Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Россиеведение. 
История россии с древнейших времен до xvii века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нынешние вполне суетливые поиски идеи-властительницы в нашей истории от Святой Руси до всеславянского единства пока можно считать безуспешными. Пока не обнаружена особая «русская идея», ее поиск находится в стадии становления В современной России господствует два подхода к идейному историческому наследию. Первый — беспредпосылочно-коммерческий, второй — авторитарно-заидеологизированный. Первый… Читать ещё >

Россиеведение. История россии с древнейших времен до xvii века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нынешние вполне суетливые поиски идеи-властительницы в нашей истории от Святой Руси до всеславянского единства пока можно считать безуспешными. Пока не обнаружена особая «русская идея», ее поиск находится в стадии становления В современной России господствует два подхода к идейному историческому наследию. Первый — беспредпосылочно-коммерческий, второй — авторитарно-заидеологизированный. Первый — характерен для людей, лишенных чувства исторической преемственности, чьи корни подорваны. Отталкиваясь от ложных ценностей, они порой сохраняют штампы чужеродного мышления технократического типа. Им чуждо религиозное отношение к жизни, их интересует личное преуспевание. Второй — характерен для людей, чьи корни остаются в советском периоде нашей истории и в идейных течениях (от черносотенных до революционных). Формально такие люди порою отрицают заимствованный менталитет, но лишь заменяют его шовинистическими эмоциями разного толка (державность, евразийство, национал-социализм). Для них и православие — лишь атрибут «русскости». Но, по сложившемуся обыкновению, фанатизм не дает возможность отыскать подлинные общенациональные ценности.

Россиеведение — новая отрасль научных знаний, которая включает: историю, политологию, философию, культурологию, социологию, психологию, экономику и другие науки, — применительно к основному объекту изучения — российской культуре и цивилизации. Россиеведение не предлагает новой идеологии, оно ищет российскую идею в современных условиях, когда наша страна остро нуждается в осмыслении своего прошлого и настоящего. Для того чтобы такая идея вызрела, необходимо особое образование, «познание России», к которому призывал Д. И. Менделеев.

Междисциплинарный принцип россиеведения заключается в том, что история России как государства и общества, история православной веры и церкви, история русской общественной мысли, литературы и искусства, русского языка, географии, экономики и экологии России, — все это должно изучаться параллельно и тесно взаимосвязанно как в учебных планах, так и в учебных программах. Личностно-ценностный принцип россиеведения заключается не в формальном зазубривании общих рассуждений, а в формировании интереса к истине, приобретении культуры мышления и дисциплины мысли, а также навыков ее изложения в устной и письменной форме. Только в диалоге преподавателя и студента возможно построение современного национального высшего образования.

Россияне ныне составляют 2,5% населения Земли, причем существует тенденция к уменьшению нашего населения. В связи с этим невозможно думать о будущем России, не понимая мирового контекста современности: политики, экономики, экологии и технологии.

«Вера, образование и наука» — традиционные ценности нашей тысячелетней страны, которые провозглашает россиеведение. Путь возрождения России ведет через образование и науку к вере. Без этого нельзя будет достичь ни экономического, ни политического успеха, ни процветания культуры. Россиеведение необходимо: обществу, ибо без самосознания, без чувства собственного «я» человеческое сообщество жить не будет; церкви, способной «воцерковлять жизнь», оказывая влияние и на общество, и на государство; государству, которое заинтересовано иметь прочный фундамент.

Стоит ли так легкомысленно заявлять, будто бы прошлое покинуло нас, «ушло» в небытие, то есть находится где-то вне нас, «позади». Слово интерес происходит от латинского «inter esse», что значит «быть внутри». Нет, ничто не уйдет, не забудется, ведь прошлое навсегда с нами, в нашем сознании, там, где находится безграничный мир образов истории. Подмечено, история России — это «борьба невежества с несправедливостью». Именно сегодня приходит пора возродить гуманитарную образованность, которой славилась наша страна, пересилить ведением невежество.

С чего начать повествование? Одним построение исторического материала и такая система ценностней покажутся тривиальными, другие заявят: «Вот ведь, придет же в голову такое, мне бы Ваши заботы, господин учитель!».. Заранее утомленным от всяких попыток чемлибо заинтересоваться в данном направлении хочу заявить: это вовсе не ирония, но попытка говорить, по возможности, правду об исторических фактах и событиях, и в особенности о судьбах людей, племен и народов.

Попытаюсь объяснить, как я понимаю смысл криминального характера истории власти. Давно сложилось восприятие истории отнюдь не в виде окруженного гранитным бордюром монолитного равностороннего обелиска, покрытого серыми птичьими каплями, стыдливо застывшего в сквере, где давно не сметали опавшую листву. Она вовсе не напоминает мне изрисованный синей шариковой ручкой учебник для средних классов с неясными фиолетовыми штампами из библиотеки, который скучно читать и тем, кто по нему учится, и тем, кто по нему преподает.

История — это мы сами, точно так же, как мы сами — история. Познание прошлого — открытие нас самих в ментальной области. История возникает и существует не где-то позади, там, за спиной, как показывают утерянный путь заблудившемуся незнакомцу, при этом энергично отмахивая куда-то за плечо кулаком с оттопыренным большим пальцем. Нет, она пребывает с нами, находясь внутри нашего сознания, в нашем мышлении. Тут же позволим себе еще одну вольность заявить, что гуманитарное знание о прошлом есть не столько наука, сколько особое искусство. В назидательной эллинской премудрости муза Клио отвечала за историческое творчество, а ее достойная родительница Мнемозина — богиня Памяти. Хотелось бы напомнить, что постоянно происходят открытия и в этой области знаний, открываются новые источники, известия о прошлом, что в очередной раз талые воды взламывают серый прошлогодний лед утвержденной в министерстве школьной программы, повсеместно образовавшийся в историческом сознании. Исторические изыскания — самый интересный из всех видов деятельности, которые придумало человечество!

'к'к'к

В результате прохождения курса лекций по данной учебной дисциплины студенты должны освоить:

трудовые действия

  • — по практическому восприятию информации;
  • — по способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; по навыкам исторического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества: навыкам анализа исторического процесса в контексте социокультурного развития общества для формирования гражданской позиции;
  • — по использованию в исторических исследованиях базовых знаний в области всеобщей и отечественной истории;
  • — по пониманию закономерностей исторического процесса, места человеческой личности в историческом процессе (личностно-ценностный подход), социокультурной эволюции общества;
  • — по восприятию концепций различных историографических школ;
  • — по написанию эссе, обзоров, аннотаций по тематике проводимых исследований;

необходимые знания

  • — важнейших этапов исторического развития России;
  • — основных исторических закономерностей социокультурного развития человека и человечества, закономерностей и этапов исторического процесса, основных событий и процессов отечественной истории культуры для формирования гражданской позиции; законов исторического и общественного развития;

необходимые умения

  • — ориентации в историческом процессе, анализа процессов и явлений, происходящих в обществе;
  • — применения понятийно-категориального аппарата, основных законов гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
  • — ориентации в мировом историческом процессе, анализа процессов и явлений, происходящих в обществе;
  • — применения методов и средств познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетентности.

Евгений Акимович Князев, доктор педагогических наук, профессор

18 августа 2018 года Светлой памяти моих родителей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой