Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психофизиологическое развитие подростка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то что уровень гормонов повышается у всех подростков, агрессивность присуща лишь некоторым из них, а появление асоциальных привычек или антиобщественного поведения связано не с гормональным статусом, а в первую очередь с особенностями семейной ситуации и взаимодействия со сверстниками (рис. 1.1). В одном зарубежном исследовании показано, что уровень тестостерона — один из предикторов… Читать ещё >

Психофизиологическое развитие подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • закономерности формирования полоролевой идентичности;
  • • психофизиологические изменения периода пубертата;

уметь

  • • определять в психологическом консультировании зоны уязвимости психосексуального развития подростков;
  • • определять характер влияния различных темпов полового созревания на психическое развитие подростков;
  • • определять факторы риска в психосексуальном развитии подростков;

владеть

  • • ключевыми понятиями: полоролевая идентичность, акселерация, телесная идентичность, нервная анорексия, нервная булимия, интимно-личностное общение;
  • • критериями вариантов отклонений в формировании образа физического Я.

Психофизиологическое развитие в период пубертата

Психофизиологическое развитие подростка запускается с началом пубертатного периода теми биологическими изменениями, которые лежат в основе полового созревания. Термин «пубертат» происходит от латинского слова pubescere, означающего «покрытый волосами». Психофизические изменения связаны с резким ускорением темпов роста (сопоставимым с темпами созревания в эмбриональном периоде и в младенчестве), развитием вторичных половых признаков и стремительным становлением репродуктивных функций. Хотя эти физиологические изменения носят универсальный характер, время их наступления для каждого подростка свое, а продолжительность и интенсивность носят индивидуальный характер в зависимости от наследственности, здоровья индивида и условий его жизни.

Половое созревание — период развития человека, в ходе которого формируется способность к осуществлению репродуктивной функции.

Характерные для пубертата физиологические изменения и психические состояния возникают под влиянием гормонов. Традиционная точка зрения на подростковый возраст как на период гормональных бурь, перепадов настроения и агрессивности верна лишь отчасти. Исследования показывают, что влияние уровня гормонов на эмоциональное состояние человека, течение познавательных процессов, концентрацию внимания, импульсивность, депрессивность или раздражительность не столь катастрофично и всегда опосредовано социальными и психологическими факторами.

Усиление активности гормонов меняет поведение подростков, повышая их беспокойство и активность. Подростковый рывок роста приводит к изменениям веса, роста и общих пропорций тела, которое приобретает взрослые очертания. Собственное тело на некоторое время становится чужим, и неловкость, смущение — самые распространенные чувства в начале пубертата. Подростки очень чувствительны к происходящим в теле изменениям и не переносят никаких подразниваний или издевок. Особенно тяжело пережить родительские насмешки, связанные с пробуждающейся сексуальностью: «И для кого же ты надела такую короткую юбку?», «Кому может понравиться девица, которая даже не может постирать свое белье?» или «Смотрите-ка, он заглядывается на девушек, а у самого еще молоко на губах не обсохло!».

Одними из важнейших задач психического развития для подростков являются осознание и принятие себя как взрослого представителя пола, принятие своей новой телесности, сексуальности, осознание новых потребностей, освоение новых ролей и приобретение первого опыта романтического, интимного общения. Многие молодые люди уже в отрочестве переживают первый опыт сексуальных отношений.

Интимное общение — доверительное, близкое, исповедальное межличностное общение, способность вверять свою личность другому, не боясь раствориться в ней.

Средний возраст полового созревания за последние 20 лет существенно снизился. Начало менструаций у девочек и поллюций у мальчиков происходит примерно на полтора—два года раньше, чем у их прародителей, при сохраняющейся достаточно большой индивидуальной вариативности. Общее ускорение темпов полового созревания связано с улучшением питания и медицинского обслуживания, когда дети все реже болеют серьезными инфекциями, оказывающими тормозящее воздействие на созревание, и быстрее набирают необходимый для начала полового созревания вес. Массовое ускорение темпов полового созревания становится фактором риска в психическом развитии подростков, так как другие стороны развития — интеллектуальная, эмоциональная, социальная — остаются в пределах традиционных темпов взросления.

Несмотря на то что уровень гормонов повышается у всех подростков, агрессивность присуща лишь некоторым из них, а появление асоциальных привычек или антиобщественного поведения связано не с гормональным статусом, а в первую очередь с особенностями семейной ситуации и взаимодействия со сверстниками (рис. 1.1). В одном зарубежном исследовании показано, что уровень тестостерона — один из предикторов сексуальной активности 12—16-летних девушек. Однако если девушка растет в полной семье и отец повышает ее самооценку, уровень сексуальной активности существенно снижается. Другим социальным фактором, ограничивающим ранние сексуальные отношения для девушек, являются активные занятия спортом. Кратковременное влияние гормонов растворяется в действии последовательных позитивных установок, формируемых семьей, в устойчивых ценностных ориентациях и моральных убеждениях, которые регулируют поведение подростка, вопреки мифу о гормональной буре. В другом исследовании, проведенном уже в XXI в. в Великобритании, было показано, что в семьях, где приняты традиционные семейные ужины, возраст сексуального дебюта наступает на два года позже, чем в семьях, где общение и совместный досуг отсутствуют.

Факторы профилактики ранних сексуальных отношений, дифференцированные по группам.

Рис. 1.1. Факторы профилактики ранних сексуальных отношений, дифференцированные по группам.

Положительное влияние на формирование образа тела оказывают занятия спортом или танцами, усиливающие чувство собственной физической состоятельности, саморегуляции и самоконтроля, формирующие напористость и целеустремленность. Фактором поддержки служит наличие устойчивых дружеских отношений и уважение в среде сверстников.

В процессе полового созревания объективно меняется деятельность всех физиологических систем, в том числе и ЦНС (центральной нервной системы). Наиболее важным фактором изменений является активность эндокринных желез и гипоталамуса, образующего с гипофизом единую гипоталамо-гипофизарную систему, регулирующую деятельность систем мозга, связанных с высшими психическими процессами. Резкий скачок активности гипоталамуса в период начала полового созревания определяет принципиальные изменения в функционировании всего организма подростка. Эти изменения затрагивают все физическое развитие и вегетативное обеспечение. Как подчеркивают возрастные физиологи, в подростковом возрасте происходит резкое расширение резервных возможностей органов и систем вегетативного обеспечения [9).

Эндокринные изменения на поведенческом уровне проявляются в том, что начальные этапы полового созревания, связанные с концентрацией половых гормонов (11 — 12 лет у девочек и 13—14 ле г у мальчиков), сопровождаются характерным ростом эмоциональных реакций, амбивалентностью эмоций, повышенной нервозностью, объективной утомляемостью и снижением адаптационных возможностей ЦНС. Исследования отечественных возрастных физиологов М. М. Безруких, В. Д. Сонькина, Д. А. Фарбер показали, что результатом таких изменений становится появление в ЭЭГ (электроэнцефалограмме) подкорковых диэнцефальных знаков — комплексов высокоамплитудной волновой активности, которые в ЭЭГ зрелого типа наблюдаются только при функциональных и органических нарушениях диэнцефальных структур. Также под влиянием активности гипоталамуса увеличивается представленность тета-ритма и некоторые регрессивные сдвиги параметров альфа-ритма |9|.

Одновременно ухудшается по сравнению с младшим школьным возрастом функция внимания, особенно явный регресс отмечается в произвольном внимании, задаваемом словесной инструкцией. Исследователи подчеркивают, что «подростки на уроках находятся как бы в состоянии прострации — внимание кажется полностью исчезнувшим из познавательной активности» [9]. Отрицательные сдвиги отмечаются и в отношении произвольной регуляции сенсорных функций, реализации познавательной деятельности. Трудности осуществления учебной деятельности связаны с особенностями функционирования регуляторной системы, снижением мотивации.

Особенно негативным с точки зрения поведенческих проявлений соматических перестроек является период 13—14 лет, когда растет уровень напряженности функционирования организма, преобладают негативные и меланхолические чувства, легко сменяемые возбуждением и бурными проявлениями счастья, радости, восторга. Так, Ш. Бюлер выделяет негативную фазу развития в отрочестве — физическую пубертатность, которая приходится на возраст 13—15 лет для девочек и 14—16 лет для мальчиков. Негативная фаза развития связана с отказом от послушания авторитетам, необузданностью и возбудимостью, повышенной чувствительностью и раздражительностью. Младшие подростки, по мнению Бюлер, чувствуют себя безрадостно и бесперспективно. Они не могут контролировать ни свое тело, ни свои поступки («дурные» и непредсказуемые). Замечая странность своего поведения, подростки, тем не менее, продолжают кричать, бушевать, разрушать и насмехаться. Негативизм внутренний ведет к негативизму во всем: и в поведении, и в восприятии, и в чувствах и в суждениях.[1][2]

Психофизиологическое развитие подростка.

Однако, но мере телесного созревания и обретения физиологического равновесия, подростки переходят в позитивную фазу развития, открывая новые источники радости, перспективу благоприятно окрашенного будущего и положительного самоощущения. Выход из негативной фазы сопровождается влюбленностью, обретением дополнения (в реальности или в фантазиях) и пробуждением жажды деятельности. В позитивной фазе личность подростка обогащается новыми эстетическими и этическими переживаниями, связанными с природой, искусством, наукой и отношениями с людьми. К концу пубертатного периода, когда к 16—17 годам дестабилизирующее влияние полового созревания прекращается, а отрицательные отклонения в ЭЭГ нивелируются, мотивационные процессы и функция внимания восстанавливаются, и наблюдается оптимальное функционирование ЦНС.

Позитивный этап развития, согласно Бюлер, связан с вызреванием психической пубертатности. Фаза пубертатности проявляет себя особыми психическими явлениями: вызреванием потребности в дополнении и переживанием завершения детства. Содержанием отрочества становится сначала острое ощущение неудовлетворенности спокойствием, одиночеством, замкнутостью на самом себе, внутренним и внешним возбуждением, а затем направленностью на поиск дополнения, т. е. сближение с лицом противоположного пола.

Психическая пубертатность — период развития личности, определяемый вызреванием особой биологической потребности — потребности в дополнении, сопровождаемый неудовлетворенностью своей замкнутостью, одиночеством и стимулирующий активное сближение с лицом противоположного пола.

  • [1] Шарлотта Бюлер (1893—1974) — психолог, докторфилософии, специалист по детской психологии. Ученица
  • [2] Гуссерля, жена психолога К. Бюлера. Считала, что в основе человеческой природы лежит намерение (интенция).На основе изучения реальных биографий представителейразличных социальных групп Бюлер сформулировала идеюо многофазности жизненного пути человека, где понятие"фаза" указывает на изменение направления развития. Наиболее значимая и известная работа: «Что такое пубертатный период» (1922).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой