Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духи в жизнечувствии древних славян

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Баня — особое место в жизни славян. Здесь не только смывали грязь и пот, в этом уединенном месте совершалось главное таинство — рождение новой жизни. Сюда уходили рожать. Здесь в древности появлялись на свет дети. Здесь же новорожденного поджидала всякая нечистая сила. После первых происшедших в бане родов появлялся банник, злой демон в облике карлика. По поверью, банник — гнусный темнолицый… Читать ещё >

Духи в жизнечувствии древних славян (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Баня — особое место в жизни славян. Здесь не только смывали грязь и пот, в этом уединенном месте совершалось главное таинство — рождение новой жизни. Сюда уходили рожать. Здесь в древности появлялись на свет дети. Здесь же новорожденного поджидала всякая нечистая сила. После первых происшедших в бане родов появлялся банник, злой демон в облике карлика. По поверью, банник — гнусный темнолицый старик с ладонями, покрытыми шерстью, с длинными звериными когтями. Злой демон банник мог подменять дитя уродцем «омменом». Если баня стояла на нехорошем месте, банник мог наслать на семью хворь. Кикимора — злобный демон, в образе мрачной худой старухи, в костлявых руках которой вертящееся веретено и крутящиеся нити. Она пакостит ленивым людям, но помогает радивым хозяйкам.

Опасность подстерегала людей повсюду. Коров оберегали добрые духи — баганы, лошадей — вазила, табунник и конюшенник. Древнего Щура с течением времени сменил домовой — добрый дух, всегда живущий в доме, постоянный жилец, покровитель домашнего очага. Он жил либо за печкой, либо под печкой, либо на печи. Это дух — родоначальник семьи, хозяин дома, главный дух славянской домашней демонологии. Почтительно его зовут «дедушка Домовой», а также Доброжил, Доброхот. Он невидимка. По виду он крохотный старик с седой бородой. Он совершенно бесшумно двигался: его ступни поросли мягкой шерстью. Добрый знак, если темной ночью он кого-то погладит пушистой ладонью по лицу. Его можно только слышать. Иной раз он принимает обличье кошки. По ночам, когда люди спят, хозяин дома осматривал свои владения, недовольный каким-то беспорядком, гремел посудой, шуршал по углам избы, ворочал горшки в печи. Домовой любит чистоту и порядок в убранстве дома. За неряшливость он может спрятать какую-нибудь вещь. Хозяйка в таком случае просила: «Домовой-домовой! Поиграй да назад отдай!». «При переезде на новое место его берут с собой, подсовывают под печку лапоть — „экипаж“ домового», — пишет А. Д. Синявский1.

Если в семье появлялось богатство, то говаривали, что в доме поселился добрый дух — жировик. Злые демоны, бесы, нечистая сила ненавидят людей. От них все беды и грехи. Как говорили: «Бес попутал!». На гумне обитал гуменник в облике старика с ореховым кустом и свечкой. Ночевать на гумне считалось опасно, поскольку там обитал злой демон, душивший по ночам. В овине — овинник, на скотном дворе — баган, около дома — кикимора, которая путает пряжу. Это — нежить! Они все бестелесные, маленького роста, похожие на мертвецов, зомби, призраков, галлюцинации.

На ветвях дерева ухает филин, а у подножья стоит зловещий старик с синим лицом — леший. Из воды слышно пение. Полупрозрачные неживые девицы в белых рубахах хороводом выходят на берег, их мертвые глаза лишены белков… Глухой всплеск: появляется водяной. С небольшого сельского кладбища слышен скрежет, скрип и стук. Из могил выходят серолицые и красноглазые упыри с тонкими губами и острыми клыками. На небе появляется луна, и жуткие, перламутровые нагие ведьмы пролетают на метлах вглубь леса. Баба Яга летит над избушкой на курьих ножках в ступе. Трехглавый огнедышащий змей закрывает своими серыми крыльями луну. Становится темно. На опушке леса оборотни, подвывая, превращаются в лютых черных волков.

Дух или демон хозяина леса звался лешим. Ему подчинены все лесные звери, птицы и гады. Лешего никто не видел, но жителям лесных селений он представлялся в образе рослого, длинноволосого мужика с синим лицом и зеленоватыми сверкающими глазами. У лешего нет правого уха. Грива его косматых волос растет справа налево. У него зеленая кровь. Леший — хозяин левого мира, ведь он воюет против всего правого, человеческого! На левой ноге у него правый лапоть, а на правой — левый. Он так стремительно носится по своим владениям, что шумят и валятся деревья.

Леший страшно кричит по-звериному, он свистит и дико хохочет, но ловко подражает человеческому голосу и может завести в чащу. Отчаявшиеся люди во владениях злого демона могут долгие часы, а иногда и целые дни искать дорогу домой. Чтобы избавиться от козней Лешего и перестать плутать по лесу, существовал простейший языческий обряд. Заплутавший в лесу должен был раздеться и вывернуть наизнанку — шиворот-навыворот, справа налево, — всю свою одежду. Левый лапоть надо было надеть на правую ногу, а правый на левую. Как у самого Лешего. После этого надо было опять приступить к поиску тропинки. Леший примет за своего и укажет дорогу!

В лесу же прятался бурый дух в виде человечка — моховой. Полям покровительствовал полевой, его появление сопровождалось ветром.

В омутах, реках и озерах обитал самый злой из всех славянских демонов — водяной… Его представляли в облике мерзкого голого, с большим животом, рогатого старика с опухшим (как от пьянства) лицом и с длинной гривой седых волос, с зеленой бородой, опутанной тиной и ряской. На руках у него длинные пальцы, между которыми прозрачные перепонки. Вместо ног у него хвост, покрытый крупной рыбьей чешуей и скользкими водорослями. Водяной рвет рыбакам сети, топит купающихся после заката солнца, особенно тех, кто снимает крест на берегу.

Его жены — девы-утопленницы — русалки, любившие водить по берегу хороводы, петь песни. Они могли защекотать до смерти случайного прохожего.

Чтобы уберечься от нечистой силы, старались не произносить имя нечистого, чтобы не привлечь его внимания. Заменяли словами «шут», «неладный», «не наш». По народным суевериям, многие вещи обладают тайными свойствами и способны предсказать грозящую беду или добрую весть. Примет множество. В их основе — вера в волшебный, тайный мир, отмечал А. Д. Синявский1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой