Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационно-экономическое пространство России и особенности его государственного регулирования в условиях трансформационной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях органы государственной власти становятся субъектами информационно-экономического пространства, способными в то же время оказывать существенное воздействие на его развитие. Наиболее существенными чертами, свойственными органам государственной власти в контексте формирования информационно-экономического пространства, являются: их информатизация, увеличение степени открытости… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ
    • 1. 1. Информация как ресурс информационно-экономического пространства и фактор современного производства
    • 1. 2. Сущность и экономические предпосылки формирования информационного общества в России
  • ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ: СУБЪЕКТЫ, СТРУКТУРА, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    • 2. 1. Субъекты информационно-экономического пространства и его структура
    • 2. 2. Макроэкономические характеристики информационно-экономического пространства России
  • ГЛАВА 3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
    • 3. 1. Органы государственной власти как субъекты информационно-экономического пространства
    • 3. 2. Государственное регулирование информационно-экономического пространства: объекты, сущность, направления совершенствования

Информационно-экономическое пространство России и особенности его государственного регулирования в условиях трансформационной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена дискуссионным характером и неоднозначностью теоретических и практических аспектов изучения тенденций становления информационно-экономического пространства России. Рост информационных потребностей населения в условиях качественно нового уровня реализации инфокоммуникаций приводит к превращению информации в неотъемлемый производственный ресурс и фактор социально-экономического развития страны. Изменение характеристик реализации информационных взаимодействий связано с бурным развитием современных информационных и коммуникативных технологий, особенно сети Интернет. Проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни кардинальным образом меняет механизмы функционирования многих институтов, в том числе и самого государства.

Каждая стадия современного воспроизводственного процесса сопровождается соответствующим информационным обменом, интенсивность и значимость которого заметно возрастает. в результате происходят трансформация производственных отношений и производительных сил общества, изменения в технологической, институциональной, отраслевой и территориальной структурах экономики, формах организации производства и его инфраструктуре. в ряде отраслей экономики наблюдаются революционные изменения, связанные с внедрением средств массового информационного обмена, вследствие чего часть воспроизводственного процесса переносится в сетевую среду. Появляются новые рыночные институты такие, как сетевая экономика, глобальный электронный рынок, сетевые организации и сетевой механизм координации. Средой коммуникаций участников информационного обмена становится информационно-экономическое пространство. Его технологическим базисом являются инновационные коммуникативные технологии и компьютерные сети, играющие все большую роль в интенсификации воспроизводственного процесса, особенно той его части, которая основана на информационных взаимодействиях его субъектов. Можно утверждать, что формирование и развитие информационно-экономического пространства становится фактором повышения эффективности функционирования рыночной системы в целом.

Возникает новый объект исследования экономической науки — информационно-экономическое пространство как макроэкономическое явление и подсистема народного хозяйства. Актуальность исследования определяется отсутствием достаточной теоретико-методологической базы анализа и регулирования информационно-экономического пространства не только в нашей стране, но и в мире.

В сложившейся ситуации к наиболее актуальным задачам относятся: анализ условий становления и тенденций развития информационно-экономического пространства России, осмысление протекающих в нем процессов, определение их места в общем экономическом укладе страны, выявление субъектов, структуры, качественных и количественных характеристик информационно-экономического пространства, изучение форм и методов его государственного регулирования.

Возрастающая роль информации и инфокоммуникативных технологий в жизни общества сравнительно недавно стали предметами исследования ученых различных областей знания: математиков, экономистов, социологов, психологов. Однако уже накоплено значительное количество практического и теоретического материала, посвященного формированию информационной парадигмы и ее влиянию на социально-экономическое развитие социума.

Первыми начали рассматривать проблемы информации с экономических позиций Д. Стиглер и Ф. Махлуп. В 60−80-е гг. появилось большое количество работ, среди которых особенно заметны публикации К. Эрроу, М. Пората и др. Примерно с первой половины 70-х гг. советские экономисты также обращаются к информационным проблемам. В. Н. Костюк изучает вопросы воздействия информации и информационных технологий на общество в контексте теории эволюции и социоэкономического развития, C.B. Янковский — в плане общей теории информации, работы С. А. Дятлова посвящены информационной парадигме социально-экономического развития, А. П. Галицкий, A.C. Мендкович анализируют новое поколение транспортных технологий и т. д. Различными аспектами использования информации занимались Г. Т. Артамонов, Д. И. Блюменау, А. Е. Войскунский,.

A.Г. Глинчикова, Е. Ю. Иванов, В. З. Коган, М. С. Мириманова, Н. С. Пинчук, Ю. Н. Столяров, Н. Г. Твердохлеб, В. Н. Тростников, Е. Г. Ясин и др. Проблемы Интернет-технологий исследовали С. А. Клименко,.

B.Г. Куперман, P.M. Нижегородцев, C.B. Петровский, В. Н. Уразметов, рынок информационных технологий рассматривали Е. И. Баженова, И. И. Родионов.

Обширная литература изучает проблемы перехода к постиндустриальному или информационному обществу (Д. Белл, Ф. Вебстер, А. Кинг, Ф. Махлуп, Т. Умесао, Б. Шнейдер, Н. В. Борисов, О. Н. Вертинская, Т. В. Ершова, Я. Н. Засурский, B.JI. Иноземцев, Б. В. Кристальный, И. И. Мельников, С. А. Нехаев, С. И. Паринов, А. Н. Райков, Г. Л. Смолян, Е. В. Тюрюканова, Г. С. Хижа, Ю. С. Хохлов, С. Г. Чесноков, B.C. Черешкин, A.B. Чугунов, Т. Шауэр и др.).

Анализ имеющейся литературы и нормативных актов показывает, что большая часть работ посвящена техническим, организационным и правовым аспектам информатизации и становления информационного общества, в то время как проблемы влияния инфокоммуникативных технологий на экономическую систему, концептуально важные для разработки национальной стратегии развития, остаются недостаточно изученными.

В этих условиях особое значение приобретает многоаспектный системно-функциональный анализ экономических отношений в единой сетевой среде и использование его результатов в стратегических разработках развития государства и регионов.

Цель диссертации — системное исследование условий становления и тенденций развития современного информационно-экономического пространства в России с позиций его регулирования государством.

Для ее достижения были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть тенденции превращения информации в стратегически важный ресурс и фактор современного производства;

— раскрыть специфику формирования информационного общества в РФ и сущность трансформации рыночных институтов в условиях становления и развития информационно-экономического пространства;

— выявить субъекты, структуру, основные качественные и количественные характеристики информационно-экономического пространства России;

— проанализировать тенденции развития сетевой экономики, глобального электронного рынка, сетевых организаций и сетевого механизма координации как новых рыночных институтов информационного общества и субъектов информационно-экономического простравдпраделить особенности трансформации органов государственной власти в условиях становления информационного общества и информационно-экономического пространства;

— обосновать необходимость государственного регулирования процесса формирования современного информационно-экономического пространства;

— аргументировать необходимость разработки Программы формирования современного информационно-экономического пространства в РФ как инструмента его государственного регулирования.

Объектом исследования выступает информационно-экономическое пространство России в аспекте выявления его структуры, субъектов, ключевых характеристик, а также воздействия на динамику основных макроэкономических показателей.

Предметом диссертационной работы являются принципы, формы и методы государственного регулирования современного информационно-экономического пространства РФ, направленные на создание наиболее благоприятных условий для комплексного формирования и развития всех его элементов.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на концептуально-категориальном аппарате трудов ведущих отечественных и зарубежных представителей экономической науки, посвященных проблемам воздействия инновационных технологий на трансформацию социально-экономических систем и формирование информационного общества. В процессе работы использовались результаты исследований по теории самоорганизации открытых нелинейных систем, монографические и диссертационные работы, материалы научных конференций, имеющих непосредственное отношение к теме диссертации.

Инструментарно-методический аппарат. В основу исследования поставленной проблемы положены общенаучные методы историко-генетического, системно-функционального, сравнительного анализов, метод качественных (содержательных) и количественных обобщений. В работе использовались так же методы собственно экономического исследованиясубъектно-объектный, категориальный анализы, элементы экономического моделирования и прогнозирования.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена документами законодательных органов власти, директивными указаниями Президента и Правительства РФ, федеральными программами и законами, официальными данными Министерства РФ по связи и информатизации, Госкомстата РФ, Министерства труда и социального развития РФ, ведомственными нормативными актами, фактическим материалом, опубликованным в зарубежной и отечественной научной литературе, периодической печати, сети Интернет.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования. Объективный процесс превращения информации в один из ведущих ресурсов и факторов современного производства приводит к необходимости качественного изменения форм и методов работы с ней. Для повышения эффективности процессов генерации, обработки, передачи и использования общественно значимой информации необходимо обеспечить возможность ее циркуляции между участниками информационного обмена с минимальными временными, техническими и денежными затратами.

Это обусловливает перенос части информационных взаимодействий в электронную среду и позволяет значительно повысить интенсивность и скорость коммуникаций при существенном снижении их стоимости. Логичное продолжение перечисленных процессов — формирование единой среды реализации информационных взаимодействий всех членов общества. Такой средой сегодня является информационно-экономическое пространство, рассматриваемое в рамках данной работы как новое макроэкономическое явление и подсистема народного хозяйства. Субъектами этого пространства становятся все экономические агенты и потребители общественно значимой информации, сетевые институты, сетевая телекоммуникационная инфраструктура, целевые рынки, органы государственной власти. Как макроэкономическое явление информационно-экономическое пространство обладает определенными качественными и количественными характеристиками и требует соответствующего своей природе и специфике государственного управления и регулирования. Одна из важнейших особенностей современного информационно-экономического пространства заключается в его возрастающем воздействии на все сферы общественной жизни и характер связей между членами общества.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1.В современных условиях информация выступает не только необходимым ресурсом и фактором производства, но и непременным условием возобновления воспроизводственного процесса, зависящего от информационного обеспечения. Информационный ресурс наряду с организационным способен значительно повысить эффективность функционирования экономической системы без заметного увеличения потребления труда, земли и капитала.

2. При переходе к информационному обществу перемены охватывают все элементы структуры экономики и общества в целом. Их исходной базой и импульсом стало противоречие между быстро растущим объемом информационных потребностей общества и отстающей эффективностью экономики, неспособной их удовлетворить. Это приводит к изменениям в системе отношений собственности, технологической, воспроизводственной, институциональной, отраслевой и территориальной структурах экономики, формах организации производства и его инфраструктуре.

3. Формирование информационно-экономического пространства объективно детерминировано и позволяет значительно повысить интенсивность и скорость инфокоммуникаций при существенном снижении их стоимости. Информационно-экономическое пространство представляет собой макроэкономическое явление, обладающее определенными качественными и количественными характеристиками и требующее соответствующего государственного регулирования. Характеристики этого пространства в значительной мере определяют результаты эволюции современной экономической системы.

4. Развитие информационного общества и становление информационно-экономического пространства сопровождается модернизацией существующих рыночных институтов и созданием новых. Наиболее значимыми новыми сетевыми институтами являются глобальный электронный рынок, сетевая экономика, сетевые организации и сетевой механизм координации.

Новые институты обладают существенной организационной спецификой, требующей серьезного научного осмысления.

5. Становление информационно-экономического пространства приводит к важным структурным и организационным изменениям органов государственной власти, связанным с увеличением степени их открытости и интенсификации взаимодействия с населением на базе широкомасштабного использования новых информационных и коммуникационных технологий.

6. Неотъемлемым элементом формирования современного информационно-экономического пространства служит его государственное регулирование посредством системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Данные меры осуществляются правомочными государственными органами и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

7. Инструментом регулирования информационно-экономического пространства может стать Программа его формирования в РФ, предусматривающая последовательную интеграцию национальной инфраструктуры в глобальную мировую информационную инфраструктуру. Внедрение этой Программы должно проводиться с учетом интересов российской экономики и при безусловном обеспечении информационной безопасности и защиты национального информационного, экономического и культурного пространств.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в анализе условий и тенденций формирования современного информационно-экономического пространства России, выявлении его субъектов, структуры, основных характеристик, направлений оптимизации его государственного регулирования. Конкретно элементы новизны реализуются в следующем:

1. Выявлено возрастание роли информации и инфокоммуникаций на всех стадиях воспроизводственного процесса, ведущее к повышению эффективности функционирования всей экономической системы в целом и создающее экономические предпосылки для перехода России к информационному обществу. Раскрыта специфика национального пути к информационному обществу, связанная с использованием образования, науки и интеллектуального капитала в качестве долговременного конкурентного преимущества.

2. Проведен анализ инфокоммуникационной инфраструктуры России и рынка новых информационных технологий, продуктов и услуг как субъектов информационно-экономического пространства России, основными чертами которых являются: опережающие темпы роста, ориентация на оборудование и неразвитость сектора услуг, преобладание импортных технологий, программного обеспечения и комплектующих.

3. Сформулировано определение информационно-экономического пространства как новой макроэкономической категории, определены его субъекты, структура, качественные и количественные характеристики, условия формирования и тенденции развития.

4. Проанализированы особенности становления, развития и влияния на уровень жизни населения сетевой экономики, глобального электронного рынка, сетевых организаций и сетевого механизма координации — новых рыночных институтов информационного общества и субъектов информационно-экономического пространства. Предложено определение глобального электронного рынка как системно организованной многоуровневой структуры взаимоотношений в сети Интернет между производителями товаров и услуг, потребителями, государством и финансовыми организациями в целях осуществления товарно-денежного обмена. Выявлены его субъекты, структура, характеристики и тенденции развития.

5. Рассмотрены особенности трансформации органов государственной власти в условиях формирования информационно-экономического пространства, заключающиеся в существенных структурных и организационных изменениях, связанных с увеличением степени их открытости и интенсификации взаимодействия с населением на базе широкомасштабного использования новых информационных и коммуникационных технологий.

6. Обоснована необходимость модернизации государственной информационной политики как основного инструмента регулирования процесса формирования современного информационно-экономического пространства и создания наиболее благоприятных условий для его развития.

7. Предложена Программа формирования современного информационно-экономического пространства РФ, представляющая собой комплекс мер, направленных на развитие национальной телекоммуникационной инфраструктуры, рынка новых информационных технологий, продуктов и услуг, глобального электронного рынка, сетевых институтов, сетевых связей и сетевого механизма координации.

Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что ее теоретические положения и выводы возможно использовать как основу для дальнейшего комплексного исследования процесса формирования современного информационно-экономического пространства РФ, разработки прогнозов его развития и рекомендаций для государственного регулирования. Результаты проведенного исследования могут быть полезны представительным и исполнительным органам разных уровней власти при выработке и реализации стратегии государственной информационной политики. Их применение было бы целесообразно в процессе последующего изучения проблем информатизации российской экономики.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов по «Экономической теории», «Государственному регулированию экономики», «Макроэкономике», в ходе подготовки и переподготовки государственных служащих, при разработке методических пособий и рекомендаций.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были представлены на научно-практической конференции молодых ученых СКАГС «Российское общество и государство на рубеже веков» (Ростов-на-Дону, СКАГС, 2000 г.) — Международной научно-практической конференции «Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России» (г. Ростов-на-Дону, июнь 2001 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 9,7 п. л.

Структура работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка, четырех рисунков, двух таблиц и четырех приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Объективный рост информационных потребностей общества и интенсификация инфокоммуникаций на всех стадиях общественного производства приводит к превращению информации в неотъемлемый ресурс и фактор современного производства, делает ее непременным условием непрерывности протекания воспроизводственного процесса. В условиях глубочайшего общественного разделения труда, стремительного расширения пространства рыночных взаимодействий информационный обмен предшествует осуществлению соответствующего обмена в материальной сфере. От эффективности информационного механизма зависит успех развития и функционирования рыночной системы в целом. Возникает необходимость изменения качественного уровня протекания инфокоммуникаций при снижении стоимости циркуляции информационных потоков между участниками информационного обмена. Результатом этого является формирование информационно-экономического пространства, основанного на последних достижениях инфокоммуникационных технологий и являющегося условием и следствием глобализации экономики.

2. Возрастающая транспарентность российского общества приводит к необходимости движения в едином русле с мировым сообществом, основной тенденцией которого является глобализация. Необходим постепенный переход России к информационному обществу, которое представляет собой новую постиндустриальную социально-экономическую организацию социума с высокоразвитыми информационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность объективного использования интеллектуальных ресурсов для устойчивого развития страны.

Экономическими предпосылками становления информационного общества в России являются: 1) превращение информации в неотъемлемый социально-экономический ресурс и фактор производства- 2) возрастание разнообразия предлагаемых потребителю информационных услуг- 3) превышение расходами на приобретение новых информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение и т. п.) затрат на материальные активы- 4) стремительное развитие рынка новых информационных технологий, продуктов и услуг.

Российский путь перехода к информационному обществу определяется ее сегодняшними социально-экономическим и культурными особенностями, к которым можно отнести: наличие негативных экономических тенденций, характерных для переходной экономики Россиинедостаточно развитую информационно-коммуникационную инфраструктуруотсутствие достаточного платежеспособного спроса на информационные продукты и услуги и т. д. В силу достаточно низкого уровня экономического развития Россия не может догнать развитые страны по уровню применения и обновления новых информационных технологий, но может обогнать, создав нечто принципиально новое.

Для России с ее высоким образовательным уровнем и интеллектуальным потенциалом шанс возрождения дает использование образования и науки в качестве долговременного конкурентного преимущества. Построение информационного общества в РФ должно осуществляться на основе информатизации всей системы общего и специального образования, формирования и развития индустрии и соответствующей инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг, адекватного государственного и частного финансирования фундаментальной российский науки.

3. В условиях многоукладной, транзитивной экономики России, нуждающейся в поиске новых источников роста, формирование информационно-экономического пространства становится одним из существенных факторов, способных повысить эффективность современной экономической системы. Оно представляет собой новое макроэкономическое явление, одновременно структурный элемент и подсистему народного хозяйства. Предпосылками и условиями его создания стали: возрастание информационных потребностей обществапревращение информации в ведущий ресурс и фактор производстваразвитие телекоммуникационной инфраструктурыактуализированные потребности населения в изменении качественных характеристик информационных взаимодействий.

Основными субъектами информационно-экономического пространства России являются: все хозяйствующие субъекты и потребители общественно значимой информацииновые сетевые институты (сетевая экономикаглобальный электронный рынокэлектронный бизнесэлектронная коммерциясетевые организациисетевой механизм координацииэлектронные расчеты) — сетевая телекоммуникационная инфраструктурасовокупность целевых рынковорганы государственной власти.

Информационно-экономическое пространство с технической и технологической точки зрения включает следующие основные компоненты: 1) информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации- 2) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства- 3) средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.

4. Экономика информационного общества получила название «сетевая экономика». Сетевая экономика является неотъемлемым субъектом информационно-экономического пространства и представляет собой стадию рыночной экономики, характеризующуюся интенсивным развитием во всех сферах общественного воспроизводства информационных коммуникаций и сетевых институтов. Сетевая экономика функционирует на основе широкой информатизации социосферы, в которой информация, сетевые отношения, интеллектуальные ресурсы общества становятся основным механизмом социально-экономического развития государства. Такая экономика основывается на творческом труде, интеллектуальном капитале, росте социальной и экономической значимости индивидуальной свободы.

Новую экономику образуют все экономические субъекты, создающие инновационную стоимость. Сетевая экономика характеризуется: несовершенной конкуренциейинтенсификацией информационных взаимодействий на всех стадиях общественного воспроизводстваростом инвестиций в человеческий капиталтрансформацией капитала в вещественно-денежно-информационную формуувеличением роли личного конкурентного преимущества, основанного на способности индивида анализировать релевантную информациювозникновением нового социального неравенства, основанного на различном отношении к релевантной информацииформированием сетевых институтов и сетевого механизма координации.

5. Основной средой осуществления товарно-денежных обменов в условиях единого информационно-экономического пространства является глобальный электронный рынок, развивающийся на базе новейших информационных и коммуникационных технологий. Глобальный электронный рынок представляет собой сетевую системно организованную многоуровневую структуру взаимоотношений в сети Интернет между производителями товаров и услуг, потребителями, государством и финансовыми организациями в целях осуществления товарно-денежного обмена. Особенности такого рынка состоят в том, что он во-первых, открытый, т. е. доступен как для компаний любых размеров, так и для потребителейво-вторых, является мировым, т. е. доступ к нему возможен из любой точки земного шара. Открытость рынка обусловлена и достаточно низким барьером для выхода на него фирм.

Основными характеристиками электронного рынка являются: высокая степень прозрачности, широкий охват, использование новых информационных и коммуникационных технологий при осуществлении товарно-денежных обменов. К факторам, стимулирующим развитие глобального электронного рынка, относятся: высокие темпы роста Интернет-аудиторииогромные географические масштабы национальной экономикивысокий уровень дифференциации цен на однородную продукциюнаметившийся в 2000;2002 гг. экономический подъемулучшение финансового положения предприятий, прежде всего, в экс-портоориентированных отрасляхразработка соответствующей законодательной базы, в частности, принятие законов об «Электронной торговле» и.

Электронной цифровой подписи" — наличие в России интеллектуального потенциала для применения современных инфокоммуникационных технологий для развития электронной торговли.

6. В условиях формирования информационно-экономического пространства происходят существенные трансформационные изменения в способах организации совместной деятельности между участниками экономических отношений. Основной единицей сетевой экономики и существенными субъектами информационно-экономического пространства становятся сетевые организации. Сетевая организация представляет собой сообщество принципиально равноправных и независимых партнеров, базирующееся на онлайновых взаимодействиях его участников в целях достижения совместных целей и возможное там, где эти взаимодействия имеют преимущественно информационный характер. Эффективность сетевой организации обусловлена: отказом (полным или частичным) от длительных служебных процедур по «фильтрации» рационализаторских предложений и сведений о различного рода неполадках в работебыстрым установлением контактов, обеспечивающим немедленное коллективное решение важных задачорганизационными инновациями, становящимися в известной степени постоянными и нормальными явлениямиспособностью предприятия к организационным действиям в результате сглаживания иерархических уровней и расширения полномочий всех членов коллектива.

7. Массовое применение сетевых технологий для установления и использования экономических связей приводит к тому, что затраты на преодоление географического расстояния заменяются затратами на организацию эффективного сетевого доступа. В результате в информационно-экономическом пространстве связи теряют свое качество как «редкий ресурс». Однако ограниченным ресурсом по-прежнему остается место в системе разделения труда, на котором экономический субъект представляет для экономической системы максимальную ценность и получает от участия в совместной деятельности максимально возможную для себя выгоду.

8. Развитие информационно-экономического пространства и появление новых сетевых институтов приводит к трансформации традиционных институтов, суть которой заключается в повышении степени их информационности, т. е. в значительном увеличении доли работ, связанных с получением, толкованием, преобразованием и распространением информации. Изменения в работе предприятий, вызванные формированием информационно-экономического пространства, можно свести к следующим основным блокам: информатизация их внутренней средыпоявление новых информационных службтрансформация структурных подразделений предприятия в результате налаживания тесных взаимодействий с информационными службамиизменение характера труда и условий его протеканияувеличение доли инноваций при разработке продуктов, предлагаемых на рынокосуществление регулярных и значительных вложений в человеческий и интеллектуальный капиталсоздание сетевых представительств предприятия и интеграция их в традиционную организационную структуру.

9. Как макроэкономическое явление информационно-экономическое пространство РФ характеризуется уровнем развития телекоммуникационной инфраструктуры, глобального электронного рынка и сетевой экономики, формами и методами его государственного регулирования. Основными количественными показателями, характеризующими информационно-экономическое пространство, является число персональных компьютеров: на душу населенияпо отраслям хозяйстваобъединенных в локальные сетив сети Интернетколичество пользователей сети Интернетдоля новых информационных технологий, продуктов и услуг в ВВП, ВНП, НДобъем средств на рынке новых информационных технологий, продуктов и услуг, объемы электронной торговли.

10. В России за последние 10 лет сформировался рынок информационных технологий, продуктов и услуг. В настоящий момент российский рынок имеет высокие темпы роста (около 15−20% в год). Объем денежных средств на данном рынке в 2002 г. составил 6,3 млрд долл. Его основная ориентация связана с сектором компьютерного оборудования, показатели которого вышли на положительные значения роста. Несмотря на высокие годовые темпы роста, доля новых информационных технологий, продуктов и услуг в ВВП России остается все еще незначительной: в 1988 г. она составила 0,61%, в настоящее время -0,8%, в 2010 г., по прогнозам, достигнет 2%.

11. Важнейшим катализатором процесса формирования информационно-экономического пространства является опережающее развитие сети Интернет, представляющей собой сегодня колоссальную и быстро (на 15−20% в месяц) растущую систему. Количество постоянных пользователей сети Интернет в России выросло в 2002 году по сравнению с 2001 г. на 39% и составило в абсолютных цифрах 4,3 млн человек. Общее количество пользователей Интернета в РФ в 2001 г. оценивается в 10 млн человек.

12. В результате широкого применения информационных технологий и формирования информационно-экономического пространства в российском обществе произошли следующие позитивные перемены:

— информационные взаимодействия стали более интенсивными на всех стадиях общественного воспроизводства, часть их перенесена в сеть Интернет, в результате чего изменился не только количественный, но и качественный уровень протекания инфокоммуникаций;

— на рынке обнаруживается тенденция к повышению степени его прозрачности, что позволяет значительно снизить трансакционные издержки при увеличении пространства коммуникаций;

— возрастает значимость творческого труда, инициативы, мобильности, гибкости, интеллектуального капитала. Происходит трансформация капитала в вещественно-денежно-информационную форму;

— увеличивается роль личного конкурентного преимущества, основанного на способности индивида анализировать релевантную информацию;

— формируются новые сетевые институты и связи;

— интенсивно развиваются дистанционное образование и новые методы обучения для людей всех возрастов. Происходит глобализация научных контактов, создаются образовательные электронные сети;

— расширяются электронные библиотеки и общественные банки данных, как средства обеспечения равного доступа к информации всем категориям населения;

— происходит глобализация коммерческих контактов, рост числа электронных сделок.

13. Современное информационно-экономическое пространство, как и вся социально-экономическая система в целом, предполагает активное участие в ней государства как субъекта рыночных отношений, а также как регулирующего и управляющего органа. Государственное управление и органы власти, являясь частью социально-экономической и политической систем, в значительной степени подвержены инновационным изменениям, происходящим в российском обществе. Формирование информационно-экономического пространства, развитие и широкомасштабное применение информационных технологий оказали существенное влияние на систему государственного управления и форму взаимодействия органов власти с населением и на внутриведомственном уровне.

14. В современных условиях органы государственной власти становятся субъектами информационно-экономического пространства, способными в то же время оказывать существенное воздействие на его развитие. Наиболее существенными чертами, свойственными органам государственной власти в контексте формирования информационно-экономического пространства, являются: их информатизация, увеличение степени открытости, интенсификация коммуникаций с населением, усиление мобильности и подверженности инновациям. Формирование информационно-экономического пространства России позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности на основе использования всей накопленной информации и более динамичной организации информационного взаимодействия при решении комплексных проблем управления обществом.

15. Информационно-экономическое пространство, являясь макроэкономическим явлением и частью народного хозяйства в целом, нуждается в государственном управлении и регулировании для решения ряда сложных задач, связанных с определением дальнейших направлений его развития.

Основными объектами государственного воздействия в рамках регулирования информационно-экономического пространства являются: национальная телекоммуникационная инфраструктурарынок новых информационных технологий, продуктов и услугсетевые институты, процесс их формирования, характеристики, влияние на уровень жизни населения и динамику основных макроэкономических показателейсетевые связи и сетевой механизм координации.

Основными принципами государственного регулирования информационно-экономического пространства должны стать: учет специфики информационно-экономического пространства как нового макроэкономического явленияопора на рыночные методы регулирования в ходе реализации целенаправленного государственного воздействия на субъектов информационно-экономического пространствакомплексная реализация системы мер, направленных на создание наиболее благоприятных условий для формирования и развития всех элементов информационно-экономического пространства.

16. На данном этапе одним из основных инструментов государственного воздействия на процесс становления информационно-экономического пространства может стать Программа формирования информационно-экономического пространства в РФ, главной целью которой являются создание условий для его развития как инструмента повышения эффективности функционирования социально-экономической системы на базе широкомасштабного использования новых информационных и коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. -М., 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1996.
  3. Государственная научно-техническая программа «Перспективные информационные технологии"// http://pitis.tsure.ru/. ЗК. — 2002. — 13 мая.
  4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // http:// www.scrf.gov.ru/documents/decree/2000/09−09.html.
  5. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» № 2124−1 от 27.12.91 (редакция от 02.03.98) //http://www.mptr.ru/user/index.cfin?tpctype= 2&msgid=63&tpcid=3. 31 К.
  6. Закон РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» № 4524−1 от 19.02.93 (редакция от 24.12.93) // http://www.pravo.lnet.ru/.
  7. Концепция государственной информационной политики // http://www.iis.ru /libraiy/riss/riss.ru.html.
  8. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 2001−2005 гг. // http://www2.mobile.ru/arc/jr?jr==prom&no=06&year=2000&fii=62 000 20К
  9. Концепция формирования информационного общества в России // http://www. iis.ru/library.
  10. Президентская программа «Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти» // http://t.vpk.ru/programs/content/4l15.htm. 7К.
  11. Федеральная целевая программа «Развитие взаимоувязанной сети связи (ВСС) Российской Федерации» // http://belarusmedia.com/texts/indexl .phtml?id =174. 12К.
  12. Федеральная целевая программа «Развитие вычислительной техники и компьютерных технологий» // http://www.rosaviakosmos.ru/cpl251/laws/sng-1324-p.html. 2К. — 2002. — 16 янв.
  13. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002−2005 годы» // http://www.ed.gov.ru/ntp/ip/pfzp/.
  14. Федеральная целевая программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» // http://wvvw.gameb.ru/misc/art/president/president6.htm. 17К. — 2002. — 26 апр.
  15. Федеральная целевая программа «Развитие электронной торговли в России на 2001−2006 годы» // http://di.iis.m:82/arc/infosoc/emag.nsff0c3e40261f64c 5b432567c80065e37d/c3dccb. 12К.
  16. Федеральная целевая программа «Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания на 1997−2005 гг.» // http://t.vpk.ru/cooperation/ presentative/524.htm. 9К.
  17. Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002−20 010 годы» // http://www.garweb.ru/misc/art/president/. 38К. — 2002. — 15 июля.
  18. Федеральная целевая программа «Электронные библиотеки России» // http://www.rans.nl/conutes/infomiation-service/project/punkt5.html. ЗК.
  19. Федеральный закон «О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (об электронных сделках)» // http://www.pravo.lnet.ru/. 16К.
  20. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // http://www.cci-cise.ru/infolaws/showone.asp?id=645. 15К.
  21. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» // http://www.gTani.ru/regulation/facts/amend/print.html. 4К.
  22. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» // http://www. pravo.lnet.ru/.
  23. Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» № 125-ФЗ от 01.12.95 // http://www.rikasakha.ru/informotherprconcDocDev21.htm. 16К. — 2002. -29 июля.
  24. Федеральный закон «О связи» от 16.02.95 (редакция от 06.01.99) // http:// radio.savina.ru/zakon/federal.htm. 118К.
  25. Федеральный закон ФЗ «О рекламе» № 108 от 18.07.95 // http://www. spprinfo.ru/content/mbr5/mbr-50.asp. 13К.
  26. С.И., Хохлов Ю. Е. Проект «Инфоград Москва»: использование информационных и коммуникационных технологий в социальной сфере // Ин-форм. о-во. 2000. — Вып. 2. — С.4−13.
  27. И.А. Влияние макроэкономических факторов на состояние российского рынка информационных продуктов и услуг // http://www. securityclub.ru/comciar/andreeva.html.
  28. А.Б. Проблемы государственного и общественного регулирования сферы российских информационных ресурсов сети Интернет // Ин-форм. о-во. 2000. — Вып.5. — С. 14−18.
  29. Г. Т. Информатика: теория и практика // http://www.glossary, ru/cgi-bin/ glsch2.
  30. Н.И., Кульба В. В., Шубин А. Н. Интернет как средство информационного управления // http://www.sbiiifo.ru/articles/8th2000conf34.htm.
  31. В. В2С: Back to College. Бум прошел. Интернет-магазинам пора учиться торговать // Эксперт. 2001. — № 10 (270). — 12 марта. — С.81−84.
  32. Д. Утопии и антиутопии свободного информационного общества // Эксперт (Интернет). 2001. — № 4 (12). — 14 мая.
  33. В.А., Чугунов A.B. Концепция глобализации и роль информационных технологий (российский контекст) // Технологии информационного общества Интернет и современное общество: Материалы Всерос. объедин. конф. — СПб., 2000.
  34. Е.Ю. Рынок информации: сущность, проблемы становления и перспективы развития в России: Дис. канд. экон. наук. Ростов н/Д, 1999.
  35. А. Начало новой экономики // Ведомости. 2000. — 15 апр.
  36. Е. Информационный фактор в управлении государственным сектором // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 4.
  37. Ф. В2 В в России: проблемы и перспективы // eCommerce World. -2001. № 3 //http://www.osp.ru/ecom/2001/03/012.htm.
  38. И.JI. Информационные технологии и система органов государственной власти. Нормативное регулирование // Информ. о-во. 2000. — Вып.1. -С.47−52.
  39. Белая Книга информационных технологий: Проект // http://www.ya.ru /redir?dtype=web&url=http://www. osp.ru/sp/in?2001 .htm.
  40. БлюменауД.И. Информация и информационный сервис. — Л., 1989.
  41. A.B., Филинов E.H. Нормативно-техническая база информационной инфраструктуры // Информ. о-во. 2000. — Вып. 6. — С.21−27.
  42. Большая советская энциклопедия. // http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl sch2. cgi?Rituwsg.outtul!uh$lxyiu. 2001. — Сентябрь.
  43. C.B. Информационная стратификация в информационном обществе // Информ. о-во. 2000. — Вып. 6. — С.33−39.
  44. Н.В., Чугунов A.B. Развитие социальных технологий информационного общества в России: проблемы и перспективы // Технологии информационного общества Интернет и современное общество: Материалы Все-рос. объед. конф. — СПб., 2000.
  45. Н.В., Чугунов A.B. Создание информационной среды для местного самоуправления и сети муниципальных интернет-клубов на Северо-Западе России // Информ. о-во. 2000. — Вып. 1. — С.46−52.
  46. М. К вопросу о цене информации // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 1 // http://www.ptpu.ru/default.asp.
  47. П., Островская Н. Об оценке экономической эффективности инвестиций в информационные технологии // http://www.iso.ru/cgi-bin/main/journal.cgi&dowhat=deatails&id= 12.
  48. ВайнбергД. Исход в электронный бизнес // Эксперт. 2000. — № 5.
  49. Е. Информационное общество в стратегии Европейского Союза // http:/www.inteniews.ras.m/ZiP/43/eiirope. html.
  50. О.Н. Адаптация общества к новым информационным технологиям: новые возможности и новое социальное неравенство // Информ. о-во. 1999. — № 1. — С.25−29.
  51. О.Н. Позитивный процесс в условиях кризиса // Информ. о-во.2000. Вып. 5. — С.3−6.
  52. О.Н., Мельников И. И., Тюрюканова Е. В. Воздействие информационных и телекоммуникационных технологий на российское общество // http://www.compiuog.ru/windows/compulog/1999/archive/a4.html.
  53. Виды аудитории Рунета: Всерос. опрос // http:// www.monitoring.ru/internet/ 1999ЛV/1/tenns/. 1999. — Ноябрь.
  54. A.B., Курносое И. Н. Роль государства в развитии информационного общества // Информ. о-во. 2000. — Вып. 1. — С. 8−11.
  55. Всемирная торговая организация // http://www.wto.org.
  56. Х.А., Филипп А. Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 5 // http://www.ptpu.ni/issues/599/l 9599 .htm.
  57. А.П., Мендкович A.C. Новое поколение транспортных технологий // Информ. о-во. 2000. — Вып. 4. — С.3−11.
  58. С.Е. Бизнес в Интернет. М., 1998.
  59. И.Р., Гохберг JIM. Информационные технологии в России. М., 2001.
  60. А.Г. Может ли быть товаром интеллектуал и продукт его труда? // Вопр. философии. 1997. — № 3. — С.5.
  61. A.B. Информационное общество: о чем мы могли бы подозревать, но не решались спросить // http://www.e-government.ru/pub/inf/988 887 570. html.
  62. Ю.И. К формированию государственного управления при росте Интернета // Технологии информационного общества Интернет и современное общество: Материалы Всерос. объедин. конф. — СПб., 2000.
  63. Госкомстат РФ // http://vmw.info.gks.ru/about.htm.
  64. Готовность России к информационному обществу. М., 2001.
  65. Ю.Ю. К вопросу об эффективности стратегии электронного бизнеса и развитии информационных технологий // http://www.rksi.ru.
  66. Н. Проверенные стратегии быстрого вступления в электронный бизнес // http ://www.iso .ru/cgi-bin/main/j ournal. cgi&dowhat=details&id=4 9.
  67. Гуманитарные исследования в Интернете // http://www. / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000.
  68. В.В. Виртуальное путешествие по официальной России // http://ccc.ru.
  69. М. Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики // http://www.ptpu.ru/issues/l01/9l01 .htm.
  70. М.Г. Глобальная неустойчивость // Петербург, аналитик. 2000. — № 10. — Ноябрь // http://www.spbstat.comprice.ru:8101/nl0/economy/global.htm.72. 10 тенденций, формирующих облик ваших сетей // Мир ПК. 1996. — № 7. — С.108−120.
  71. Джон стон П. Технологические аспекты развития глобального информационного общества // http://www.ieie.nsc.ru/~forsis/publ/poitiers/johnl .html.
  72. В., Штрик А. Электронное правительство информационного общества // http://www.pcwwek.ni/Y ear2000/Nl 5/Cpl 251/Strategy/.
  73. А. Электронные деньги и безопасность // http://www.i2r.ru/static/218/ out11386.shtml.
  74. С. А. Информационная парадигма социально-экономического развития // Изв. Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов. 1995. — № 3−4. — С.17−30.
  75. С.А. Информационные аспекты анализа экономических явлений // Экономика образования (Кострома). 1999. — № 3. — С.31−44.
  76. С. А. Информационные основы экономических отношений // Гума-нит. науки. 1998. — № 2. — С.25−34.
  77. С. А. Макропропорции Интернет-экономики //Технологии информационного общества Интернет и современное общество: Материалы Рос. объедин. конф. — СПб., 2000.
  78. С. А. Методологическая конвергенция и анализ макропараметров сетевой экономики // Информ. о-во. 2000. — Вып. 6. — С.29−33.
  79. С.А. Принципы информационного общества // Информ. о-во. 2000. -Вып. 2. — С.77−85.
  80. А., Пономарев И. Виртуальные корпорации // http://www.i-b.ru/article. phtml? s=a01 &n= 17.
  81. Г. В., Стрельцов А. А. О доктрине информационной безопасности Российской Федерации // Информ. о-во. 2000. — Вып. 3. — С.22−24.
  82. Т.В. Концептуальные вопросы перехода к информационному обществу XXI века // http://www.scrf.gov.ru/Documents/Decree/2000/09−09.html. http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik.
  83. Т.В. Российский опыт интеграции в информационное общество // http://www.iis.ni/events/l 9 981 130/ershova.ru.html.
  84. Т.В., Орлов C.B., Хохлов Ю. Е. Концепция движения Москвы к информационному обществу // Информ. о-во. 2000. — Вып. 1. — С.27−31.
  85. Т.В., Хохлов Ю. Е. Информационное общество и будущее библиотеки // Пед. информатика. 1997. — № 4.
  86. Есть ли препятствия для широкого внедрения IT в России? // http://www. ibiz.ru/articale.phtml?id=316#.
  87. А. Способ формирования единого экономического пространства // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 2.
  88. Я.Н. Информационное общество в рамках международного сотрудничества // Информ. о-во. 2000. — Вып. 1. — С.59−62.
  89. Землянова JIM. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вести. МГУ. Сер. Журналистика. — 1999. — № 2. — С.58−69.
  90. Знаете ли Вы, что такое Интернет? (Результаты опросов 1.05.99 и 29.04.2000)//http: //www.fom.ru/reports/frames/short/ofro01 1906.html.
  91. Д. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология. СПб., 1997.
  92. Д. Виртуализация общества и социальная теория // Будущее России и новейшие социологические подходы: Материалы конф. М., 1997. — 4.1.
  93. Е.Ю. Информация как категория экономической теории // http://arw. asu.ru/econ/txt/ef/publicat/ivanovl .htm.
  94. М.Б. Информатика для устойчивого развития // Технологии информационного общества Интернет и современное общество: Материалы Всерос. объедин. конф. — СПб., 2000.
  95. Интернет в России: статистические данные и социальный состав пользователей // http://gorod.telesib.ru/Folder2/Kpyrnbin%20cron%20HBP.htm.
  96. Интернет-издание Cnews: http://www.cnews.ru.
  97. Интернет-ресурс http://www.bizon.ru.
  98. Интернет-ресурс http://www.internet.strana.ru.
  99. Информационные потребности (изучение удовлетворение). — JL, 1982.
  100. Итоги расширенной коллегии Министерства РФ по связи и информатизации // Электросвязь. 2001. — № 4.
  101. Итоговый документ конференции «Состояние и перспективы развития Интернета в России» // Информ. о-во. 2000. — Вып. 4. — С.66−67.
  102. Как Вы относитесь к Интернету положительно, отрицательно или безразлично? (Результаты опроса 29.04.2000) // http://www.fom.ru/reports/frames/ body/t001 1728.html.
  103. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2001.
  104. М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. — С.494−505.
  105. A.B. Анализ особенностей организации и управления виртуальными предприятиями // http://www.aup.ni/articles/management/3.htm.
  106. С., Уразметов В. Интернет: Среда обитания информационного общества. Протвино, 1995.
  107. В.З. Информация, потребность, деятельность. Томск, 1991.
  108. Д. Электронная коммерция / Пер. с англ. М., 1999.
  109. Г. «Новая экономика» и старые проблемы // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 3.
  110. Г. Сеть как организационный принцип // Кентавр. 1992. — № 2.
  111. В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997.
  112. В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М., 2001.
  113. Ml. Кузнецов В. В2С: Состояние и перспективы // http://www.i2r.ru/static/ 35 l/outl 1946.shtml.
  114. В.Г. Системы поддержки решений в сложных экологических системах // Тр. Межунар. форума по проблемам науки, техники и образования. М., 1997. — Вып. 1. — С. 145−146.
  115. В.Г. Хозяйственная деятельность в условиях формирования единого информационного пространства. Тула, 2000. — С.7.
  116. В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. М., 2002.-С. 16.
  117. Г. Основные тенденции и концепции управления на стыке веков // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1.
  118. Н. Мобильная коммерция // http://www.ecommerce.ru/biztech/ implementation/mcommerce/preamble.html. 70К.
  119. VIS. Маленкова O.B. Защита информации в электронной коммерции // http://www.sbcinfo.ru/articles/8th2000conf3l 5 .htm.
  120. А. Принципы политической экономии.- М., 1991. Т. 1.
  121. Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966.
  122. В.Г. Европейское информационное пространство. М., 1999.
  123. Т. Как оценить преимущества ИТ // Директор ИС. 2001. — № 1 // http://www.osp.ru./cw/cio/2001/0l/004.htm.
  124. КС. Информационное общество и государство // http://www. relcom.ru/wm/Internet/ComputerLaw/State.htm#l.
  125. С. Проблемы развития информационного бизнеса в России // http ://www. security club .ru/comciar/minaev.html.
  126. M.C. Информационная потребность как психологическая проблема // НТИ. Сер. 1. — 1987. — № 4.
  127. А. Общая стоимость владения информационными технологиями (ИТ) экономической эффективности инвестиций в информационные технологии // http://www.iso.iWcgi-bin/main/journal.cgi&dowhat=details&id=74.
  128. H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопр. философии. 1995. — № 1. — С.3−30.
  129. H.H. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 1998.
  130. Мониторинг Российского Интернета: Всерос. опрос. М., 2000. — Вып. 3.
  131. C.B., Некрасов В. Н., Овчинников В. Н., Секретарюк В. В. Экономическая теория. М., 2000.
  132. Мюллер-Штевенс Г., Ашванден С. Информационная технология и управление предприятием // http://vvvvw.ptpu.ru/issues/l98/16l98.htm.
  133. В. Особенности правового регулирования сети Интернет // [email protected].
  134. Необходимость платежных систем Интернет // http://www.i2r.ru/static/218 /out12114. shtml.
  135. С.А. Информационные технологии интеграционный инструментарий развития экономических систем // http://devbiz.narod.ni/ideas/ldealD21. htm.
  136. P.M. Информация как фактор производства и эволюционные основы экономического роста // http://www.sbcinfo.ru/articles/8th2000 conf/2 13.htm. 2001. — 3 мая.
  137. P.M. Теоретические основы информационной экономики. -Владикавказ, 1998.
  138. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  139. Л., Александров А. Словарь терминов электронного бизнеса от компаний Price WaterhouseCoopers и eTopS Consulting I I http://www.e-commerce.ru.
  140. Новые богатые и бедные XXI века // http://www.bizon.ru/article.phtml&s =а19&п=19.
  141. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопр. экономики. 1997. -№ 3. — С.35.
  142. А. Какой должна быть экономическая теория переходного периода // Вопр. экономики. 1993. — № 3.
  143. Обзор отчета «Выпуск II-2000. Россия в Интернете, февраль 2000» // http:// wvvw.momtoring.ru/intemet/summarizing. html.
  144. Окинавская хартия глобального информационного общества // Информ. о-во. 2000. — Вып. 4. — С.53−57.
  145. Отчет об исследовании «Global survey on on-line governance» (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). 2000.
  146. Отчет об исследовании «Интернет в России / Россия в Интернете» М., 2000.
  147. A.B. Виртуальные технологии для реальной экономики // Электронное правительство. М., 2002.
  148. С. Информационные взаимодействия в экономическом пространстве // http://rvles.ieie.nsc.ru.parinov/net-model.htm.
  149. С. Истоки Интернет-цивилизации // http://rvles.ieie.nsc.ru.parinov /net-istoki.htm.
  150. С. К построению теоретической модели сетевой экономики // http://rvles.ieie.nsc.ru.parinov/theory/.
  151. С. Обзор социально-экономических приложений Интернет-технологий (примеры экономической деятельности в Интернете) // http://rvles. ieie.nsc.ru.parinov/.
  152. С. Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое конструирование: Дис. д-ра техн. наук. Новосибирск, 2000 // http://rvles. ieie.nsc.ru/~parinov/autoref.htm.
  153. С.И. Информационное общество: контуры будущего // http://rvles. ieie.nsc.ru/~parinov.
  154. Паринов С. К, Яковлева Т. И. Экономика XXI века на базе Интернет-технологий // http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/economy21 .htm. 2001. — 3 авг.
  155. Партнерство для развития информационного общества в России: Стратегия деятельности (2002−2010). М., 2001.
  156. Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 3.
  157. И. А. Электронное правительство как показатель «зрелости» государственной власти // http://www.e-government.ru/pub/e-government/9854 24 172.html.
  158. С. Интернет и право: точки напряжения // http://www.pravo. lnet.ru.
  159. С. Электронная коммерция // http://www.pravo.lnet.ru.
  160. ИЛ. Технология информационного производства // http://www. securityclub.ru/comciar/pilygin.html.
  161. Поиск лучшего поставщика. М., 1998 // http://www.caravan.ru.
  162. Н.С. Электронная экономика. Перспективы развития электронного бизнеса // Технологии информационного общества Интернет и современное общество: Материалы Всерос. объедин. конф. — СПб., 2000.
  163. Развитие Интернет и электронной коммерции в цифрах // Деньги. 2000. -№ 19.
  164. А.Н. Информационная безопасность и управление // Информ. о-во. 1999. — № 5. — С.6−9.
  165. А.Н. Развитие России и единое информационное пространство // Вестн. РФФИ: Наука и информ. о-во (спец. выпуск). 1999. — № 3 (17). -С.29−34.
  166. РайссМ. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // http://www.ptpu.ru/issues/l97/17l97.htm.
  167. Рамзаев М. CRM управление отношениями с клиентами // http://content.online.ru/mpl/face&id=4625.
  168. Ю.В. Концепция индустриального общества в контексте теории постиндустриализма // http://www.ptpu.ru/issues.
  169. Рекомендации парламентских слушаний на тему: «О государственной политике в области развития информационных технологий» // http://www. akdi.ru/avt-upr/parlam/1 .htm 6К — 18.09.2001.
  170. И.И. Мировой рынок информационных услуг: основные характеристики, цены и методы маркетинга. -М., 1991. С. 32.
  171. Российские реформы и глобализация: движущая сила или взрывчатая смесь? // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5.
  172. Российский Интернет 2000. Пользователи. Поставщики услуг. Московская информационная сеть // РОЦИТ. 2000.
  173. Российский общественный центр Интернет-технологий // http://www.rocit. ru.-2001.
  174. Русско-английский глоссарий по информационному обществу // http://www.iis.ru/glossary/.
  175. А. Интернет-технологии и маржинальная торговля на российском фондовом рынке // eCommerce World. 2001. — № 4 // http://www.osp.ru/ ecom/2001/04/056.htm.
  176. Рюэгг-Штюрм Й., Ахтенхаген Jl. Сетевые организационно-управленческие формы мода или необходимость? // Менеджмент и маркетинг. — 2000. -№ 6.
  177. В. Наука как фактор экономического подъема И http://www. ptpu.ru/issues/301/5301 .htm.
  178. С. Это даже хорошо, что пока нам плохо // PCWEEK. 2002. -№ 46.
  179. В.В. Электронные деньги в Интернете // http://www.i2r.ru/static/ 218/outl 1030.shtml.
  180. C.B. Использование электронной торговли во внешнеэкономической деятельности. // Электронная торговля в странах СНГ и восточноевропейских странах: организационно-правовые аспекты: Материалы III Междунар. конф. СПб., 2001.
  181. Л.Э. Электронные деньги в современной экономике, их функции, исторические аналогии и формальное моделирование // Технологии информационного общества Интернет и современное общество: Материалы Всерос. объедин. конф. — СПб., 2000.
  182. Г. Л., Черешкин Д. С., Вертинская О. Н. и др. Путь России к информационному обществу (предпосылки, индикаторы, проблемы, особенности).-М., 1997.-С.64.
  183. О. Бизнес-модели в сегменте В2С и образование сетевых сообществ потребителей // eCommerce World. 2001. — № 4 // http://www.osp. ru/ecom/2001/04/016.htm.
  184. П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997
  185. Социологическая служба КОМКОН-2 // http://www.comcon-2.ru.
  186. Дж. Дж. Экономическая теория информации // Вехи экономической мысли / Под ред. М.Гальперина. СПб., 1999. — Т. 2. — С. 507.
  187. Ю.Н. Онтологический и метонимический смыслы понятия информация // http://www.gpntb.ru/win/interevents/crimea2001/tom/sec4/Doc3. html.
  188. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // Новая индустриальная волна на западе. М., 1999. — С. 373−400.
  189. В. Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа // Проблемы теории и практики управления. 1998. -№ 1.
  190. В.Б. Предприятия XXI в.: проблемы проектирования и управления // Автоматизация проектирования. 1998. — № 4.
  191. Н.Г., Пинчук Н. С. Экономическая информация и ее характеристика. Киев, 1975.
  192. Й. Социальный аспект транснациональных сетей и новых форм труда // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 3.
  193. Терминология Интернет-платежей // http.://www.i2r.ru/static/218/outl 1033. shtml.
  194. В.П., Рубин Ю. Б., Самойлов В. А., Шевченко К. К. Экономисты и Интернет-экономика // Технологии информационного общества Интернет и современное общество: Материалы Всерос. объедин. конф. — СПб., 2000.
  195. В.Н. Человек и информация. -М., 1970.
  196. М. Пересчитать все до последнего гроша // eCommerce World. -2001. — № 4 // http://www.osp.ru/ecom/2001/04/032.htm.
  197. В. Российские реформы и глобализация: движущая сила или взрывчатая смесь? // Проблемы теории и практики управления. 2000. -№ 5.
  198. Г. С. Будущее России создание информационного общества XXI века // http://www.iis.ru/events/20 010 320/index.html.
  199. Г. С. Всерос. конф. «Будущее России создание информационного общества XXI века» // http://www.iis.ru/events/20 010 320/index.html.
  200. Л. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Рос. экон. журн. 1995. — № 1. — С. 98.
  201. Д. Роль электронных рынков при ведении business to business торговли. Электронная торговля в странах СНГ и восточно-европейских странах: организационно-правовые аспекты. Материалы III Междунар. конф. -СПб., 2001.
  202. А. Управление рисками электронной коммерции и их страхование // eCommerce World. 2001. — № 4 // http://www.osp.ru/ecom/2001/04/044. htm.
  203. А.Г. Системная организация информационных технологий и их влияние на развитие и повышение эффективности субъектов экономической деятельности: Дис. д-ра экон. наук. М., 1997.
  204. С. Аудитория Интернета в России: измерения и реальность // Broadcasting. 2000. — № 3. — С.90−93.
  205. Что такое цифровые деньги и зачем они нужны // http://www.i2r.ru/static/218 /out11031.shtml.
  206. А.В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета. СПб., 2000.
  207. А. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу // http ://www. cabel .net.
  208. A.E. Сетевая модель организации // Информ. о-во. 2000. -Вып. 2. — С.86−88.
  209. А.В. Денежная составляющая платежной системы: правовой и экономический подходы // Деньги и кредит. 1999. — № 3, 7.
  210. А.В. О национальной модели правового регулирования электронной коммерции // Мир карточек. 2000. — № 1−2.
  211. Т. Влияние технологий информационного общества на устойчивое развитие // http://www.ieie.nsc.ru/~forsis/publ/asisws/schuer.html.
  212. И. Шаг назад и два вперед // Эксперт. 2001. — № 10 (270). — 12 марта. — С.84−85.
  213. Эксперт (Интернет) // http://www.expert.ru.
  214. Электронные деньги и безопасность // http://www.i2.ru/static/218/out11386. html.
  215. С. Концепции общей теории информации // http://www.citforum. ru/cfin/oti/oti01 .shtml.
  216. Е.Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа. М., 1989. Ясин Е. Г. Экономическая информация. Что это такое? — М., 1976. -С. 13.
  217. Ahuja M. K, Carley KM. Network structure in virtual organizations // Journal of Computer Mediated Communication. 1998. — 3(4) June // http://www.ascusc.org/jcmc/vol3/issue4/ahuja.html.
  218. Bell D. The Third technological Revolution and its possible socio-economic consequences // Dissent. 1989. — Vol. 36. — № 2.
  219. European Technology Observatory. 2002.
  220. Information Society: Challenges for Politics, Economy and Society // http: www. bmwi-info2000.de/gip/fakten/zveie/index.html.
  221. Kelly K New Rules of the New Economy // WIRED. 1997. — September // http://www.wirwd.com.
  222. Mazerov M, Lav I. J. A Federal Moratorium on Internet Commerce Taxes Would Erode State and Local revenues and Shift Burdens to Lower-Income Households // Center on Budget and Policy Priorities. 1998. — May // http://www.cbpp. org/ 512webtax.htm.
  223. Naisbitt J. Megarrends. The New Direction, Transforming our Lives. New York, 1984.-P.5.
  224. Science and Engineering Indicators 2000. National Science Foundation (NSF) // http:/ /www.nsf.gov/sbe/srs/seindOO/frame.htm
  225. Smith B.D., Weber W.E. Private Money Creation and the Suffilk Banking System // Journal of Money, Credit and Banking. 1999. — Part.2. — August. — P.625−667.
Заполнить форму текущей работой