Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники транспортного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле, принятая дипломатической конференцией (Вена, 2−19 апреля 1991 г.), устанавливает единообразные правовые нормы, регулирующие ответственность оператора терминала за утрату или повреждение груза, который является объектом международной перевозки, в период его нахождения в транспортном терминале… Читать ещё >

Источники транспортного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Источник права — это совокупность нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве. Источником транспортного права является совокупность нормативных правовых актов, регулирующих транспортную деятельность.

Высшим юридическим актом, регулирующим транспортные отношения, является Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения.

Следующую ступень нормативно-правового регулирования занимает Гражданский кодекс РФ, в котором сосредоточены наиболее важные правила поведения лиц — участников транспортных обязательств, носящих имущественный характер. Это обстоятельство связано с тем, что соответствующие отношения традиционно регулируются транспортными уставами и кодексами, которые с 1964 г. действовали наряду с ГК, а до этого времени считались основными нормативными правовыми актами в рассматриваемой сфере деятельности. По свидетельству О. С. Иоффе, ранее «некоторые договорные институты конструировались вне рамок ГК, посредством издания специальных законодательных актов, обычно относящихся к отдельным видам или даже целым отраслям хозяйственной деятельности. Так обстояло дело, в частности, с договорами перевозки и примыкающими к ним иными транспортными договорами (буксировки, экспедиции, эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования). Начиная с Устава железных дорог 1922 г. регулирующие их юридические нормы инкорпорируются в кодексах или уставах, приуроченных к различным видам транспорта… И только окончательно утвердившееся господствующее воззрение на перевозку как гражданско-правовой договор самостоятельного типа[1] создало предпосылки для формирования одноименного института в Основах гражданского законодательства 1961 г. и изданных в соответствии с ними республиканских ГК 1963−1964 гг.»[2].

В настоящее время ч. 2. ст. 784 ГК устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Из этого, в частности, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны получить статус федеральных законов. С принятием Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[3] такой статус в настоящий момент имеют все транспортные уставы и кодексы, а именно: Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта[4], Кодекс торгового мореплавания[5], Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации[6]. Данные нормативные документы не могут противоречить нормам ГК, если иное не предусмотрено Кодексом.

Наряду с транспортными уставами и кодексами правовыми актами, регулирующими транспортные отношения, являются следующие федеральные законы:

  • — от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» ;
  • — от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» ;
  • — от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» ;
  • — от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и др.

По наиболее важным вопросам, не получившим детальной регламентации в федеральных законах, издаются указы Президента РФ, например:

  • — от 16.03.2010 № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации» ;
  • — от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и др.

Правительство РФ также осуществляет законотворческую деятельность, издавая постановления и распоряжения по различным вопросам, связанным с перевозками грузов и пассажиров. Так, немаловажное значение имеют постановления Правительства РФ:

  • — от 07.04.2007 № 207 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах)» ;
  • — от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» ;
  • — от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» ;
  • — от 07.09.2011 № 757 «О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» ;
  • — от 30.01.2012 № 48 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» ;
  • — от 16.04.2012 № 325 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» ;
  • — от 05.05.2012 № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» .

Разумеется, что постановления Правительства РФ не могут противоречить указам Президента РФ, так же как последние не должны противоречить федеральным законам.

Не последнюю роль в правовом регулировании транспортной деятельности играют ведомственные нормативные правовые акты, к которым относятся инструкции, постановления и правила по вопросам компетенции соответствующих министерств, ведомств, комитетов и иных государственных органов. Речь идет о таких подзаконных актах, как:

  • — приказ ФТС России от 17.11.2011 № 2351 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при перемещении товаров автомобильным транспортом из мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза на склады временного хранения, находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через Государственную границу РФ» ;
  • — приказ Минтранса России от 26.01.2012 № 20 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» ;
  • — приказ Минтранса России от 27.03.2012 № 83 «Об утверждении схем размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта» ;
  • — приказ ФСТ России от 18.04.2012 № 60-т/2 «Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2012 год и его прогнозного уровня на 2013 год» и др.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вопросам транспортного права посвящен целый ряд международных конвенций.

Так, Положение в отношении счетной единицы и корректировки пределов ответственности в конвенциях о международных перевозках и конвенциях об ответственности, принятое 28 июля 1982 г., определяет специальное право заимствования в качестве счетной единицы в отношении положений о пределах ответственности. Для урегулирования пределов ответственности при подготовке будущих международных конвенций, содержащих положения о пределах ответственности, или при пересмотре действующих конвенций используются два альтернативных варианта положений.

Отношения, связанные с осуществлением и обеспечением международных перевозок, могут регулироваться с применением норм международных конвенций:

  • — «Об унификации некоторых правил о коносаменте» (Брюссель, 25 августа 1924 г.);
  • — «Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» (Монреаль, 28 мая 1999 г.);
  • — Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г.;
  • — «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (Женева, 19 мая 1956 г.);
  • — «О кодексе поведения линейных конференций» (Женева, 6 апреля 1974 г.);
  • — «О морской перевозке грузов» (Гамбург, 31 марта 1978 г.).

Правила конвенций, участницей которых Россия не является, могут применяться только в том случае, если на них имеется прямая ссылка в соглашении сторон.

В транспортном праве, особенно в морском, большую роль играют обычаи делового оборота. Под ними понимаются сложившиеся и широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Так, при международных перевозках в качестве обычаев делового оборота широко используются международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС-2010»[7] и Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок (последняя редакция действует с 1995 г.). Международной ассоциацией транспортных экспедиторов (ФИАТА) разработаны типовые правила, касающиеся услуг грузового экспедирования[8], которые также могут быть использованы в качестве обычаев делового оборота при наличии пробелов в отечественном законодательстве. Кроме того, правилами установлено, что они применяются и в том случае, если в договоре транспортной экспедиции имеется ссылка на них. Кодекс торгового мореплавания в качестве источников правового регулирования называет обычаи делового оборота (ст. 130−132). Согласно его положениям вопросы о сроке погрузки и размере оплаты за простои разрешаются на основе действующих в данном порту обычаев.

Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле, принятая дипломатической конференцией (Вена, 2−19 апреля 1991 г.), устанавливает единообразные правовые нормы, регулирующие ответственность оператора терминала за утрату или повреждение груза, который является объектом международной перевозки, в период его нахождения в транспортном терминале и за задержку оператором терминала доставки груза.

В отдельных случаях источниками транспортного права могут считаться судебные акты, в том числе постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ[9]. Конечно, справедлив афоризм английского философа Френсиса Бэкона о том, что судья, который отходит от текста закона, становится законодателем[10]. Справедливо и то, что суд может только толковать законы и иные нормативные правовые акты, но не создавать новые. Однако там, где имеются пробелы в законодательстве, судебные акты могут вполне рассматриваться как источники права. Кроме того, постановления пленумов высших судебных органов РФ обеспечивают единообразие судебной и иной правоприменительной практики, позволяют уяснить точный смысл законов, а потому имеют огромное значение в правовом регулировании транспортной деятельности. К таковым, например, относятся постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ: от 01.07.2010 № 37 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» «, от 06.10.2010 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»». Кроме постановлений Высший Арбитражный Суд РФ направляет в адрес арбитражных судов инструктивные письма по отдельным вопросам правоприменительной практики. Они имеют большое значение не только для адресатов, но и для всех лиц, заинтересованных в правильном разрешении споров, вытекающих из договора перевозки и иных транспортных обязательств. В качестве такового документа можно привести письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.07.2007 № 119 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением к грузоотправителям ответственности за искажение ими сведений о массе груза в транспортных железнодорожных накладных» .

  • [1] Развернутую характеристику этой позиции см.: Яичков К. К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М., 1958; Маковский А. Л. Правовое регулирование морских перевозок грузов. Л., 1961; Ходунов М. Е. Внутреннее водное право. М., 1945; Шварц X. И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966; Савичев Г. П. Договор воздушной перевозки. М., 1963.
  • [2] Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2003. С. 426.
  • [3] Утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» .
  • [4] Утвержден Федеральным законом от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» .
  • [5] Утвержден Федеральным законом от 30.04.1999 № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» .
  • [6] Утвержден Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» .
  • [7] Инкотермс-2010 (англ. Incoterms, International commerce terms) — международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной куплипродажи, которые определены заранее в международном признанном документе, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
  • [8] Лимонов Э. Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. СПб., 2000. С. 390−396.
  • [9] См.: Егиазаров В. А. Транспортное право: учеб, пособие. М., 2004. С. 21.
  • [10] См.: Мастера афоризма: Фрэнсис Бэкон / сост. К. Душенко. М., 2001. С. 12.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой