Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование внешнеэкономических связей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система государственного регулирования внешнеэкономических связей России в постсоветскую эпоху начала формироваться в 1990;е гг. По уже упомянутым выше причинам в начале данного десятилетия были приняты достаточно радикальные меры, но разгосударствлению всего комплекса внешнеэкономических связей и повышению его интегрированности в мировое хозяйство. Можно упомянуть сложные условия, в которых… Читать ещё >

Государственное регулирование внешнеэкономических связей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система государственного регулирования внешнеэкономических связей России в постсоветскую эпоху начала формироваться в 1990;е гг. По уже упомянутым выше причинам в начале данного десятилетия были приняты достаточно радикальные меры, но разгосударствлению всего комплекса внешнеэкономических связей и повышению его интегрированности в мировое хозяйство. Можно упомянуть сложные условия, в которых проходил этот процесс: политический и экономический кризисы, вызванные распадом СССР, внутриполитические столкновения в самой России между представителями различных ветвей власти, центробежные тенденции, выражавшиеся в том числе и в правах отдельных российских регионов на собственную внешнеэкономическую стратегию, гиперинфляция и стремление всеми путями получать экспортную валютную выручку даже в ущерб интересам внутреннего рынка и самих предприятий. В связи с этим государственная политика в сфере внешнеэкономической деятельности в указанный период развивалась в двух основных направлениях:

  • • либерализация внешнеэкономической деятельности и попытки интеграции в различные международные организации, регулирующие эту сферу (МВФ, Всемирный банк, ВТО);
  • • вынужденный протекционизм, вызванным вышеупомянутым стремлением отечественных предприятий к максимизации экспортных поставок, включающий в себя ряд запретительных и ограничительных мер на протяжении 1990;х гг.

В 2000;х гг. внешнеэкономические связи России вышли на новый, более высокий, уровень: значительное расширение коснулось экспорта, импорта и инвестиционного сотрудничества. Однако, несмотря на безусловные успехи в сфере внешнеэкономической деятельности, экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских продуктов. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

Более того, наступивший в 2008 г. мировой экономический кризис увеличил риски и издержки участия страны в международных экономических отношениях, повысив роль государственного регулирования в этой сфере. Несмотря на то что острая фаза этого кризиса закончилась достаточно быстро, комплекс проблем в экономиках многих ведущих центров мировой экономики не позволяет сохранять сложившийся характер внешнеэкономических связей России без изменений. И инструментом таких изменений служит политика государства в сфере внешнеэкономической деятельности.

В связи с этим государств}' необходимо создавать условия для улучшения позиций России в мировой экономике, для чего важно обеспечить реализацию следующих основных мер:

  • • сохранение уже имеющихся позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее укрепление позиций отечественных производителей в традиционных экспортных отраслях;
  • • обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
  • • проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, адекватной защите внутреннего рынка, особенно в наиболее «чувствительных» отраслях отечественной экономики (например, в агропромышленном секторе).

Вышеуказанные меры государственного регулирования содействуют развитию экспортных возможностей российских производителей, создают условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит в будущем изменить существующую структуру российского экспорта и увеличит степень защищенности отечественных компаний, работающих на внутреннем рынке.

Присоединение России в 2012 г. к ВТО позволяет нашей стране применять механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях дискриминации торговых интересов российских производителей. Тем более что рекордно длительный срок присоединения России к этой международной организации был в основном отражением сложности переговоров российских представителей с коллегами из стран — членов ВТО, в результате которых были получены определенные значительные уступки. Но без вышеуказанных ключевых мер государственного регулирования само по себе присоединение к ВТО и использование механизмов урегулирования внешнеторговых споров в рамках этой организации не сможет привести к значимым изменениям сложившейся структуры внешнеторговых связей России. Наднациональное регулирование в рамках ВТО — необходимое, но недостаточное условие для решения этой задачи. Отражением этого стал и тот факт, что присоединение к ВТО в первые же годы не оказало значительного влияния на основные параметры внешней торговли России — ее динамику и структуру.

Кроме того, в сложившихся после 2008 г. условиях, когда воздействие мирового экономического кризиса преодолено не везде и не полностью (особенно это касается стран ЕС, экономики которых перешли в 2012— 2013 гг. в стадию рецессии или стагнации), происходят изменения и в подходах к государственному регулированию внешнеэкономической деятельности. Повсеместное усиление такого регулирования способно повысить существующий уровень протекционизма и привести к изменению роли ВТО в мировой экономике.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой