Использование комбинации элементов ССП и финансового анализа дает возможность тестировать сбалансированную систему показателей на реальных данных компании и позволяет безболезненно перейти от управления на основе бюджетов к стратегическому управлению и анализу.
Идея достаточно проста: анализ проводится на основе классического набора коэффициентов, но выводы формулируются относительно одной или нескольких проекций ССП. В результате интерпретации полученных данных определяется ключевой показатель, определяющий степень достижения конкретной цели. Выбранные ключевые показатели включаются в стратегическую карту и объединяются причинно-следственными связями.
Небольшие компании с несовершенной системой управленческого учета могут вести традиционный анализ финансовой отчетности в рамках нескольких проекций, выявляя таким образом зоны риска не только в финансовой сфере, но и в области работы с персоналом, клиентами и пр.
В процессе финансового анализа рассчитываются фактические значения коэффициентов, выявляются причины отклонений от рекомендованных значений и подбирается КР1 для оценки данной проблемы. Вся информация может быть сведена в аналитическую таблицу.
Рассмотрим пример анализа ликвидности компании с разложением информации по проекциям и использованием финансовых и нефинансовых показателей.
Такого рода сводная табл. 12.11 дает возможность выявить основные проблемы в текущем оперативном управлении, захватывая качество управления персоналом и оценку лояльности клиентов; в результате без труда выявляются проблемы, требующие решения, оцениваются возможности компании и возникшие угрозы. Все это определяет необходимость формулировки текущих целей, каскадирования их до низовых звеньев и определения ключевых факторов успеха исходя из имеющихся возможностей.
Таблица 12.11. BSC — стратегические инициативы.