Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аксиологическая функция. 
Социология управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй основной функцией сознания является аксиологическая функция (гр. axios — ценный + теория), которая заключается в сравнении оцениваемого объекта с потребностями оценивающего субъекта. Получив знания о предметах и процессах природы или общества, люди сразу же пытаются определить, что полезного для них содержится в этих предметах и процессах. В результате оценивания приоритет получают всегда… Читать ещё >

Аксиологическая функция. Социология управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Второй основной функцией сознания является аксиологическая функция (гр. axios — ценный + теория), которая заключается в сравнении оцениваемого объекта с потребностями оценивающего субъекта. Получив знания о предметах и процессах природы или общества, люди сразу же пытаются определить, что полезного для них содержится в этих предметах и процессах. В результате оценивания приоритет получают всегда те предметы и процессы, которые несут какую-либо пользу или благо для людей. Следовательно, оценивание — это выражение интересов оценивающего субъекта в отношении к оцениваемому объекту.

В ходе оценивания определяющую роль играют два момента: во-первых, природные или социальные свойства предмета или процесса; во-вторых, их значимость для деятельности людей, для удовлетворения их потребностей. Если в познании выясняется, что представляет собой данный предмет (процесс), то в оценивании задача состоит в том, чтобы выяснить его полезность для людей.

Человек в своем оценивании выражает одобрение или неодобрение, принятие или непринятие данных предметов (процессов) или каких-либо их свойств. Оценивание всегда связано со сравнением предметов или процессов, их свойств между собой и выделением наиболее полезных для какой-либо деятельности. Сравнение — определяющий момент (операция) в процессе оценивания.

Как осуществляется данное сравнение? Оценочное сравнение производится путем сопоставления, сличения двух и более предметов (процессов) между собой и выделения одного из них. Обычно данное сравнение осуществляется по какому-нибудь социально значимому основанию или эквиваленту (от позднелат. aequivalens — равнозначный, равноценный). В качестве таковых используются чаще всего три основания или три вида оценочных эквивалентов:

  • 1) социальная норма, которая в процессе оценивания выступает как эквивалент (например, законное и незаконное, справедливое и несправедливое, истинное и ложное, доброе и злое, прекрасное и безобразное и пр.);
  • 2) другой соизмеримый предмет или однопорядковый процесс (например, «заниматься спортом лучше, чем проводить время в праздном безделье»; «книги приносят больше пользы, чем кинофильмы»; «федерация лучше конфедерации» и т. д.);
  • 3) какой-либо оценочный символ (например, «природа словно мать», «мирская слава, как полевая трава», «окрестности, как на картинке» и др.).

Чем обусловливается выбор оценочного эквивалента? Он зависит, во-первых, от актуального интереса оценивающего субъекта, а во-вторых, от предшествующего опыта этого субъекта.

А что такое ценность? Ценность есть объективное свойство предмета (процесса), которое способно приносить людям пользу, какое-либо благо. Ценность проявляется, в основном, в трех вариантах: как позитивная, если является предметом неудовлетворенной потребности человека; как негативная, если несет какую-либо угрозу предметам человеческих потребностей; как нулевая, если удовлетворяет какие-либо потребности полностью, без остатка.

Результатом оценивания является оценка. Она выступает как субъективное мнение о каком-либо объективно существующем предмете или свойстве этого предмета, т. е. о его ценности. Социальная оценка есть средство определения значимости вещи для деятельности человека, для удовлетворения его потребностей.

Стало быть, оценка есть проявление ценности в конкретной жизненной ситуации. Поэтому она изменяется вслед за изменением жизненной ситуации. Одна и та же ценность в зависимости от жизненной конъюнктуры получает различные оценки. Ценности — объективны, оценки — субъективны. Ценности — общезначимы, оценки в своем большинстве имеют частное (партикулярное) значение. Особенности оценок: это всегда мнения людей о чем-либо; данные мнения носят обычно утилитарный характер; они сопровождают все этапы сознательного управления.

Классификация оценок так же, как и знаний, обусловливается, прежде всего, социальным содержанием, а во-вторых, уровнем социальной адекватности. Аналогично, общественное оценивание осуществляется в виде обыденного и профессионального (экспертного) оценивания. При обыденном оценивании определяющую роль играют стихийные и интуитивные начала. Оно признается тем правильнее и объективнее, чем больше социальный опыт людей, которые производят это оценивание.

Обыденное оценивание в своей массе выступает как общественное мнение, которое сейчас стремятся изучать не только ученые, но и политики с тем, чтобы использовать его в своей политической борьбе. Общественное мнение — это состояние сознания какой-либо социальной общности, выражающие ее отношение (скрытое или явное) к событиям и фактам социальной действительности. Оно возникает как продукт осознания назревших и требующих решения социальных проблем и проявляется в сопоставлении, а иногда и столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, в одобрении, поддержке или, наоборот, отрицании, осуждении тех или иных действий, поступков или линии поведения людей. Общественное мнение выражается обычно в различных оценочных суждениях о законности и незаконности, справедливости и несправедливости, моральности и аморальности и т. д. тех или иных действий людей. Субъектом общественного мнения являются любые социальные общности — от семьи, трудового коллектива до населения страны в целом. Общественное мнение может формироваться стихийно (под влиянием жизненных обстоятельств) и сознательно (иод влиянием политических партий и СМИ). Сейчас правящие круги на различных уровнях и в различных сферах достаточно часто прибегают к манипулированию общественным мнением, что приводит к формированию превратных взглядов у людей о тех или иных событиях, фактах, людях.

Профессиональное оценивание осуществляют профессионально подготовленные специалисты, которых в России готовят очень мало, лишь по некоторым отраслям материальной деятельности. Вместе с тем наше общество движется к осознанию и осмыслению исключительной важности оценочной (аксиологической) проблематики. Поэтому профессиональное оценивание в настоящее время становится все больше самостоятельной отраслью духовной деятельности, что выражается в становлении социальной экспертизы (лат. expertus — профессиональное заключение о чем-либо). Последняя исходит из того, что оценивание сопровождает все этапы управления от выяснения приоритетной социальной проблемы, через выработку и реализацию оптимального решения, до эффективного контроля за последствиями этой реализации.

В настоящее время социальная экспертиза осуществляется в четырех основных формах: служебной, правовой, экономической и научной. Служебная экспертиза проводится обычно по отраслям профессиональной деятельности и может быть двух видов: внутренней и внешней. Внутренняя экспертиза проводится соответствующими структурными подразделениями органа, издающего нормативный акт. Внешняя осуществляется подчиненными и неподчиненными органами, имеющими непосредственное отношение к вопросам, содержащимся в проекте нормативного акта.

Как соотносятся между собой познание и оценивание, знания и оценки? Нередко оценивание рассматривается как элемент познания, а оценки — как вид знания[1]. Однако это не правильно. Оценивание сходно с познанием лишь в одном — оба являются элементами сознательного отражения. А в остальном они различаются как по механизму, так и по результату. Если познание осуществляется посредством сенсориального механизма (с помощью ощущений и восприятий), то в оценивании задействован эмоциональный механизм (чувства и переживания). По результату: оценки — это не знания, а утилитарные отношения человека к тем предметам, другим людям, с которыми он взаимодействует.

  • [1] См.: Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. С. 204−205.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой