Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические основы содержания, форм организации и методов воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основной цели нравственного воспитания рассматривается развитие нравственной культуры личности. Нравственная культура личности — знание общих моральных принципов, способность переплавить их в глубоко прочувствованные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка. Нравственная культура — основной показатель того, насколько глубоко и органично основы… Читать ещё >

Психологические основы содержания, форм организации и методов воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология нравственного воспитания

Этика, мораль и нравственность.

К старорусскому слову «нрав» (обычай) восходят понятия, наименования которых заимствованы из разных языков: этика, мораль, нравственность. Греческое слово «этика», латинское «мораль» («moralis»), русское «нравственность» по своей этимологии однородны, но, несмотря на это, понятия «этика», «мораль» и «нравственность» традиционно наполняются разным смыслом.

Термин «этика» был введен Аристотелем для обозначения учения о нравственности. Этика создавалась как философская наука, отличная от стихийно формирующегося, обыденного морального сознания. С тех времен и до настоящего дня этика — отрасль философии, объектом изучения которой является мораль. Само слово «этика» происходит от греческого «ethika», что в свою очередь образовано от «ethos» — обычай.

Мораль в наиболее общем виде можно определить как общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Очевидно, что действия громадного количества людей нуждаются в согласовании, а для этого необходимо подчиняться единым социальным законам. Мораль призвана выполнять функцию регулирования человеческого поведения во всех без исключения сферах жизни и деятельности: в политике, науке, экономике, быту и др. Кроме морали во всех перечисленных (равно как и в не перечисленных) сферах действуют и другие регуляторы поведения. Такие как: декреты государства, правовые нормы, производственно-правовые предписания, организационные уставы и инструкции, должностные обязанности и т. п. Действенными регуляторами поведения выступают обычаи, традиции, общественное мнение. Они, хотя и связаны с моралью, но не относятся к ней целиком. Мораль того или иного общества прежде всего предполагает определенное содержание, предписывая человеку, как принято поступать (нравы).

Несмотря на то, что нравственность можно с полным правом рассматривать как синоним морали, в истории философии ее нередко трактовали как нечто отличное от нее. Например, Г. Гегель понимал под моралью область субъективно-индивидуальной этики, а нравственности придавал более высокий смысл. Позже разницу между моралью и нравственностью пытались описывать иначе, например, мораль — это форма сознания, а нравственность — область практических поступков, обычаев, нравов.

Цель и задачи нравственного воспитания личности. Нравственное воспитание — взаимодействие воспитанника с воспитателем и образовательной средой, которое охватывает все стороны взаимоотношений человека с миром по законам морали и нравственности.

В качестве основной цели нравственного воспитания рассматривается развитие нравственной культуры личности. Нравственная культура личности — знание общих моральных принципов, способность переплавить их в глубоко прочувствованные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка. Нравственная культура — основной показатель того, насколько глубоко и органично основы морали и требования нравственности воплотились в стремлениях, суждениях и поступках человека.

Нравственная культура личности тесно связана с нравственной культурой и моралью общества. Под нравственной культурой общества понимается совокупность феноменов, общественных институтов, практик, художественных произведений, поведения и мироощущения, которые относятся к реализации и фиксации морального опыта человечества определенного культурно-исторического периода. Нравственная культура призвана охватывать все сферы общественной жизни. Постоянный опыт гармонизирующих нравственных отношений с миром, природой закономерно приводит к творческим и гармоничным отношениям с близкими и окружающими людьми, что, в конечном итоге, способствует повышению общей нравственно-этической культуры общества.

Формирование нравственной культуры личности зависит от нравственной культуры общества. Личность аккумулирует нравственную культуру общества под действием различных факторов (индивидуальный жизненный опыт, воспитание, искусство, этическое просвещение и др.). Нравственная культура личности — индивидуальное приобретение, выраженное в его нравственных идеалах и моральных предпочтениях. Нравственная культура личности проявляется в отношении к природе, другим людям, к труду, учению, искусству. Она находит выражение в умении организовать свою жизнь по законам высокой морали. Нравственная культура личности выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в привычных ситуациях, а также творческие элементы сознания — нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в незнакомых проблемных ситуациях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой