Формирование читательских умений при изучении эпических произведений у школьников 6-х классов
Диссертация
Актуальность исследования определяется поисками наиболее оптимальных путей повышения читательской культуры школьников в процессе обучения на уроках литературы. Воспитание читательской культуры, продвижение в литературном развитии входит в общую программу формирования всесторонне развитой личности, которая намечена Х У и ХХП съездами КПСС. В «Основных направлениях реформы Х общеобразовательной… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.2-Ю
- Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ КАК ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. Л. Роль умений в читательской деятельности школьников
- 1. П. Читательские интересы шестиклассников и их отношение к эпическим произведениям. 35−59 I.IH. Особенности читательской деятельности шестиклассников при восприятии эпических произведений
- Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 6 КЛАССЕ
- ПЛ. Комплексный характер умений чи тате ля-школ ь-ника и их видоизменение в зависимости от художественного метода писателя
- П.П. Методические способы формирования читательских умений в процессе анализа эпического произведения. .. II7-I
- П.Ш. Перенос умений из сферы учебной деятельности на круг внеклассного чтения
Список литературы
- В.И.Ленин и современные проблемы воспитания юного читателя.1. М.: МГИК, 1980, 151 с.
- Замятин М. Следуя ленинским принципам развития народного образования. -Коммунист, 1984, № 7, с.18−35.
- Материалы апрельского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, постановления «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». «Правда», II апр.1984.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, — 223 с.
- Актуальные проблемы чтения современных школьников. Труды ЛГйК им. Н. К. Крупской. Л., ЛГИК, т.35, 1977, 156 с.
- Алчевская Х.Д. Что читать народу? т.1, изд.2-е, СПб, 1888, 821 с.
- Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. В кн.: Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1988, 654 с.
- Банк Б.В. Изучение интересов советского читателя. М.: Гос-культпросветиздат, 1954, 56 с.
- Банк Б.В. Изучение читателя в России (XIX в).М.:Книга, 1969, 262 с.
- Бахтин М.М. Проблема автора.- Вопросы философии.1977, № 7, с.151−161.
- Бейзер А. Первый рассказ.-Молодая гвардия, 1958, II, с.234−236.
- Белоконь Н.Ф. Чехов-детям. Л.: изд. ПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, 1959, 16 с.
- Бердников Г. П. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. 3-е изд., М., 1984, 500 с.
- Богомолов В. Иван. М.: Сов. писатель, 1966, 56 с.
- Богословский В.В., Степанов A.A., Виноградова А. Д. и др. Общая психология, М.: Просвещение, 1981, — 383 с.
- Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках.-Вопросы психологии, 1967. П, с.135−140.
- Бондарев Ю. О военных рассказах Вл.Богомолова.-В кн.: В.Богомолов. Рассказы. М.: Сов. писатель, 1978, с.4−10.
- Бялый А.Г. Чехов и русский реализм. Очерки. Л'.: Сов. писатель, 1981, — 400 с.
- Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978, 269 с.
- Водовозов В.В. Избранные педагогические сочинения.М.: АПН РСФСР, 1958, — 630 с.
- Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973, — 288 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред.Д. Б. Зльконина и Т. В. Драгуновой. М.?Просвещение, 1967, — 317 с.
- Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. (Материалы научной конференции). М.: НИИ АНН СССР. 1973, 130 с.
- Воспитание творческого читателя. Под ред.С. В. Михалкова, Т. Д. Полозовой. М.: Просвещение, 1981, — 239 с.
- Выготский J1.0. Психология искусства.М.Искусство, 1968,576 с.
- Галанов Б. Один рассказ.-Новый мир, 1958, № 9, с.256−258.
- Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Зльконин Л. Б. Проблемы формирования знаний у школьников.-Вопр.психологии, 1963, № 5, с.62−69.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: МГУ, 1968, 135 с.
- Голубков В.В. Художественное мастерство.М.: Учпедгиз, 1955,176 с.
- Гришина Л.Я. К вопросу о методах развития воссоздающего воображения учащихся при помощи создания проблемной ситуации.- В кн.: Формирование направленности личности школьника. Владимир, 1975, с.109−114.
- Груздев П.Н. Вопросы воспитания и обучения. М.: АПН РСФСР, 1949, 170 с.
- Гуковский Г. А. Реализм Гоголя.М-Л.: Гослитиздат, 1959,531 с.
- Гуревич Н.А. Проза Чехова (Человек и действительность). М.: Худож.лит., 1970, — 183 с.
- Гусев В. Память и боль сердец.-Новый мир, 1958, № 9, с. 256−258.
- Добрынин Н.Ф., Бардиан A.M., Лаврова Н. Б. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1965, 295 с.
- Докусов A.M. «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. Л.: ЛГПИ им. Д. И. Герцена, 1963, -71 с.
- Дружинина Н.М. Методические основы работы с научно-познавательной детской книгой в школе. Автореф.дис.на соиск.учен. степ. д-ра пед.наук. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983, 32 с.
- Дубинина Д.В. Изучение повести А.Гайдара в 6 классе.- Лит-ра в школе, 1984, N° I, с.27−35.
- Дубовиков А.Н. Героическая повесть «Тарас Бульба». В кн.: Гоголь в школе. М.: АПН РСФСР, 1954, с.226−250.
- Жданов В. Героическая эпопея.-Лит.критик, 1938, № 4, с.41−53.
- Житомирова И.Н. Читательские интересы и круг чтения учащихся средней школы предреволюционной России (конец XIX- начало XX века). В кн.: История русского читателя.Л.:ЛГИК, 1976, с.67−83.- 182
- Житомирова H.H. Советский подросток читатель исторической книги.- В кн.: История русского читателя. Л.: ЛГИК, 1979, с.104−119.
- Западов А. В глубине строки. О мастерстве читателя. М.: Сов. писатель, 1972, 279 с.
- Золотусский И. Час выбора. М.: Современник, 1976, 319 с.
- Золотусский И. Гоголь H.B. М.: Мол.гвардия, 1979, с, 511.
- Искусство анализа художественного произведения в школе.М.: Просвещение, 1971, — 240 с.
- Исследование художественных интересов школьников. Под ред. Квятковского Е. В. и Фохта-Бабушкина' Ю.У. М.: Педагогика,-160 с.
- История русского читателя. Труды ЛГИК им. Н. К. Крупской, т. ХХУ, Вып.1, Л.: ЛГИК, 1973, 191 с.
- Истратов Ю.П. О некоторых аспектах чтения как творческого процесса.-Лит-ра в школе, 1977, № 2, с.47−52.
- Карташев Н.С. О научных основах руководства чтением.- Библиотека СССР, 1964, вып.26, с.29−40.
- Катаев В.Б. Образ автора в прозе Чехова.-Автореф.дис. насоиск.учен.степ.канд.филол.наук, М.: МГУ, 1966, — 21 с.
- Качурин М.Г. Особенности анализа художественного произведения в школе.- В кн.: Материалы семинара методистов-словесников педагогических институтов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1973, с.112−132.
- Кедрова М.М. Проблема художественного восприятия в реалистической эстетике И.С.Тургенева.- В кн.: Художественное произведение и его читатель. Калинин: КГУ, 1980, с.24−36.
- Кирпичева И.К. Чтение в процессе научного творчества.- В кн.: Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Наука, 1975, с.75−89.
- Книга и чтение в жизни советского села. Вып.1., М.,' Книга, 1972, 70 с.
- Книга и чтение в жизни небольших городов. По материалам исследов. чтения и читат.интересов. М.: Книга, 1973,-328 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965,288 с.
- Ковалев А.Г. Методы исследования читателя-подростка.- Труды ЛГИК им. Н. К. Крупской, т.ХУШ. Л.-Вильнюс, 1967, с.103−114.
- Кон И. С. Социология личности, Политиздат, 1967, е.- 383 с.
- Конецкий В. Тут обойдемся без названия.- Нева, 1981, № 10, с.170−183.
- Коновалова Л.И. Развитие воображения читателя-школьника. Автореф. дисс. на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. Л.,' ЛГПИ- 184 -им.А. И. Герцена, 1982, 23 с.
- Карагин A.A. Драма как эстетическая проблема.-М., 1974, -. 112 с. '
- Краковский В.II. О подростках. М.: Педагогика, 1970, — 272 с.
- Крутоус В. Художественная мотивировка и эстетическое воспитание.- В кн.: Эстетика и жизнь. М., 1973, в.2, 100 с.
- Крутецкий В.Н., Лукин Н. С. Психология подростка.- М.: Учпедгиз, 1989, — 240 с.
- Кузнецов М. Иван, Зося, Таманцев и другие.- Наш современник, 1976, Ш 5, с.168−170.
- Курдюмова Т.Ф. Стихотворение в прозе «Русский язык» и рас- • сказ «Бежин луг» на уроках в У1 классе.- В кн.: Тургенев в школе. М.', Просвещение, 1981, — 175 с.
- Курдюмова Т.Ф., С.Н.Громцева. Формирование умений в процессе изучения курса лит-ры в 1У-Х классах. (К новым требованиям усовершенствованной программы) — Лит-ра в школе, 1983, № 4, с.19−25.
- Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула,? Приокское кн.изд., 1972, — 343 с.
- Лазарев Л. Высший кодекс человечности. Новый мир, 1965, № 4, с.256−257.
- Левидов А.М. Автор-образ-читатель. Л.: ЛГУ, 1977, — 360 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. Изд.3-е, М.: Просвещение, 1964, 478 с.
- У9. Лежнев А. З. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования, Изд. 2-е, М.: Худож.лит., 1966, 263 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971, 279 с.
- Леонтьев А.Н. Психология, М.,
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977, — 304 с.
- Маранцман В.Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение лите-' ратурного произведения в школе. М. Просвещение, 1977,206 с.
- Марголина А. Формирование читательских навыков у детей и подростков.-Красный библиотекарь, 1928, ta I, с.37−55.
- Машинский С. Гениальная повесть Гоголя. В кн.: Н.В.Гоголь- 186 «Тарас Бульба», М.: Детгиз, 1959, 255 с.
- Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. Л.: Сов. писатель, 1969, 446 с.
- Мирзоян М. Повести Белкина на факультативных занятиях в 8 классе.~Лит-ра в школе. 1980, № 5, с.51−56.
- Молдавская Н.Д. Наивный реализм читателя-школьника .-Лит. в школе, 1973, № 3, с.20−34.
- Молдавская Н.Д. Воспитание читателя. М. просвещение, 1976, — 127 с.
- Нусенкис В.И. Читательские интересы шестиклассников.- В кн.: Социально-педагогические проблемы самоуправления. Барнаул, 1982, с.266−271.
- Острогорский В.Н. Выразительное чтение. СПб, 1885, — 73 с.
- Пантелеева Л.Г. Читательские интересы школьников (по данным 20−60 гг.) Учен.зап.ЛШИ им. А. И. Герцена, т.427, Мурманск: 1968, с.44−47.
- Паперный З.С., А.П.Чехов. Очерки творчества. 2-е изд.М.: Гослитиздат, i960, — 302 с.
- Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях.- Советская педагогика, 1963, № II, с.99−102.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.:Высшая школа, 1973, 256 с.
- Полозова Т.Д. Единство мысли, чувства и действия. М.: Знание, 1978, 46 с.
- Проблемы и методы исследования качественных и количественных характеристик знаний, умений и навыков учащихся. М.: НИИ СнМО АПН СССР, 1976, 150 с.
- Проблемы социологии и психологии чтения. 1975, 195 с.
- Проблемы художественного восприятия. Материалы симпозиума. Л.- 1968, 64 с.
- Прозоров В.В. Художественный текст и читательское восприятие.- Филологические науки, 1978, № I, с. П-16.
- Прозоров В.В. Общие вопросы художественного восприятия.
- Психология (под ред. Смирнова A.A., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Теплова Б.И.).М.: Просвещение, 1962, — 558 с.
- Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев- художник слова. М. t: изд. МГУ, 1980, — 376 с.
- Разова В.Д. Современная поэзия в восприятии подростка.-Труды ЛГИК им. Н. К. Крупской, т. ХУШ: л.-Вильнюс, 1967, с.129−141.
- Рез З. Я. Изучение лирики в школе. Л. :Просвещение, 1968, 175 с.
- Рубинштейн М.М. Воспитание читательских интересов у школьников. М.: Учпедгиз, 1950, — 212 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, I960, № 3, с.3−15.
- Рубрика «Наука о творческом чтении» в журнале «Библиотекарь» начиная с № 4, 1979 г.
- Рыков H.A. О природе двигательных умений., — Вопросы педагогики, 1957, № I, с.138−142.
- Свирская И.А. К истории читательских судеб детских книг.- В кн.: История русского читателя. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1973, с.158−176.
- Семанова М.А. Чехов в школе. Л.: Учпедгиз, 1954,-282 с.
- Семанова М.А. Чухов-художник. М. просвещение, 1976, -' 226 с.
- Скобелев В. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982, — 156 с.
- Советский читатель. М.: Книга, 1968, — 348 с.
- Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968,450 с.
- Социальные исследования. Теория и методы.Вып.5. М.: Наука, 1970, 308 с.
- Степанов Н.Л. Проза Пушкина. М.:изд.АН СССР, 1962, — 300 с.
- Степанов Н.Л. Н.В.Гоголь. М. Гослитиздат, 1955, — 587 с.
- Талавов В.II. О читательской психологии и теоретических основах ее изучения. Л. :ЛГУ, 1973, 77 с.
- Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978, 278 с.
- Теплов Б.М. Психология. М.?Учпедгиз, 1954, 256 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М. :АПН РСФСР, 1961, 536 с.
- Трошин Г. Психология детского чтения. СПб, 1903, 95 с.
- Тургенев И.С. Полн.собр.соч. и писем, в 28-ми т. М-Л.: Наука, 1966, т. II, 723 с., т.15 613 с.
- Умнов Б.Г. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории.- В кн.: Журналист, пресса, читатель. Л., 1969, 82−95 с.
- Формирование умений и навыков в области познавательной деятельности в процессе изучения основ наук. Славянок, 1974, — 82 с.
- Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. АПН СССР. М., 1984, 79 с.- 191
- Формирование учебной деятельности школьников. M., 1982,-216с.179. ~ Фохт-Бабушкин Ю. Об эффективности художественного восприятия.- В кн.: Искусство и школа. М. просвещение, 1981, с.19−23.
- Фридьева Н.Я., Валика Д. Изучение читателя. M.-JI.: Глав-политпросвет, 1927, 118 с.
- Ходжава З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии.- Советская педагогика, 1955, te 3, с.3−13.
- Художественное восприятие. Сб.1. Л.:Наука, 1971, — 377 с.
- Художественные интересы сельского школьника. М,: НИИ АПН СССР, 1975, — 41 с.
- Чирковская Т.В. Устное словесное рисование.- В кн.: Эстетическое воспитание в школе. Л.-?Учпедгиз, 1962, с.138−170.
- Шафир Я.М. Очерки психологии читателя.-М.-Л.' Госиздат, 1927, 88 с.
- Этов Д. Заметки о современном рассказе.-Лит-ра в школе, 1983, Ш I, с.4−9.
- Ядов В.А. Социологические исследования. Методология, программы, методы. М.: Наука, 1972, 239 с.
- Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Изд.2-е, Л. :Учпедгиз, 1963, 399 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964, 86 с.