Показатели анализа и факторы управления денежными потоками
В России максимальная выручка у МТС — 355 млрд руб. «Мегафон» вышел на вторую строчку с 293 млрд руб., немного обойдя «Билайн» (290 млрд руб.). По выручке от мобильной связи в России «Мегафон» опередил «Билайн». Наибольшую рентабельность в России также показал «Мегафон» — 45%, хотя по итогам 2012 г. он немного отставал по данному показателю от «МТС». По капитальным затратам в России лидирует… Читать ещё >
Показатели анализа и факторы управления денежными потоками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Денежные потоки организации во всех формах и видах, а соответственно, и совокупный денежный поток являются важнейшими самостоятельными объектами финансового менеджмента. Это определяется той ролью, которую управление денежными потоками играет в развитии организации и формировании результатов ее финансово-хозяйственной деятельности. Но прежде чем проводить анализ и определять концепцию управления денежными потоками, следует подробно остановиться на определениях этих понятий, предлагаемых в учебной и научной литературе (табл. 3.4).
Определение понятий концепции и анализ денежных потоков.
Таблица 3.4
Источник. | Описание. |
Ковалев В. В. Учет, анализ и финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2006. | Концепция денежных потоков — одна из базовых концепций финансового менеджмента, согласно которой с любой финансовой операцией должен быть ассоциирован денежный поток. |
Кузнецова И. Д. Управление денежными потоками предприятия / под ред. А. Н. Ильченко. Иваново, 2008. | Концепция денежных потоков предусматривает:
|
Володина Н. В. Анализ и управление денежными потоками организации. М., 2002. | Основной целью анализа денежных потоков является анализ финансовой силы и доходности организации. |
Сорокина Е. М. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М.: Финансы и статистика, 2004. | Цель анализа денежных потоков предприятия — наиболее полное и достоверное обеспечение заинтересованных пользователей информацией о процессе формирования денежных потоков, необходимой для оценки их сбалансированности и эффективности. |
Овечкина О. Н. Анализ финансовой отчетности. Йошкар-Ола, 2009. | Анализ направлений поступления и выбытия денежных средств организации позволяет получить представление о реальном их движении, увязать прибыль с состоянием денежных средств. |
Бумагина В. А. Анализ подходов к определению понятия «денежные потоки предприятия» // Актуальные проблемы финансов и банковского дела. СПб., 2009. | Анализ денежных потоков является одним из ключевых моментов в анализе финансового состояния предприятия, поскольку при этом удастся выяснить, смогло ли предприятие организовать управление денежными потоками так, чтобы в любой момент в его распоряжении было достаточное количество наличных денежных средств. |
Тимофеева Т. В. Анализ денежных потоков предприятия. М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010. | Концепция денежных потоков предприятия состоит из:
|
Окончание табл. 3.4
Источник. | Описание. |
Еленевская Е. А., Неверов В. П., Краснова Г. А. Концепции и анализ денежных потоков. Чебоксары, 2010. | Управление денежными потоками и их анализ базируются на теоретических концепциях, особое место среди которых занимает концепция временной ценности денег (ценности денег во времени) — объективно существующей характеристики денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная единица сегодня и денежная единица, ожидаемая к получению в будущем, неравноценны: сегодняшние поступления гораздо ценнее будущих. Иными словами, одна и та же денежная сумма имеет разную ценность во времени, но отношению к текущему моменту времени. Основные задачи анализа денежных потоков организации заключаются в следующем:
для удовлетворения текущей потребности в денежных средствах;
|
Таким образом, концепция и анализ денежных потоков представляют собой систему основных показателей, характеризующих цель управления денежными потоками, которая включает в себя:
- 1) оценку факторов внутреннего и внешнего характера, влияющих на формирование денежных потоков организации;
- 2) объем поступлений денежных средств;
- 3) объем расходования денежных средств;
- 4) объем чистого денежного потока;
- 5) величину остатков денежных средств на начало и конец рассматриваемого периода;
- 6) контрольную сумму денежных средств;
- 7) распределение общего объема денежных потоков отдельных видов по отдельным интервалам рассматриваемого периода. Число и продолжительность таких интервалов определяются конкретными задачами анализа или планирования денежных потоков.
Все факторы, влияющие на формирование денежных потоков, можно разделить на внешние и внутренние.
Рассмотрим подробнее внешние факторы, влияющие на управление денежными потоками организации.
Конъюнктура товарного и финансового рынков оценивается:
- • показателями конъюнктуры фондового рынка (все инструменты, обращающиеся на биржевом и внебиржевом рынках; котировка цен основных видов фондовых инструментов; объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов);
- • показателями конъюнктуры рынка реальных капитальных вложений (виды и средства труда, обращающиеся на биржевом и внебиржевом рынках; виды нематериальных активов; виды сырья и материалов, предлагаемые на биржевом и внебиржевом рынках; котировки цен основных реальных инвестиций; объемы сделок по реальным инвестициям; индекс динамики цен на основные капитальные товары);
- • показателями конъюнктуры рынка готовой продукции (объемы спроса и предложения на рынке готовой продукции; диапазон цен на некоторые виды готовой продукции; индекс динамики цен на основные виды готовой продукции).
Система налогообложения предприятий подразумевает оптимизацию и планирование налоговых платежей. Под оптимизацией налогообложения компании понимают процесс выбора рациональных форм организации и выплат обязательных платежей с учетом условий и особенностей осуществления хозяйственной деятельности.
Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции (правила делового оборота). Под рациональной формой управления денежными потоками понимают систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятия и организацией их оборота для достижения поставленных целей.
К функциям управления денежными потоками относятся:
- 1) разработка политики управления денежными потоками;
- 2) создание эффективных информационных систем управления денежными потоками;
- 3) осуществление анализа формирования денежных потоков;
- 4) осуществление планирования денежных потоков;
- 5) разработка системы стимулирования реализации принятых управленческих решений по формированию денежных потоков;
- 6) осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений.
Функции управления денежными потоками осуществляются в процессе:
- • операционной деятельности;
- • инвестиционной деятельности;
- • финансовой деятельности.
Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов строится на основе механизма управления денежными потоками.
Механизм управления денежными потоками представляет собой систему основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области осуществления расчетных операций.
Структура механизма управления денежными потоками следующая:
- 1) рыночный механизм регулирования денежных потоков предприятия формируется в сфере рынка ценных бумаг, товарного рынка средств производства предметов труда, готовой продукции. Спрос и предложение на этих рынках формирует уровень цен и котировок по отдельным приобретаемым и реализуемым активам, определяет эффективность инвестиций, среднюю норму доходности капитала, среднерыночный уровень риска его использования;
- 2) государственное нормативно-правовое регулирование денежных потоков предприятия. Включает в себя: регламентирование форм расчетов по отдельным хозяйственным операциям, порядок осуществления наличных и безналичных платежей, налоговое регулирование, регулирование норм и методов амортизации основных средств и нематериальных активов, регулирование порядка формирования информационной базы управления денежными потоками;
- 3) внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования денежных потоков предприятия — это ряд аспектов деятельности предприятия, которые регулируются требованиями устава предприятия, а также разработанной на предприятии политикой управления денежными потоками, кроме того, на предприятии может быть утверждена система внутренних нормативов и требований по отдельным аспектам формирования денежных потоков;
- 4) система методов и приемов осуществления управления денежными потоками предприятия (методы технико-экономических расчетов, сравнения, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические).
Можно сделать вывод, что эффективный механизм управления денежными потоками позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления.
Доступность внешних источников финансирования (кредитов, займов, целевого финансирования). Результатом разработки политики управления денежными потоками может быть как дефицит, так и избыток денежных средств. Поэтому на заключительном этапе управления денежными потоками их оптимизируют путем балансировки по объему и во времени, синхронизации их формирования во времени, оптимизации остатка денежных средств на расчетном счете.
Как дефицит, так и избыток денежного потока оказывают отрицательное влияние па деятельность предприятия. Отрицательные последствия дефицитного денежного потока проявляются в снижении ликвидности и уровня платежеспособности предприятия, росте просроченной кредиторской задолженности поставщикам сырья и материалов, повышении доли просроченной задолженности по полученным финансовым кредитам, задержках выплаты заработной платы, росте продолжительности финансового цикла и в конечном счете — в снижении рентабельности использования собственного капитала и активов предприятия. Поэтому для уменьшения дефицитного денежного потока предприятие привлекает заемные источники финансирования, тем самым снижая разрыв денежной наличности в отдельные интервалы времени.
Отрицательные последствия избыточного денежного потока проявляются в потере реальной стоимости временно неиспользуемых денежных средств от инфляции, потере потенциального дохода от неиспользуемой части денежных активов в сфере краткосрочного их инвестирования, что в конечном итоге также отрицательно сказывается на уровне рентабельности активов и собственного капитала предприятия.
Даже у успешно работающих организаций неплатежеспособность может возникнуть как следствие несбалансированности различных видов денежных потоков во времени. Синхронизация поступлений и выплат денежных средств — важная часть антикризисного управления организацией при угрозе банкротства.
Далее рассмотрим внутренние факторы, влияющие на управление денежными потоками организации.
Стадия жизненного цикла, на которой находится предприятие, характеризуется определенным уровнем выручки, затрат и результатов деятельности предприятия. Различают четыре этапа жизненного цикла предприятия:
- 1) создание — характеризуется высоким уровнем затрат, отсутствием прибыли (иногда и выручки); источником финансирования, как правило, является собственный капитал. Основная функциональная проблема — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- 2) рост — формируется миссия предприятия, темп прироста спроса на рынке возрастает, происходят частые технологические изменения в продукции, что обусловливает но-прежнему высокий уровень затрат, но прибыль формируется на невысоком уровне. Основная функциональная проблема — инженерно-техническое обеспечение;
- 3) зрелость характеризуется основным правилом бизнеса:
где Т3 — темп роста затрат; Тв — темп роста выручки; Тп — темп роста прибыли.
На данном этапе технологические изменения в конструкции и технологиях незначительны, большое количество сегментов рынка заинтересованно в выпускаемой продукции, темпы в технологических изменениях продукции высокие, гак как возрастает уровень конкуренции. Основные функциональные проблемы — маркетинг и финансирование;
4) спад — характеризуется отрицательным темпом прироста спроса, снижается число сегментов рынка, потребляющих выпускаемую продукцию, технологические изменения в технологии и продукции практически отсутствуют. Основная функциональная проблема — финансирование.
Продолжительность операционного и финансовых циклов. Производственный цикл начинается с момента поступления сырья и материалов на склад предприятия и заканчивается моментом отгрузки готового товара покупателю. Определяется продолжительность операционного цикла по формуле.
где ОЦ — продолжительность операционного цикла; ПОсм — период оборачиваемости сырья, материалов и полуфабрикатов; ПОнп — период оборачиваемости незавершенного производства; ПОгп — период оборачиваемости готовой продукции.
Продолжительность финансового цикла определяется по формуле.
где ФЦ — продолжительность финансового цикла; ГЮ3 — период оборачиваемости запасов; ПОдз — период оборачиваемости дебиторской задолженности; ПОкз — период оборачиваемости кредиторской задолженности.
На основании последней формулы можно определить характер кредитной политики предприятия, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, специфическую продолжительность операционного цикла определенного предприятия и ее влияние на управление оборотным капиталом, период отвлечения из оборота денежных средств.
Управление денежными потоками позволяет организации регулировать продолжительность финансового и операционного циклов и получать дополнительную прибыль, генерируемую непосредственно ее денежными активами. Речь идет прежде всего об эффективном использовании временно свободных остатков денежных средств в составе оборотных активов, а также накапливаемых инвестиционных ресурсов при осуществлении финансовых инвестиций.
Сезонность производства и реализации продукции. Высокий уровень синхронизации поступлений и выплат денежных средств по объему и во времени позволяет снижать реальную потребность организации в текущем и страховом остатках денежных средств, обслуживающих операционный процесс. Однако если предприятие выпускает продукцию, носящую сезонный характер, то необходимо создавать резерв инвестиционных ресурсов, формируемый в процессе осуществления реального инвестирования.
Таким образом, эффективное управление денежными потоками организации способствует формированию дополнительных инвестиционных ресурсов для осуществления в сезон высокого уровня производства и продаж финансовых инвестиций. Размещение дополнительного денежного потока в финансовых инструментах позволяет снизить риск упущенной выгоды.
Эффективное управление денежными потоками:
- • обеспечивает финансовое равновесие организации в процессе ее развития. Темпы этого развития и финансовая устойчивость в значительной мере определяются тем, насколько разные виды потоков денежных средств синхронизированы по объемам и во времени. Высокий уровень такой синхронизации обеспечивает существенное ускорение реализации стратегических целей развития фирмы;
- • позволяет сократить потребность организации в заемном капитале. Активно управляя денежными потоками, можно обеспечить более рациональное и экономное использование собственных финансовых ресурсов, снизить зависимость организации от привлекаемых кредитов;
- • обеспечивает снижение риска неплатежеспособности и риска упущенной выгоды.
Амортизационная политика предприятия. Влияние амортизационной политики проявляется в особенностях формирования его чистого денежного потока. Чистый денежный поток по операционной деятельности определяется двумя способами — прямым и косвенным:
где ЧДП0 — сумма чистого денежного потока предприятия по операционной деятельности в рассматриваемом периоде; РП — сумма денежных средств, полученных от реализации продукции; ГШ0 — сумма прочих поступлений денежных средств в процессе операционной деятельности; Зтм — сумма денежных средств, выплаченных за приобретение сырья, материалов и полуфабрикатов у поставщиков; ЗПоп — сумма заработной платы, выплаченной оперативному персоналу; ЗПЛУ — сумма заработной платы, выплаченной административно-управленческому персоналу; НПБ — сумма налоговых платежей, перечисленная в бюджет; НПВФ — сумма налоговых платежей, перечисленная во внебюджетные фонды; ПВ0 — сумма прочих выплат денежных средств в процессе операционной деятельности;
где ЧДП0 — сумма чистого денежного потока предприятия по операционной деятельности в рассматриваемом периоде; ЧП — сумма чистой прибыли предприятия; Аос — сумма амортизации основных средств; АНЛ — сумма амортизации нематериальных активов; ДДЗ — прирост (снижение) суммы дебиторской задолженности; ДЗТМ — прирост (снижение) суммы запасов товарно-материальных ценностей, входящих состав оборотных активов; ДКЗ — прирост (снижение) суммы кредиторской задолженности; АР — прирост (снижение) суммы резервного и других страховых фондов.
Использование косвенного метода расчета чистого денежного потока позволяет определить потенциал формирования предприятием основного внутреннего источника финансирования своего развития, а также выявить динамику всех факторов, влияющих на его формирование.
Неотложность инвестиционных программ. Управление денежными потоками носит целевой характер, т. е. предусматривает постановку и достижение определенных целей. Будучи четко выраженными, целевые параметры управления денежными потоками становятся средством повышения эффективности денежного оборота предприятия в долгосрочной перспективе (инвестиционной деятельности), а также базой для принятия управленческих решений на всех стадиях хозяйственного процесса.
Выделяют реальные (прямые) и финансовые инвестиции.
Формы реального инвестирования: приобретение целостных имущественных комплексов; новое строительство; перепрофилирование производства; реконструкция; модернизация; обновление отдельных видов оборудования; инновационное инвестирование в нематериальные активы; инвестирование прироста запасов материальных и оборотных активов.
Принципы формирования инвестиционной программы по реальному вложению денежных средств (инвестированию):
- • многокритериальное™ отбора проектов в инвестиционную программу;
- • дифференциация критериев отбора по видам инвестиционных проектов (срок окупаемости, критерий максимизации дохода, минимизации затратности и т. д.);
- • обеспечение связи инвестиционных программ с производственной и финансовой программой предприятия;
- • учет объективных ограничений инвестиционной деятельности предприятия (внутренние и внешние факторы);
- • обеспечение сбалансированности инвестиционной программы по важнейшим параметрам (целевые параметры).
Финансовые инвестиции предполагают формирование инвестиционного портфеля ценных бумаг. Инвестиционный портфель представляет собой сформированную совокупность финансового инвестирования в соответствии с разработанной инвестиционной политикой.
Целями формирования инвестиционного портфеля являются обеспечение:
- • высокого уровня дохода в предстоящем периоде;
- • высоких темпов прироста инвестируемого капитала в долгосрочной перспективе;
- • минимального уровня инвестиционных рисков;
- • необходимой ликвидности инвестиционного портфеля;
- • максимального эффекта налоговой защиты в процессе финансового инвестирования.
Личные качества и профессионализм руководящего звена предприятия. Управление денежными потоками базируется на предварительной идентификации достигнутого стратегического уровня предприятия. Представление об этом уровне формируется на параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития денежного оборота предприятия по следующим направлениям:
- 1) уровень стратегического мышления собственников и менеджеров предприятия;
- 2) уровень знаний менеджеров предприятия (их информативной осведомленности) о состоянии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней экономической среды;
- 3) объем денежных ресурсов предприятия и возможности для перспективного их формирования;
- 4) уровень соответствия деловой активности предприятия текущим и перспективным требованиям его развития: насколько полно используется потенциал формирования развития предприятия и потенциал формирования его денежных ресурсов;
- 5) формирование на предприятии целостной стратегической концепции в виде миссии, общей стратегии, системы функциональных стратегий;
- 6) формирование эффективно действующих на предприятии систем анализа, планирования и контроля денежных потоков, ориентированных на решение стратегических задач;
- 7) соответствие организационной структуры управления хозяйственной деятельностью предприятия задачам перспективного развития;
- 8) уровень деловой культуры менеджеров, управляющих денежными потоками; уровень корреляции культуры с организационной культурой предприятия в целом.
Для анализа объемов поступления и расходования денежных средств, чистого денежного потока, величины остатка денежных средств на начало и конец рассматриваемого периода, страхового запаса денежных средств на предприятии формируют систему целевых параметров в рассматриваемом периоде. При этом учитывают рассмотренные выше внешние и внутренние факторы.
Система целевых параметров организации — описанные в формализованном виде желаемые показатели ее денежного оборота, позволяющие направлять формирование и распределение денежных ресурсов в долгосрочной перспективе и оценивать эффективность этого процесса.
Формирование целевых параметров организации денежных потоков должно отвечать следующим требованиям:
- 1) подчиненность главной цели управления денежными потоками. Система целевых параметр организации денежных потоков разрабатывается для реализации в долгосрочной перспективе главной цели управления этими потоками;
- 2) ориентация на высокий результат хозяйственной деятельности. Каждый из целевых параметров должен носить стимулирующий характер для менеджеров, которые должны обеспечивать полное использование потенциала формирования денежных ресурсов предприятия, чтобы достичь заданных параметров;
- 3) реальность. Несмотря на то что в основе разрабатываемых целевых параметров лежит идеальное представление или желаемый образ хозяйственной позиции предприятия, их необходимо сознательно корректировать по критерию реальной достижимости с учетом внешней среды и внутреннего экономического потенциала;
- 4) измеримость. Каждый из формируемых целевых показателей должен быть выражен в конкретных числах. Реализация данного требования в процессе формирования целевых параметров позволяет использовать их в системе планирования (нормирования) основных показателей хозяйственной деятельности, дифференцировать по отдельным интервалам стратегического периода;
- 5) однозначность трактовки. Каждый из целевых параметров должен однозначно и ясно восприниматься всеми менеджерами, связанными с его реализацией;
- 6) научная обоснованность. В процессе формирования целевых параметров должны быть учтены объективные экономические законы, определяющие уровень экономической активности предприятий и эффективность его хозяйственной деятельности;
- 7) поддержка. Система целевых параметров должна быть выстроена так, чтобы реализация одних из этих целей обеспечивала бы успешную реализацию других;
- 8) гибкость. Это требование определяет возможность корректировки целевых параметров в целом или отдельных количественных значений каждого из них под воздействием изменения факторов внешней среды или параметров внутреннего экономического потенциала. Внешняя гибкость системы стратегических целей должна обеспечивать минимум негативного воздействия внешних факторов на эффективность денежного оборота, а внутренняя гибкость — быструю маневренность в использовании денежных ресурсов.
Примеры целевых параметров:
- • темп роста общего валового положительного денежного потока;
- • соотношение положительных и отрицательных денежных потоков по каждому виду деятельности;
- • соотношение объемов привлечения денежных ресурсов из собственных и заемных источников;
- • минимальные темпы прироста чистого денежного потока по операционной деятельности;
- • предельно допустимый уровень риска, связанный с формированием и распределением денежного потока;
- • максимальная продолжительность оборота денежных средств;
- • минимальный уровень денежных активов по отношению к объему реализованной продукции.
Показатели управления денежными потоками составляют информационную базу для постоянной аналитической работы, проводимой на предприятии.
Сбор информации позволяет выявить основные направления расходов, отвечающих специфике отрасли, в которой предприятие осуществляет деятельность (табл. 3.5), а также оценить влияние внешней экономической среды на принятие управленческих решений.
Таблица 3.5
Система показателей информационного обеспечения управления денежными потоками, формируемых из внешних и внутренних источников.
Показатель. | Источник формирования показателя. |
1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. | • Показатели макроэкономического развития: темп роста внутреннего валового продукта (ВВП), темп изменения объема национального дохода, индекс инфляции, учетная ставка центрального банка, объем денежной массы, соотношение наличных и безналичных денежных средств, курс национальной валюты, российские фондовые индексы и их изменение и др. Они важны для составления планов, прогнозов, для расчета экономического эффекта от принятия управленческих решений; • показатели развития отрасли: темп изменения объемов производства (реализации продукции); средний уровень доходности и рентабельности реализованной продукции; ставки налогообло; |
Продолжение табл. 3.5 | |
Показатель. | Источник формирования показателя жения доходов, издержек и прибыли по основному виду деятельности; индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде; темп изменения объема инвестиционной деятельности предприятий отрасли; соотношение собственного и заемного капитала на предприятиях отрасли. |
2. Показа; | • Показатели конъюнктуры фондового рынка: все инструменты,. |
тел и, характеризующие конъюнктуру финансового и товарного рынков. | обращающиеся на биржевом и внебиржевом рынках; котировка цен основных видов фондовых инструментов; объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов; • показатели конъюнктуры рынка реальных капитальных вложений: виды и средства труда, обращающиеся на биржевом и внебиржевом рынках; виды нематериальных активов; виды сырья и материалов, предлагаемые на биржевом и внебиржевом рынках; котировки цен основных реальных инвестиций; объемы сделок по реальным инвестициям; индекс динамики цен на основные капитальные товары; • показатели конъюнктуры рынка готовой продукции: объемы спроса и предложения на рынке готовой продукции; диапазон цен на некоторые виды готовой продукции; индекс динамики цен на основные виды готовой продукции. |
3. Показа; | Источником формирования показателей этой группы служат. |
тели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. | публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными); соответствующие рейтинги компаний с основными результативными показателями их деятельности (по банкам, страховым компаниям); платные бизнес-справки, предоставляемые информационными фирмами, действующими на легитимной основе. |
4. Нормативно; регулирующие показатели. | Эти показатели формируются, как правило, в разрезе двух блоков: 1) нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам хозяйственной деятельности предприятий, связанные с формированием денежных потоков; 2) нормативно-регулирующие показатели, связанные с функционированием отдельных сегментов финансового и товарного рынков. Источником формирования показателей этой группы являются нормативные правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления. |
5. Показа; | • Показатели, характеризующие движение денежных средств. |
тели, характеризующие результаты формирования денежных потоков по предприятию в целом. | В этом блоке содержатся данные соответствующей формы финансового отчета предприятия. Эти показатели сгруппированы в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности и характеризуют как поступление, так и расходование отдельных видов денежных средств. По данным этого отчета может быть определен объем чистого денежного потока предприятия и динамика остатка его денежных средств в рассматриваемом периоде; • показатели, характеризующие обобщенные конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности. В блоке содержатся данные отчета о финансовых результатах за соответствующий. |
Показатель. | Источник формирования показателя. |
период. В блоке отражаются выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), сумма налогов и сборов, уплачиваемых за счет дохода, чистого дохода от реализованной продукции, других операционных и внеоперационных доходов, сумма прибыли или убытка; • показатели, характеризующие движение отдельных видов активов и капитала. В блоке содержатся данные бухгалтерского баланса предприятия, которые дают представление о динамике стоимости отдельных видов оборотных и внеоборотных активов предприятия, а также о составе используемого им собственного и заемного капитала. | |
6. Показатели, характеризующие формирование денежных потоков в разрезе отдельных структурных подразделений предприятия. | Система этой группы показателей используется для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами формирования денежных потоков предприятия по всем видам его хозяйственной деятельности. Формирование системы показателей этой группы основывается на данных организуемого на предприятии управленческого учета. Результаты этого учета являются коммерческой тайной предприятия и не должны предоставляться внешним пользователям. В процессе построения системы информационного обеспечения управления денежными потоками управленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих объемы деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов и др. Эти группы показателей формируются в процессе управленческого учета обычно по следующим блокам:
|
7. Внутренние нормативноплановые показатели, связанные с формированием денежных потоков предприятия. | Эти показатели используются в процессе текущего и оперативного контроля за ходом формирования и использования денежных средств предприятия и формируются непосредственно па предприятии, но двум блокам:
|
Пример из практики Формирование информационной системы показателей ОАО «Мобильные ТелеСистемы».
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» — российская телекоммуникационная компания, оказывающая услуги в России и странах СНГ под торговой маркой «МТС». Компания оказывает услуги сотовой связи (в стандартах GSM, UMTS (3G) и LTE), услуги проводной телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет, мобильнего телевидения, кабельного телевидения, цифрового телевидения и сопутствующие услуги.
Главная цель — обеспечить рост акционерной стоимости «МТС» и возврат инвестиций акционерам.
Основным драйвером роста доходов компании на ключевых рынках является активное стимулирование потребления на основных рынках, а главной задачей в условиях насыщенного рынка мобильной связи стало удержание абонентов.
Миссия «МТС» — дать возможность клиентам получить от жизни больше.
Основными целями стратегии развития предприятия являются:
- • укрепление лидирующего положения на рынке телекоммуникационных услуг в России;
- • создание добавленной стоимости на растущих рынках России за счет внедрения инновационных технологий и увеличения доли рынка в его наиболее доходных сегментах, продажи новых услуг, унификации продуктовой линейки для клиентов, разработки новых диверсифицированных тарифов.
Задачи ОАО «МТС»: максимизировать чистую прибыль, денежные потоки и чистые активы предприятия для достижения главной стратегической цели развития. Главными задачами, но операционной деятельности является увеличение выручки от основной деятельности за счет предоставления услуг связи, расширения ассортимента и качества предоставляемых услуг в сетях мобильной связи и разработки соответствующей ценовой и маркетинговой политики; повышение эффективности операционных затрат.
Проанализируем показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны.
1. Показатели макроэкономического развития РФ.
Темп изменения объема ВВП: 2012 г. — 103,4%; 2013 г. — 101,3%. По итогам января—апреля 2014 г. рост ВВП к предыдущему году составил 1%; в 2013 г. — 1,3%. Индекс физического объема ВВП за II квартал 2014 г. в процентах к соответствующему периоду предыдущего года составил 100,8. В I квартале 2014 г. физический объем ВВП вырос на 0,9%; за январь—июнь 2014 г. ВВП вырос на 0,8% относительно аналогичного периода предыдущего года. И и деке-дефлятор ВВП за II квартал 2014 г. по отношению к ценам II квартала 2013 г. составил 109,9%.
Объем национального дохода в 2012 г. составил 60,5 трлн руб., что равнялось 96,7% ВВП. Индекс инфляции на сентябрь 2014 г. составил 0,65%, за 2014 г. — 6,28%. Учетная ставка Центрального банка РФ на 31 октября 2014 г. равнялась 8,25%.
2. Показатели отраслевого развития.
По предварительным данным Минкомсвязи России, в 2013 г. объем российского рынка связи вырос по сравнению с 2012 г. на 5,1% и составил 1,608 трлн руб. — против 1,531 трлн руб. годом ранее.
Рынок услуг связи Москвы в 2013 г. вырос по сравнению с 2012 г. на 5,2% - до 508,3 млрд руб. (483,1 млрд в 2012 г.).
Петербургские телеком-операторы в отчетном году заработали 122,3 млрд руб., что на 6,4% больше, чем в 2012 г. (114,9 млрд руб.).
В разрезе федеральных округов наиболее высокие темпы развития показав Южный федеральный округ, где выручка от услуг связи выросла на 6,4% — со 106,3 млрд руб. в 2012 г. до 113,1 млрд руб. в 2013 г.
Наименьший рост продемонстрировал Дальневосточный федеральный округ, где объем рынка связи вырос примерно на 1,1% — с 78,2 млрд рублей в 2012 г. до 79,1 млрд руб. в 2013 г.
Индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде:
- • индекс потребительских цен в отрасли связи на конец периода, в процентах к декабрю предыдущего года: 2012 г. — 103,2%; 2013 г. — 108%;
- • телефонный аппарат сотовой связи в комплекте: 2012 г. — 99,6%; 2013 г. — 97,5%;
- • услуги сотовой телефонной связи: 2012 г. — 100,4%; 2013 г. — 99,9%;
- • предоставление местного соединения (разговора) по сотовой связи, минута: 2012 г. — 99,2%; 2013 г. — 99,2%;
- • плата за исходящее СМС-сообщение: 2012 г. — 103,8%; 2013 г. — 102%;
- • стоимость стартового комплекта за подключение к оператору сотовой связи, комплект: 2012 г. — 100,5%; 2013 г. — 99,7%.
- 3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов (табл. 3.6).
Сравнение финансовых и операционных показателей «МТС», «Билайн и «Мегафон» но России за 2013 г.
Таблица 3. в
Показатель. | «МТС». | «Билайн». | «Мегафон». |
Выручка, млрд руб. | |||
EBITDA/OIBDA, млрд руб. | 132,4. | ||
Рентабельность, но EBITDA/OIBDA, %. | 44,4. | 41,9. | |
Чистая прибыль, млрд руб. | 64,1. | —. | |
CAPEX, млрд руб. | 58,8. | —. | |
Выручка от мобильной связи, млрд руб. | |||
Выручка от мобильного Интернета, млрд руб. | 47,4. | 31,7. | 49,68. |
Количество мобильных абонентов, млн. | 75,3. | 56,5. | 68,1. |
Выручка от фиксированной связи, млрд руб. | 18,6. | ||
Количество абонентов, млн. | 2,4. | 2,3. | —. |
Главными конкурентами «МТС» являются компании «Мегафон» и «Билайн».
В России максимальная выручка у МТС — 355 млрд руб. «Мегафон» вышел на вторую строчку с 293 млрд руб., немного обойдя «Билайн» (290 млрд руб.). По выручке от мобильной связи в России «Мегафон» опередил «Билайн». Наибольшую рентабельность в России также показал «Мегафон» — 45%, хотя по итогам 2012 г. он немного отставал по данному показателю от «МТС». По капитальным затратам в России лидирует «МТС» — 71 млрд руб., на втором месте «Билайн» — 58,8 млрд руб. По выручке от мобильной связи лидер также «МТС» с 272 млрд руб., у операторов «Мегафон» и «Билайн» — 257 млрд руб. и 240 млрд руб. соответственно. При этом «Мегафон» занимает первое место по выручке от мобильного Интернета: компания заработала в этой сфере 49,68 млрд руб. «МТС» по-прежнему на втором месте с 47,4 млрд руб., хотя по итогам III квартала 2013 г. «МТС» опережал «Мегафон». По количеству мобильных абонентов лидирует «МТС» — 75,3 млн пользователей. Выручка от фиксированной связи принесла «МТС» 63 млрд руб., также оператор смог опередить «Билайн» и по числу пользователей фиксированной связи — 2,4 млн против 2,3 млн.
4. Нормативно-рсгулирующие показатели.
К основным регулирующим актам относятся: Конституция РФ, ГК РФ, НК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Закон РФ от 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей».
Нормативные правовые акты специального характера: Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»; Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 30.03.1995 от № 37-ФЗ «О ратификации Устава и Конвенции Международного Союза элсктросвязи»; Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».
5. Показатели, характеризующие результаты формирования денежных потоков. 5.1. Показатели, характеризующие движение денежных средств (табл. 3.7).
Таблица 3.7
Горизонтальный и вертикальный анализ денежных потоков компании «МТС».
Параметры. | 2012 г. | 2013 г. | Изменение. | Прирост. | Удельный вес, 2012 г. | Удельный вес, 2013 г. |
Операционная деятельность. | ||||||
Положительный денежный поток. | 0,039. | 0,827. | 0,826. | |||
Отрицательный денежный поток. | — 164 695 799. | — 162 979 248. | — 0,011. | 0,477. | 0,498. | |
Чистый денежный поток. | 104 486 551. | 0,116. | — 2,681. | — 32,608. | ||
Инвестиционная деятельность. | ||||||
Положительный денежный поток. | — 13 069 086. | — 0,545. | 0,119. | 0,074. | ||
Отрицательный денежный поток. | — 85 466 948. | — 77 172 792. | — 0,107. | 0,248. | 0,236. | |
Чистый денежный поток. | — 48 409 016. | — 53 183 946. | — 4 774 930. | 0,090. | 1,406. | 16,597. |
Финансовая деятельность. | ||||||
Положительный денежный поток. | 0,483. | 0,054. | 0,100. | |||
Отрицательный денежный поток. | — 95 097 034. | — 86 879 154. | — 0,095. | 0,275. | 0,266. | |
Чистый денежный поток. | — 78 366 509. | — 54 506 956. | — 0,438. | 2,276. | 17,010. | |
Общий положительный денежный поток. | 310 821 121. | 0,040. |
Параметры. | 2012 г. | 2013 г. | Изменение. | Прирост. | Удельный вес, 2012 г. | Удельный вес, 2013 г. |
Общий отрицательный денежный поток. | — 345 259 781. | — 327 031 194. | — 0,056. |
По данным проведенного анализа наблюдается увеличение общего положительного денежного потока в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 4%, а также уменьшение общего отрицательного денежного потока на 5,6%. Увеличение общего положительно денежного потока в 2013 г. произошло за счет увеличения положительного денежного потока по финансовой деятельности на 48,3%. Уменьшение общего отрицательного денежного потока в 2013 г. произошло в основном за счет уменьшения общего денежного потока по инвестиционной деятельности на 10,7%.
Чистый денежный поток по операционной деятельности в 2013 г. возрос на 11,6% за счет увеличения поступления денежных средств, полученных от покупателей и заказчиков, на 4,6% но сравнению с 2012 г.
Чистый денежный поток по инвестиционной деятельности в 2013 г. увеличился на 9%. Поступления денежных средств уменьшились за счет сокращения поступлений от продажи ценных бумаг и других финансовых инструментов на 99% и поступлений от погашенных займов, выданных другим компаниям, на 63%. Увеличились платежи по размещению депозитов на 100% и платежи по приобретению дочерних предприятий и иных финансовых вложений на 94%, а также наблюдается значительное уменьшение платежей, но займам, выданным другим организациям, на 54%.
Чистый денежный поток по финансовой деятельности в 2013 г. уменьшился на 43,8%. Поступления денежных средств увеличились за счет поступления от займов выданных другим организациям на 48%. Платежи сократились в основном за счет выплат держателям облигации по гарантийному обеспечению на 100% по сравнению с 2012 г.
5.2. Показатели, характеризующие обобщенные конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности (табл. 3.8).
Анализ динамики факторов формирования финансовых результатов
компании «МТС», тыс. руб.
Таблица 3.8
Параметры. | Предыдущий год, 2012 г. | Отчетный год, 2013 г. | Отклонение, ±. | Теми роста, %. |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг. | 107,75. | |||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. | 102,56. | |||
Валовая прибыль от продаж. | 113,55. | |||
Коммерческие расходы. | 132,90. | |||
Управленческие расходы. | 112,68. | |||
Прибыль (убыток) от продаж. | 104,68. | |||
Проценты к получению. | — 501 353. | 87,29. | ||
Проценты к уплате. | — 1 300 447. | 92,37. |
Параметры. | Предыдущий год, 2012 г. | Отчетный год, 2013 г. | Отклонение, ±. | Темп роста, %. |
Доходы от участия в других организациях. | 1 122 054. | 111,55. | ||
Прочие доходы. | 107,82. | |||
Прочие расходы. | — 5 850 733. | 71,82. | ||
Прибыль (убыток) до налогообложения. | 121,06. | |||
Отложенные налоговые активы. | — 1 436 661. | 7,07. | ||
Отложенные налоговые обязательства. | 212,38. | |||
Текущий налог на прибыль. | — 1 754 232. | 81,79. | ||
Налог на прибыль и налоговые санкции прошлых лет. | — 17 922. | 91,45. | ||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода. | 130,38. |
Валовая прибыль за отчетный год увеличилась на 13,55% за счет увеличения темпа роста выручки от продажи товаров, работ, услуг на 7,75% и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг на 2,56%. Прибыль от продаж увеличилась на 4,68%, несмотря на увеличение коммерческих расходов на 32,9% и управленческих на 12,68%.
В 2013 г. по сравнению с 2012 г. величина прибыли до налогообложения увеличилась на 21,6% за счет увеличения доходов от участия в других организациях на 11,55 и прочих доходов на 7,82%, а также за счет уменьшения прочих расходов на 28,15% в отчетном периоде.
Таким образом, за отчетный год величина чистой прибыли компании «МТС» увеличилась на 10,33% из-за быстрого темпа роста выручки от продаж.
Таким образом, можно сделать вывод, что информационная система показывает достижение основной цели — обеспечить увеличение акционерной стоимости «МТС» и возврат инвестиций акционерам, так как рост чистой прибыли и позиции на рынке обеспечивают активное стимулирование потребления и удержание абонентов сети.
Ретроспективный анализ, как правило, проводится по трем основным группам показателей (табл. 3.9).
Показатели, характеризующие количественную оценку денежных потоков1
Таблица 3.9
Показатель. | Формула. | Нормативное значение. |
Коэффициенты, характеризующие уровень ликвидности денежных потоков. | ||
Коэффициент ликвидности денежного потока. | кл =ШШ. дп ОДП. |
1 Бланк И. А. Управление денежными потоками.
Показатель. | Формула. | Нормативное значение. |
Коэффициент абсолютной платежеспособности. | КАП=ДЛ+КФВ ОБк | Устанавливается на предприятии. |
Коэффициент промежуточной платежеспособности. | гпп ДА+КФВ+ДЗ ОБк | Устанавливается на предприятии. |
Коэффициент текущей платежеспособности. | ктп= ол ОБк | Устанавливается на предприятии. |
Общий коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. | КДК0 = Д3° А 0 К30 | |
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности по коммерческим операциям. | КДКк = ДЗп КЗП | |
Коэффициенты, характеризующие оборачиваемость отдельных активов в процессе денежного оборота предприятия. | ||
Количество оборотов денежных активов и их эквивалентов в рассматриваемом периоде. | коДА— ор | У станавл ивается на предприятии. |
Период оборота денежных активов и их эквивалентов. | по дл+кфв ДА ОР() | Устанавливается на предприятии. |
Количество оборотов оборотных активов предприятия в рассматриваемом периоде. | КП —0Р ко" А«ол. | Устанавливается на предприятии. |
Период оборота активов в днях. | поол =——. ол ОР0 | Устанавливается на предприятии. |
Коэффициент оборота всех используемых активов. | KOA.f. А. | Устанавливается на предприятии. |
Период оборота всех используемых активов в днях. | пол= ^. А ОР() | Устанавливается на предприятии. |
Коэффициенты, характеризующие уровень эффективности денежных потоков. | ||
Коэффициент эффективности денежного потока предприятия. | КЗ —чдп дп ОДП. | > уровня рентабельности предприятия. |
Коэффициент достаточности чистого денежного потока. | к,т чдп. КДчд11" ОД+ДЗтм+Ду | У станавл ивается на предприятии. |
Коэффициент реинвестирования чистого денежного потока предприятия. | _ чдп-ду КРчДП_ДРИ + АФИд. | Устанавливается на предприятии. |
Примечание. КЛдП — коэффициент ликвидности денежного потока; ПДП — положительный денежный поток; ОДП — отрицательный денежный поток; КАП — коэффициент абсолютной платежеспособности; ДА — денежные активы; КФВ — краткосрочные финансовые вложения; ОА — оборотные активы; ОБк — краткосрочные обязательства; КПП — коэффициент промежуточной платежеспособности; КТП — коэффициент текущей платежеспособности; ДЗ — дебиторская задолженность; Д30 — общая дебиторская задолженность, ДЗП — дебиторская задолженность по операции; К30 — общая кредиторская задолженность, КЗП — кредиторская задолженность по операции; КДК0 — коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности; КДКк — коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности по операции; КОДЛ — количество оборотов денежных активов и их эквивалентов; ОР — объем реализации; ОР0 — однодневный объем реализации; ПОдЛ — период оборачиваемости денежных активов и их эквивалентов; К00д — количество оборотов оборотных активов; КОА — количество оборотов активов; А — активы; ПОЛ — период оборачиваемости активов, П ()ол — период оборачиваемости оборотных активов; КЭдП — коэффициент эффективности денежного потока; ЧДП — чистый денежный поток; ОД — сумма основного долга; АЗтм — прирост (снижение) запасов товарно-материальных ценностей; Ду — дивиденды уплаченные; ДРИ — прирост (снижение) реальных инвестиций; ДФИд — прирост (снижение) долгосрочных финансовых инвестиций.
Перспективный анализ денежных потоков проводится при помощи методов оценки денежных потоков: во времени, с учетом инфляции, с учетом ликвидности, с учетом их равномерности и синхронности.
Метод оценки денежных потоков во времени строится на концепции стоимости денег во времени. Основной тезис данной концепции упоминался выше: деньги, находящиеся у собственника в руках в данный момент, более ценные, чем будущие деньги, которые он получит. Стоимость денег во времени состоит в том, что стоимость с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли на финансовом рынке. В качестве нормы прибыли, как правило, выступает ссудный процент, рассчитанный на определенный срок и на определенных условиях. Денежные потоки во времени могут оцениваться при помощи простой и сложной процентной ставки.
Метод наращения простыми процентами:
где S (t) — наращенная сумма; S (0) — первоначальная сумма; i — годовая процентная ставка; d — продолжительность финансовых операций в днях; D — количество дней в году.
Метод наращения сложными процентами:
• при начислении процентов в конце п-го года используется формула.
• внутригодовые процентные начисления рассчитываются по формуле.
где т — число начислений процентов в год.
Смешанное начисление процентов за дробное число лет:
где а — целое число лет; b — дробный остаток.
Методы наращения и приведения также применяются для распределенных во времени денежных потоков, выплачиваемых или поступающих равными суммами через равные промежутки времени, — аннуитетов.
Формула наращения аннуитета, выплачиваемого равными суммами в конце периода, имеет следующий вид:
Расчет наращенной суммы аннуитета постнумерандо при различных условиях выплат производится по формулам:
1) аннуитет выплачивается в конце каждого периода суммой А при начислении процентов т раз в год:
2) аннуитет выплачивается к раз в год суммой А при начислении процентов в конце года:
3) аннуитет выплачивается к раз в год суммой А при начислении процентов т раз в год:
Формула приведения аннуитета, выплачиваемого равными суммами в конце периода и дисконтируемого, но ставке id:
Расчет приведенной суммы аннуитета постнумерандо при различных условиях выплат производится по формулам:
• аннуитет выплачивается в конце каждого периода суммой А, при начислении процентов по номинальной ставке дисконтирования id т раз в год:
• аннуитет выплачивается k раз в год суммой А при начислении процентов по ставке дисконтирования id в конце года:
• аннуитет выплачивается k раз в год суммой А при начислении процентов, но номинальной ставке дисконтирования id т раз в год:
Метод оценки денежных потоков в условиях инфляции применяется для проведения текущего анализа и контроля за деятельностью предприятия. Концепция учета фактора инфляции в управлении денежными потоками заключается в необходимости реального отражения стоимости денег, а также в обеспечении возмещения их потерь, вызываемых инфляционными процессами при осуществлении различных финансовых операций.
Таблица 3.10
Методы оценки денежных потоков в условиях инфляции.
Метод. | Формула расчета. |
Метод оценки темпа инфляции. (Ти). | Т"=(Р,-Р0)/Р0, где Р1, Р0 — цена изделия на конец и начала периода. По формуле определяют ожидаемый и фактический темп инфляции. |
Метод формирования реальной процентной ставки с учетом фактора инфляции (/Р) согласно по модели Фишера. | /Р=(/-ТИ)/(1+ТИ),. где I — номинальная процентная ставка (фактическая или прогнозируемая в рассматриваемом периоде); ТИ — темп инфляции. |
Метод определения будущей стоимости денежных средств с учетом фактора инфляции. | 5(7) = 5(0)((1 + /")(1 + ТИ))" ; где ТИ — темп инфляции. |
Определение дохода с учетом инфляции (Ди). | Ди = Др+ Пи,. где ДР — реальный доход; Пи — плата за инфляцию. |
Методы оценки ликвидности денежных потоков. Концепция учета фактора ликвидности состоит в оценке ее уровня по намечаемым объектам инвестирования с целью обеспечения необходимого уровня доходности, который может возместить возможное замедление денежного оборота при реинвестировании капитала.
К основным показателям в методе оценки ликвидности относятся:
- • ликвидность индивидуальных объектов инвестирования (риски при продаже, период реинвестирования);
- • ликвидность инвестиционного портфеля;
- • уровень ликвидности реальных инвестиций;
- • премия за ликвидность — дополнительный доход, выплачиваемый инвестору с целью возмещения риска возможных финансовых потерь.
Определяют абсолютную и относительную оценки ликвидности;
Абсолютный показатель — общий период ликвидности конкретного объекта инвестирования — определяется по формуле.
где ПЛ — период ликвидности; ПКТ — обычно включает сроки по технической стороне проведения операции; ПКВ — предполагаемый период реализации объекта инвестирования.
Относительный показатель выражается коэффициентом ликвидности КЛ.
Чем ближе КЛ к нулю, тем ниже ликвидность; показатель, близкий к единице, свидетельствует об очень высокой ликвидности.
Необходимый уровень премии за ликвидность определяется по формуле.
где ОПл — общий период ликвидности (ОНл = ПКВ + ПКТ); Д — среднегодовая доходность по инвестиционным объектам с абсолютной ликвидностью.
Стоимость денежных средств с учетом факторов ликвидности рассчитывается по формуле.
где / — ставка дохода, выраженная в процентах; ПЛ — плата за ликвидность, выраженная в процентах; S (T), .9(0) — будущая и настоящая стоимость денежных средств; п — количество лет.
Методы оценки равномерности и синхронности денежных потоков. Равномерный денежный поток — это поток предприятия, который характеризуется одинаковыми объемами в разрезе неравнозначных интервалов рассматриваемого периода времени. Вариативный денежный поток — поток, который в разрезе отдельных интервалов рассматриваемого периода времени характеризуется различными объемами.
Важно знать степень связи между различными денежными потоками (табл. 3.11). Коррелятивность денежных потоков определяет характер связи между двумя разнонаправленными видами денежных потоков, при формировании которых существует логическая зависимость.
Таблица 3.11
Методы оценки равномерности и синхронности денежных потоков.
Метод. | Формула расчета. |
Определение дисперсии. | o2 = t (R-RfPr 1=1. где Rt — i-й денежный поток; R — средний денежный поток; Р, — вероятность /-го денежного потока. |
Определение среднеквадратического (стандартного) отклонения. | |
Определение коэффициента вариации. | cv = ° R |
Определение коэффициента корреляции положительных и отрицательных денежных потоков во времени (ККДП). | vv ? n f ПДП, -ПДП Y ОДП, -ОДП 'l «2,41,0'. *?=1 V °пдп Л аОДГ1 ) |
Дисперсия характеризует степень колебания объема рассматриваемого денежного потока в отдельные интервалы общего периода времени по отношению к его средней величине.
Коэффициент вариации позволяет определить уровень колебания объемов различных денежных потоков во времени, если показатели среднего их объема различаются между собой. Чем выше коэффициент, тем больше скачкй по сезонности.
Коэффициент корреляции положительных и отрицательных денежных потоков во времени позволяет определить уровень синхронности формирования отрицательных и положительных денежных потоков в рассматриваемом периоде времени.