Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Наука в цепях догматов церкви. 
География Раннего Средневековья в Европе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нередки были столкновения между студентами, отличавшимися буйным нравом, и горожанами. Бывали случаи, когда университет из-за конфликтов в полном составе или частично переезжал в другой город: так, в XIII в. часть Парижского университета переехала в Оксфорд, а затем, не поладив с местными властями, студенты и профессора перебрались в Кембридж. В конечном счете, и в Париже, и в Оксфорде… Читать ещё >

Наука в цепях догматов церкви. География Раннего Средневековья в Европе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отношение к античному наследию в целом характеризуется отрицанием всего, что противоречит догматам церкви. Известны случаи уничтожения книг античных авторов. Выше всего почитается авторитет священного писания: все, что в нем говорилось, принималось на веру. Античные труды отвергались как языческие, многие античные памятники по той же причине уничтожались, а античные традиции и ритуалы объявлялись языческими и запрещались (например, олимпийские игры, запрещенные византийским императором). На заре христианства один из отцов церкви епископ Тертуллиан (155—222) сформулировал тезис, отрицавший всякое обращение к науке и здравому смыслу: «Верю, потому что невероятно (абсурдно)».

Но и спустя четыре столетия папа Григорий I (умер в 1604 г.) писал одному из епископов: «Мы не можем вспомнить без стыда, что ты кого-то обучаешь грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы питаем великое презрение, произвело на нас очень тяжелое впечатление. Если вы докажете, что не занимаетесь вздорными светскими науками, то мы будем прославлять господа нашего».

Вольнодумство преследовалось. Магастр Парижской школы Пьер Абеляр (1079—1142), вопреки абсурдному постулату «верю, потому что невероятно», отстаивал тезис: «Я понимаю для того, чтобы верить». Нои это было неприемлемо для церковных ортодоксов: взгляды Абеляра были признаны еретическими и ему было запрещено преподавание.

11аиболее дальновидные деятели церкви пытались приспособить достижения античных ученых к нуждам религии. Еще в III—V вв. на закате Римской империи первые христианские писатели, получившие затем широкую известность, отмечали важность произведений античных ученых. Самый авторитетный из церковных деятелей этого периода епископ Августин (354—430) писал: «Не следует презирать хорошее, если даже это сказали язычники». Для понимания священного учения и борьбы с ересями, считал он, невозможно обойтись без риторики, грамматики, диалектики, истории и естественных наук.

В XI в. в результате крестовых походов Западная Европа познакомилась с культурой Востока и Византии. На латинский язык начали переводить труды греческих и римских ученых — Аристотеля, Птолемея, Архимеда, Галена, Гиппократа и других, а также арабских ученых.

В XIII в. Фома Аквинский (1225— 1274) большой почитатель Аристотеля, в своей энциклопедической «Сумме теологии» {Summa Theologiae), включающей около трех тысяч статей, разрабатывал общие принципы католического богословия. Выдвигая идею гармонии веры и разума, он в своих философских построениях подчиняет науку богословию («наука — служанка богословия»). Фома Аквинский был одним из образованнейших людей своего времени. Он учился в Неаполитанском, Парижском и Кельнском университетах. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме, Неаполе. Его учение получило высокую оценку у высших иерархов католической церкви. В 1323 г. он был причислен к лику святых католической церкви, в 1567 г. признан «учителем церкви». Конечно, идея подчинить науку богословию была привлекательна для церкви, но ограничивала и подавляла развитие науки.

Еще в VI в. Боэций и Кассиодор разбили круг знаний античности на семь свободных искусств «septem artes liberates», выделив две группы: «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадриум» (геометрия, включая географию, арифметика, астрономия, музыка). Грамматика заключалась в чтении классических текстов и комментариев к ним.

Риторика имела целью научить искусству красноречиво говорить и писать. Диалектика предполагала умение делать правильные выводы из некоторых посылок. Под арифметикой понимали умение считать, в особенности определять дни христианских праздников. Астрономия — «наука о движении небесных светил» — также особенно важна была для исчисления календаря подвижных праздников.

Геометрия служила для понимания начертания фигур, необходимых для «возведения храмов», а также включала отрывочные сведения из географии и космографии. Музыка преподавалась для обучения петь церковные псалмы и сочинять богослужебные песни.

В XI—XII вв. в Западной Европе возникают первые университеты. Университеты объединяли несколько организаций — студенческих общин, как правило, представлявших разные нации (землячества). От этих организаций — общин (university), к которым присоединялись профессора, высшая школа получила утвердившееся впоследствии название «университет».

В университетах выделялись подготовительный факультет, так называемый артистический (Jacultas artium), на котором преподавалось семь свободных искусств, то есть тривиум и квадриум. Студенты этого факультета, «артисты», после окончания его могли поступить на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический; на последнем изучалось гражданское и каноническое (церковное) право.

Студенты должны были записывать лекции профессоров, поскольку книг было мало, и они были очень дороги (книги изготовлялись из дорогостоящего пергамента, переписывались от руки и в библиотеках прикреплялись к столу цепями). Лекционная система сохранилась, как известно, до сих пор. Лекции прорабатывались на диспутах, на которых спорящие стороны обсуждали тезис, предложенный преподавателем, причем между спорящими сторонами иногда ставилась перегородка, так как споры нередко переходили в потасовку. Затем следовали экзамены на звание бакалавра, лиценциата (с правом преподавания), магистра. Высшей была степень доктора. В университетах преобладал интернациональный дух, поскольку преподавание велось на общем латинском языке и изучались общие для всех дисциплины.

Университет включал ряд общежитий (коллегий), где студенты жили и имели стол; сюда же приходили профессора читать лекции, вести диспуты и принимать экзамены. В Англии эти коллегии сохранились до сих пор под названием колледжей, например, Оксфордский университет, существующий около 700 лет, объединяет 47 автономных колледжей.

Нередки были столкновения между студентами, отличавшимися буйным нравом, и горожанами. Бывали случаи, когда университет из-за конфликтов в полном составе или частично переезжал в другой город: так, в XIII в. часть Парижского университета переехала в Оксфорд, а затем, не поладив с местными властями, студенты и профессора перебрались в Кембридж. В конечном счете, и в Париже, и в Оксфорде, и в Кембридже сложились старейшие в Европе университеты. Каждый из университетов славился преподаванием какой либо области науки: Парижский — богословия, Болонский — юридических наук, Орлеанский — латинских авторов и т. д. К началу XVI в. в Европе уже было около шестидесяти университетов.

География и космогония в «темную ночь Средневековья» полностью подчинены нуждам и догмам церкви. Античные представления стерты и отрицаются как языческие. Даже труды Аристотеля и Птолемея, авторитет которых признается, трактуются так, как это приемлемо для потребностей религиозного видения мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой