Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы планирования на предприятии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функции управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях… Читать ещё >

Теоретические основы планирования на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

  • • место и роль планирования на предприятии;
  • • функции и виды планирования;
  • • основные принципы и методы планирования;
  • • порядок разработки календарных планов;
  • • систему бюджетирования на предприятии; уметь
  • • разрабатывать систему планов для достижения поставленных целей и задач;
  • • представлять процессы планирования в виде взаимосвязанных этапов;
  • • разрабатывать систему бюджетов; владеть
  • • основами законодательства, регулирующего деятельность предприятия в сфере планирования;
  • • методами разработки планов предприятия;
  • • методами расчета необходимых ресурсов на планируемый период;
  • • инструментом разработки организационно-технологической модели возведения объектов.

Планирование — основная функция управления предприятием

Управление предприятием — это процесс, направленный на достижение намеченных целей, ориентированных на спрос и предложения рынка, осуществляемый путем рационального использования различных видов ресурсов (финансовых, трудовых, материальных). Основная цель управления предприятием — повышение эффективности его деятельности.

Намеченные цели могут быть стратегическими и тактическими: определяется стратегия деятельности предприятия на долгосрочную перспективу, а также определяются цели и задачи, которые планирует предприятие выполнить в годовом и квартальном разрезе.

Процесс управления состоит из следующих действий (рис. 1.1).

Определение целей и задач является важнейшим этапом управления деятельности предприятия.

Планирование — это начальное управленческое действие, определяющее постановку целей, позволяющих достигнуть желаемого результата в будущем, а также последовательность действий, сроки их выполнения для достижения поставленной цели.

Действия предприятия в процессе управления.

Рис. 1.1. Действия предприятия в процессе управления.

Организация способствует выполнению плана в процессе определения работ, которые будут выполнены, их исполнителей и субъектов, с которыми при этом необходимо взаимодействовать. Этап организации может считаться эффективным в том случае, когда было организовано и проведено профессиональное, профильное обучение персонала.

Контроль завершает управленческий цикл, позволяет сопоставить фактические результаты работы с запланированными и получить информацию о том, достигнет ли предприятие поставленных целей и задач. Контроль помогает определить существующие проблемы и предпринять необходимые для их решения меры прежде, чем организации будет нанесен серьезный ущерб. Посредством контроля управление становится чувствительным к изменениям. Реагирование же на данные изменения осуществляется с помощью планирования, организации и руководства; таким образом, цикл управления оказывается замкнутым.

Мотивация как управленческое действие обусловлена гем, что руководство создает благоприятные условия для исполнителей, которые должны хорошо понимать, каких результатов от них ожидают, должны быть заинтересованы в получении этих результатов и испытывать удовлетворение от продуктивной работы.

Система управления представляет собой совокупность элементов, которые способны обеспечить целенаправленное функционирование предприятия. Элементами системы управления являются цель, принципы, функции, методы, техника и технология, информация и организационная структура.

Цель — это желаемый результат функционирования системы, реальный и возможный при данных условиях функционирования организации. Планируемая цель должна быть достижима и реализуема. У каждого предприятия должны существовать стратегическая (долговременная), текущие и оперативные цели (рис. 1.2).

Принципы управления — это определенные правила осуществления производственнохозяйственной деятельности. Они носят объективный характер, следуют из законов и общепринятых закономерностей управленческой деятельности.

Ю.

Иерархия целей предприятия.

Рис. 1.2. Иерархия целей предприятия.

Методы управления — это способы осуществления управленческой деятельности, которые направлены на реализацию основных задач управления. Методы управления вытекают из принципов деятельности фирмы.

Техника и технология управления — совокупность информационных систем, технических средств, последовательно осуществляющих выполнение функций управления с использованием методов, алгоритмов и программ.

Информация — это совокупность сведений, которые могут быть использованы при осуществлении управленческой деятельности (законы, нормы и нормативы, отраслевые и ведомственные указания и рекомендации и т. п.).

Организационная структура системы управления и персонал — определенные взаимосвязи между персоналом управления в организации, которые обеспечивают функционирование системы управления. Организационная структура состоит из персонала управления (исполнители функций), функциональных обязанностей персонала управления, взаимосвязей между исполнителями и функциональными обязанностями. Персонал предприятия (менеджеры, специалисты, технический персонал) реализует функции управления.

Впервые принципы управления, которые были больше направлены на поведение людей, были сформулированы в начале XVIII в. Анри Файолем:

  • разделение труда. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Результатом разделения труда является специализация функций и разделение власти;
  • власть (полномочная) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность — санкции (награды или кары), сопровождающие ее действия. Где есть полномочия, возникает и ответственность;
  • дисциплина — это повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками;
  • единство распорядительства, или единоначалие. Работнику может давать два приказания относительно какого-либо действия только один руководитель;
  • единство руководства, направления — один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
  • подчинение частных, личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба — вплоть до интересов государства;
  • вознаграждение персонала — это оплата исполненной работы. Она должна бать справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника;
  • централизация. Как и разделение труда, централизация — естественное явление. Степень централизации варьируется в зависимости от конкретных условий. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность;
  • иерархия, или скалярная цепь, — это ряд руководящих должностей, от высших к более низким;
  • порядок. Формула материального порядка — определенное место для всякой вещи, формула социального порядка — определенное место для каждого лица;
  • справедливость — результат сочетания благожелательности с правосудием;
  • постоянство состава персонала и единение персонала, или корпоративный дух. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел;
  • инициатива — эго разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и их осуществления также относится к категории инициативы.

В практике управления современным предприятием применяют следующие принципы:

  • 1) принцип научности управления — управленческая деятельность носит объективный характер, используются новейшие методы и средства, управленческая деятельность под воздействием науки развивается и совершенствуется;
  • 2) принцип экономичности. Основные затраты на управление — оплата труда персонала управления;
  • 3) принцип экономичности управленческой деятельности — должна обеспечиваться высокая прибыльность функционирования предприятия; затраты и результаты необходимо соотносить;
  • 4) принцип комплексности — учет управленческой деятельностью всех факторов;
  • 5) принцип системности управления предполагает кроме комплексности учет влияния всех факторов друг на друга и на результат управленческой деятельности;
  • 6) принцип пластичности — гибкость, легкая адаптируемость к изменяющимся внешним условиям;
  • 7) принцип самокорректировки — система управления должна сама выявлять свои несовершенства и вырабатывать механизмы противостояния;
  • 8) принцип оперативности — быстрая реакция на изменение ситуации;
  • 9) принцип здравого смысла.

Функции управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата.

Общие функции управления:

  • обоснование целей — выработка основных, текущих и перспективных целей;
  • планирование — выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности предприятий, принятие конкретных, адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей;
  • организация — это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы управления для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей методами и средствами с наименьшими затратами;
  • стимулирование — разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности к эффективному труду;
  • контроль и учет деятельности — наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнение его параметров с заданными, выявление отклонений. Измерение, регистрация, группирование результатов контроля;
  • анализ деятельности — это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов;
  • координирование — уточнение характера действия исполнителей;
  • регулирование — выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации;
  • принятие управленческих решений с целью достижения поставленных целей при заданных условиях деятельности предприятия и получения максимальной прибыли при минимизации затрат.

Конкретные (частные) функции управления определяются организационно-правовой формой предприятия, видом его деятельности. К конкретным (частным) функциям управления можно отнести: управление основной деятельность предприятия, вспомогательной деятельностью, управление персоналом, управление материально-техническим снабжением, управление финансами, управление сбытом, организация и управление маркетинговой службой предприятия и др.

Планирование как основная функция управления имеет большое значение для эффективного управления деятельностью предприятия. Однако при выполнении всех других функций управления осуществляется их планирование.

При обосновании целей деятельности предприятия разрабатываются долгосрочные, текущие и оперативные планы. Формулируются цели и задачи на каждом уровне планирования. Функция управления организация не может быть выполнена без планирования. В процессе планирования увязываются все объекты и предметы труда во времени и пространстве. Стимулирование деятельности персонала предприятия также планируется. Функция контроля и учета результатов деятельности предприятия не может осуществляться без планирования. Координирование, регулирование и принятие управленческих решений осуществляются на основе планов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой