Обучение в реальной или созданной из коллег группе обладает рядом преимуществ по сравнению с индивидуальным обучением или обучением в искусственной группе. Как правило, проблемы, возникающие в ходе выполнения производственных задач, в значительной мере порождены причинами, «растворенными» в конкретном подразделении. Поэтому и устранять их имеет смысл лишь системно, пересмотрев сложившийся стиль взаимодействия, который не достигает поставленных целей. В определенном смысле это напоминает подход, исповедуемый системной семейной терапией, в соответствие с которым излечиться от проблемы может только вся семья. И альтернативы этому нет.
Для проведения такого обучения необходим хотя бы минимум сведений о групповом взаимодействии, о динамике развития группы.
Понятие группы и ее свойства
В 1970;х гг. начался процесс неуклонного роста интереса к группе как объекту исследования (рис. 7.5).
Фрезер в 1978 г. предложил 6 основных характеристик группы:
- — взаимодействие членов;
- — восприятие группы как чего-то реального;
- — наличие групповых целей;
- — формирование норм взаимодействия в группе;
- — синергетический эффект от взаимодействия в группе;
- — эмоциональные отношения между членами группы;
- — относительная закрепленность ролей.
Рис. 7.5. Модель функционирования группы (Кгetch, Cruchfield &.
Ballanhey)
Психологически можно назвать группой некоторое число людей, которые:
- а) взаимодействуют друг с другом;
- б) знают друг друга;
- в) воспринимают себя членами одной группы.
Типы групп:
- — сеть;
- — институциональная (организация);
- — семья;
- — дружеская;
- — рабочая;
- — специально созданная.
Кроме того, группы различаются по следующим харакгсрстикам:
- — размер;
- — статусы членов;
- — гомогенность;
- — степень открытости;
- — фоновые свойства;
- — слаженность.
Имеет смысл различать неформальные и формальные группы. Формальные группы имеют ряд общих характеристик, а именно:
- — имеют формальную структуру;
- — имеют целевую ориентацию;
- — часто организованы на постоянной основе;
- — вносят вклад в деятельность более крупной общности людей;
- — сознательно организованы кем-либо.
Неформальные группы представляют собой выборку людей, ставшую группой посредством развития взаимоотношений, влияния на поведение друг друга и вклада во взаимное удовлетворение каких-либо потребностей.