Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследования и разработки в деятельности компании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Радикальными признаются инновации, основанные на совершенно новых для данного рынка научно-технических принципах. В случае инкрементальных инноваций изменения вносятся в уже существующий продукт, не преобразуя его принципиально. В качестве примера можно привести изобретение электрической лампочки. В момент своего появления на рынке она являлась радикальной инновацией по отношению к рынку свечей… Читать ещё >

Исследования и разработки в деятельности компании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения данной главы вы будете: знать

  • — виды инноваций и способы их получения предприятием;
  • — основные принципы разработки инновационной стратегии предприятия;
  • — составляющие инновационного процесса; уметь
  • — определять тип инновационной стратегии предприятия;
  • — выбирать способ коммерциализации интеллектуальной собственности; владеть
  • — навыками разработки инновационной стратегии;
  • — принципами распределения ресурсов при разных инновационных стратегиях предприятия.

Инновационный процесс

В условиях открытой конкуренции успех компании зависит от того, насколько эффективно она выпускает новые виды продукции, внедряет в свою деятельность новые способы и средства производства, новые принципы организации внутренних процессов и т. д. Разработка и внедрение новшеств в деятельность компании является результатом так называемого инновационного процесса.

Инновационный процесс связан прежде всего с трансфером знаний. Получить эти знания позволяет проведение исследований и разработок СResearch and. Development, RScD). В современном обществе научно-технический уровень знаний является одним из главных факторов, определяющих социально-экономическое развитие регионов и стран. Исследования и разработки осуществляют как коммерческие компании, так и специализированные научные организации.

Россия заметно отстает по показателю затрат на исследования и разработки в процентах от ВВП. В нашей стране данный показатель пока чуть более 1%, в то время как в развитых странах он составляет 3—4% от ВВП. Еще одним показателем инновационности страны является доля инновационно активных предприятий, т. е. предприятий, которые за анализируемый период осуществляли мероприятия по внедрению или развитию инноваций. Однако не всегда высокий уровень расходов на исследования и разработки означает высокую инновационную активность предприятий в стране. Так, в Республике Корея один из самых высоких процентов расходов — 4,04%, но меньше ¼ предприятий обрабатывающих отраслей были признаны инновационно активными. Объяснение этого факта заключается в том, что далеко не все результаты исследований успешно внедряются в бизнес-среде.

Инновационный процесс на предприятии представляет собой совокупность мероприятий по разработке и внедрению новых видов продукции и (или) новых способов производства продукции (товаров, работ, услуг). Его структура определяется как внутренней, так и внешней средой компании.

Главной целью инновационного процесса на предприятии является получение инновации.

Инновацией называется результат создания и освоения новшеств в экономических системах. При этом на практике не каждая инновация приносит положительный экономический эффект для конкретной компании. Если говорить об успешных инновациях, то более развернутое определение может быть следующим: использование новых технологических знаний и (или) знаний о рынке, воплощенное в бизнес-модели, позволяющей предоставлять новый продукт и (или) услугу покупателям, которые приобретут их по обеспечивающей прибыль цене.

Согласно Руководству Осло, в котором изложены международные стандарты ОЭСР и статистической службы Европейского союза (Евростата) по сбору и анализу данных по инновациям, «инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях».

Инновации можно классифицировать по различным критериям. На рис. 16.1 и 16.2 приведены наиболее важные из существующих классификаций.

Классификация инноваций по объекту, лежащему в их основе.

Рис 16.1. Классификация инноваций по объекту, лежащему в их основе

Продуктовые инновации — это разработка новых видов продукции, которые компания выводит на рынок. Процессные инновации предполагают внедрение новых технологических процессов, т. е. новых спо-

собов комбинации средств производства. Под институциональными инновациями понимают применение новых способов ведения деятельности, не связанных напрямую с разработкой и производством продукции. Например, инновации в области управления персоналом, маркетинговые инновации и т. д.

Создание продуктовых и процессных инноваций тесно связано. Внедрение новых технологий часто приводит изменению качества выпускаемых продуктов, другими словами, порождает продуктовую инновацию.

Классификация инноваций по уровню научно-технической.

Рис. 16.2. Классификация инноваций по уровню научно-технической

новизны

Радикальными признаются инновации, основанные на совершенно новых для данного рынка научно-технических принципах. В случае инкрементальных инноваций изменения вносятся в уже существующий продукт, не преобразуя его принципиально. В качестве примера можно привести изобретение электрической лампочки. В момент своего появления на рынке она являлась радикальной инновацией по отношению к рынку свечей. Однако до сегодняшних дней она подвергается множеству инкрементальных инноваций, оставаясь, по сути, все той же лампочкой. Подавляющее большинство инноваций на рынке относится к инкрементальным, поскольку они сопряжены с меньшим риском и меньшими капиталовложениями.

Близким к этой классификации является разделение инноваций на «подрывные» или «прорывные» (disruptive) и «поддерживающие» (sustaining), предложенное К. Кристенсеном в середине 1990;х гг. Согласно его точке зрения, подрывные инновации вынуждают потребителей изменять свое привычное поведение и, таким образом, производят революционные изменения на рынках. Источниками этих изменений могут быть как новые технологии, так и новые способы ведения бизнеса, бизнес-модели. В качестве примеров обычно называют развитие цифровой фотографии и неудачу Kodak, появление Google и Intel. Поддерживающие инновации лишь улучшают то, как продукт или услуга удовлетворяет потребности покупателей. Как правило, с подрывными инновациями выходят на рынок небольшие, никому поначалу неизвестные компании. Крупные же корпорации сосредоточивают свое внимание на поддерживающих инновациях, поэтому очень уязвимы для появления подобного рода новичков.

Интересно знать Далеко не все современные технологии являются результатами целенаправленных исследований в крупных лабораториях. Известны многочисленные примеры «случайных» открытий, ставших успешными инновациями и изменивших жизни миллионов людей. Например, открытие пенициллина и рентгеновских лучей, изобретение застежки «липучки», вулканизированной резины, небьющегося стекла, и даже напиток «Кока-кола», изначально создававшийся как лекарственное средство.

Инновации также могут различаться по уровню экономической новизны:

  • — мировая новизна — продукт или технология являются новыми для рынков всего мира;
  • — региональная новизна — продукт или технология являются новыми для рынка внутри определенной страны;
  • — новизна для отдельного предприятия.

Когда речь идет об инновациях и инновационном процессе, используются также термины «высокотехнологичный» и «наукоемкий».

Высокотехнологичная продукция — продукция отраслей, в которых процессы производства и выпускаемая продукция характеризуются высоким уровнем технологического развития. Перечни высокотехнологичных отраслей определяются на государственном уровне, например в России такой перечень составлен Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), в Европейском союзе — Евростатом. В табл. 16. 1 представлены высокотехнологичные виды деятельности согласно утвержденной приказом Росстата от 14 января 2014 г. № 21 Методике расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации».

Таблица 16.1

Высокотехнологичные виды деятельности.

Код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Наименование.

24.4.

Производство фармацевтической продукции.

Производство офисного оборудования и вычислительной техники.

Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи.

Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических при;

Код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Наименование.

боров, фотои кинооборудования; часов.

35.3.

Производство летательных аппаратов, включая космические.

Наукоемкая продукция — продукция, в себестоимости опытного образца которой значительную долю составляют затраты на исследования и разработки.

Представление о том, что собой представляет инновационный процесс, всегда было предметом активных обсуждений, и это представление претерпевает изменения до настоящего времени.

В 1950—1960;х гг. сложилось понимание инновационного процесса, как линейной последовательности мероприятий по воплощению имеющихся достижений в области науки и технологии в новые виды продукции, размещаемые на рынке. Эта концепция получила название Technology push (или Research push) и сохраняет свою актуальность в современных условиях.

Последовательность стадий инновационного процесса согласно данной модели представлена на рис. 16.3.

Укрупненные стадии инновационного процесса в модели.

Рис. 16.3. Укрупненные стадии инновационного процесса в модели

Technology push

Содержание и результаты этих стадий будут рассмотрены в следующем параграфе.

С середины 1960;х гг. наряду с концепцией Technology push стала активно использоваться модель Marketing pull (или Demand pull). В данном случае исходной точкой начала инновационного процесса является понимание потребности потребителя. Именно исследования спроса и неудовлетворенных потребностей определяют направление научных изысканий. Последовательность укрупненных стадий изображена на рис. 16.4.

Укрупненные стадии процесса в модели Marketing pull.

Рис. 16.4. Укрупненные стадии процесса в модели Marketing pull.

Результат проведения исследований рынка выражается в описании выявленной потребности, определении основных ограничений, диктуемых рынком и потенциальными покупателями (например, срок выхода на рынок с новым продуктом, ограничения спроса по платежеспособности и т. д.). Последующие стадии аналогичны стадиям в модели Technology push.

Основным достоинством рассмотренных моделей является их простота и наглядность. Но понимание инновационного процесса как линейной последовательности стадий многими считается устаревшим и не учитывающим современные тенденции развития. Для некоторых отраслей такие модели неприменимы.

Для того чтобы успешно вести конкурентную борьбу в условиях пятого технологического уклада (волны), необходимо акцентировать внимание на стратегическом развитии и интеграции с другими организациями и сообществами.

Модель инновационного процесса можно представить следующим образом (рис. 16.5).

Модель современного инновационного процесса.

Рис. 16.5. Модель современного инновационного процесса

Данная модель подчеркивает взаимосвязь деятельности компании с внешней средой и не дает однозначных рекомендаций по организации ее внутренних процессов. Условия, в которых функционируют компании, настолько сложны, изменчивы и уникальны для каждой компании, что невозможно сформулировать универсальные принципы управления инновационным процессом.

В последнее десятилетие широкое распространение получила концепция «открытых инноваций» Генри Чесбро. В рамках этой концепции для проведения исследований и разработок в компании привлекаются специалисты — носители уникальных знаний не только из числа сотрудников, но и внешние ученые и исследователи. При этом решающим фактором коммерческого успеха Чесбро считает создание эффективной бизнес-модели, а не первенство в разработке какой бы то ни было технологии[1].

  • [1] См. подробнее: Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий.М.: Поколение, 2007; New Frontiers in Open Innovation / ed. by Henry Chesbrough, WimVanhaverbeke, and Joel West. Oxford, 2014.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой