКО, как, впрочем, и некредитные организации и граждане, нередко нарушают — при этом не важно, преднамеренно или случайно, от незнания, невнимательности сотрудников и т. д. — распространяющиеся на их деятельность нормы права. Так, по официальным данным Банка России, в ходе проводимых соответствующими его структурами проверок в кредитных организациях и их филиалах в 2009 г. было выявлено 16 422 нарушения в их деятельности. Наибольшее количество нарушений касалось несоблюдения требований законодательства РФ и нормативных актов ЦБ РФ в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — 3979 (24,2% числа всех нарушений). Значительную часть составили нарушения, допускаемые кредитными организациями при проведении кредитных операций — 3714 (22,6%), а также нарушения достоверности учета и отчетности — 1443 (8,7%), расчетной дисциплины — 1279 (7,7%), организации работы по ведению бухгалтерского учета -1156 (7%). Нарушение требований валютного законодательства было допущено в 987 случаях (6%), порядка совершения кассовых операций — в 674 случаях (4,1%). С учетом этого можно считать, что проблема правовой ответственности банков (и иных КО) была и остается актуальной.

Такая ответственность кредитных организаций имеет следующие виды.

  • • Ответственность перед Центральным банком РФ, непосредственно предусмотренная в банковских законах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах главного регулятора банковского сектора в виде тех или иных мер воздействия (санкций), которые вправе либо обязан применять Центральный банк к банкам (иным КО), допустившим те или иные нарушения норм указанных законодательных и других актов. Концентрированно эти меры воздействия на банкинарушители (вплоть до такой меры, как отзыв лицензии) выражены в ст. 38, 72−74 Закона о ЦБ РФ, ст. 19 Закона о банках и изрядно устаревшей Инструкции Банка России от 31.03.1997 № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» и в целом ряде других его нормативных документов. Этот аспект ответственности банков в определенной мере представлен в последующих частях книги и здесь специально может не рассматриваться.
  • Гражданско-правовая ответственность перед участниками, сотрудниками, клиентами, контрагентами (включая другие банки, а в определенных случаях и Банк России, а также финансовые органы), равно как указанных лиц — перед кредитной организацией, которая носит компенсационный характер, т. е. направлена на восстановление имущественного положения лица, чьи права и интересы были нарушены, а также на возмещение причиненных таким нарушением убытков.

Так, согласно нормам ст. 811 ГК РФ в случаях, когда заемщик (а им может быть и банк) не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму, если иное не предусмотрено в законе или договоре займа, подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном в п. 1 ст. 395 этого Кодекса со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных в соответствующем договоре (п. 1 с. 809 ГК РФ). Если при этом в договоре займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами. См. также ст. 813 данного Кодекса.

В п. 1 ст. 395 ГК РФ предусмотрено, что за пользование чужими деньгами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте нахождения или месте жительства кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Неправомерное удержание имеет место во всех случаях просрочки перечисления банком денег по поручению плательщика.

В соответствии со ст. 856 ГК РФ в случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денег либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денег со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных в ст. 395 Кодекса. См. также ст. 866 данного Кодекса.

Использование банком той или иной формы расчетов обусловливает определенную специфику применения норм ответственности. В частности, ответственность за нарушение условий аккредитива перед плательщиком несет банк-эмитент, а перед банком-эмитентом — исполняющий банк.

В сделках с участием кредитных организаций могут применяться пени, носящие характер договорной неустойки. При этом размер пени может варьироваться в зависимости от различных факторов, например, от вида кредита. В частности, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) банком обязательств по возврату кредитов Банка России банк кроме процентов за фактическое количество дней пользования кредитом уплачивает также пени, начисляемые на сумму просроченного основного долга.

Административно-правовая ответственность перед государством (органами власти, включая Банк России), участниками, вкладчиками и иными клиентами. Такая ответственность установлена в ряде норм Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП). Однако в отношении КО данный вид ответственности реализуется со значительными особенностями, позволяющими думать, что нормы КоАП и нормы основных банковских законов недостаточно согласованы.

Так, в соответствии со ст. 1.1 КоАП административное законодательство Российской Федерации включает только этот Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Если это утверждение верно, в чем можно сомневаться[1], тогда, следовательно, ни в каких иных законах, в том числе банковских, а тем более в подзаконных актах не должны содержаться составы административных правонарушений и устанавливаться ответственность за их совершение. Между тем в случае правового регулирования банковской деятельности это определенно не так.

В силу ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое в данном Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, при этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых в Кодексе или указанных законах субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но это лицо не приняло все зависящие от него меры для их соблюдения. В случае же правового регулирования банковской деятельности применение мер воздействия не связано с необходимостью устанавливать вину КО в нарушении федеральных законов или актов Банка России.

Составы правонарушений, предусмотренных в КоАП, достаточно формализованы, а их формулировки категоричны. В то же время собственно банковские правовые акты предоставляют Банку России широкой простор для оценок деятельности кредитных организаций. Например, он может оценить деятельность конкретного банка, не нарушающего никаких юридических норм, как рискованную и потому нуждающуюся в большей или меньшей корректировке, основываясь, например, лишь на данных бухгалтерских отчетов.

В числе видов административных наказаний, закрытый перечень которых дан в ст. 3.2 КоАП, отсутствуют санкции (кроме штрафа), которые в соответствии с Законом о ЦБ РФ и другими банковскими правовыми актами могут применяться к кредитным организациям-нарушителям.

Установлены различные сроки давности привлечения к ответственности: административной в соответствии со ст. 4.5 КоАП — 2 или 3 месяца, а по отдельным составам — максимум 1 год со дня совершения административного правонарушения; банковской — 5 лет со дня нарушения норм банковского права (ч. 4 ст. 74 Закона о ЦБ РФ).

Уголовно-правовая ответственность перед государством, участниками, сотрудниками, клиентами, контрагентами.

Далее в главе и в специальных параграфах ряда последующих глав будут приведены относящиеся к деятельности коммерческих банков законодательные нормы административной и уголовной ответственности.

  • [1] Нормы административной ответственности легко можно найти, к примеру, в статьях Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой