Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практикум. 
Русский язык и культура речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осень успела все: пролила все дожди, обтрясла от листвы все осины, смела мусор в Чусовую, которая унесла его неведомо куда. Просторы стояли проветренные, промытые, прибранные, как изба после похорон. От ночных заморозков черствой горбушкой смерзались галечниковые отмели, а высокие елки становились узкими, опуская ветви, как крылья. Медленно и тихо проплыли последние барки, последние тучи. Небо… Читать ещё >

Практикум. Русский язык и культура речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А.

I. Укажите различия знаменательных и служебных частей речи.

II. Назовите трудности в употреблении форм имен существительных.

III. Назовите трудности в употреблении форм имен прилагательных.

IV. В чем состоит стилистическое использование имен существительных?

V. В чем состоит стилистическое использование имен прилагательных и других частей речи?

Б Задание 1. В приведенных стихах выделите слова самостоятельных и служебных частей речи.

Что там ни говори, а мне дороже И все милее с каждым годом мне И ритм деревьев, зябнущих до дрожи, И ритм капели на моем окне…

И оттого, что сущность мира скрьгша 14 до сих пор темна еще она,

Нам истина того простого ритма,

Как истина последняя дана.

  • (Е. Винокуров)
  • 2

О, Россия, с нелегкой судьбою сграна,

У меня ты, Россия, как сердце, одна.

Я и другу скажу, скажу и врагу —

Без тебя, как без сердца, прожить не могу!

  • (Ю. Друнина)
  • 3

История не ведает «кабы».

Ее интересует то, что было. Историк не растрачивает пыла на то да се, на если было бы.

Поэзию интересует все, и в том числе, конечно, то да се.

(Б. Слуцкий)

Задание 2. Составьте словосочетания с данными ниже словами, используя в качестве определения любое прилагательное. Не забывайте о правильном ударении.

Арт-кино, арт-шоу, барбекю, дефиле, джакузи, евро, зомби, камикадзе, кутюрье, киви, лобби, меню, капучино, ноу-хау, пепси, леди, пончо, помело (фрукт), секьюрити, тамагочи, тату, телешоу, фэнтези, бариста.

Задание 3. Составьте предложения с данными ниже аббревиатурами, употребляя глагол-сказуемое при них в форме прошедшего времени.

РАО ЕЭС, ООО, СНГ, СМИ, РФ, РПЦ, ПК, ОМОН, НЛО, НДС, ЕС.

Задание 4. Раскройте скобки, употребив глаголы в форме прошедшего времени. Укажите возможные варианты форм.

  • 1. Наш бригадир (находиться) в декретном отпуске.
  • 2. В заграничную поездку (отправиться) министр иностранных дел этой страны Елизавета Финн. 3. В Москву (прибыть) председатель организационного олимпийского комитета Мария Стюарт). 4. Рентгенолог Федосеева (быть уволенным) за нарушение распорядка работы. 5. Водитель Голубкова (быть оштрафованным) за превышение скорости.
  • 6. Бедняга (сломать) ногу. 7. Болтушка на этот раз не (проронить) ни слова.

Задание 5. Согласны ли вы с мнением одного из собеседников, что существительное зануда не имеет мужского рода?

Дегтярев резко покраснел, пожевал нижнюю губу и заявил, тыча в мою сторону пальцем:

  • — Что же касается русского языка, то я знаю одно существительное, которое, Дарья, замечательно подходит к тебе и остальным бабам, но совершенно не применимо к нам, представителям сильного пола.
  • — Почему? — спросила я.
  • — Оно не имеет мужского рода, — сообщил полковник и довольно улыбнулся, — знаешь его?
  • — Нет!
  • — Сказать?
  • — Да!!!
  • — Зануда! — выпалил Александр Михайлович, вставая. — Ты, Дашутка, зануда. А теперь переведи это слово на меня? То-то и оно!

И с выражением полнейшего счастья на лице он вышел. Меня накрыла волна негодования. Зануда?! Я зануда? И этому человеку я собиралась подарить полностью раскрытое дело? Назвать имя, фамилию и адрес организатора убийства Андрея Литвинского? Готова была отказаться от славы великого детектива? Ради кого?

Вся кровь бросилась мне в голову. Я схватила чашку и опрокинула ее на скатерть.

  • — Какая гадость! — воскликнула Зайка.
  • — Я нечаянно!
  • — Да не о тебе речь, — отмахнулась она, — предлагаю объявить мужикам бойкот!

Задание 6. Чем различаются формы данных ниже существительных?

Корпусы — корпуса, лагери — лагеря, образы — образа, пояса — поясы, пропуска — пропуски.

Задание 7. Ниже даны существительные, которые имеют или могут иметь в родительном падеже множественного числа нулевое окончание. Какие группы по общему значению можно выделить в них?

Максвелл, мегагерц, грамм, баклажан, гранат, помидор, алеут, бурят, башкир, гардемарин, гренадер, гусар, ботинок, сандалет, сапог, партизан, черкес, мандарин, рентген.

Задание 8. Объясните употребление выделенных форм в художественной литературе.

  • 1. И вот приходит к нему приятель, говорит: «Жирного взяли. Почва шатается, надо валить на юг, в Молдавию. Пару костюмов прихватить, чтобы роги не мочить» (т.е. не нарываться на новом месте, не лезть по мелочам). 2. Как взвыл герой одного фильма про летчиков, «высыпайте запчасти, фюзеляж и плоскости» (из газетных публикаций).
  • 3. В полдень я подал команду: выгружать трюма (Ю. Грачевский). 4. А нам запланировано умереть с голоду (Д. Гранин). 5. В дыму ленинградское небо. Но горше смертельных ран тяжелого хлеба, блокадного хлеба сто двадцать пять грамм (Р. Рождественский). 6. А для вытрясания сведений из многострадального старикана необходима взвинченность, иначе ощущаешь себя гестапой на допросе (В. Борковский).

Задание 9. Объясните выбор авторами выделенных вариантов кратких форм прилагательных.[1]

шенно, но он искренен, глубоко народен, честен перед историей и перед нынешним временем (из журнала «Советский экран» за 1971 г.). 5. Блаженен влюбленный, которому кажется, что его возлюбленная похожа на полную луну, взошедшую над туманным озером (А. Н. Толстой). 6. Но почему ты так невежествен в музыке? (Ю. Трифонов) 7. Горький никогда не был безучастен или величествен, разговаривая о литературе (Ю. Герман). 8. Филипп сожмурился: могуществен, благороден и красив лесной пожар (К. Федин).

Задание 10. Просклоняйте числительные.

1968, 5477, 456,1003, 90, полтораста, 60.

Задание 11. Употребите любые собирательные числительные с данными ниже существительными и местоимениями, если это возможно.

Образец: рабочий — четверо рабочих.

Рабочий, спортсмен, спорящий, автобан, волчонок, агрофирма, сапоги, шахматы, запевала, мы, бандана, бутик.

Задание 12. Правильно ли употреблены числительные в данных ниже предложениях с точки зрения современных норм?

1. Жили два товарища. В 1930 году им обоим вместе было тридцать пять лет (Б. Горбатов). 2. Василий Карпович поднял обеими руками ведро и стал пить (С. Антонов). 3. Егор Иванович легким ударом сапога выбил забухшую подворотню, вынул длинную, с обеих концов затесанную жердь (Б. Можаев). 4. По обоим сторонам дороги начинали желтеть молодые нивы (М. Лермонтов). 5. Чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обеими глазами по пузырю в копну величиной (Н. Гоголь).

Задание 13. Какие варианты употребления числительных вы считаете литературными, а какие — разговорными?[2]

  • 1. В своей обнове я стояла в зеркальной дверке шкафа, определенно не похожая на саму себя (И. Собчук). 2. Этот выпад ревнивицы возмутил не столько саму Настю, как ее подругу (Ю. Лаптев). 3. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе. Само небо уплотнилось и сузилось (Б. Полевой). 4. Можно будет… переодеться в свое шелковое платье, снова стать похожей на самое себя (Б. Полевой).
  • 5. Их больше волнует сам процесс создания спектакля, который обогащает личность духовно (из газетной публикации). 6. Хочешь спрятать в стеклянную пробирку чуть ли не самое вечность (Г. Гор). 7. Самое норму следует, видимо, рассматривать не как нечто изолированное, а как систему норм (В. Костомаров).

Задание 15. В чем заключаются ошибки в употреблении выделенных местоимений, создающие двусмысленность в тексте?

  • 1. Быстрым шагом он подошел к Машке, выхватил у нее Хуча и начал поглаживать собачку, приговаривая:
    • — Милый, тебе больно, прости дурака!
    • — Смотри, какая у него тонкая душевная организация, — шепнула мне Марго.
    • — Хучик очень интеллигентный мопс, — согласилась я, разглядывая Зайку.
    • — Я не про собаку, — вытаращила глаза Марго, — про Федора говорю. Глебу бы никогда в голову не пришло извиняться перед Хучем.
    • (Д. Донцова)
  • 2. Завязывая знакомство с Олениным, Брошка предупреждает его, что хозяева будут плохо относится к нему.
  • (И. Исакова)

Задание 16. Какие из выделенных форм глаголов более свойственны строго литературной речи, а какие — разговорной?

  • 1. Она сосредоточивала всю себя на каждом движении, которое предстояло проделать (Б. Кожевников). Мой выход, мое появление перед зрителями можно условно определить словом «Здравствуйте!». Этим «Здравствуйте!» я как бы сосредотачиваю на себе внимание зрителя (А. Румянцев).
  • 2. Некоторое знакомство со сценическими требованиями заставляет меня обуславливать свое участие в ваших спектаклях (К. Станиславский). — Все это обусловливало переход всех природных богатств в руки алжирского народа (из газетной публикации). 3. Хозяин солоно шутил с дерзкими на язык шпульницами, много пил, искусно подзадоривал людей к веселью (М. Горький). — «Так его! Так его!» — подзадаривали Менгли-Гирея русские воеводы (О. Д’Ор).
  • 4. Мне в общем-то как-то неловко условливаться с ним по телефону (В. Ишимов). — Мы сразу же уславливаемся: к родителям Юрия не поедем (из газетной публикации).

Задание 17. Какая из выделенных форм прошедшего времени глагола доминирует в современном употреблении?

А мир творился в мелочах И агрономам слал декреты, Пока цветок над пеплом чах, пока играли гаммы где-то.

  • (Н. Ушаков)
  • 2

Стоишь в метро конечном С открытой головой, И в диске, как в колечке,.

Замерзиул пальчик твой.

(А. Вознесенский)

Задание 18. Объясните употребление выделенных существительных с прописной или строчной буквы. Влияет ли такое написание на стилистическую окраску этих слов?

1. На Шпице, то есть на Шпицбергене, еще случай был, когда мшиа разогнал норвежских туристов, которые туда, как мы на Валаам, катаются… В одной из палаток — турист. Говорят, он наушники надел — музыку слушал или спал… Подбежал мшиа к этой палатке, когтем, как бритвой, распорол ее и цап, словно новогодний подарочек, мешок с тепленьким туристом. На пирсе миню уже на мушке держат, но стрелять опасаются: как бы не задеть туриста. 2. Почему он пил тогда? Да от этой самой душевной неустроенности, а точнее — теперь Хмурое Утро знал это точно — от бездуховности. Нет, конечно, он всегда был задушевным человеком, приятным собеседником и собутыльником, но разве знал он прежде, что значит Дух?.. 3. Только зло это не обычное, а воплощенное. Зло с большой буквы. ЗЛО. То, что обитало тогда в медведе, теперь живет в этом молодом человеке в черных очках. Перешло, перекинулось… Звучит как-то уж больно литературно: тьма и Зло перешли в него… Но вот вопрос: почему перешли? Потому что было куда войти? Потому что не было в сердце Бога, и оно было свободно от ЭТОГО? Наверное, так: оно было свободно для ЗЛА и тьмы… Было свободно… Но самое страшное в этом — что ЗЛО это не человеческое… 4. Нет, я не сумасшедший, я живу в этом мире и хочу пососать вымя этой неразборчивой дойной коровы под триединым названием Чванство, Лживость и Глупость людская. И ведь не обманывал я людей — это они по собственной воле сделали из меня кумира (Б. Барковский).

Задание 19. К каким существительным привлекает внимание автор и для чего?

Около моей кровати с опухшим красным лицом стояла Марго Вяземская. Вообще-то она Рита Иванова, во всяком случае, такие имя и фамилию она носила, когда мы учились в одном классе, в школе, расположенной на станции мегро «Кировская», нынче «Чистые пруды».

В восемнадцать лет Ритка выскочила замуж на Глеба Вяземского, сменила свою простенькую фамилию на аристократическую и велела всем величать ее Марго. На Риту она даже не откликается, более того, лет десять назад она официально взяла это имя, и теперь у нее в паспорте написано — Марго Юрьевна Вяземская. Звучит ужасно, не правда ли?

(Д. Донцова)

Задание 20. Объясните употребление выделенных существительных во множественном числе.

  • 1. Ну, скажите на милость, какая-то пара-тройка лишних десятков микрокюри — и уже нельзя, некондиция. То есть вредно, опасно. Помилуйте, да кто же эту опасность выдумал? Столичные чиновники: всякие СЭСы [санэпидемстанции], Атомнадзоры. 2. Зверь [деньги], который требует безоговорочного подчинения и почти сыновней любви, иначе он пожирает вас, как Сатурн пожирает своих детей. И куда деваются все наши убеждения, все эти «пока свободою горим» вместе с Толстыми и Достоевскими? (В. Барковский).
  • 3. Значит, развод! Но, имей в виду, никаких алиментов тебе платить не стану, ступай снова в школу, учи Митрофанов.
  • 4. Зайка убежала, потом вернулась, неся розовые брючки. — На, переоденься! Я вылезла из своих «левисов», не расстегивая их, напялила розовые слаксы. 5. Начали мы с сыров. Хуч, еще позавчера обожавший «Эдем», сегодня, когда я подносила к его морде ломтики, порывался убежать… Спустя десять минут пришлось констатировать — не только «Эдем», но и «Маасдам», «Родамер», «Ольтермани», «Рокфор», «Дор блю» и прочая, прочая вызывают у него приступы тошноты (П. Дашкова).
  • 6. Я не знаю, в чью тень

первый камень положен был в Братске когда-то, но я вижу, строители, только всмотрюсь, как в ревущей плотине скрываются тихо и свято тени ваших Наташ,

ваших Зой,

ваших Зин и Марусь.

(Е. Евтушенко)

Задание 21. Укажите прозвища и для чего они употреблены в тексте.

Одним из предметов приложения его неисчерпаемых сил оказалась новая заведующая райсберкассой, поразившая дядино воображение недоступностью взгляда из-под очков, казавшихся неотъемлемой частью ее юного, но каменного лица. Впоследствии дядя, поблескивая глазом-алмазом, говорил: «Женщина в очках — это две женщины». «Райсберкасса» пала под фронтовым натиском… «Райсберкасса» получила прозвище Очковой Змеи, а дядя — головомойку по общественной линии… Но дядя забыл о роковой разнице в возрасте. Когда дяде стукнуло шестьдесят, «Райсберкасса» только-только вошла в сорокалетнюю медовую пору.

(Е. Евтушенко)

Задание 22. Какого эффекта достигают поэты повторением в стихотворении одного и того же слова?

Как хорошо, что некого винить, как хорошо, что ты никем не связан, как хорошо, что до смерти любить тебя никто на свете не обязан.

Как хорошо, что никогда во тьму ничья рука тебя не провожала, как хорошо на свете одному идти пешком с шумящего вокзала.

Как хорошо, на родину спеша, поймать себя в словах неоткровенных и вдруг понять, как медленно душа заботится о новых переменах.

  • (И. Бродский)
  • 2

Любимая, спи…

Мы на шаре земном, свирепо летящем, грозящем взорваться, — и надо обняться, чтоб вниз не сорваться, а если сорваться —.

сорваться вдвоем.

Любимая, спи…

Ты обид не копи, Пусть соники тихо в глаза заселяются, так тяжко на шаре земном засыпается, и все-таки —.

слышишь, любимая? — спи…

(?. Евтушенко)

Задание 23. Укажите формы прилагательных, которые используются в приведенных предложениях для усиления выразительности.[3]

(Г. Толстая). 6. — Ну, — уставилась на меня Майя, — задавайте вопрос, только имейте в виду, я в ОМО-банке самая распоследняя птица (Д. Донцова). 7. Белоснежные волосы делают морщинистое лицо еще более темным, почти коричневым. Ярко-красные брюки и сочно-зеленая блузка с вычурным бантом (А. Маринина).

Задание 24. Объясните употребление выделенных форм имен и местоимений.

1. Нет легше смерти, чем замерзнуть (В. Поволяев). 2. Коекогда и мне от него перепадало — в дороге остановится, колбасы нарежет, сыру, закусывает и выпивает (М. Шолохов). 3. — Прием ровно в пятнадцать ноль-ноль, но приходить надо на голодный желудок. — Ничего нельзя? — заскулила Марго. — Нет! Даже йогурт? Правда, я их не ем (Д. Донцова).

Задание 25. Слова какой части речи придают динамику повествованию? Укажите их.

Гостья надела шапку и, сжавшись, будто ныряла в ледяную воду, толкнула дверь. Рванувшийся ей навстречу пар действительно напоминал что-то жидкое…

Игорь потянулся, зевнул широко, со стоном. Поднялся. Вынес в сенки бачок с капустой, тарелку с остатками сайры. Не зная, чем еще занять себя, снова пошуровал в печке кочергой, кое-как всунул туда полено.

  • — Ну и колоту-ун! — Вернулась Марина, радостная и румяная. — Бр-р! А небо какое, видел? Все в звездах. И снег так хрустит, — совсем стекло!
  • — Да, в городе такого неба не увидишь, — тоже приподнято, гордовато отозвался Игорь.
  • — В городе окна, как звезды, и фонари. Мне, в принципе, окна и фонари больше нравятся. — Позвякивая штырьком умывальника Марина вымыла руки.
  • (Р. Сенчин)

Задание 26. Укажите языковые средства, используемые в стилистических целях в отрывке из романа «Золото бунта» Алексея Иванова.

Осень успела все: пролила все дожди, обтрясла от листвы все осины, смела мусор в Чусовую, которая унесла его неведомо куда. Просторы стояли проветренные, промытые, прибранные, как изба после похорон. От ночных заморозков черствой горбушкой смерзались галечниковые отмели, а высокие елки становились узкими, опуская ветви, как крылья. Медленно и тихо проплыли последние барки, последние тучи. Небо выбелилось, ожидая свежих и ярких красок зимы. Вода затихла, не журчала даже на переборах за камнями — так уставшая собака, отводя взгляд, молча пробегает мимо, огибая встречного. А сквозь серые утренние туманы порой можно было увидеть, как оцепеневшая Чусовая, укрытая пеленой, словно готовится к таинству — блекло зеркалится, ожидая ледостава.

  • [1] Облетевший мой садик — безжизнен и пуст (Н. Заболоцкий). 2. Кто может разлучить их, безответствен? Ихникогда не развести добром. Переплелись их чувства, словно ветви, рассечь их можно только топором (И. Сикорский).3. А сейчас она улыбается прохожему… приглашая оказатьчесть гостеприимному очагу. Прохожий бесчувствен и безжалостен, он предпочитает изучать красную комнату черезстекло (К. Федин). 4. Пусть не все в этом киноромане совер-
  • [2] Из девяноста семи — девяносто семи. 2. В ста метрах —в сотне метров. 3. Около полугода — около полгода. 4. Матьдвоих детей — мать двух детей. 5. С тысячей рублей, тысячью рублей — с тысячью рублями. 6. Восемью — восьмью; 7. Шестьюдесятью — шестидесятые. 8. По нескольку человек — по несколько человек. 9. Стодвадцатипятитысячныйтрактор — стадвадцатипятитысячный трактор. Задание 14. Объясните особенности употребления выделенныхформ местоимений.
  • [3] Назовите это двойной памятью или ремейком —так красивше, американистей… То меня Карнач, рожажлобская-ментовская-василеостровекая, топорно вербанутьпытался в питерском допре. 2. Там справа по стене — лестница на случай пожара. Приходилось пользоваться — пустьи не по причине пожара. Шаг по карнизу, цап за порученьи — вниз. На сей раз обошлось без карниза. Случай-то попо-жарней пожара. 3. Грозных нот и разнаипоследних предупреждений было в избытке. А сержант тутошний (может, и лейтенант, типа Брентона) спокойно и сочувственно объяснил нашим тупицам: ваш человек совершил целых триошибки (В. Борковский). 4. Вот, прямо перед ним, нетронутый, нетраченый, полный до краев ларец, волшебный садв цветах и плодах — в бело-розовом кипенье, истекающийсладчайшим соком. 5. Не так, пожалуй, но что-нибудь такое, разудалое, радостное, чтобы напев сам из грудей рвался
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой