Внутренняя политика государства.
Основные направления внутренней политики России на современном этапе
Вторая сторона технологической модернизации — максимально быстрое освоение импортируемых технологий. Инвестируя в конкурентоспособность передовых отраслей экономики, Россия одновременно решает глобальную социальную задачу — развитие креативного класса и формирование пространства для его реализации. Предполагается, что новая экономика России станет диверсифицированной: кроме современного… Читать ещё >
Внутренняя политика государства. Основные направления внутренней политики России на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под внутренней политикой понимается совокупность направлений деятельности государства в экономической, социальной, научной, образовательной, демографической, правоохранительной, военной, экологической и других важнейших сферах общественной жизни внутри страны. Государство использует различные средства для реализации своей внутренней политики: налоги, государственный бюджет, судебные и правоохранительные органы, систему социального обеспечения, финансирование науки, образования, здравоохранения. Поскольку управление в государстве осуществляется на трех уровнях — общегосударственном, региональном и местном, то соответственно, и внутренняя государственная политика разделяется на общегосударственную (федеральную), региональную и местную.
Среди основных направлений внутренней политики государства принято выделять экономическую, социальную, промышленную, аграрную, энергетическую политику, а также политику в области занятости, трудовых отношений, образования, здравоохранения, охраны правопорядка, экологии.
Экономическая политика государства
Экономическая политика призвана играть главную роль в обеспечении стабильности экономической сферы общества, гарантируя свободу предпринимательской деятельности, защиту прав собственников и потребителей.
Для эффективного функционирования рыночной экономики требуются благоприятная социальная, организационная, нормативно-правовая среда, политическая стабильность, которые обеспечиваются силой и авторитетом государства. Именно государство выступает гарантом поддержания конкурентной среды, когда следит за соблюдением антимонопольного законодательства. Одновременно государство регулирует финансовую сферу, обеспечивая гарантии надежности национальной валюты и стабильности денежной системы. Важным регулятором экономической жизни является принятие и распределение государственного бюджета, в котором определяется смета финансирования важнейших государственных программ. В периоды экономических кризисов роль государственного регулирования экономики особенно важна, поскольку именно государство способно в критический момент мобилизовать все ресурсы общества для выхода из кризиса.
На современном этапе экономическая политика России направлена на обеспечение модернизации всей системы социально-экономической сферы общества. Данные, представленные в табл. 5.1, позволяют сравнить основные макроэкономические и научно-технические показатели развития России в 2000;е гг. и наглядно увидеть их рост.
Таблица 5.1
Основные макроэкономические и научно-технические показатели развития России в 2000−2009 гг.[1]
Показатели. | 2000 г. | 2005 г. | 2009 г. |
ВВП (млрд долл. США, в ценах 2000 г.). | 259,71. | 319.85. | 397.96. |
ВВП на душу населения (долл. США, в ценах 2000 г.). | |||
Внутренние затраты на исследования и разработки (ИиР) (в % ВВП),. | 1,05. | 1,07. | 1.24. |
— включая затраты частного сектора на ИиР (в % ВВП). | 0,2. | 0,22. | 0,24. |
Экспорт высокотехнологичной продукции (млрд долл. США, в текущих ценах). | 4,19. | 3,69. | 4,6. |
Экспорт высокотехнологичной продукции гражданского назначения (% мирового рынка). | 0,45. | 0,25. | |
Патентные заявки (резиденты). | 23 377. | 23 644. | 27 712. |
Исследователей на млн населения. | |||
Число занятых в сфере ИиР, включая: | 887 729. | 813 207. | 742 433. |
— частный сектор | 590 646. | 496 706. | 432 115. |
— госсектор | 255 850. | 272 718. | 260 360. |
— сектор высшего образования (например, университеты). | 40 787. | 48 498. | |
— некоммерческий сектор |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р[2], в качестве стратегической цели государственной политики определяет достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в. В 2015—2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП. Достижение этой цели государственной политики означает формирование качественно нового образа будущего России к концу следующего десятилетия и, в частности, предусматривает:
- 1) выход России на стандарты благосостояния развитых стран;
- 2) высокое качество и комфортные условия жизни населения;
- 3) создание благоприятной среды обитания человека;
- 4) изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности;
- 5) инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Россия должна занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров (не менее 10% рынка) и интеллектуальных услуг по четырем — шести и более крупным позициям. Предполагается формирование условий для массового появления новых компаний во всех секторах экономики, в первую очередь «экономики знаний» ;
- 6) лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, в том числе за счет географической и продуктовой диверсификации поставок, превращения России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков;
- 7) создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг;
- 8) лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, превращение нашей страны в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве мирового финансового центра;
- 9) формирование новой модели пространственного развития России на основе создания новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства;
- 10) обеспечение гарантированной реализации конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности.
Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.
Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.
Инновационный путь развития позволяет повысить социальную устойчивость и справедливость в обществе, поскольку выигрыш от экономического роста получает не только узкий слой общества, участвующий в присвоении рентных и экспортных доходов, но и основные социальные группы, связанные с развитием инфраструктуры, аграрного комплекса, базовых отраслей промышленности и сферы производства. В этом случае усиление социальной ориентированности экономического развития опирается на повышение национальной конкурентоспособности и эффективности, а не на перераспределение имеющегося богатства и социальную конфронтацию.
Инновационный социально ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Инновационный рост — это рост на основе:
- а) диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17−20%, а вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП — нс менее двух-трех процентных пунктов;
- б) повышения эффективности и конкурентоспособности экономики без существенного наращивания производственных ресурсов. К 2020 г. производительность труда должна увеличиться в 2,4−2,6 раза (по отдельным секторам — до 4 раз), а энергоэффективность — в 1,6−1,8 раза;
- в) высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40−50%, а инновационной продукции в объеме выпуска — до 25−35%;
- г) активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. В 2020 г. внутренние затраты на исследования и разработки должны повыситься до 3,5−4% ВВП;
- д) повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется, в частности, опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике в 2020 г. повысится до 2700 долл. США (для сравнения: в 2007 г. — 526 долл. США);
- е) опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего образования и здравоохранения. В 2020 г. расходы на образование за счет государственных и частных источников должны составить 5,5−6% ВВП (для сравнения: в 2006 г. — 4,6%), на здравоохранение — 6,5−7% ВВП (в 2006 г. — 3,9%), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.
Такой подход требует реализации взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам комплексных преобразований по основным направлениям перехода российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития.
- 1. Развитие человеческого потенциала. С одной стороны, это обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, а с другой — повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития.
- 2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.
- 3. Структурная диверсификация экономики па основе инновационного технологического развития, что предполагает формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированную с высшим образованием систему научных исследований и разработок, гибко реагирующую на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и др.
- 4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).
- 5. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.
- 6. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики, что предполагает формирование новых центров социально-экономического развития в Поволжье и на Урале, на Юге России, в Сибири и на Дальнем
Востоке, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и создание сети территориальнопроизводственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.
В табл. 5.2 представлен индекс конкурентоспособности России в 2012—2013 гг. в сравнении с другими государствами мира по материалам ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). В отчете ВЭФ фигурируют два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран:
- — Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI);
- — Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).
Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), впервые опубликованный в 2004 г. GCI составлен из 12 критериев, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся иа разных уровнях экономического развития. Такими критериями выступают: качество институтов; инфраструктура; макроэкономическая стабильность; здоровье и начальное образование; высшее образование и профессиональная подготовка; эффективность рынка товаров и услуг; эффективность рынка труда; развитость финансового рынка; уровень технологического развития; размер внутреннего рынка; конкурентоспособность компаний; инновационный потенциал.
Таблица 5.2
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012;2013 гг.[3]
Экономика. | Индекс глобальной конкурентоспособности. | Изменение позиции. | |||
2012;2013 гг. | 2011;2012 гг. | ||||
Рейтинг. | Оценка. | Рейтинг. | Тренд. | ||
Швейцария. | 5,72. | ||||
Сингапур | 5,67. | ||||
Финляндия. | 5,55. | ||||
Швеция. | 5,53. | — 1. | |||
Нидерланды. | 5,50. | ||||
Германия. | 5,48. | ||||
Соединенные Штаты Америки. | 5,47. | — 2. | |||
Великобритания. | 5,45. | ||||
Гонконг. | 5,41. | ||||
Япония. | 5,40. | — 1. | |||
Катар | 5,38. | ||||
Дания. | 5,29. | — 4. | |||
Тайвань. | 5,28. | ||||
Канада. | 5,27. | — 2. | |||
Норвегия. | 5,27. | ||||
Австрия. | 5,22. | ||||
Бельгия. | 5,21. | — 2. | |||
Саудовская Аравия. | 5,19. | — 1. | |||
Южная Корея. | 5,12. | ||||
Австралия. | 5,12. | ||||
Франция. | 5,11. | — 3. | |||
Люксембург. | 5,09. | ||||
Новая Зеландия. | 5,09. | ||||
Объединенные Арабские Эмираты. | 5,07. | ||||
Малайзия. | 5,06. | — 4. | |||
Израиль. | 5,02. | — 4. | |||
Ирландия. | 4,91. | ||||
Бруней. | 4,87. | ||||
Китай. | 4,83. | — 3. | |||
Исландия. | 4,74. | ||||
Пуэрто-Рико. | 4,67. | ||||
Оман. | 4,65. | ||||
Чили. | 4,65. | — 2. | |||
Эстония. | 4,64. | — 1. | |||
Бахрейн. | 4,63. | ||||
Испания. | 4,60. | ||||
Кувейт. | 4,56. | — 3. | |||
Таиланд. | 4,52. | ||||
Чехия. | 4,51. | — 1. | |||
Панама. | 4,49. | ||||
Польша. | 4,46. | ||||
Италия. | 4,46. | ||||
Турция. | 4,45. | ||||
Барбадос. | 4,42. | — 2. | |||
Латвия. | 4,41. | — 1. | |||
Азербайджан. | 4,41. | ||||
Мальта. | 4,41. | ||||
Бразилия. | 4,40. | ||||
Португалия. | 4,40. | — 4. | |||
Индонезия. | 4,40. | — 4. | |||
Казахстан. | 4,38. | ||||
Южная Африка. | 4,37. | — 2. | |||
Мексика. | 4,36. | ||||
Маврикий. | 4,35. | ||||
Литва. | 4,35. | ||||
Словения. | 4,34. | ||||
Коста-Рика. | 4,34. | ||||
Кипр | 4,32. | — 11. | |||
Индия. | 4,32. | — 3. | |||
Венгрия. | 4,30. | — 12. | |||
Перу. | 4,28. | ||||
Болгария. | 4,27. | ||||
Руанда. | 4,24. | ||||
Иордания. | 4,23. | ||||
Филиппины. | 4,23. | ||||
Иран. | 4,22. | — 4. | |||
Россия. | 4,20. | — 1. | |||
Шри-Ланка. | 4,19. | — 16. | |||
Колумбия. | 4,18. | — 1. | |||
Марокко. | 4,15. | ||||
Словакия. | 4,14. | — 2. | |||
Черногория. | 4,14. | — 12. | |||
Украина. | 4,14. | ||||
Уругвай. | 4,13. | — 11. | |||
Вьетнам. | 4,11. | — 10. | |||
Сейшельские Острова. | 4,10. | ; | ; | ||
Грузия. | 4,07. |
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012- 2013 гг. возглавила Швейцария, которая занимает первое место в рейтинге четвертый год подряд. Второе и третье места занимают соответственно Сингапур и Финляндия.
Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки в нем занимают Швеция (4), Нидерланды (5), Германия (6). Седьмое место занимают Соединенные Штаты Америки: несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места вниз.
Продолжает увеличиваться разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран. В частности, страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008;2009 гг. В то же время страны Юга Европы, такие как Испания (36-е место), Италия (42-е место), Португалия (49-е место) и особенно Греция (96-е место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, среди которых основными являются макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансированию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.
Крупные развивающиеся рыночные экономики — страны БРИК — демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три позиции, Китай (29-е место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48-е место) переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59-е место) и Россия (67-е место) несколько снизили свои позиции.
Россия потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67-е место. В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение нашей страны ухудшилось по таким слагаемым, как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум показателям: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Кроме того, в этом году существенно усилились проблемы с доступностью финансирования и квалификацией рабочей силы. Все это мешает России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.
Для того чтобы справиться с негативными тенденциями, в качестве важнейшей задачи экономической политики России на современном этапе названо преодоление технологического отставания страны[4].
Россия должна занять значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелица постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах. В противном случае страна будет постоянно терять ресурсы, выплачивая их за новые, все более сложные и дорогие технологии производства промышленных товаров, материалов и медицинских препаратов, которые мы не умеем создавать сами. При этом доля мирового валового продукта, принадлежащая таким технологиям, будет расти, а сырьевых товаров и традиционных услуг — сокращаться. Для возвращения технологического лидерства нужно тщательно выбрать приоритеты. Новая экономическая политика России должна быть сосредоточена вокруг таких отраслей, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные и нанотехнологии. Традиционными секторами, где мы нс потеряли технологических преимуществ, являются атомная промышленность и космос.
Восстановление инновационного характера экономики предполагается начать с университетов — и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность высшей школы становится национальной задачей: к 2020 г. планируется создать несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Для Российской академии наук, ведущих исследовательских университетов и государственных научных центров будут утверждены десятилетние программы фундаментальных и поисковых исследований, планируется увеличить финансирование до 25 млрд руб. (в 2018 г.) государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. В 2012 г. только 47 компаний с государственным участием приняли инновационные программы, однако в перспективе и частные корпорации должны приучиться к тому, чтобы 3−5% своего валового дохода направлять в исследования и разработки.
Вторая сторона технологической модернизации — максимально быстрое освоение импортируемых технологий. Инвестируя в конкурентоспособность передовых отраслей экономики, Россия одновременно решает глобальную социальную задачу — развитие креативного класса и формирование пространства для его реализации. Предполагается, что новая экономика России станет диверсифицированной: кроме современного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные секторы. Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 г. увеличиться в полтора раза, при этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое. Это будет эффективная экономика с низкой энергоемкостью и высокой производительностью труда: предполагается обеспечить рост производительности по экономике в целом в два раза, а в ключевых секторах выйти на уровень производительности, сопоставимый или даже выше, чем у наших конкурентов. Это будет экономика постоянно обновляющихся технологий: к концу десятилетия доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в два с половиной раза — с нынешних 10,5 до 25%. Иными словами, планируется достигнуть сегодняшнего среднеевропейского уровня.
На инвестиционном форуме «Россия-2012» В. В. Путин впервые представил новую экономическую программу. Он отметил, что для России принципиально важно войти в число стран с наиболее привлекательным инвестиционным климатом: «Нужно сделать 100 шагов вперед, чтобы в инвестиционном рейтинге со 120-го места подняться на 20-е»[5]. В. В. Путин обозначил конкретные ориентиры: сроки подключения к электросетям сократятся почти в четыре раза; бухгалтер будет тратить в три раза меньше времени на заполнение бумаг; грузовая фура будет пересекать таможню в семь раз быстрее, чем сейчас; для получения разрешения на строительство объекта понадобится в пять раз меньше времени и в три раза меньше бумаг.
Работа по улучшению инвестиционного климата будет строиться на трех принципах: добросовестности работы бизнеса, широкого внедрения международных практик и сотрудничества бизнеса с государством. Для этого, во-первых, в России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей, в том числе российских, а не только иностранных инвесторов. Новый омбудсмен получит особый юридический статус: он сможет инициировать нормативные акты, отстаивать интересы предпринимателей в суде, приостанавливать действие нормативных актов до решения суда. Во-вторых, будут совмещены административные и имущественные дела в судах на базе арбитражной судебной системы. В-третьих, из уголовного законодательства должны быть убраны все «рудименты советских норм». В частности, предложено ввести запрет на возбуждение уголовного производства о незаконности сделок без соответствующего решения арбитражного суда. Кроме того, будет изменен государственный контроль над предпринимательской деятельностью: должна произойти реорганизация в пользу саморегулирования и страхования ответственности. Наконец, предстоит гармонизировать российское корпоративное законодательство с документами европейских партнеров, и прежде всего ускорить работу по акционерным соглашениям.
Таким образом, предстоит серьезная работа по повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской экономики, на что нацелена современная экономическая политика России.
- [1] Источник: Всемирный банк, Росстат, Министерство экономического развития России. URL: rusnor.org/upload/iblock/de7/pub- 7685−6c28.pdf (дата обращения: 13.01.2013).
- [2] См.: Концепция долгосрочного развития Российской Федерации // Министерство экономического развития РФ. URL: economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/ (дата обращения: 02.04.2013).
- [3] Источник: Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012;2013 // Центр гуманитарных технологий. URL: gtmarket.ru/news/2012/09/05/4949 (дата обращения: 04.04.2013).
- [4] См.: Путин В. В. О наших экономических задачах // Ведомости. 2012. 30 янв. № 15 (3029); Владимир Путин: «Нам нужна новая экономика» // Ведомости — Власть. URL: vedomosti. ni/politics/news/1 488 145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah?full#cut (дата обращения: 12.01.2013).
- [5] Цит. по: Танас О. 100 шагов Путина // Газета.Ru. URL: news.mail.ru/politics/7 989 204/?frommail=l (дата обращения: 04.04.2013).