Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Материальна или нематериальна система?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика системного анализа (или модель системного исследования) может разрабатываться не обязательно с охватом всего процесса познания или проектирования системы, а для одной из ее страт (что, как правило, и бывает на практике), и для того чтобы не возникало терминологических и иных разногласий между исследователями или разработчиками системы, нужно прежде всего четко оговорить, о какой именно… Читать ещё >

Материальна или нематериальна система? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период становления теории систем довольно часто возникали дискуссии о том, материальны или нематериальны системы.

В связи с обсуждаемым вопросом обратим внимание на то, что в Большой советской энциклопедии (далее -.

БСЭ), наряду с приведенным выше определением дается следующее: система — " объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе" [1], т. е. подчеркивается, что понятие элемента (а следовательно, и системы) можно применять как к существующим, материально реализованным предметам, так и к знаниям об этих предметах или о будущих их реализациях.

Таким образом, в понятии система (как и любой другой категории познания) объективное и субъективное составляют диалектическое единство, и следует говорить не о материальности или нематериальности системы, а о подходе к объектам исследования как к системам, о различном представлении их на разных стадиях познания или создания.

Например, Ю. И. Черняк [92] показывает, что один и тот же объект на разных этапах его рассмотрения может быть представлен в различных аспектах, и соответственно предлагает одну и ту же систему представлять на разных уровнях существования: философском (теоретико-познавательном), научно-исследовательском, проектном, инженерном и т. д. — вплоть до материального воплощения.

Иными словами, в термин система на разных стадиях ее рассмотрения можно вкладывать разные понятия, говорить как бы о существовании системы в разных формах. М. Месарович [8], например, предлагает выделять страты рассмотрения системы (см. параграф 1.4).

Аналогичные страты могут существовать не только при создании, но и при познании объекта, т. е. при отображении реально существующих объектов в виде абстрактно представляемых в нашем сознании (в моделях) систем, что затем поможет создать новые объекты.

Рис. 1.2.

Рис. 1.2.

или разработать рекомендации по преобразованию (перестройке, реконструкции) существующих.

Методика системного анализа (или модель системного исследования) может разрабатываться не обязательно с охватом всего процесса познания или проектирования системы, а для одной из ее страт (что, как правило, и бывает на практике), и для того чтобы не возникало терминологических и иных разногласий между исследователями или разработчиками системы, нужно прежде всего четко оговорить, о какой именно страте рассмотрения системы идет речь.

  • [1] БСЭ. — 2-е изд, — Т. 39. — С. 158.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой