Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практикум. 
Психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перед началом работы студенческой микрогруппы из нее удаляется студент — будущий испытуемый. Студентам в микрогруппах (6 человек) предлагается изобразить у себя в тетрадях достаточно простые геометрические фигуры (от круга до схематичного самолетика). Каждый студент рисует 5 фигур на карточке формата А5, но так, чтобы у каждого оказалась своя категория рисунков (примеры категорий: геометрические… Читать ещё >

Практикум. Психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы и темы для обсуждения, практические и исследовательские задания

Вопросы для обсуждения.

  • 1. Как соотносятся понятия активность, поведение, деятельность в психологии человека?
  • 2. Как соотносятся понятия индивид, личность, индивидуальность и субъект в психологии человека?
  • 3. Что такое сознание? Думают ли животные?
  • 4. Какие существуют познавательные процессы и как они соотносятся друг с другом?
  • 5. Что такое мотивация, эмоции, воля? Как они, соотносятся с познавательной сферой?

Практическая и исследовательская часть[1]

Исследовательские и практические задания к гл. 2 направлены на углубление и детализацию общих сведений, приведенных в тексте главы, по конкретным темам, каждая из которых представлена в виде заданий для практикума и исследовательских заданий.

Мотивация

Задания для практикума

1. Ознакомьтесь с теорией личности Абрахама Маслоу, выдвинувшего идею об иерархии потребностей. В рамках семинарского занятия разделитесь на микрогруппы по числу иерархических уровней потребностей (соответственно, микрогруппа, представляющая физиологические потребности, потребности безопасности и т. д.). В каждой микрогруппе проведите наиболее полный анализ соотвествующего уровня потребностей, снабдив его примерами из жизни, проведите критический анализ выделения данного уровня в иерархии потребностей (возможно ли игнорирование данной потребности для стремления к творческой реализации личности; как данный уровень, являющийся частью иерархии, пересекается с концепциями личности других авторов и с их представлениями о мотивации личности и т. д.).

Данное задание практикума направлено на более полное и глубокое знакомство с понятием мотивации, с механизмом работы мотивации и т. д. В качестве вариации данного практикума может быть использована другая концепция личности. Также может быть использован сравнительный анализ разных концепцией с выявлением в них движущих механизмов мотивации.

2. Напишите список причин, почему вы сейчас выполняете это задание. Проранжируйте причины по степени значимости. Затем напишите причины, которые побуждают вас учиться вообще. Также проведите ранжирование, какие причины самые важные, какие нет. Соотнесите написанные вами причины с классификацией мотивов в отечественном деятельностном подходе. Выделите социальные мотивы (узкие и широкие), познавательные мотивы; также определите причины, которые соотносятся с внутренними и внешними мотивами. Проведите анализ: какие мотивы чаще других оказываются на первых рангах; какие мотивы чаще оказываются незначимыми; от каких факторов, условий зависит изменение ранга мотива; связаны ли мотивы с вашими ценностями.

Исследовательское задание

Проанализируйте теоретические положения А. Адлера (индивидуальная психология), К. Левина (теория поля) и Л. Фестингера (положение о когнитивном диссонансе). Выявите в вышеуказанных теориях принцип мотивации индивидуальности.

Данная форма работы предполагает герменевтический анализ концепций с последующим сопоставительным анализом. Работа может проводиться как в форме проблемного семинара, так и в форме глубинного анализа текстов, предполагающего несколько раз повторяющееся обращение к одному и тому же тексту.

Дополнительным параметром варьирования в данной работе может выступать выдвинутая студентами (либо индивидуально, либо в режиме brainstomiing) собственная авторская концепция мотивации индивидуальности.

Эмоции Задания для практикума.

1. Студенческой группе предлагается провести проблемную дискуссию, посвященную изучению феномена эмоций. Предварительно необходимо прочитать книгу К. Э. Изарда «Психология эмоций».

Ключевыми вопросами для обсуждения могут стать следующие:

  • 1) имеют ли культурную и историческую специфику те или иные эмоции?
  • 2) каковы генетические корни эмоций (в сравнении с эмоциями животных)?
  • 3) какие могут быть методы исследования той или иной эмоции?
  • 4) какие могут быть средства развития эмоций на уровне идентификации, эмпатии, регуляции и отреагирования?
  • 5) как можно выразить ту или иную эмоцию на знаково-символическом уровне?

Результатом работы группы становится более полное и расширенное представление об эмоциях, их типах, видах и функциях.

2. Выполняется в группах по 3—4 человека. Один участник рассказывает историю (не важно, сказочную или правдивую), остальные участники фиксируют особенности невербального поведения и эмоциональные состояния, которые переживает участник по ходу рассказа и которые он описывает в своей истории.

Обсуждение:

  • 1) насколько трудно понять те эмоциональные состояния, которые испытывает рассказчик?
  • 2) насколько трудно удерживать внимание на истории рассказчика и не отвлекаться на собственные воспоминания, мысли и пр.
  • 3) какие невербальные проявления помогали лучше понимать переживания, эмоции рассказчика?

По результатам обсуждения можно вернуться к классификации фундаментальных эмоций и типам эмоциональных переживаний. Насколько точна эта классификация, все ли испытываемые чувства и эмоции попадают в эти классификации? Также можно на примере этого упражнения дать задание привести примеры мотивационной и информационной теорий эмоций.

Исследовательское задание Студенческой группе предлагается провести исследование, направленное на распознавание эмоций по выражению лица.

Студенческая группа может работать в парах или делясь на микрогруппы. Студенты получают задание сфотографировать всех одногруппников, давая установку изобразить перед фотоаппаратом эмоции: гнева, отвращения, страха, радости, грусти и удивления.

Полученные фотографии сбрасываются на компьютер, на который устанавливается методика П. Экмана и Д. Матсумото JACFEE. Далее, испытуемый получает задание к каждой карточке из методики подобрать фотографию однокурсника с идентичной эмоцией. Данные исследования могут оцениваться как количественно (выявляя количество ошибок и время, затраченное на поиск идентичной фотографии), так и качественно, оценивая сложности, с которыми сталкивается испытуемый при подборе фотографий.

Студенты получают домашнее задание — доработать процедуру исследования, провести это исследование на пожилых людях и детях дошкольного возраста — выявить различие в результатах исследования по выделенным выборкам.

Воля Задание для практикума Группе студентов, предварительно ознакомившихся с теоретической частью по данной теме, предлагается провести проблемную дискуссию по следующему возможному плану:

  • 1) место воли в системе других высших психических функций (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) и регуляторных свойствах (мотивация, эмоции);
  • 2) какова культурная детерминация волевых процессов;
  • 3) влияние социализации на волевые процессы личности.

Исследовательское задание Студенческой группе предлагается провести исследование, выявляющее особенности волевого процесса. В качестве наблюдаемых категорий используются пять стадий волевого действия:

  • 1) возникновения побуждения и предварительная постановка цели;
  • 2) стадия обсуждения и борьба мотивов;
  • 3) стадия решения;
  • 4) стадия исполнения;
  • 5) стадия осмысления.

Группе предлагается самостоятельно разработать процедуру и способ исследования. В качестве примера можно использовать любой объект (ситуация из жизни, в которой нужно принять решение; решение неочевидной задачи и т. д.).

Исследование проводится как в парах, так и в микрогруппах. Результаты исследования могут иметь качественный характер и быть направлены на интроспективный анализ волевых процессов.

Направленность личности Задание для практикума Для подготовки к семинару прочитайте раздел «Направленность личности» в учебнике С. Л. Рубинштейна[2].

Проведите в группе или в микрогруппах проблемную дискуссию по следующим темам.

  • 1. Установки и тенденции. «Установка личности — это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление»[3].
  • 2. Потребности. «Личность — это, прежде всего, живой человек, из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него»[4].

«Поражая соответствующие потребности, культура становится природой человека»[5].

3. Идеалы. «Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и, в этом смысле, наиболее привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом»[6].

Проведите дискуссию по трем аспектам направленности личности. Выделите самостоятельно рассуждения С. Л. Рубинштейна о направленности личности и снабдите его высказывания примерами из собственной жизни.

Исследовательское задание Студенческой группе предлагается провести друг на друге изучение социальных установок, как по известным методикам, так и с возможностью разработки собственных шкал. Перед началом работы проводится фокусгруппа, посвященная выявлению острой социальной категории, которая впоследствии и будет объектом изучения социальных установок. Для разработки опросника можно использовать классическую шкалу Лайкерта.

По результатам данного задания студенты пишут научно-исследовательский отчет, посвященный анализу установок личности.

Ценностные ориентации Задание для практикума Студенты знакомятся со шкалами ценностных измерений культур Г. Ховстеде (дистанция власти, индивидуализм/коллективизм и т. д.).

Студентам предлагается провести дискуссию на тему соотношения групповых и индивидуальных ценностей по выделенным шкалам. Привести примеры поведения людей, как подтверждающие данные ценности, так и опровергающие их. Провести дискуссию, посвященную приоритету личностного над групповым в зависимости от жизненных ситуаций.

Исследовательское задание

Студенческой группе предлагается ознакомиться с концепцией М. Рокича о ценностных ориентациях личности. Далее студенты получают задание провести друг на друге методику Ш. Шварца, выявляющую ценностные ориентации личности и группы. Перед началом проведения методики студенты интервьюируют друг друга, предварительно составив опросник открытого типа. Вопросами опросника могут быть как собственные представления студентов о ценностях, так и идеи, почерпнутые ими из концепции М. Рокича. После проведения перекрестного опроса студенты заполняют опросник Ш. Шварца и самостоятельно подсчитывают баллы. Результатом данной работы может являться интроспективный отчет о собственных ценностных ориентациях. Для более глубокой рефлексии результатов исследования студенты могут уточнять друг у друга: «Почему данная ценность является для вас приоритетной и значимой по сравнению с другими?» и т. д. Данное интервью может быть как в свободной форме, так и строиться по известным моделям (например, можно опираться на идею методики предельных смыслов Д. А. Леонтьева).

Темперамент Задание для практикума

Студенческой группе предлагается провести друг на друге тест на темперамент И. 11. Павлова. После обработки своих результатов студентам предлагается провести проблемную дискуссию. Данная дискуссия посвящена знакомству с учением И. П. Павлова о типах нервной деятельности и вкладу данного учения в понимание физиологической основы темперамента. Обсуждаются как типы нервных систем, связанные с темпераментом, так и соотношения типов темперамента, предложенных И. П. Павловым, и по классификации Гиппократа (сангвиник, холерик и т. д.).

Исследовательское задание

Студенческой группе предлагается индивидуально или в группе провести теоретический анализ концепций личности Г. Олиорта с целью выявления роли темперамента в структуре личности. Анализ можно делать как в герменевтическом круге, так и используя любой удобный категориальный анализ.

Характер

Задание для практикума

Провести проблемную дискуссию в студенческой группе. Для проблематизации темы можно использовать высказывание С. Л. Рубинштейна[7]: «Характер человека — и предпосылка, и результат его реального поведени я в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется. Смелый человек поступает смело, а благородный человек ведет себя благородно…»[8]. «Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в нем приобретают особенную значимость и выраженность… Характер — это единство личности, опосредующее все ее поведение»[9].

В ходе дискуссии студенты могут занять два лагеря: один — согласный с данным высказыванием, а другой — несогласный. Задача практикума — выработать более глубокое представление о характере как личностной черте. Студенты также могут сами выдвигать проблемные точки дискуссии.

Исследовательское задание

Студенческой группе предлагается провести друг на друге две методики: патохарактерологический диагностический опросник А. С. Личко и методику изучения акцентуаций личности К. Леонгарда в модификации С. Шмишека.

Обработанные результаты предлагается проанализировать и сопоставить по двум авторским типологиям. Так, к примеру — типология А. С. Личко, выявляющая гипертимность, циклоидность, лабильность и т. д., и типология К. Леонгарда, выявляющая гипертимность, ригидность, эмотивность и т. д.

Результатом анализа должно быть более глубокое знание о характере как феномене личности.

Ощущения

Задания для практикума

1. В студенческой группе предлагается провести исследование особенностей осязания. Перед началом эксперимента нужно подготовить набор из разных предметов, которые были бы разной формы (округлые, с острыми углами, прямые и т. д.), разные на ощупь (шершавые, гладкие, твердые и т. д.).

Пример: группе испытуемых из числа студентов предлагается с завязанными глазами определить, какой предмет у них в руках. Важно, чтобы предположения и ощущения испытуемого фиксировались на бумаге кем-то из экспериментаторов. В этом эксперименте также можно оценивать скорость узнавания объекта — для этого требуется секундомер. Для учебной ситуации этот эксперимент можно сделать интроспективным с последующим качественным глубоким анализом. Однако идеи эксперимента могут быть предложены на доработку в качестве домашнего задания с последующим предоставлением экспериментального отчета.

2. Цель задания: выявить особенности тактильных ощущений — измерение кожно-гальванической реакции кожи.

Эксперимент: испытуемый освобождает руку от запястья до сгиба локтя от одежды и закрывает глаза. Экспериментатор берет в руки два наточенных карандаша и одновременно делает уколы кожи обоими карандашами с расстоянием между ними 7—10 см. После паузы делается еще один укол, где расстояние между грифелями карандашей сокращается. Далее уколы повторяются до тех пор, пока грифели не будут соединены и фактически получится не два, а один укол. Задача испытуемого сказать стоп, когда вместо двух одновременных уколов он почувствует один. Фактическое расстояние между уколами фиксируется в сантиметрах. Далее сравниваются показатели всех студентов в группе. Вопрос для обсуждения', почему расстояние оказывается разным у разных участников?

3. Звуковые ощущения можно проверить на примере различения звуков иностранной речи. Ставится аудиозапись высказывания на иностранном языке (который не знаком студентам) и дается задание записать буквами родного языка звуки, которые удалось разобрать. Затем сравниваются результаты: студенты записывают на доске варианты того высказывания, которое услышали (возможно в аудитории есть двуязычные участники — тогда аудиопроигрыватель не требуется). Получаются разные варианты написания. Вопрос для обсуждения: в связи с чем получается такая ситуация?

В качестве вывода можно сделать такой: различение звуков чужой и родной речи происходит по-разному. Мы часто не обращаем внимание на отдельные звуки и не воспринимаем их.

Исследовательское задание Студенческой группе предлагается провести друг на друге эксперимент с помощью глазомерной линейки с целью изучения зрительных пространственных порогов различения. Студенты могут использовать как классический способ с использованием глазомерной линейки Леманна, так и разработать собственный способ установки эталонных отрезков. Вместо отрезков возможен другой вариант проверки точности глазомера. Для этого экспериментатор и студент имеют одинаковый набор геометрических фигур, например кругов — важно, чтобы каждый круг отличался друг от друга. Экспериментатор точно знает, круг какого диаметра он предъявляет испытуемому. Испытуемый не знает диаметров и подбирает круги из своего набора, которые ему кажутся наиболее подходящими по размеру (но не прикладывает свой круг к эталонному, а выкладывает его перед собой.).

Студенты могут сами предлагать формы и способы измерения глазомера.

Во время проведения эксперимента экспериментатор должен вести протокол, в котором он замеряет время подбора фигуры и величину ошибки.

По завершении эксперимента студентам предлагается разработать способ подсчета результатов — для этого можно использовать средние арифметические показатели. В завершение, из значения среднего арифметического результата выбора испытуемых вычитают величину эталона (фигуры, предъявляемой экспериментатором) и полученную разницу делят на величину эталона. Полученное значение выявляет, насколько полученные данные подчиняются закону Вебера.

Далее студенческой группе предлагается обсудить результаты исследования.

Восприятие Задания для практикума.

1. Проведите на студенческой группе тест «Включенные фигуры» К. Готтшальдта. Обработайте результаты, сделайте сравнительные выводы, например по гендерному признаку. Также можно замерить какой-нибудь другой показатель, сравнить полезависимость-поленезависимость с другим типом восприятия. Определить индекс полезависимости-поленезависимости можно, но формуле:

Практикум. Психология.

где N — число правильных решений, Т — общее время выполнения всех заданий в минутах.

При Ипз/Ипнз > 2,5 — выражен параметр поленезависимости.

При Ипз/Ипнз < 2,5 — выражен параметр полезависимости.

2. Прочитайте параграф «Историчность восприятия» в учебнике С. Л. Рубинштейна[10].

Проведите в группе проблемную дискуссию по материалам параграфа. Постарайтесь включать в вашу точку зрения как можно более развернутые примеры. Примерные точки дискуссии:

  • — человеческое чувство, человечность чувств возникает лишь благодаря соответствующему предмету…;
  • — мы воспринимаем мир сквозь призму общественного сознания…;
  • — историчность восприятия.
  • 3. Восприятие формы при пассивном и активном осязании.

Цель эксперимента:

  • 1) проследить процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании тест-объекта одной рукой;
  • 2) выявить особенности видов движения в процессе бимануального осязания.

Материал и оборудование:

  • — набор плоских геометрических фигур (в качестве них можно взять любые предметы, но так, чтобы испытуемый их не видел);
  • — чистые листы бумаги;
  • — повязка на глаза.

Ход эксперимента. На стадии пассивного осязания и активного ощупывания фигур глаза испытуемого должны быть закрыты повязкой. На период воспроизведения фигур в виде рисунков повязку с глаз снимают. Однако предварительно из поля зрения испытуемого убирают фигуру, которую он только что ощупывал. В каждом из опытов испытуемому последовательно предъявляют три фигуры разной сложности. Длительность каждого пассивного осязания, а также активного ощупывания не ограничена.

I опыт — пассивное осязание неподвижной фигуры-стимула. Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испытуемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигуру, а испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупывать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого экспериментатор снимает с него наглазную повязку, после чего испытуемый приступает к зарисовке воспринятой фигуры.

II опыт — пассивное осязание при движении фигуры-стимула. Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по неподвижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После одного полного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке ее формы.

III опыт —редуцированное (искусственное) активное осязание. Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит контур фигуры-стимула указательным пальцем правой руки. При этом ему разрешается 3—4-кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе ее обведения она оставалась неподвижной.

IVопыт — активное осязание. Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигуру. Время ощупывания не ограничено. После ощупывания фигуры испытуемый делает ее зарисовку.

V опыт — бимануальное осязание. Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая как можно точнее определить ее форму с помощью осязания — активного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа функций правой и левой рук, а также функций движений пальцев каждой из рук. Кроме словесного отчета о характере движений, испытуемый делает зарисовки фигур.

Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявлены плоские фигуры. Ваша задача — с закрытыми глазами путем осязания возможно более точно определить форму каждой из них и затем, открыв глаза по сигналу экспериментатора, воспроизвести свое представление о фигуре графически».

Протоколист фиксирует в протоколе оценку точности воспроизведения фигур испытуемым (в баллах).

Вывод из эксперимента: о важности активного восприятия в формировании образа предмета.

Исследовательские задания.

1. Интроспективный анализ особенностей восприятия. Данное задание выявляет интроспективный способ анализа собственного восприятия. Дает самое общее представление о механизме, способах и индивидуальных особенностях восприятия.

Студенческой группе предлагается провести экспериментальное наблюдение за тремя объектами — за любым статичным объектом на столе (книгой, стаканом, ручкой и т. д.), за соседом по парте и за домашним животным. Для удобства наблюдения можно использовать классический протокол наблюдения. Ниже представлены наблюдаемые возможные категории восприятия:

  • — модальность и интенсивность восприятия;
  • — предметность, константность, целостность, структурность и обобщенность;
  • — избирательность, осмысленность, направленность, категориальность.

Наблюдение проводите в течение от 0,5 до 1,5 ч.

Обработка данных, по результатам наблюдения нужно написать развернутый интроспективный отчет о собственных ощущениях.

2. Исследование индивидуальных особенностей восприятия (полезависимости-поленезависимости). В основу данного задания легли исследования Г. Виткина о полезависимости-поленезависимости в когнитивном стиле восприятия.

Перед началом работы студенческой микрогруппы из нее удаляется студент — будущий испытуемый. Студентам в микрогруппах (6 человек) предлагается изобразить у себя в тетрадях достаточно простые геометрические фигуры (от круга до схематичного самолетика). Каждый студент рисует 5 фигур на карточке формата А5, но так, чтобы у каждого оказалась своя категория рисунков (примеры категорий: геометрические фигуры, растения, техника, животные, и т. д.). Рисунки изображаются в упрощенной форме, простым карандашом один поверх другого. В конечном итоге у микрогруппы должен быть набор из 6 карточек, на каждой из которых изображены объекты одной категории. Важно, чтобы студенты старались сохранять одинаковый нажим карандаша при рисовании новых объектов. Объекты должны быть нарисованы с поворотом оси. По окончании рисования, студенты проводят экспертную оценку своих рисунков, выявляя откровенно неразборчивые и по возможности внося корректировку. Если будет время, можно каждой карточке придать шкалу легкости/сложности и т. д. Далее приглашается студент — испытуемый, с которым проводится исследование. Ему предъявляются карточки и он должен вслух быстро и четко называть распознанные объекты.

Для удобства фиксации времени используется секундомер и предварительно составленный протокол.

После проведения исследования подсчитывается общее время, потраченное на все задание, и выявляется количество ошибок.

Однако данное задание в большей степени носит качественный характер, и может рассматриваться скорее как предварительное конструирование будущей методики.

Далее студентам предлагается порассуждать о полезависимости-поленезависимости, его влияния на поступки испытуемого и влияния на другие сферы жизни и т. д.

Память Задание для практикума.

Исследование опосредованного запоминанияПиктограмма»).

Целы, выявление особенностей опосредованного запоминания и специфики мыслительной деятельности ребенка.

Методика проводится преподавателем фронтально. Студенты самостоятельно выполняют задание. Проверка результатов проводится после проведения следующих двух методик, в конце занятия.

Для проведения исследования не требуется какого-либо специального тестового материала. Студенту дается лист бумаги (стандартный, формата А4) и простой карандаш, желательно средней мягкости (ТМ), и сообщается, что ему нужно будет запоминать слова, но по-особенному.

Инструкция 1. «Я буду говорить словосочетания, а тебе нужно нарисовать что-нибудь такое, что поможет вспомнить каждое слово. Можно рисовать, как получается, лишь бы это помогло тебе вспомнить словосочетание. Единственное условие — нельзя писать ни букв, ни цифр».

Если студент отказывается от выполнения, ссылаясь на то, что он не хочет или не любит рисовать, имеет смысл сказать, что это не трудно и нужно просто изобразить (как получится) то, что напомнит слово.

После выполнения задания лист с рисунками откладывается и предъявляется через некоторое время (от 30 мин до 1 ч) для воспроизведения запомненных слов.

Инструкция 2. «Посмотри па свой рисунок. Для какого слова он нарисован? Вспомни это слово».

Можно предложить записывать соответствующие словосочетания под рисунком, а можно, указывая студенту на изображения (чаще всего в случайном порядке), просить его называть слово.

Примерный перечень слов и словосочетаний, предъявляемых в методике «Пиктограмма»:

Веселый праздник.

Дружба.

Тяжелая работа.

Темная ночь.

Развитие.

Мысль.

Вкусный ужин.

Справедливость.

Смелый поступок.

Сомнение.

Болезнь.

Теплый ветер

Счастье.

Обман.

Разлука.

Богатство.

Ядовитый вопрос.

Голодный ребенок.

Исследовательское задание Студенческая группа делится на две группы — одна группа становится экспериментаторами, другая — испытуемыми. Группа экспериментаторов разрабатывает эксперимент, направленный на изучение памяти.

Для выполнения этого задания можно использовать методику П. И. Зинченко «Классификация предметов и составление числового ряда». Однако студенческой группе предлагается разработать собственное исследование, опираясь на идею методики. Методика может быть проведена без изменений, но может быть введен дополнительный параметр. Например, перед началом эксперимента группе зачитывается стихотворение неизвестного автора, состоящее не более чем из 10 строчек. После завершения эксперимента участникам группы испытуемых предлагается вспомнить как можно более точно все строчки стихотворения и записать их.

В качестве результатов эксперимента можно посчитать зависимость показателей по методике П. И. Зинченко с показателем правильно воспроизведенных слов из стихотворения.

Студенческой группе предлагается обсудить полученные результаты.

Задания для практикума.

1. Тест Мюнстерберга — диагностика избирательности внимания.

Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели.

Инструкция. «В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача — как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 мин.».

Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «радость».

Тестовый материал-, бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятыпогхеюжипдрпцхщнздвосприятиейцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэипцгиернкуыфйшрепортажэкжлорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэприлаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораторияигщдщнруцтргшчтлроснованиезхжьбщдэркентаврсухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм.

Обработка результатов. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Ключ. Солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.

Интерпретация:

  • 1) если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи;
  • 2) если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту;
  • 3) если вам удалось обнаружить 24—25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.
Практикум. Психология.

2. Инструкция. Посмотрите на эту фигуру: она выпуклая или вогнутая? Разделитесь по парам: один участник будет испытуемым, второй — экспериментатором. Задача испытуемого внимательно смотреть на фигуру и каждый раз, когда она из выпуклой будет казаться вогнутой, и наоборот, стучать карандашом.

Задача экспериментатора: в течение двух минут считать количество ударов карандашом испытуемого.

Обсуждение: сколько оказалось ударов карандашом за минуту в среднем, насколько устойчивым является внимание испытуемого?

Исследовательское задание Студенческой группе предлагается провести исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы. Исследование можно проводить друг на друге (в парах). Методика исследования — классическая «корректурная проба» (10 строчек по 54 буквы в каждой). Обработка данных проводится по формуле: S = т/Т, где тп — отдельный стимул, Т — время, затраченное на стимул, 5 — скорость выбора.

Каждый студент запоминает свои показатели по корректурной пробе. Далее студенческая группа разбивается на две части. Каждая часть придумывает для другой части способ выявления особенностей памяти (вербальная, зрительная, осязательная и т. д.), разрабатывает экспериментальный план и процедуру исследования, подготавливает протокол и необходимое для исследования оборудования (секундомер, экспериментальные объекты, если такие планируются и т. д.). Далее последовательно сначала одна группа, потом другая проводят друг на друге исследования. По завершении может быть проведен качественный анализ полученных результатов и сопоставительный анализ с результатами корректурной пробы. По завершении занятия студенты получают домашнее задание — довести до проектной формы разработанные методики.

Воображение Задание для практикума Студенческой группе предлагается прочитать параграф «Воображение и творчество» из учебника С. Л. Рубинштейна[11]. «Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но, в отличие от научного трактата, оно выражает его в конкретной образной форме…».

По результатам прочтения данного параграфа студентам предлагается провести проблемную дискуссию на следующие гемы.

  • 1. Соотнесение понятий представлений и воображения.
  • 2. Соотношение художественного и научного воображений.
  • 3. Роль воображения в творчестве.
  • 4. Типологизация воображения.

По результатам дискуссий студентам предлагается написать дома развернутое эссе, посвященное теме «Воображение как высшая психическая функция».

Инструкция. Представьте, что вы в инопланетном зоопарке. Нарисуйте животное из этого зоопарка, это животное не должно существовать на нашей планете.

Обсуждение-, в полученных образах выявляются механизмы воображения: агглютинация, схематизация, типизация и акцентировка.

Исследовательское задание Студентам предлагается выработать критерии оценки воображения. Для этого можно опираться на показатели, выделенные С. Л. Рубинштейном: насколько оно способно придерживаться рамок (и понимать смысл и значимость творений) и насколько новы и оригинальны его творения. Также можно использовать понятия «конкретное и абстрактное воображение», «воспроизводящее и творческое», «активное и пассивное» и т. д. Кроме того, студентам предлагается создать собственные шкалы оценки воображения. Для целей этого задания студентам может быть предложено разработать самостоятельную экспериментальную процедуру, позволяющую качественно описать процесс воображения. В качестве примера можно предложить испытуемому сочинить историю. Анализ проходит по двум направлениям — по направлению оценки самого объекта творчества (историю испытуемого) и самоотчет испытуемого по разработанной ранее типологии.

Результатом данной работы может быть интроспективный отчет о переживании процесса воображения (на примере собственного опыта создания чего-то нового).

Мышление Задание для практикума.

Эксперимент Дункера с нерешаемой задачей.

Серия 1. Задача: садовнику Граф приказал посадить четыре дерева так, чтобы каждое их них было на равном расстоянии друг от друга.

Один из студентов приглашается в качестве испытуемого. Ему сообщается условие задачи, и он вслух начинает рассуждать. В ходе этого рассуждения преподаватель (экспериментатор) делает «стоп-кадры» и предлагает остальным студентам обсудить, каким образом решается задача: какие процессы мышления разворачиваются в речи испытуемого (определение цели, выдвижение гипотез, аргументация, анализ — синтез и другие операции мышления, неосознаваемые логические ходы или нарушение логики, изменение стратегий решения задачи, моделирование и нр.).

Серия 2. Задача: двое человек подошли к реке. У берега — лодка, в которой может переплыть реку только один человек. Как путники перебрались на другой берег?

Студенты уже в тройках пытаются решить задачу. Преподаватель сообщает условия. Один студент-испытуемый рассуждает вслух, второй и третий обнаруживают особенности когнитивных стратегий и процессов и фиксируют высказывания, которые иллюстрируют их выводы.

Вариант: один из тройки может поддерживать процесс мышления, задавая эмпатические и уточняющие вопросы (по типу: так ли я понимаю, что ты сейчас чувствуешь то-то и делаешь то-то?).

Исследовательское задание Студенческой группе предлагается изучить феномен мышления. Перед началом данного задания предлагается ознакомиться с теоретической частью — с понятиями: активность мышления (вербальная беглость, дивергентность) и т. д. Студенты могут работать как в микрогруппах, так и в парах. По каждой из категорий предлагается разработать способ ее выявления.

Например, вербальная беглость может выявляться с помощью как можно большего воспроизведения слов, попадающих под определенную категорию (дикие животные, начинающиеся на определенную букву и т. д.). Образная беглость может выявляться с помощью скорости изображения объектов определенной категории. Гибкость мышления может выявляться с помощью скорости и неординарности выполнения задания, например, игры «буриме». Образная гибкость может быть выявлена с помощью быстроты и неординарности завершения незаконченного изображения.

Студентам предлагается как самостоятельно разработать способы выявления данных параметров, так и четко простроить процедуру исследования. Результатами исследования может выступать качественный анализ полученных данных.

В качестве домашнего задания — доработать процедуру исследования.

Развитие речи Задание для практикума

Опишите самое важное событие, которое произошло в вашей жизни в последнее время и о котором вы готовы публично рассказать. Время на описание — 10 мин.

Обсуждение:

  • 1) какие особенности речи мы можем обнаружить в тексте:
    • — грамматический строй речи;
    • — лексический запас и словообразование;
    • — связность и логика речи в тексте?
  • 2) какие параметры можно обнаружить в устной речи:
    • — фонематическое восприятие;
    • — состояние артикуляционной моторики;
    • — звукопроизношение;
    • — понимание звучащей речи?

На основании выделенных критериев попробовать обменяться текстами с соседями и провести диагностику текста, используя шкалу: ниже среднего, средний уровень, выше среднего.

Можно привести в качестве примера два текста: профессионала-филолога и школьника и попробовать определить, где чей.

Исследовательское задание

Студентам предлагается самостоятельно построить индивидуальный профиль аудитора. Для этого, перед началом работы проводится небольшая дискуссия с выделением качеств и свойств, необходимых для хорошего усвоения информации на слух. В результате дискуссии у студентов должен быть список из этих показателей, которые могут с легкостью попадать в подкатегории: слух, интерес, знание языка, правильная организация речи и т. д. Каждому высказыванию должна быть приписана шкала от +3 (подходит для меня), к 0 (не знаю), до -3 (не подходит для меня). Построенный проективный шкальный опросник позволит студентам провести самоисследование особенностей аудирования речи.

В качестве домашнего задания — доработать данную методику (провести пилотажное исследование на членах семьи или других однокурсниках; нормировать полученные данные).

  • [1] Задания к гл. 2 подготовлены Н. В. Ткаченко.
  • [2] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С. 518—534.
  • [3] Там же. С. 520.
  • [4] Там же. С. 522.
  • [5] Там же. С. 524.
  • [6] Там же. С. 531.
  • [7] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.
  • [8] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С. 622.
  • [9] Там же. С. 624.
  • [10] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С. 238.
  • [11] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С. 301.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой