Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культура XVII в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подлинным шедевром русской литературы считается «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. Потерпевший за свою жизнь немало гонений от властей, лидер раскола был посажен в земляную тюрьму в северном городе Пустозерске. Предчувствуя скорую казнь, он написал на клочках бумаги свою автобиографию — по существу первые русские мемуары. Никогда еще в нашей литературе человеческая судьба… Читать ещё >

Культура XVII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Это столетие характеризуется рядом новых явлений в различных сферах культурной и духовной жизни общества. Распространялось просвещение и грамотность. Начался процесс секуляризации, т. е. обмирщения культуры. Это означало, что в различных отраслях последней все сильнее проявлялись светские элементы. Все ощутимее в России сказывалось влияние культуры западных стран. В различных видах искусства возникали новые жанры и стили.

Просвещение. О развитии просвещения свидетельствует работа Печатного двора, который все больше издавал книг гражданского содержания. Первой из таких книг был букварь Василия Бурцова, впервые изданный в 1634 г. В середине столетия увидела свет «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в конце века — богато украшенный рисунками букварь Кариона Истомина. Возникают регулярные школы, к числу которых относились, например, школы при Печатном дворе и в Заиконоспасском монастыре. В 1687 г. братья Лихуды (греки по происхождению) открыли Славяногреко-латинскую академию, выпускником которой в следующем, XVIII в., стал М. В. Ломоносов.

Фольклор и литература в начале XVII в. откликнулись на события Смутного времени. Сохранились народные песни о некоторых деятелях Смуты: Григории Отрепьеве, Марине Мнишек, царевне Ксении Годуновой. О Смутном времени рассказывают и многие произведения письменной литературы: «Сказание Авраамия Палицына», «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Новый летописец» и т. д.

В XVII в. на страницах русских книг появляется вымышленный герой, которого русская литература предшествующих веков практически не знала. Очень популярны были бытовые и сатирические повести. «Повесть о Шемякином суде» и «Повесть об Ерше Ершовиче» высмеивают неправедный суд царских чиновников. «Слово о бражнике» пародирует житийное произведение. «Повесть о Фроле Скобееве» описывает похождения ловкого авантюриста.

Подлинным шедевром русской литературы считается «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. Потерпевший за свою жизнь немало гонений от властей, лидер раскола был посажен в земляную тюрьму в северном городе Пустозерске. Предчувствуя скорую казнь, он написал на клочках бумаги свою автобиографию — по существу первые русские мемуары. Никогда еще в нашей литературе человеческая судьба не получала столь многогранного и лирического изображения. Протопоп Аввакум отходит от церковнославянского книжного стиля, давая простор живой разговорной речи. «Понеже, — писал он, — люблю свой природный русский язык» .

Театр. О начале обмирщении культуры говорит появление при дворе Алексея Михайловича первого русского театра, организатором которого стал дьяк Посольского приказа Артамон Матвеев, а режиссером — пастор Грегори. Репертуар составляли пьесы, написанные на библейские сюжеты. В театре играли исключительно мужчины и юноши.

Архитектура. Развитие каменного строительства было прервано событиями Смутного времени. С середины XVII в. каменные церкви стали строиться не только в городах, но и в сельской местности. Выдающимся памятником русского зодчества является ансамбль Новоиерусалимского монастыря под Москвой. Храмовое строительство XVII в. имеет свои особенности. В эту эпоху преобладали пятиглавые соборы. Богаты были украшения церквей: кокошники, карнизы, колоны, оконные наличники, иногда изразцы. Главы церквей в XVII в. поставлены на высоких шеях и принимают отчетливо выраженную луковичную форму. Строительство шатровых церквей было запрещено после церковной реформы, поскольку они считались не соответствующими византийским образцам. В конце века появился новый стиль: московское, или нарышкинское[1], барокко. Здания, построенные в этом стиле, как правило, красного и белого цветов, стройные, высокие и богато украшенные колоннами и пилястрами. К лучшим образцам нарышкинского барокко относятся церковь Покрова в Филях и колокольня Новодевичьего монастыря (Москва).

Зодчество XVII в. представлено не только церковной, но и гражданской архитектурой. К числу ее памятников относятся Теремной дворец в Московском кремле, Кремль в Ростове Великом, палаты купцов Поганкиных в Пскове. Шедевром деревянной архитектуры был не сохранившийся до наших дней дворец Алексея Михайловича в Коломенском.

Изобразительное искусство. В русской иконописи XVII в. намечается отход от канонов прошлых веков. Появляются иконы нового, или фряжского, письма. Традиции русской живописи в них сочетаются с достижениями европейского искусства. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата, ставшая художественным центром России. Лучшим мастером считался Симон Ушаков.

Для культуры XVII в. характерно появление вполне светского жанра портрета. Изображения отдельных лиц назывались тогда парсунами. Самой старой из сохранившихся парсун является портрет полководца М. В. Скопина-Шуйского. В начале века парсуны были ориентированы на традиции иконописи, а затем стали более реалистичными.

  • [1] Нарышкинским этот стиль называют, поскольку он возник в усадьбах бояр Нарышкиных.

    .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой