Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поле и внешняя среда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Категория поля направлена на снятие противопоставления человека и социальной среды. Поле включает в себя индивида в качестве элемента того или иного уровня (президент и дворник — это элементы, оказывающие разное воздействие на состояние полей). Индивид не противостоит полю, а является его частью, проводником протекаюших в нем процессов, а порою и их инициатором, поэтому он ответствен за то, что… Читать ещё >

Поле и внешняя среда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С первого взгляда может показаться, что «поле» — это новое название для старой категории «внешняя среда». Однако это далеко не так. Человек и среда — это две противоположности. Человек действует под влиянием внешней (природной и социальной среды), то подчиняясь ей, то ес преобразуя.

Категория поля направлена на снятие противопоставления человека и социальной среды. Поле включает в себя индивида в качестве элемента того или иного уровня (президент и дворник — это элементы, оказывающие разное воздействие на состояние полей). Индивид не противостоит полю, а является его частью, проводником протекаюших в нем процессов, а порою и их инициатором, поэтому он ответствен за то, что там происходит. Если люди перестают участвовать в процессах, порождающих данное поле, эти процессы прерываются (феномен разорванного проводника). Любое поле (будь то государство или семья) зиждется на том, что люди, находящиеся в его пределах, добровольно или под принуждением участвуют в процессах, его воспроизводящих. Мода как феномен социокультурного поля существует лишь через массу индивидов, ей следующих. Если этого не происходит, вещь остается предметом показа, репликой художника, брошенной в равнодушную или насмешливую толпу.

Почему люди участвуют в процессах, формирующих поле? Прежде всего, под давлением его ценностно-нормативной системы, которая толкает к участию сначала в форме принуждения (под страхом негативных санкций), а потом, если нормы интсриоризируются (усваиваются), в форме свободного выбора. На уровне индивидуальной биографии это проявляется в процессе социализации: в детстве родители заставляют ребенка следовать тем или иным нормам, потом для многих первоначально навязанные практики превращаются в привычку, принуждение превращается в свободный выбор (габитус).

В любом поле в более или менее существенных масштабах представлено отклоняющееся от нормы поведение. С первого взгляда оно выполняет только деструктивную роль. Но это далеко не всегда так. Часто индивиды, практикующие такое поведение, играют роль прививки, укрепляющей данное поле. Например, наличие революционеров, преступников обеспечивает легитимацию карательных органов. Наличие алкоголиков отрезвляющее действует на просто выпивающих. Наличие бедных, бездомных напоминает состоятельным о необходимости осторожности и в труде, и в потреблении. Их присутствие обеспечивает сплочение остальных членов поля (феномен негативной референтной группы). Таким образом, даже противники системы часто объективно работают на воспроизводство всего поля, которое они субъективно отвергают.

Резюме

Социальное взаимодействие индивидов и социальных институтов порождает надындивидуальную реальность, обладающую признаками силового социокультурного поля, навязывающего свою логику потребительского поведения. Основными элементами этого поля являются ресурсы, культурная программа и социокоммуникативная система. Все эти элементы не имеют безусловно объективного характера, это продукт дискурса как социального взаимодействия по поводу определения их смыслов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой