Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Революция в камне: советская архитектура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1930;е гг. конструктивизм постепенно уступает место новому стилю — постконструктивизму, или ар-деко. В отличие от конструктивизма 1920;х гг. с присущим ему архитектурным «аскетизмом», постконструктивизм 1930;х гг. был богаче. В качестве украшений использовались углубленные своды арок, открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже, безордерные колонны, настенные изображения ярких цветов… Читать ещё >

Революция в камне: советская архитектура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Советская архитектура 1920;х гг. развивалась в ключе двух авангардных стилей: конструктивизма и рационализма. Первое направление основывалось на приоритете функционального назначения зданий, которое четко выразил основоположник данного стиля, французский архитектор Ш. Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья». Оно отрицало какие-либо декоративные элементы. Форма здания должна была соответствовать функции, поэтому для данного стиля были характерны совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов.

Конструктивизм нашел отражение в творчестве членов Объединения советских архитекторов (ОСА), основанного в 1926 г. тремя братьями —.

А. А. Весниным, В. А. Весниным, Л. А. Весниным — и М. Я. Гинзбургом. Он широко использовался в строительстве общественных и производственных зданий: московских Домов культуры (например, Дворца культуры Московского автозавода, 1930—1934 гг., архитекторы — братья Веснины), фабрик-кухонь, театров, здания Московского телеграфа, а также жилых домов — так называемых «домов-коммун» (общежитие-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве) и даже школ. Особая «пролетарская» эстетика отразилась в проекте братьев Весниных здания Дворца Труда в Москве.

Для близкого конструктивизму архитектурного рационализма было приоритетно восприятие пространства человеком. В 1923 г. приверженцы этого направления объединились в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА), в которую вошли Н. А. Ладовский, Н. В. Докучаев, В. Ф. Кринский и др. Примером рационализма в архитектуре может служить жилой комплекс на Шаболовке (проект группы архитекторов под руководством Н. Н. Травина). Однако оторванный от насущных практических потребностей строящегося государства полег фантазии архитекторов данного направления (что выражалось, например, в появлении проектов «летающих городов» Г. Т. Крутикова) стал поводом для обвинения его представителей в формализме.

Одним из шедевров советской архитектуры является напоминающий шумерский зиккурат Мавзолей В. И. Ленина архитектора А. В. Щусева. Изначально он был выполнен из дерева, а к 1930 г. был выполнен в граните. Выбор в качестве основы проекта Мавзолея образцов древних храмов Месопотамии был обусловлен увлечением Щусева модными в то время оккультными науками. При создании этого символа советской цивилизации, архитектору удалось решить сложнейшую задачу — не нарушить гармонию с историко-архитектурным ансамблем Красной площади и в то же время передать глубокую идейность в монументальном надгробии Вождя новой эпохи.

В 1930;е гг. конструктивизм постепенно уступает место новому стилю — постконструктивизму, или ар-деко. В отличие от конструктивизма 1920;х гг. с присущим ему архитектурным «аскетизмом», постконструктивизм 1930;х гг. был богаче. В качестве украшений использовались углубленные своды арок, открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже, безордерные колонны, настенные изображения ярких цветов. Для постконструктивизма типично тяготение к горизонталям. Образцами данного стиля могут служить «Дом на набережной» в Москве (архитектор Б. М. Иофан), школа № 518 в Замоскворечье (архитектор И. А. Звездин), а также не сохранившийся до нашего времени жилой дом на шоссе Энтузиастов (архитекторы Г. С. Гурьев-Гуревич, А. М. Зальцман) и др.

Почему постконструктивизм так недолго просуществовал в советской архитектуре?

Во второй половине 1930;х гг. постконструктивизм уступил место советскому монументальному классицизму, или советскому неоклассицизму. Во многом развитие данного стиля было связано с эстетическими пристрастиями Сталина, который ценил классику с ее ориентацией на вечность и полагал, что именно это направление сможет наиболее выразительно, ярко и монументально передать дух эпохи. Особенностями данного стиля являются тяготение к ансамблю, богатый декор, колоннада, ордер, штукатурные фасады с лепниной и скульптурой. В советском неоклассицизме преобладает подчеркнутая вертикаль, здания вытянуты и обращены ввысь.

При всей монументальности и торжественности архитектура 1930;х гг., продолжая традиции дореволюционной русской архитектуры, была человечна и свободолюбива. Основоположниками советского неоклассицизма по праву считаются архитекторы И. В. Жолтовский и И. А. Фомин. Принципы неоклассицизма нашли свое отражение в Генеральном плане реконструкции Москвы (1935), воплотились в жилом доме на Моховой (архитектор И. В. Жолтовский), в здании Московского автомобильнодорожного института (МАДИ, сегодня Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ (ГТУ)), (архитекторы С. Е. Чернышев и А. М. Алхазов). В период 1931 — 1955 гг. в стиле неоклассицизма были значительно перестроены большие транспортные магистрали: улица Горького (Тверская), Новодорогомиловская улица (Кутузовский проспект), Большая Калужская улица (Ленинский проспект), Ленинградский проспект и Садовое кольцо. Важно отметить, что при расширении магистралей в Москве дома, представлявшие историкокультурную ценность, не сносили, а передвигали при помощи специальных технологий вглубь жилых массивов.

В чем заключались особенности советского монументального классицизма?

В 1933 г. была создана Академия архитектуры СССР, которая занималась фундаментальными исследованиями по истории и теории отечественного и мирового зодчества. Социалистический реализм, провозглашенный в 1937 г. на Первом Всесоюзном съезде советских архитекторов как основополагающий принцип нового зодчества, предполагал развитие в многонациональной советской стране архитектуры, как тогда формулировали, «социалистической по содержанию и национальной по форме». Было найдено интересное решение, воплощенное в стилистическом синтезе традиций русской архитектурной классики и национальных мотивов зодчества народов СССР. Примером такой эклектики может служить здание Института истории партии при ЦК КП Грузии, возведенное по проекту А. В. Щусева, или здания по проектам А. И. Таманяна в Ереване.

Особое значение в 1930;е гг. приобрело развитие градостроительства. В первую очередь отстраивалась столица. В Москве в 1935 г. открылась первая линия метрополитена имени Л. М. Кагановича (от «Сокольников» до «Парка Культуры»). Перед архитекторами стояла сложная задача — создать максимально удобное, оснащенное современной вентиляцией и эскалаторами, и в то же время самое красивое метро в мире для трудящегося народа. Главный архитектор Метропроекта С. М. Кравец определил поставленную задачу: «Мы индивидуализируем все свои станции так, чтобы каждой придать особое, ей одной свойственное лицо. Мы осветим эти станции так, чтобы пространство равномерно заливалось светом, не беспокоящим глаза станций уральским и крымским мрамором»[1]. В результате были созданы красивейшие станции-дворцы, которые стремились ввысь, преодолевая «чувство подземности». Все станции 1930;х гг. — станции глубокого залегания, что впоследствии позволило их использовать в качестве надежных бомобоубежищ во время Великой Отечественнй войны.

В Москве также появились новые мосты, набережные. Был создан знаменитый Центральный парк культуры и отдыха им. Горького (ЦПКиО); проектировал его архитетор А. В. Власов.

Велось экспериментальное строительство из крупных блоков по всей стране. С 1940 г. жилищное строительство проводилось в основном по проектам типовых секций.

  • [1] Кравец С. Метро на Западе (путевые заметки) // Архитектура СССР. 1934. № 4. С. 62.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой