Легкоатлетические упражнения в обучении и подготовке школьников 5—9-го классов
В пятом классе начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям (табл. 4.1). Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5—7-м классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув… Читать ещё >
Легкоатлетические упражнения в обучении и подготовке школьников 5—9-го классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В пятом классе начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям (табл. 4.1). Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5—7-м классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8—9-м классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласованности движений разбега с отталкиванием в прыжках, разбега с выпуском снаряда в метаниях. После стабильного освоения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д.
На уроках легкой атлетики, которые планируются на 1 и IV четверти, учащиеся изучают теоретические основы ходьбы и бега, осваивают подводящие и подготовительные упражнения. Далее, из класса в класс, эта информация вместе с другими теоретическими сведениями расширяется и дополняется, а главное — повторяется. Следует соблюдать правильный двигательный режим (табл. 4.2 и 4.3).
Таблица 4.1
Содержание учебного материала по легкой атлетике для учащихся.
5—9-го классов в Комплексной программе физического воспитания1
Основная направленность обучения и подготовки. | Класс. | |
5-й. | 6-й. | |
Изучение и закрепление навыков спринтерского бега. | Высокий старт от 10 до 15 м. Бег с ускорениями от 30 до 40 м. Скоростной бег до 40 м. Бег на результат 60 м. | Высокий старт от 15 до 30 м. Бег с ускорениями от 30 до 50 м. Скоростной бег до 50 м. Бег на результат 60 м. |
1 Лях В. Я., Зданевим А. А. Комплексная программа физического воспитания.
Основная направленность обучения и подготовки. | Класс. | |
5-й. | 6-й. | |
Изучение и закрепление навыков длительного бега. | Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. Бег на 1000 м. | Бег в равномерном темпе до 15 мин. Бег на 1200 м. |
Изучение и закрепление навыков прыжка в длину. | Прыжки в длину с 7—9 ш. разбега. | Прыжки в длину с 7—9 ш. разбега. |
Изучение и закрепление навыков прыжка в высоту. | Прыжки в высоту с 3—5 ш. разбега. | Прыжки в высоту с 5—7 ш. разбега. |
Изучение и закрепление навыков метания малого мяча. | Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5—б м, в горизонтальную и вертикальную цель (1×1 м) с расстояния 6—8 м, с 4—5 б/ш на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх с места из положения стоя лицом и боком в направлении броска; то же с шага; снизувверх на заданную и максимальную высоту. Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнера, после броска вверх: с хлопками ладонями после приседания. | Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5—6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1×1 м) с расстояния 8—10 м, с 4—5 б/ш на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх с места из положения стоя лицом и боком в направлении броска; то же с шага; сиизу-вверх на заданную и максимальную высоту. Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнера, после броска вверх: с хлопками ладонями после приседания. |
Воспитание выносливости. | Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка. | |
Воспитание скоростно-силовых способностей. | Всевозможные прыжки и многоскоки, метание в цель и на дальность разных снарядов, толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возраста и половых особенностей. |
Основная направленность обучения и подготовки. | Класс. | ||
5-й. | 6-й. | ||
Воспитание скоростных способностей. | Эстафеты, старты из различных И.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. | ||
Воспитание координационных способностей. | Варианты челночного бега, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метание различных снарядов из различных И.п. в цель и на дальность (обеими руками). | ||
Знания о физической культуре. | Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках, метаниях; разминка при выполнении легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. | ||
Организаторские умения. | Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий. | ||
Самостоятельные занятия. | Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены. | ||
Основная направленность обучения и подготовки. | Класс. | ||
7-й. | 8-й. | 9-й. | |
Изучение и закрепление навыков спринтерского бега. | Высокий старт от 30 до 40 м. Бег с ускорениями от 40 до 60 м. Скоростной бег до 60 м. Бег на результат 60 м. | Низкий старт до 30 м. Бег с ускорениями от 70 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 100 м. | Низкий старт до 30 м. Бег с ускорениями от 70 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 100 м *. |
Изучение и закрепление навыков длительного бега. | Бег в равномерном темпе М — до 20 мин, Д — до 15 мин. Бег 1500 м. | Бег в равномерном темпе. Бег 2000 м — М,. 1500 м — Д. | Бег в равномерном темпе. Бег 2000 м — М, 1500 м — Д. |
Изучение и закрепление навыков прыжка в длину. | Прыжки в длину с 9—11 ш. разбега. | Прыжки в длину с 11—13 ш. разбега. | Прыжки в длину с 11 — 13 ш. разбега. |
Основная направленность обучения и подготовки. | Класс. | ||
7-и. | 8-й. | 9-й. | |
Изучение и закрепление навыков прыжка в высоту. | Прыжки в высоту с 5—7 ш. разбега. | Прыжки в высоту с 7—9 ш. разбега. | Прыжки в высоту с 7—9 ш. разбега. |
Изучение и закрепление навыков метания малого мяча. | Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов; в горизонтальную и вертикальную цель (1×1 м) с расстояния 10—12 м. Метание мяча весом 150 г с места на дальность и с 4—5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м па дальность и заданное расстояние. Бросок н/м (2 кг) двумя руками стоя лицом и боком в направлении метания с места, с шага, двух шагов, грех шагов вперед-вверх; снизувверх на заданную и максимальную высоту. | Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов; в горизонтальную и вертикальную цель (1×1 м) с расстояния 12−14 м — Д, до 16 м — Ю. Метание мяча весом 150 г с места на дальность и с 4—5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м на дальность и заданное расстояние. Бросок н/м (2 кг) двумя руками с места, с шага, двух шагов, трех шагов, четырех шагов впередвверх. | Метание теннисного мяча и мяча весом 150 г с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов, с укороченного и полного разбега на дальность, в коридор 10 м и на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1×1 м) с расстояния 12−14 м-Д, до 18 м — Ю. Бросок н/м (2 кг — Д,. 3 кг — Ю) двумя руками с места и двух—четырех шагов впередвверх. |
Воспитание выносливости. | Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка. Бег с гандикапом, командами, в парах, кросс до 3 км. | ||
Воспитание скоростно-силовых способностей. | Всевозможные прыжки и многоскоки, метание в цель и па дальность разных снарядов, толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возраста и половых особенностей. | ||
Воспитание скоростных способностей. | Эстафеты, старты из различных И.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. | ||
Воспитание координационных способностей. | Варианты челночного бега, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метание различных снарядов из различных И.п. в цель и на дальность (обеими руками). |
Основная направленность обучения и подготовки. | Класс. | ||
7-й. | 8-й. | 9-й. | |
Знания о физической культуре. | Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках, метаниях; разминка при выполнении легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. | ||
Организаторские умения. | Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий. | ||
Самостоятельные занятия. | Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей па основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены. |
Таблица 4.2
Рекомендации к недельной двигательной активности для учащихся 5—6-го классов (11—12 лег) в соответствии с требованиями III ступени комплекса ГТО
Вид двигательной активности. | Объем времени в неделю, мин. |
Утренняя гимнастика. | |
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях. | |
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня. | |
Занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях. | |
Самостоятельные занятия физической культурой. | |
Рекомендации к недельной двигательной активности — не менее 9 ч. | |
В каникулярное время ежедневный двигательный режим — нс менее 4 ч. |
Таблица 43
Рекомендации к недельной двигательной активности для учащихся 7—9-го классов (13—15 лет) в соответствии с требованиями IV ступени комплекса ГТО
Вид двигательной активности. | Объем времени в неделю, мин. |
Утренняя гимнастика. | |
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях. |
Вид двигательной активности. | Объем времени в неделю, мин. |
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня. | |
Занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях. | |
Самостоятельные занятия физической культурой. | |
Рекомендации к недельной двигательной активности — не менее 9 ч. | |
В каникулярное время ежедневный двигательный режим — не менее 4 ч. |