Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История социальной психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1945 г. Левин создает Центр по исследованию групповых динамик. Окончание Второй мировой войны ознаменовалось активизацией теоретических и исследовательских работ в области социальной психологии. Продолжилась разработка таких проблем, как изменение социальных установок (Карл Ховланд), конформизм, агрессия, общественные взаимодействия, формирование и социализация личности. Все это привело… Читать ещё >

История социальной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Официальной датой рождения социальной психологии, нового раздела в сфере психологических исследований, считается 1908 г. Именно в этом году вышли в свет и привлекли внимание две работы, в названиях которых фигурировало понятие «социальная психология». Первая — «Введение в социальную психологию» психолога Уильяма Мак-Дугалла была опубликована в Лондоне, вторая — «Социальная психология» социолога Эдварда Росса появилась в Нью-Йорке. Правда, само понятие «социальная психология» к тому времени уже не являлось совершенно новым. За десять лет до указанной даты, в 1898 г., Габриель Тард опубликовал «Очерки по социальной психологии», в которых изложил подробное описание феномена инициации и сформулировал основные принципы теории социального научения. (Более обстоятельный разговор об этих теориях пойдет ниже.).

В том же 1898 г., когда вышла в свет работа Г. Тарда, в США Норман Триплетт в «Американском психологическом журнале» опубликовал результаты своего эксперимента, который показал, что простое присутствие других людей влияет на деятельность индивида. Триплетт, студент-выпускник университета Индианы, заинтересовался тем, что спортивные результаты, полученные велосипедистами во время соревнований, выше результатов, достигнутых теми же спортсменами, когда они поодиночке просто ехали «на время». Основываясь на этих наблюдениях, Триплетт выдвинул гипотезу динамогенезиса, согласно которой присутствие других людей приводит к определенным изменениям в деятельности индивида. Проверяя свою гипотезу, Триплетт просил детей, чтобы они, соревнуясь на скорость, сматывали рыболовные катушки, и сравнивал результаты, достигнутые детьми, как в том случае, когда они действовали поодиночке, так и в том, когда они делали это вместе с другими детьми. По сути, это была первая экспериментальная попытка выяснить, как изменяется поведение индивида в присутствии других людей, причем не обязательно членов группы. Триплетт отметил, что большинство детей сматывали катушки быстрее, если при этом присутствовали другие дети — или в качестве наблюдателей, или в качестве соперников. Позже, развивая и продолжая этот эксперимент, многие ученые провели большое количество схожих исследований.

В 1908 г., как уже говорилось, вышли книги У. Мак-Дугалла и Э. Росса. Основная идея, содержащаяся в работах этих авторов, заключалась в том, что поведение людей, их мышление, планирование жизни, общение, взаимодействия и т. д. — все это происходит в рамках социальной психологии. Однако четкого определения того, что такое социальная психология и какова ее область, ни Мак-Дугаллом, ни Россом сделано не было.

Отсутствие критериев в определении предмета социальной психологии привело к тому, что представления о социальной психологии у Росса и Мак-Дугалла оказались различными. Отчасти это объясняется еще и тем, что авторы отражали взгляды различных научных направлений и традиций. Росс, будучи социологом, придерживался концепции коллективного группового разума, заимствованной им из арсенала идей французской социологической школы, и прежде всего идеи коллективного сознания Эмиля Дюркгейма и коллективных представлений Люсьена Леви-Брюля. Кроме того, поскольку в его книге рассматриваются такие темы, как дух толпы, поведение массы, общественное мнение, социальные конфликты и т. д., можно с полной определенностью говорить о влиянии на Росса идей теоретиков психологии масс — Густава Лебона и Габриэля Тарда.

Мак-Дугалл шел не от социологической, а от психологической традиции и, как уже упоминалось, был автором теории инстинктов социального поведения. Поэтому основной его интерес сосредоточен на таких явлениях, как инстинкты, мотивации деятельности, чувства. Основной движущей силой социального поведения, по мнению Мак-Дугалла, являются инстинкты. (Кстати, понятие инстинкта вошло в научный оборот именно благодаря Мак-Дугаллу.).

Мак-Дугалл дает описание инстинкта, выделяя в нем три части: афферентную (воспринимающую, подводящую), центральную и эфферентную (отводящую, двигательную). Первая, афферентная, часть дает нам возможность воспринимать, ощущать, чувствовать предметы. Вторая, центральная, формирует у нас определенные переживания воспринятого в ощущении. Третья, эфферентная, реализует нашу ответную реакцию. Позднее к движущим силам социального поведения Мак-Дугалл отнес склонности, интенции и стремления.

Влияние концепций как Росса, так и Мак-Дугалла оказалось ограниченным по той простой причине, что их базовые идеи — коллективного разума и инстинктов поведения — невозможно было применять в рамках методов экспериментальной психологии, ставшей к тому времени наиболее авторитетным и признанным научным направлением.

Собственная сфера исследований социальной психологии стала более отчетливой в первые десятилетия XX в., по мере того как все большее число ученых стали проявлять интерес к новой психологической дисциплине, влияние которой росло. Понятие социальной психологии все чаще использовалось в названиях профессиональных журналов и изданий. Наибольшее влияние на развитие социальной психологии в этот период оказали психология масс, психоаналитическая теория и бихевиоризм.

Психоаналитическая теория, созданная Зигмундом Фрейдом на основе его клинической терапевтической практики, особое внимание уделяет внутриличностным психическим процессам, которые обусловлены преимущественно конфликтом между индивидом и обществом. В концепции Фрейда впервые была изложена оригинальная теория социализации, включающая описание психических механизмов этого процесса — идентификации и интериоризации. Сегодня как сама фрейдовская теория социализации, т. е. процесса овладения навыками общественного поведения, так и введенные им новые понятия — идентификация, ннтериоризация, Сверх-Я (Идеал-Я) являются общепринятыми и общеупотребимыми. Таким образом, психоаналитические идеи внесли исключительно важный вклад в развитие и становление теоретического арсенала современной социальной психологии. Концепции внутри психического развития, формирования социальной психологии личности и социальных конфликтов актуальны и по сей день и оказы;

вают сильное влияние на наши представления о человеческой природе и человеческом поведении.

Психоаналитическая теория возникла и развивалась в Европе. И лишь утвердившись там, она быстро завоевала популярность и авторитет в США. А вот бихевиоризм, теоретическое направление, созданное Джоном Уотсоном и содержащее идеи, практически противоположные психоанализу, — это чисто американское явление, возникшее на американской почве. Уотсон, его последователи и сторонники признавали значение только экспериментальных методов исследования, а главными факторами, определяющими поведение, считали стимулы внешней среды. Программным можно считать следующее заявление Уотсона: «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником — вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков» (цит. по: Шульц и Шульц, 1998, с. 299). Уотсон полагал, что главное для воспитательного и обучающего процесса — внешние обстоятельства, окружающие условия, в которых находится ребенок. Основоположник бихевиоризма считал, что любые теоретические представления о внутренних психических процессах нельзя считать научными, поскольку их невозможно экспериментально подтвердить, поэтому сферу научной психологии должны составлять только наблюдаемые, экспериментально проверяемые поведенческие акты. Сосредоточив внимание исключительно на исследовании поведения, Уотсон, по сути, пытался исключить из сферы психологических изысканий изучение самой психики. Все многообразие психических проявлений бихевиоризм сводил к одной простой формуле:

История социальной психологии.

где П — поведение, С — стимул, Р — реакция.

Конфликт интерпретаций: взгляд на природу человека и сущность человеческого поведения Бихевиоризм взял на вооружение провозглашенный Декартом приниип Animal поп agit, agtur (животное — объект, а не субъект действия). То есть все действия животного, живого организма, в том числе и человека, являются лишь реакцией, рефлекторной деятельностью в ответ на внешнее раздражение.

У. Мак-Дугалл противопоставил Декартову принципу другой подход: The healthy animal is up and doing (здоровое животное активно и действует). Источник этой самостоятельной активности Мак-Дугалл видел в витальности, жизненной силе, которая спонтанно проявляется в деятельности животного и человека: Она реализуется через инстинкты, которые Мак-Дуг* л считал психофизической предрасположенностью, природными каналами для разрядки нервной энергии — склонности, стремления, интенции.

Хотя и в современной психологии признается требование учитывать в первую очередь наблюдаемые и проверяемые феномены, но тем не менее нынешние исследователи заняты изучением не только внешних факторов, но и протеканием глубинных, внутренних психических процессов.

Здесь необходимо отметить, что дальнейшее развитие социальной психологии в XX в. происходило преимущественно в США. Так, в 1918— 1920;е гг. в США выходит пятитомное исследование У. И. Томаса и Ф. Знанецкого «Польские крестьяне в Европе и Америке». Благодаря этому исследованию такая тема, как социальные установки, становится одной из центральных в социальной психологии* а само это понятие входит в научный арсенал социальных психологов.

В 1921 г. американский «Журнал абнормальной психологии» был переименован в «Журнал абнормальной и социальной психологии». В 1924 г. в США выходит «Социальная психология» Флойда Оллпорта, оказавшая большое влияние на последующее развитие этой дисциплины. Книга Оллпорта, в отличие от вышедших ранее работ Э. Росса и У. Мак-Дугалла, включала в себя как экспериментальную, так и теоретическую часть. Благодаря этой работе очертания современной социальной психологии стали более отчетливыми. Кроме того, Оллпорт ввел в социальную психологию такую жизненно важную и актуальную тему, как социальное влияние.

В вышедшей в 1934 г. книге Джорджа Герберта Мида «Разум, личность и общество» говорилось об исключительной важности влияния социального окружения на формирование человеком представлений о собственной личности. И в целом проблема взаимодействия взаимоотношений индивида и общества была главной для данной работы Мида.

Вместе с тем еще и в 1930;х гг. оставалась некоторая неопределенность в вопросе о границах предмета социальной психологии. Об этом свидетельствует тот факт, что в вышедшем в 1935 г. «Руководстве по социальной психологии» Карла Марчисона освещались такие темы, как жизнь и поведение «социальных» насекомых и домашних животных. Ныне эти темы, разумеется, вышли из сферы исследований социальной психологии и включены в исследовательскую проблематику зоопсихологии и этологии.

В 1936 г. область социально-психологических исследований расширилась за счет включения в нее проблем социальной конформности, объяснение которой давалось в книге Музафера Шерифа «Психология социальных норм», опубликованной в указанном году.

После того как Курт Левин с коллегами и студентами в лабораторных условиях смоделировал авторитарный, демократический и промежуточный (нейтральный) типы руководства, а затем сравнил результаты деятельности лидеров названных типов, стала очевидной значимость экспериментальных методов исследования общественной жизни. Отчет об этом исследовании был опубликован Левином и его студентами Рональдом Липиттом и Ральфом Уайтом в 1939 г. Тем самым было положено начало исследованию социальных проблем в лабораторных условиях. Тогда же, в 1930;х гг., Левин внес значительный вклад в теоретическое развитие социальной психологии, разработав теорию «поля», в которой им была выведена формула социального поведения. Данная модель поведения учитывала как внешние, так и внутренние факторы и выглядела следующим образом:

История социальной психологии.

где П — новедение, Л — личность, включающая в себя такие аспекты, как наследственность, способности и особенности характера, и О — окружающая среда. Сочетание внутренних, личностных и внешних факторов образует переменную функцию — ф.

Чтобы проиллюстрировать эту формулу, возьмем простой пример: один и тот же человек по-разному ведет себя в разных местах — дома, на работе, в магазине, на концерте и т. д., и это — несмотря на то, что осуществляется поведение одного и того же человека. Такие различия в поведении объясняются различием окружающих условий. И в то же время различные люди в одной и той же ситуации или в одной и той же обстановке могут вести себя по-разному. Объяснение этому — в различии личностных, внутренних качеств индивидов.

Хотя сегодня открытие Курта Левина выглядит тривиальным, для того времени оно явилось поворотным пунктом в развитии социально-психологической теории и исследований. Вместе с тем оно и поныне во многом сохраняет свое значение и актуальность. Кроме того, Левин особенно подчеркивал практическую значимость социально-психологических исследований. Все это в полной мере нашло подтверждение во время Второй мировой войны, когда военные власти США обращались к психологам за помощью в создании эффективных агитационнопропагандистских материалов, фильмов, радиопередач, печатной продукции. Американское правительство во время войны также постоянно обращалось к психологам с просьбами об организации действенного влияния на население.

В том же 1939 г., когда Левин опубликовал отчет о лабораторных исследованиях лидерства, Джон Доллард и его исследовательская группа ввели в научный оборот теорию «фрустрация — агрессия».

В 1941 г. Нил Миллер и Джон Доллард в работе «Подражание и социальное научение» изложили теорию, распространяющую принципы бихевиоризма на социальное поведение.

В 1945 г. Левин создает Центр по исследованию групповых динамик. Окончание Второй мировой войны ознаменовалось активизацией теоретических и исследовательских работ в области социальной психологии. Продолжилась разработка таких проблем, как изменение социальных установок (Карл Ховланд), конформизм, агрессия, общественные взаимодействия, формирование и социализация личности. Все это привело к открытию новых, сложных паттернов поведения. Возникло множество новых проблем, связанных с поведением человека: сущность любви, коммуникационные процессы, протекающие как на межличностном, так и на общественном уровнях, проблема восприятия и понимания человека человеком. Интерес к социальным проблемам вызвал проведение новых исследований по таким вопросам, как влияние средств массовой информации, скученность, другие стрессовые ситуации, просоциальное поведение в экстремальных условиях. Прямым следствием возросшего интереса к социально-психологическим проблемам явился выход первого современного «Руководства по социальной психологии», составленного Гарднером Линдси (1954 г.).

В 1957 г. Лион Фестингер издал свою работу «Теория когнитивного диссонанса», в которой подчеркивалась значимость и важность соответствия между установками и поведением индивидов. В 1958 г. Фриц Хайдер заложил основы теории каузальной атрибуции, опубликовав «Психологию межличностных отношений». В 1959 г. Джон Тибо и Гарольд Келли издали «Социальную психологию групп», дав тем самым толчок к развитию теорий социального обмена. В 1965 г. американский «Журнал абнормальной и социальной психологии» разделился на два издания — «Журнал абнормальной психологии» и «Журнал социальной психологии». И наконец, в 1985 г. вышло уже третье издание «Руководства по социальной психологии», созданного Гарднером Линдси и Элиотом Аронсоном.

На сегодняшний день в США издано несколько десятков учебников и пособий по социальной психологии. Почти каждый университет США, где имеются психологические факультеты и есть отделения социальной психологии, так или иначе стремится к изданию собственных учебных пособий и другой методической и учебной литературы по данной дисциплине.

Российские студенты и преподаватели получили возможность ознакомиться с современным уровнем развития и состояния дел в социальной психологии благодаря учебнику Дэвида Майерса «Социальная психология*, который был у нас опубликован в 1997 г. Это пока что единственное вышедшее у нас учебное пособие по современной социальной психологии, если не считать книги Т. Шибутани, которая издавалась в СССР в 1969 г. и переиздана в настоящее время.

Данный беглый очерк истории социальной психологии может породить законный вопрос: а как же отечественная наука? Какой вклад внесли советские, а теперь уже и российские ученые и наука в целом в развитие и становление социальной психологии?

С сожалением приходится признать, что вклад этот минимальный, и основная причина состоит в том, что вплоть до конца 1960;х гг. социальная психология в СССР считалась «буржуазной*, вредной наукой и, следовательно, была наукой запрещенной, разделив тем самым судьбу социологии, политологии, генетики, кибернетики и т. д. Но и после того как с социальной психологии было снято клеймо идеологически вредной науки, а в 1966 г. на психологическом факультете Ленинградского государственного университета даже началось преподавание курса марксистско-ленинской социальной психологии, отношение к ней продолжало оставаться подозрительным, как, впрочем, и к психологии в целом. Поэтому адаптация социальной психологии в советской психологической науке проходила тяжело и непросто. Получив саму возможность употреблять понятие «социальная психология* и излагать проблематику этой дисциплины, не боясь быть уличенными в идеологических диверсиях и измене, советские авторы вынуждены были тем не менее ограничиться двумя видами деятельности в социальной психологии — критикой «буржуазной социальной психологии* и попытками «наполнить* заимствованные на Западе социально-психологические теории и методы «марксистско-ленинским* содержанием, т. е. попытками внедрить в социальную психологию марксистские (в советском идеологическом варианте) схемы. Разумеется, ни к чему продуктивному подобная деятельность привести не могла. Таким образом, со времени «разрешения* у нас социальной психологии и до сегодняшнего дня, т. е. за последние 30 лет, в СССР, а затем и в России происходило не развитие социальной психологии, а, скорее, не очень интенсивная, робкая популяризация этой дисциплины, да и то не в полном объеме, а лишь в той части, где ее хоть в какой-то мере можно было увязать с идеологическими штампами.

Но, думается, такое положение дел уходит в прошлое. Сегодня мы не ограждены идеологическим «железным занавесом*, и преподаватели и студенты имеют самые широкие возможности для ознакомления с любыми зарубежными научными, периодическими, профессиональными социально-психологическими изданиями на языке оригинала. Кроме того, сейчас у нас появилось большое количество переводной литературы по социально-психологическим проблемам. Достаточно сказать, что теперь российский читатель может работать с книгами таких классиков в области социальной психологии, как Лион Фестингер, Альберт Бандура, Гарднер Линдси, Элиот Аронсон, Филип Зимбардо, Роберт Чалдини и многие другие. Все это может служить залогом того, что и в российской социальной психологии в скором времени появятся свои оригинальные теории и будут проведены такие социально-психологические исследования, которые не станут повторением западных исследований, т. е. не будут страдать вторичностью.

Популярность и интерес к социальной психологии, отмечаемые в настоящее время, также могут способствовать тому, что российская социальная психология обретет собственное лицо и займет достойное место в мировой психологической мысли.

Контрольные вопросы

  • ? Назовите наиболее известных теоретиков психологии масс и охарактеризуйте их основные идеи.
  • ? Почему психология масс считает человека иррациональным существом?
  • ? Кто из ученых и почему воспринимал массы как безумные и преступные?
  • ? Что нового внес в понимание психологии масс Г. Лебон?
  • ? Какими психическими характеристиками с точки зрения психологии масс обладает масса?
  • ? Действие каких факторов превращает людей в массу?
  • ? Какими качествами, по мнению теоретиков психологии масс, должны обладать вожди масс?
  • ? На чем основывается авторитет вождей масс?
  • ? Почему психологию масс можно рассматривать как первый вариант социальной психологии?
  • ? Выход чьих работ считается отправной точкой формирования социальной психологии как самостоятельной науки?
  • ? Какие ключевые события можно выделить в процессе становления социальной психологии как самостоятельной науки?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой