Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гендерные модели поведения у лидеров разной степени легитимности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В наших кросс-культурных исследованиях было обнаружено, что гендерные модели проявляются у лидеров разной степени легитимности. Мы решили сравнить лидеров, используя для этого одни и те же методики. Насколько нам известно, до сих пор еще не проводилось столь масштабного исследования, в котором одновременно изучались бы лидеры разных типов: и стихийные лидеры, и лидеры общественных организаций… Читать ещё >

Гендерные модели поведения у лидеров разной степени легитимности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В наших кросс-культурных исследованиях было обнаружено, что гендерные модели проявляются у лидеров разной степени легитимности. Мы решили сравнить лидеров, используя для этого одни и те же методики. Насколько нам известно, до сих пор еще не проводилось столь масштабного исследования, в котором одновременно изучались бы лидеры разных типов: и стихийные лидеры, и лидеры общественных организаций, и руководители вузов — причем с помощью одних и тех же методик. (Если в отношении разных типов лидеров используются разные методики, то говорить о сопоставимости результатов трудно.) Поэтому мы подробно описываем выборки испытуемых и процедуру исследования — экспериментальные схемы.

Исследование гендерных моделей поведения у лидеров разной степени легитимности (Т. В. Бендас, 2002).

В качестве объекта исследования выступали лидеры обоего пола — представители русской и казахской этнических культур (проживающих на территории Казахстана) трех степеней легитимности:

  • ? низкой (стихийные лидеры, выявившиеся в лабораторных экспериментах);
  • ? средней (лидеры студенческих и молодежных организаций, а также лидеры общественных — неправительственных — организаций);
  • ? высокой (руководители вузов: заведующие кафедрами, деканы, проректоры и ректоры).

Процедура и организация исследования: пять экспериментальных схем. С помощью различных методик по каждой из схем изучались разные испытуемые.

Схема 1. Были выбраны методики, которые позволяли получать эмпирические показатели, либо гипотетически связанные с лидерством, либо обнаружившие гендерные различия (по литературным данным). Кроме того, отбирались показатели, соответствующие гипотетическим конкурентной и кооперативной, маскулинной и фемининной моделям лидерства. Использовались следующие методики: М. Люшера, Л. Сонди, Дж. Гилфорда—М. Салливена, Т. Лири, шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза, методика А. А. Ершова, вопросник Р. Кеттелла, MMPI, ТАТ (модификация X. Хекхаузена, процедура интерпретации X. Хекхаузена и наша), шкалы успешности и сексуальной привлекательности (наша модификация методики самооценки С. Я. Рубинштейна), шкала лидерского стиля Р. Бейлза— Ц. Шнсйсра, стандартизированное интервью (вопросы разработаны нами).

Для каждого испытуемого, исследованного по этой схеме, было получено по 214 эмпирических показателей.

Схема 2. Группе участников предлагалась игровая ситуация «Потерпевшие кораблекрушение», используемая обычно в тренинговых группах (Рудестам К., 1993). После выполнения индивидуального и группового заданий группа письменно выбирала лидеров и оценивала их стили по схеме Р. Бейлза—Ц. Шпейера. В итоге было получено по 12 показателей для каждого лидера.

Схема 3. Предназначена для изучения лидеров диад. Были сформированы диады испытуемых из людей разного иола, ранее нс знакомых друг с другом и относящихся к одной возрастной группе (16−24 года), члены которой перед решением задачи выбирали лидера индивидуально (письменно), затем в ходе устной дискуссии и после этого приступали к решению задания. Задания были отобраны нами по специальной процедуре. Одно было «женским», а другое — «мужским». После эксперимента партнеры по эксперименту оценивали сексуальную привлекательность друг друга. В итоге были получены по два лидерских статуса (за «женское» и «мужское» задания) и балл сексуальной привлекательности. В результате этой процедуры для дальнейшего исследования были отобраны лидеры, лидерский статус которых был нс менее 0,5.

Схема 4. Модификация схемы 3: в ней варьировался возраст, пол и этническая принадлежность испытуемых. Были подобраны две возрастные категории:

15- 27 лет (юношеская) и 25−67 лет (зрелая), две этнические — казахские и русские. Диады были гомогенными или гетерогенными по полу и возрасту и только гомогенными — но этническому составу, чтобы не вводить новый фактор — межэтнических отношений, который мог повлиять на результаты (выборка и результаты описаны в предыдущем разделе).

Схема 5. Эксперты, в качестве которых выступали лица обоего пола — либо подчиненные, либо непосредственные начальники, либо коллеги (равные по статусу, должности) — оценивали успешность, сексуальную привлекательность и лидерский стиль испытусмых-лидеров. Таких экспертов было либо три (как правило, это были две подчиненные и один непосредственный начальник; в некоторых случаях, особенно на высшем уровне управления, экспертом выступал коллега — равный, но статусу руководителя с испытуемым), либо один (подчиненный либо коллега равного статуса — в тех случаях, когда у лидера не было вышестоящего начальника, как в случае с НПО — неправительственными общественными организациями).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой