Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Урок 23. КАК ИОАНН IV ПРАВИЛ ЦАРСТВОМ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сколько времени и рабочих требуется для напечатания данной книги в количестве 1200 экземпляров, и сколько потребовалось бы времени и рабочих рук для изготовления такого же количества письменных экземпляров? Найдите черты сходства в характере Иоанна IV и Владимира Мономаха. Сравните Иоанна IV с Ольгой и Ярославом. Сравните деятельность Иоанна IV по распространению образования в русской земле… Читать ещё >

Урок 23. КАК ИОАНН IV ПРАВИЛ ЦАРСТВОМ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Когда Иоанн решил, что настало время заняться устроением государства, он отдал этому занятию все свое время. Обладая быстрым умом и необычайным характером, Иоанн мог делать необычайно много дела. Весь день у него был занят делами. Всякий мог прийти к нему и лично высказать ему свою нужду. Всякую жалобу он читал внимательно и по всякой давал ответ. Всего больше он получал жалоб на притеснения бояр, которые посылались управлять областями. Тогда был такой обычай: какого боярина государь полюбил, давал ему области «в кормление». Боярин отправлялся в данную область, собирал дань для государя, судил народ и затем был вправе брать с жителей на свое «кормление», т. е. в свою пользу, столько, сколько был в силах взять. Этому обычаю царь захотел положить конец. «Много, — пишет он, — мы получаем от крестьян жалоб на наших наместников, что они берут свыше меры и разоряют наших людей; да и наместники то и дело пишут нам, что городские и сельские жители им не подчиняются, денег им не дают и оскорбляют их. От всего этого много происходит тяжеб и неудовольствий, многие крестьянские дворы запустели, а в казне нашей оказывается недоимка». Чтобы поправить это дело, Иоанн придумал такое средство: отставлять своих чиновников, а управление делами предоставлять людям, которых выбирали города и волости. Эти выборные, называвшиеся излюбленными головами, должны были творить суд и правду, заведовать всякими делами, а в царскую казну доставлять определенный оброк к известному сроку. Если же они к сроку денег не доставляли в Москву, то царь посылал своих чиновников, которые взыскивали оброк уже вдвое. Но такой порядок не был заведен во всех местностях, а только в тех, которые сами просили об этом государя. В остальных продолжался старый обычай «кормления». Но чтобы бояре не притесняли сильно народ, Иоанн приставлял к ним так называемых дьяков. Дьяками назывались грамотные люди, которые умели писать и заведовали письменною частью у княжеских чиновников. Дьяки эти были вроде царских надсмотрщиков при боярах. При дьяках состояли подьячие, т. е. писаря. Неправосудие и мздоимство поддерживалось между прочим тем, что существовавший тогда сборник законов, судебник Иоанна III, был очень краток, и в нем недоставало многих нужных статей. Поэтому Иоанн IV повелел исправить и дополнить этот судебник. Таким образом явились новые законы, которые были необходимы по тогдашнему времени. В прежнем судебнике было просто сказано, что судьи должны судить по совести и взяток не брать. Теперь же постановлены известные наказания за неправосудие. Если судья решил дело неправильно без умыслу, по ошибке, то с него никакого взыскания не полагалось; а если с умыслом решил неправильно, то с судьи положен был денежный штраф. Дьяки за неправильные действия подлежали тюремному заключению, а подьячие битью кнутом. Во времена боярского правления, когда бояре старались губить друг друга, расплодилось много ябед и ложных доносов, поэтому в новом судебнике постановлены наказания за ябедничество и кляузничество. Кто сделал ложный донос, тот, по судебнику, подвергается битью кнутом, ссылке и даже, в известных случаях, смертной казни.

Кроме неправосудия было в русской земле еще другое бедствие, которое мешало русским людям улучшить свою жизнь. Это было крайнее невежество, отсутствие всяких знаний. Чтобы помочь этой беде, Иоанн старался о заведении школ. Собрание архиереев, по царскому совету, положило «выбирать добрых священников и дьяконов женатых, благочестивых, читать и писать гораздых, и у них устроить в домах училища». Но грамотность распространялась плохо. Русские люди думали, что она нужна духовенству да подьячим. Да и читать было нечего, потому что книг у нас еще не печатали, писаные же стоили очень дорого. Но при Иоанне завелось у нас печатание книг. В Западной Европе уже сто лет печатали книги. До мысли печатать книги дошли не вдруг. Сначала печатали отдельные слова, потом стали печатать целые страницы. Делалось дело так: брали деревянную дощечку и на ней вырезывали выпуклое изображение букв в обратном виде. Это изображение натирали черной краской и оттискивали на бумаге. Один немец, Иоанн Гуттенберг, вместо того чтобы вырезывать каждое слово, стал заготовлять отдельные буквы. Буквы эти он вставлял в дощечку, которой производилось печатание, и вынимал смотря по надобности. Таким образом, сделавши известный запас букв, он мог напечатать сколько угодно страниц. Вместо деревянных букв он стал употреблять металлические. Тогда-то явилось настоящее книгопечатание. Первая печатная книга была Библия. Она явилась в 1455 году. У нас первая печатня была устроена на царский счет. Первая книга, которую отпечатали, была книга Деяний Апостольских. Она была напечатана чистенько, но очень неграмотно; видно, что мастера, кроме азбуки, ничего не знали. Мастера были русские, но мастерству они выучились у немцев. Вообще в ту пору нельзя было приняться у нас ни за какое мастерство, не обращаясь к немцам, потому что сами русские ничего не знали. Иоанн принимал разные средства, чтобы привлечь в Россию сведущих иностранцев, но не все меры удавались. Иоанн выписывал мастеров из-за границы, но соседние с Россией государства мастеров этих не пропускали в Россию, опасаясь, что когда Россия узнает разные науки, то будет очень сильна. С радостью Иоанн встретил англичан, которые явились в Россию, чтобы завести здесь постоянную торговлю.

Капитан Ченслер, который привел корабль из Англии в Белое море к устьям Северной Двины, был приглашен Иоанном в Москву. Здесь его приняли с такими почестями, с какими принимали послов. Ченслер увидал Иоанна сидящим на троне, с золотой короной на голове, в золотом платье, с богатым скипетром в руках. С этих пор у нас завелись торговые дела с Англией. Англичане устроили свои конторы и магазины по разным городам и продавали русским такие товары, которые не вырабатывались в России, например тонкое сукно, а у русских покупали хлеб, соль, лен и другие необработанные материалы и увозили в Англию. Некоторые материалы невыгодно было возить в необработанном виде, а потому англичане завели мастерские для обработки этих материалов. Так, из пеньки делали канаты.

Вопросы для повторения

  • 1. Как Иоанн водворял правду в своем царстве?
  • 2. Припомните суд первых князей, суд дружинников.
  • 3. Чем нехорош был обычай кормления?
  • 4. Для чего введено учреждение дьяков?
  • 5. Сравните «Русскую правду», «судебник» Иоанна III и «судебник» Иоанна IV.
  • 6. Как Иоанн распространял просвещение?
  • 7. Припомните, кто из русских государей заботился об образовании?
  • 8. Отчего и когда упало русское образование?
  • 9. Как и когда началось книгопечатание у нас и в западной Европе?

Учитель объясняет значение книгопечатания для распространения знаний.

  • 10. Что называется печатным листом?
  • 11. Сколько печатный лист данного образца поглощает писанных листов?
  • 12. Сколько времени и рабочих требуется для напечатания данной книги в количестве 1200 экземпляров, и сколько потребовалось бы времени и рабочих рук для изготовления такого же количества письменных экземпляров?
  • 13. Сколько стоит печатная книга, и что стал бы стоить письменный экземпляр?
  • 14. Сравните деятельность Иоанна IV по распространению образования в русской земле с деятельностью Иоанна III.
  • 15. Почему Иоанн принял Ченслера как дорогого гостя?
  • 16. Припомните историю Новгорода.
  • 17. Припомните, чем торговали кривичи и что отпускали за границу русские при Иоанне IV.
  • 18. Заметен ли успех в русской торговле?
  • 19. Отчего русский рынок был беден товаром?
  • 20. Что вы узнали из настоящего урока относительно личности Иоанна IV?
  • 21. Найдите черты сходства в характере Иоанна IV и Владимира Мономаха. Сравните Иоанна IV с Ольгой и Ярославом.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой