Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционная реформа 2008 г. во Франции: равновесие властей и учреждение «эры совместной демократической ответственности»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для утверждения реформы требовалось, чтобы се поддержало не менее 3/5 членов Национального собрания и сенаторов. За реформу на заседании Конгресса в Версале было подано 539 голосов, против — 357. В голосовании участвовали 896 депутатов Национального собрания и членов Сената. Реализация конституционной реформы предусматривает внесение изменений в законодательство, принятие декретов, модификацию… Читать ещё >

Конституционная реформа 2008 г. во Франции: равновесие властей и учреждение «эры совместной демократической ответственности» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституционный закон № 2008;724 от 23 июля 2008 г. дал старт конституционной реформе, которая в перспективе может привести к учреждению режима новой Шестой республики во Франции. После победы на парламентских выборах 2007 г. правоцентристской партии «Союз за народное движение» (СНД) и Президента Николя Саркози новый Премьер-министр Франции Франсуа Фийон заявил, что результаты парламентских выборов дают Президенту и Правительству возможность воплотить в жизнь программу реформ. Среди предвыборных обещаний Саркози значилось: снизить налоги, сделать боле гибким трудовое законодательство для создания новых рабочих мест, ужесточить борьбу с преступностью и нелегальной иммиграцией, а также расширить автономию французских университетов. Одним из предвыборных обещаний Саркози был проект «реформы институтов», что означало реформировать государственную модель, основы которой были заложены в конце 50-х гг. XX в. генералом де Голлем. Это обещание Саркози сдержал. Став Президентом, он заранее согласился править страной менее продолжительный срок, чем большинство предшественников. Для подготовки конституционной реформы в мае 2007 г. был создан Комитет по подготовке предложений о модернизации и восстановлении равновесия между институтами власти, во главе которого был поставлен опытный 79-летний политик, бывший премьер-министр Эдар Балладюр. Комитету Балладюра было решено придать «надпартийный характер», и в течение трех месяцев он методично опрашивал экспертов и политиков, представляющих самые разные тенденции в общественной жизни. В собственных рекомендациях членам возглавляемой Балладюром структуры Саркози сделал определенные шаги навстречу оппозиции, призвав наделить Парламент правом участвовать в назначениях на ответственные государственные посты. Президент также рекомендовал разработать «статус оппозиции» и «признать» ее роль в рамках пересмотра процедур Национального собрания. Кроме того, он предложил поручить Счетной палате контроль за бюджетом Елисейского дворца. На основе поступивших предложений в итоговом проекте Комитет Балладюра сформулировал 77 поправок к законодательству, из которых 41 непосредственно касалась действия Конституции, включая запрет на избрание Президента республики более чем на два срока подряд и право вето Парламента на важнейшие назначения, произведенные главой государства.

Суть конституционных нововведений состоит в том, чтобы впервые в истории республики обеспечить равновесие между исполнительной властью, законодателями, системой правосудия и средствами массовой информации. По мнению представителей правящего большинства, в политике наступает «эра совместной демократической ответственности». В июле 2008 г. на совместном заседании двух палат французского Парламента была принята конституционная реформа. Почти половина текста Конституции Пятой республики была дополнена или изложена в новой редакции. Июльская реформа 2008 г. была проведена по трем основным направлениям-.

  • 1) усиление роли Парламента;
  • 2) усиление контроля над исполнительной властью;
  • 3) обретение гражданами новых прав.

В результате реформы прежде всего произошла известная коррекция властных полномочий Президента Франции. Начало изменениям в прерогативах Президента положил еще Жак Ширак. В 1995 г. он был избран на семь лет — в соответствии с действовавшими в то время нормами. Но в его президентство была принята поправка, сократившая рамки президентского мандата до пяти лет, но не ограничившая при этом возможность переизбрания. После 12-летней вахты в Елисейском дворце Ширак решил служить Франции в другом качестве, хотя Конституция и не лишала его возможности быть избранным на третий срок. Новая поправка к Конституции, принятая Конгрессом, предусматривает, что «никто не может избираться на пост Президента более двух раз подряд». Закон отныне не разрешает гражданам Франции избираться на высший пост более двух раз подряд. Несмотря на некоторую корректировку президентских полномочий, можно утверждать, что Президенту Франции по-прежнему принадлежит ведущая роль в государстве, он остается центральной фигурой страны. Полномочия Президента в Пятой республике сейчас несколько ограничены, например, право помилования может быть реализовано теперь только в индивидуальном порядке (ст. 17); ограничено право назначения Президентом Республики ряда должностных лиц (например, членов Конституционного совета) (ст. 13, 56 Конституции Франции). Более того, закреплен запрет для занятия поста Президента более двух раз подряд (ст. 6).

Реформа 2008 г. затронула ст. 16 Конституции 1958 г., закрепляющую исключительные полномочия Президента во время чрезвычайного положения, ограничив данные полномочия контролем со стороны Конституционного совета. Вместе с тем реформа 2008 г. предоставила право Президенту Республики прямо обращаться в Парламент с посланием (ст. 18). Таким образом, реформы не исключали сильной центральной власти. По убеждению Саркози, «в интересах сохранения единства необходимо, чтобы над всеми партиями, всеми интересами, всеми тенденциями было государство, имеющее для этого достаточно авторитета». Приверженность такому государству, по Саркози, не должна была завиесть от политических воззрений: «Можно быть сколько угодно либералом, придавать большое значение индивидуальной инициативе, конкуренции, ставить свободу превыше всего, но нельзя представить Францию без сильного государства»[1].

Вышеуказанный Конституционный закон № 2008;724 в целом направлен на уравновешивание публичных властей. Реформа, прошедшая летом 2008 г., усилила роль Парламента в государственном механизме, наделив его новыми полномочиями. До этого момента полномочия Парламента были ограничены доктриной «рационализированного парламентаризма», ограничивая его роль в политическом управлении. С реформы 2008 г. полномочия Парламента реализуется посредством осуществления трех основных функций:

  • 1) принятие законов;
  • 2) контроль за деятельностью Правительства;
  • 3) оценка публичной политики.

Среди новых полномочий Парламента следует отметить: право принимать резолюции (ст. 34.1 Конституции Франции); разрешать или продлевать военные вмешательства за рубежом (ст. 35); обсуждать проекты по тексту, поправленному комиссией, а не Правительством (ст. 42); права в области международной и европейской политики (ст. 88.4 и др.). Как видно, в Конституции Пятой республики сохранены и расширены существенные элементы парламентского правления. Отныне исполнительная власть должна также в течение трех дней информировать законодательную о развертывании французских контингентов за границей. Их пребывание в зоне конфликтов более четырех месяцев может быть продлено только с разрешения Парламента. Решено укрепить и положение министров. Тем из них, кто переместился в правительство с парламентской скамьи, в случае отставки автоматически возвращается депутатский мандат.

«Четвертой власти» — средствам массовой информации — были подтверждены гарантии независимости, плюрализма и свободы. Проводить референдумы во Франции предлагается в том случае, если такую инициативу поддержат не менее 10% избирателей и пятая часть парламентариев. Французам, проживающим за рубежом, гарантируется право избирать как сенаторов, так и депутатов. В Конституции впервые сделана запись о франкоязычном мире. В соответствии с предложенной формулой Франция «поддерживает развитие солидарности и сотрудничества между народами, общим для которых является французский язык». В свою очередь региональные языки в самой Пятой республике признаны частью национального наследия.

Конституционный закон содержит положения, расширяющие права и свободы граждан, включая их в публичное управление. В отношении граждан в Конституции Франции 1958 г. предусмотрены следующие новеллы: вводится народная законодательная инициатива (ст. 11), возможность участвовать в контроле за конституционностью законов в порядке возражения против исков (ст. 61.1), учреждается должность защитника прав (раздел XI bis «Защитник прав»), закрепляется возможность обращения с петицией в Экономический, социальный и по вопросам окружающей среды совет (ст. 69).

Для утверждения реформы требовалось, чтобы се поддержало не менее 3/5 членов Национального собрания и сенаторов. За реформу на заседании Конгресса в Версале было подано 539 голосов, против — 357. В голосовании участвовали 896 депутатов Национального собрания и членов Сената. Реализация конституционной реформы предусматривает внесение изменений в законодательство, принятие декретов, модификацию регламента Парламента. Все это потребует времени. Между тем после публикации в правительственном вестнике «Журналь офисьель» часть поправок уже обрела силу. Другие начали действовать с 1 марта 2009 г. Конституция не позволяет первому лицу страны посещать Парламент. Инициируя поправки, Саркози просил предоставить ему такую возможность хотя бы раз в год, чтобы «объяснять принимаемые меры и представлять отчет о результатах». Отношения главы исполнительной власти с депутатским корпусом были модернизированы, хотя и не столь радикально — одна из поправок наделила главу государства правом обращаться к парламентариям во время конгрессов — специальных выездных заседаний в Версале. В отношении обычных заседаний, в Париже, запрет па президентские визиты к законодателям, введенный еще в XIX в., останется в силе[2].

  • [1] 1ШЬ: http://www.gmu-countrics.ru/europa/france/france-reforms.html
  • [2] URL: http://www.gnui-countrics.ru/curopa/francc/lVancc-rcforms.html
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой