Психофизиологическое развитие подростка
![Реферат: Психофизиологическое развитие подростка](https://westud.ru/work/6420444/cover.png)
Несмотря на то что уровень гормонов повышается у всех подростков, агрессивность присуща лишь некоторым из них, а появление асоциальных привычек или антиобщественного поведения связано не с гормональным статусом, а в первую очередь с особенностями семейной ситуации и взаимодействия со сверстниками (рис. 1.1). В одном зарубежном исследовании показано, что уровень тестостерона — один из предикторов… Читать ещё >
Психофизиологическое развитие подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения главы студент должен:
знать
- • закономерности формирования полоролевой идентичности;
- • психофизиологические изменения периода пубертата;
уметь
- • определять в психологическом консультировании зоны уязвимости психосексуального развития подростков;
- • определять характер влияния различных темпов полового созревания на психическое развитие подростков;
- • определять факторы риска в психосексуальном развитии подростков;
владеть
- • ключевыми понятиями: полоролевая идентичность, акселерация, телесная идентичность, нервная анорексия, нервная булимия, интимно-личностное общение;
- • критериями вариантов отклонений в формировании образа физического Я.
Психофизиологическое развитие в период пубертата
Психофизиологическое развитие подростка запускается с началом пубертатного периода теми биологическими изменениями, которые лежат в основе полового созревания. Термин «пубертат» происходит от латинского слова pubescere, означающего «покрытый волосами». Психофизические изменения связаны с резким ускорением темпов роста (сопоставимым с темпами созревания в эмбриональном периоде и в младенчестве), развитием вторичных половых признаков и стремительным становлением репродуктивных функций. Хотя эти физиологические изменения носят универсальный характер, время их наступления для каждого подростка свое, а продолжительность и интенсивность носят индивидуальный характер в зависимости от наследственности, здоровья индивида и условий его жизни.
Половое созревание — период развития человека, в ходе которого формируется способность к осуществлению репродуктивной функции.
Характерные для пубертата физиологические изменения и психические состояния возникают под влиянием гормонов. Традиционная точка зрения на подростковый возраст как на период гормональных бурь, перепадов настроения и агрессивности верна лишь отчасти. Исследования показывают, что влияние уровня гормонов на эмоциональное состояние человека, течение познавательных процессов, концентрацию внимания, импульсивность, депрессивность или раздражительность не столь катастрофично и всегда опосредовано социальными и психологическими факторами.
Усиление активности гормонов меняет поведение подростков, повышая их беспокойство и активность. Подростковый рывок роста приводит к изменениям веса, роста и общих пропорций тела, которое приобретает взрослые очертания. Собственное тело на некоторое время становится чужим, и неловкость, смущение — самые распространенные чувства в начале пубертата. Подростки очень чувствительны к происходящим в теле изменениям и не переносят никаких подразниваний или издевок. Особенно тяжело пережить родительские насмешки, связанные с пробуждающейся сексуальностью: «И для кого же ты надела такую короткую юбку?», «Кому может понравиться девица, которая даже не может постирать свое белье?» или «Смотрите-ка, он заглядывается на девушек, а у самого еще молоко на губах не обсохло!».
Одними из важнейших задач психического развития для подростков являются осознание и принятие себя как взрослого представителя пола, принятие своей новой телесности, сексуальности, осознание новых потребностей, освоение новых ролей и приобретение первого опыта романтического, интимного общения. Многие молодые люди уже в отрочестве переживают первый опыт сексуальных отношений.
Интимное общение — доверительное, близкое, исповедальное межличностное общение, способность вверять свою личность другому, не боясь раствориться в ней.
Средний возраст полового созревания за последние 20 лет существенно снизился. Начало менструаций у девочек и поллюций у мальчиков происходит примерно на полтора—два года раньше, чем у их прародителей, при сохраняющейся достаточно большой индивидуальной вариативности. Общее ускорение темпов полового созревания связано с улучшением питания и медицинского обслуживания, когда дети все реже болеют серьезными инфекциями, оказывающими тормозящее воздействие на созревание, и быстрее набирают необходимый для начала полового созревания вес. Массовое ускорение темпов полового созревания становится фактором риска в психическом развитии подростков, так как другие стороны развития — интеллектуальная, эмоциональная, социальная — остаются в пределах традиционных темпов взросления.
Несмотря на то что уровень гормонов повышается у всех подростков, агрессивность присуща лишь некоторым из них, а появление асоциальных привычек или антиобщественного поведения связано не с гормональным статусом, а в первую очередь с особенностями семейной ситуации и взаимодействия со сверстниками (рис. 1.1). В одном зарубежном исследовании показано, что уровень тестостерона — один из предикторов сексуальной активности 12—16-летних девушек. Однако если девушка растет в полной семье и отец повышает ее самооценку, уровень сексуальной активности существенно снижается. Другим социальным фактором, ограничивающим ранние сексуальные отношения для девушек, являются активные занятия спортом. Кратковременное влияние гормонов растворяется в действии последовательных позитивных установок, формируемых семьей, в устойчивых ценностных ориентациях и моральных убеждениях, которые регулируют поведение подростка, вопреки мифу о гормональной буре. В другом исследовании, проведенном уже в XXI в. в Великобритании, было показано, что в семьях, где приняты традиционные семейные ужины, возраст сексуального дебюта наступает на два года позже, чем в семьях, где общение и совместный досуг отсутствуют.
![Факторы профилактики ранних сексуальных отношений, дифференцированные по группам.](/img/s/8/64/1328064_1.png)
Рис. 1.1. Факторы профилактики ранних сексуальных отношений, дифференцированные по группам.
Положительное влияние на формирование образа тела оказывают занятия спортом или танцами, усиливающие чувство собственной физической состоятельности, саморегуляции и самоконтроля, формирующие напористость и целеустремленность. Фактором поддержки служит наличие устойчивых дружеских отношений и уважение в среде сверстников.
В процессе полового созревания объективно меняется деятельность всех физиологических систем, в том числе и ЦНС (центральной нервной системы). Наиболее важным фактором изменений является активность эндокринных желез и гипоталамуса, образующего с гипофизом единую гипоталамо-гипофизарную систему, регулирующую деятельность систем мозга, связанных с высшими психическими процессами. Резкий скачок активности гипоталамуса в период начала полового созревания определяет принципиальные изменения в функционировании всего организма подростка. Эти изменения затрагивают все физическое развитие и вегетативное обеспечение. Как подчеркивают возрастные физиологи, в подростковом возрасте происходит резкое расширение резервных возможностей органов и систем вегетативного обеспечения [9).
Эндокринные изменения на поведенческом уровне проявляются в том, что начальные этапы полового созревания, связанные с концентрацией половых гормонов (11 — 12 лет у девочек и 13—14 ле г у мальчиков), сопровождаются характерным ростом эмоциональных реакций, амбивалентностью эмоций, повышенной нервозностью, объективной утомляемостью и снижением адаптационных возможностей ЦНС. Исследования отечественных возрастных физиологов М. М. Безруких, В. Д. Сонькина, Д. А. Фарбер показали, что результатом таких изменений становится появление в ЭЭГ (электроэнцефалограмме) подкорковых диэнцефальных знаков — комплексов высокоамплитудной волновой активности, которые в ЭЭГ зрелого типа наблюдаются только при функциональных и органических нарушениях диэнцефальных структур. Также под влиянием активности гипоталамуса увеличивается представленность тета-ритма и некоторые регрессивные сдвиги параметров альфа-ритма |9|.
Одновременно ухудшается по сравнению с младшим школьным возрастом функция внимания, особенно явный регресс отмечается в произвольном внимании, задаваемом словесной инструкцией. Исследователи подчеркивают, что «подростки на уроках находятся как бы в состоянии прострации — внимание кажется полностью исчезнувшим из познавательной активности» [9]. Отрицательные сдвиги отмечаются и в отношении произвольной регуляции сенсорных функций, реализации познавательной деятельности. Трудности осуществления учебной деятельности связаны с особенностями функционирования регуляторной системы, снижением мотивации.
Особенно негативным с точки зрения поведенческих проявлений соматических перестроек является период 13—14 лет, когда растет уровень напряженности функционирования организма, преобладают негативные и меланхолические чувства, легко сменяемые возбуждением и бурными проявлениями счастья, радости, восторга. Так, Ш. Бюлер выделяет негативную фазу развития в отрочестве — физическую пубертатность, которая приходится на возраст 13—15 лет для девочек и 14—16 лет для мальчиков. Негативная фаза развития связана с отказом от послушания авторитетам, необузданностью и возбудимостью, повышенной чувствительностью и раздражительностью. Младшие подростки, по мнению Бюлер, чувствуют себя безрадостно и бесперспективно. Они не могут контролировать ни свое тело, ни свои поступки («дурные» и непредсказуемые). Замечая странность своего поведения, подростки, тем не менее, продолжают кричать, бушевать, разрушать и насмехаться. Негативизм внутренний ведет к негативизму во всем: и в поведении, и в восприятии, и в чувствах и в суждениях.[1][2]
![Психофизиологическое развитие подростка.](/img/s/8/64/1328064_2.png)
Однако, но мере телесного созревания и обретения физиологического равновесия, подростки переходят в позитивную фазу развития, открывая новые источники радости, перспективу благоприятно окрашенного будущего и положительного самоощущения. Выход из негативной фазы сопровождается влюбленностью, обретением дополнения (в реальности или в фантазиях) и пробуждением жажды деятельности. В позитивной фазе личность подростка обогащается новыми эстетическими и этическими переживаниями, связанными с природой, искусством, наукой и отношениями с людьми. К концу пубертатного периода, когда к 16—17 годам дестабилизирующее влияние полового созревания прекращается, а отрицательные отклонения в ЭЭГ нивелируются, мотивационные процессы и функция внимания восстанавливаются, и наблюдается оптимальное функционирование ЦНС.
Позитивный этап развития, согласно Бюлер, связан с вызреванием психической пубертатности. Фаза пубертатности проявляет себя особыми психическими явлениями: вызреванием потребности в дополнении и переживанием завершения детства. Содержанием отрочества становится сначала острое ощущение неудовлетворенности спокойствием, одиночеством, замкнутостью на самом себе, внутренним и внешним возбуждением, а затем направленностью на поиск дополнения, т. е. сближение с лицом противоположного пола.
Психическая пубертатность — период развития личности, определяемый вызреванием особой биологической потребности — потребности в дополнении, сопровождаемый неудовлетворенностью своей замкнутостью, одиночеством и стимулирующий активное сближение с лицом противоположного пола.
- [1] Шарлотта Бюлер (1893—1974) — психолог, докторфилософии, специалист по детской психологии. Ученица
- [2] Гуссерля, жена психолога К. Бюлера. Считала, что в основе человеческой природы лежит намерение (интенция).На основе изучения реальных биографий представителейразличных социальных групп Бюлер сформулировала идеюо многофазности жизненного пути человека, где понятие"фаза" указывает на изменение направления развития. Наиболее значимая и известная работа: «Что такое пубертатный период» (1922).