Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система финансирования инвестиций государственных естественных монополий России: на примере железнодорожного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационном исследовании обосновано, что наиболее серьезные институциональные преобразования, обусловленные акционированием естественных монополий России, и в данном случае, федерального железнодорожного транспорта, связаны с функционированием отечественного рынка ценных бумаг. Появление нового крупного эмитента в лице ОАО «РЖД» на этом рынке обеспечит процесс дальнейшего развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И СПЕЦИФИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА
    • 1. 1. Финансирование бизнеса как производная модели рынка
    • 1. 2. Анализ идеальной модели рынка: специфика финансирования бизнеса в условиях совершенной конкуренции
    • 1. 3. Несовершенная конкуренция и особенности отраслевого финансирования в экономике смешанного типа
    • 1. ^Функционирование и финансирование естественной монополии как модели рыночной структуры
      • 1. 5. Олигополия на отраслевом рынке
    • 1. ^.Монополистическая конкуренция на отраслевом рынке
      • 1. 7. Методологические предпосылки реформирования железнодорожного транспорта на основе анализа несовершенной конкуренции
  • Глава 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА КОРПОРАТИВНОЙ ОСНОВЕ КАК ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
    • 2. 1. Корпорации как организационная структура монополистической и олигополистической модели рынка
    • 2. 2. Содержание и структуризация финансовой системы страны
    • 2. 3. Роль корпоративной организации естественных монополий в развитии финансовой системы России
  • ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
    • 3. 1. Базовые концепции системы государственного регулирования финансов
    • 3. 2. Концепция трансформации системы государственного регулирования финансов России в условиях функционирования и реформирования естественных монополий
    • 3. 3. Развитие бюджетной политики при реструктуризации естественных монополий
  • ГЛАВА 4. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ
    • 4. 1. Содержание и структуризация системы финансирования инвестиций
    • 4. 2. Роль и проблемы развития лизинговой формы финансирования инвестиций
    • 4. 3. Исследование перспектив облигационного финансирования инвестиций
    • 4. 4. Проектное финансирование: спецификация и модели денежных потоков

Система финансирования инвестиций государственных естественных монополий России: на примере железнодорожного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевыми проблемами развития экономики современной России являются дальнейшие рыночные преобразования на микроуровне, от результатов которых зависят темпы и стабильность экономического роста, эффективность социальных реформ в стране.

К блоку таких ключевых проблем относятся структурные реформы естественных монополий России, которые являются фундаментом национальной экономики, однако до последнего времени в наименьшей степени были подвержены рыночным преобразованиям. Структурные реформы, обеспечивая решение институциональных проблем в отраслях естественных монополий и развитие конкурентных сил на отраслевых рынках, продуцируют адекватные рыночные изменения, обеспечивая баланс развития макрои микро преобразований, который в настоящий момент в значительной степени нарушен.

В полной мере это относится к одной из ведущих естественных российских монополий — железнодорожному транспорту. Именно в данный период осуществляется ее структурная реформа, которая касается всего спектра деятельности железнодорожного транспорта. Цель реформы можно обозначить как перевод отрасли от системы жесткой централизации к децентрализации и развитию конкуренции. Децентрализация осуществляется через механизм ликвидации в отрасли государства (в лице бывшего МПС) как субъекта хозяйствования и передаче этих функций вновь созданной рыночной компании. Развитие конкуренции обуславливается разделением инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозок. Разделение видов деятельности на железнодорожном транспорте предполагает возникновение на отраслевом рынке новых моделей рынка, кроме естественной государственной монополии, которая по-прежнему сохраняется в инфраструктуре железнодорожного транспорта, однако функционирует уже в адекватной рынку организационной форме — ОАО «РЖД" — в отрасли начинают функционировать независимые операторы-перевозчики, создающие основу для становления конкурентных сил в отрасли.

Структурная реформа железнодорожного транспорта России, его полноценная интеграция в рыночную экономику кардинально изменяет систему финансирования отрасли и ее инвестиционный потенциал.

Актуальность проблемы создания адекватной системы финансирования инвестиций в процессе реформирования федерального железнодорожного транспорта России обусловлена следующими факторами:

• необходимостью обеспечения инвестиционного развития отрасли, основные фонды которой изношены более, чем на 70%;

• корпоративной основой трансформации федерального железнодорожного транспорта;

• созданием в процессе реформирования железнодорожного транспорта различных рыночных моделей его функционирования — инфраструктурной естественной монополии, олигополии и монополистической конкуренции;

• необходимостью сочетания традиционных для рыночной экономики механизмов финансирования корпоративных инвестиций с модифицированным механизмом бюджетного финансирования в силу фундаментальных особенностей железнодорожного транспорта как отрасли производственной инфраструктуры.

Актуальность проблемы формирования эффективной системы финансирования инвестиций железнодорожного транспорта для Россииглобальна, так как ее решение связано с существенным мультипликативным эффектом для развития институциональной структуры финансовой системы и инвестиционной привлекательности отрасли и страны в целом.

Степень разработанности проблемы. Научные исследования проблем финансирования инвестиций в различных рыночных моделях основываются на принципах и многообразных концепциях теории финансов. Этими проблемами занимались как отечественные, так и зарубежные научные школы. К наиболее известным работам в области теории финансов следует отнести труды отечественных ученых: Александрова A.M., Бабича A.M., Бирмана A.M., Болдырева Б. Г., Бочарова В. В., Вознесенского Э. А., Грязновой А. Г., Дробозиной Л. А., Ковалевой.

A.M., Павловой Л. Н., Родионовой В. М., Романовского М. В., Сенчагова.

B.К., Сабанти Б. М., а также труды современных зарубежных ученых: Боди 3., Бригхем Ю., Ван Хорн Дж., Гапенски Л., Крушвиц Л., Ли Ченг Ф., Мертон Р., Финнерти Дж. И., Хэррис Д. и др.

Однако коренные преобразования в экономике России и непосредственно в экономике железнодорожного транспорта как крупнейшей естественной монополии обусловили актуальность развития нового подхода к системе финансирования инвестиций в отрасли, а именно спецификации системы финансирования инвестиций в зависимости от рыночных моделей отрасли. Исследованию проблем развития отраслевых рыночных моделей и непосредственно изучению специфики функционирования естественных монополий посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Абалкин Л. И., Витте С. Ю. Грязнова А.Г., Селищев А. С., Щеголев А. В., Брю С., Долан Э., Дорнбуш Р., Линдсей К., Макконнелл К., Нордхаус В., Портер М., Робинсон Дж., Самуэльсон П., Томпсон А., Уильямсон О., Фишер С., Формби Дж., Фридман М., Хейне П., Чемберлин Э., Шмалензи Р., Шумпетера Й. и др.

Специфика железнодорожного транспорта как инфраструктурной естественной монополии, производящей значительные общественные блага, обуславливает необходимость исследования проблем государственного регулирования экономики. Наиболее значимые исследования в этой области представлены в классических трудах зарубежных ученых: Кейнса Д., Коуза Р., Маршалла А., Мизеса JL, Смита А., Стиглица Дж., Фридмена М., Хайека Ф., Харриса Л., Хикса Дж., Эклунда К., Эрхарда JL и др.

Фундаментальные особенности отрасли как производственной инфраструктуры обусловила исследование проблем бюджетного финансирования инвестиционных проектов естественных монополий. Проблемы инвестиционного бюджетного финансирования рассматриваются в трудах Глазьева С. Ю., Илларионова А. Н., Павловой J1.H., Добсона Э., Каквани Н., Лукаса Р., Майсгрефа Р., Стиглица Дж. и др.

Развитие финансовой системы России и ее интеграция в глобальную финансовую систему расширила возможности и инструменты финансирования инвестиций. Проблемам развития финансовой системы, ее главных структурных составляющих, а также вопросам корпоративного финансирования инвестиций посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых следует отметить Белоглазову Г. Н., Бланка И. А., Балабанова И. Т., Бочарова В. В., Волкова И. М., Газмана В. Д., Грачева М. В., Дробозину Л. А., Ковалева В. В., Колесникова В. И., Кроливецкую Л. П., Леонтьева В. Е., Маковецкого М. Ю., Миркина Я. М., Павлову Л. Н., Павлюченко В. М., Попова В. М., Романовского М. В., Родионову В. М., Смирнова А. Л., Стоянову Е. С., Теплову Т. В., Шеремета.

B.В., Шапиро В. Д., Александера Г., Боди 3., Бэйли Дж., Брейли Р., Бригхема Ю., Ван Хорна Дж., Вестрфилда Р., Гапенски Л., Джордана Б., Кейна А., Крушвица Л., Ли Ч., Маркуса А., Мертона Р., Норкотта Д., Росса.

C., Фабоцци Ф., Шарпа У. и др.

Непосредственно проблемы реформирования и финансирования железнодорожного транспорта как крупнейшей естественной монополии России освящены в трудах Беловой А. П., Ефанова А. Н., Зайцева А. А.,.

Мазо JT.A., Терешиной Н. П.,, Третьяка В. П., Фадеева Г. М., Шкапич С. И., Лапидуса Б. М., Якунина В.И.

Полифункциональность и масштабность проблемы диссертации определяет необходимость ее исследования по широкому спектру взаимосвязанных направлений финансовой науки и формирования комплексной концепции создания системы инвестиционного финансирования реформируемых естественных монополий России. В финансовой теории и практике отсутствует эффективное решение этой системной научной проблемы.

Целью исследования является разработка концепции формирования эффективной системы финансирования инвестиций государственной естественной монополии — железнодорожного транспорта России — в условиях ее реформирования.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решались следующие задачи:

1. теоретический анализ несовершенной конкуренции и спецификация финансирования инвестиций как производной от модели рынка;

2. исследование особенностей функционирования естественной монополии как модели рыночной структуры и формулирование особенностей ее финансирования;

3. верификация моделей рынка, в рамках которых прогнозируется функционирование отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта в процессе его реформирования;

4. исследование дискуссионных проблем содержания и структурирования финансовой системы страны и разработка концептуальных основ структуризации финансовой системы, уровень развития которой определяет модели финансирования инвестиций;

5. анализ влияния корпоративной организации естественных монополий на развитие финансовой системы страны;

6. разработка концепции системы финансирования инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях реализации структурной реформы;

7. создание концепции трансформации системы государственного регулирования финансов России в условиях реформирования государственных естественных монополий;

8. разработка модели Бюджета развития как механизма управления инвестиционными расходами государственных естественных монополий;

9. исследование перспектив и сфер использования рыночных форм корпоративного финансирования инвестиций федерального железнодорожного транспорта.

Объект исследования: федеральный железнодорожный транспорт России как естественная государственная монополия.

Предмет исследования: система финансирования инвестиций федерального железнодорожного транспорта России в условиях структурной реформы.

Методологической основой исследования являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам теории макроэкономики, естественных монополий, публичных и корпоративных финансов, инвестиций. В процессе исследования использовались следующие общенаучные методы — системный анализ, синтез исторического и логического подходов, схемы математического и вербального моделирования, а также методы статистического анализа, SWOT — анализ.

Информационная база исследования. При рассмотрении проблем диссертационной работы выполнены детальный анализ и обобщение нормативно-правовой базы исследования — Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, федеральные законы, постановления Правительства, нормативные документы исполнительных органов власти РФ по проблемам государственных и корпоративных финансов, регулирования естественных монополий, прежде всего, материалы Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли РФотраслевые нормативные акты, регламентирующие деятельность и реформирование железнодорожного транспорта РФматериалы Базельского комитета.

В исследовании использован обширный статистический и аналитический материал по изучаемой научной проблеме, содержащийся, в том числе, в отчетах Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли РФ, Госкомстата России, Банка России, ФКЦБ, фондовых бирж, МПС, Российской академии наук, института экономики переходного периода, Международных финансовых институтов, UNIDO, ООН.

Научная новизна результатов диссертационной работы состоит в разработке на основе конструктивного анализа и обобщения отечественной и зарубежной теории и практики функционирования естественных монополий комплекса теоретических решений, формирующих альтернативную концепцию финансирования инвестиций естественной государственной монополии — федерального железнодорожного транспорта, ориентированную на решение важной государственной задачи — трансформации системы финансирования инвестиций в условиях структурных реформ естественных монополий.

Наиболее существенные научные результаты исследования заключаются в следующем:

1. на основе теоретического анализа совершенной и несовершенной конкуренции доказана некорректность антитезы «монополия-конкуренция», положенная в основу структурных реформ естественных монополий России;

2. доказана объективность формирования в реформируемой отрасли различных моделей рынка и определены сферы их действия: естественная государственная монополия (инфраструктура железнодорожного транспорта), олигополия (операторы-перевозчики), монополистическая конкуренция (транспортноэкспедиторские, сервисные и др. услуги);

3. на основе теоретического анализа установлена взаимосвязь финансирования инвестиций и моделей рынкаобозначена специфика финансирования инвестиций для различных моделей рынка;

4. разработана классификация видов монополий с выделением основных сущностных признаковуточнено понятие «естественной монополии» и определены особенности государственной естественной инфраструктурной монополии;

5. доказана обусловленность формирования и функционирования корпораций существованием монополистической и олигополистической модели рынка. Уточнено понятие «корпорация», выделены базовые особенности корпоративного бизнеса в развитой рыночной экономике и специфические свойства современной российской корпоративной формы бизнеса;

6. обоснована роль корпоративной организации естественных монополий в развитии финансовой системы России. Предложен новый концептуальный подход к содержанию финансовой системы и ее структуризации;

7. уточнено содержание понятий «финансирование», «система финансирования», предложена структуризация системы финансирования инвестиций в развитие федерального железнодорожного транспорта, предусматривающая сочетание традиционных для рыночной экономики механизмов финансирования корпоративных инвестиций с модифицированным механизмом бюджетного финансирования в силу фундаментальных особенностей железнодорожного транспорта как отрасли производственной инфраструктуры. Разработана классификация инвестиционных проектов федерального железнодорожного транспорта для целей формирования адекватных источников и форм финансирования;

8. на основе анализа базовых концепций системы государственного регулирования финансов, исследования динамики развития системы регулирования финансов в новейшей истории России, анализа особенностей российской экономики на современном этапе, определяющей роли естественных монополий в ее функционировании обоснована концепция перехода к стимулирующей бюджетной политике государства;

9. обоснована альтернативная концепция Бюджета развития как организационной модели реализации стимулирующей бюджетной политики государства и важного структурного элемента системы финансирования государственной естественной монополии, обеспечивающего эффективность ее реформирования;

10. предложены авторские принципы формирования Бюджета развития, источники его аккумуляции и направления использования бюджетных средствобоснованы методы и модели оценки эффективности инвестиционных проектов естественных монополий, включаемых в Бюджет развития;

11. обоснованы перспективы и сферы использования рыночных форм корпоративного финансирования инвестиций федерального железнодорожного транспорта — лизинговой формы финансирования, эмиссии корпоративных облигаций и проектного финансирования.

В диссертационном исследовании предложены также процедурные и аналитические новации, направленные на реформирование системы финансирования инвестиций на железнодорожном транспорте.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемые концептуальные решения и методические рекомендации обеспечивают эффективность проводимой на железнодорожном транспорте структурной реформы.

Основные положения диссертационного исследования доведены до конкретных рекомендаций и разработок. Обоснованные в нем методические положения, инструментарий и рекомендации по финансированию инвестиционных проектов использованы в формировании Инвестиционных программ федерального железнодорожного транспорта России на 2003 и 2004 годы, Программы лизинга, а также в Программе стратегического развития ОАО «РЖД». В диссертационном исследовании предложена методика формирования доходов Бюджета развития и их расходования на финансирование инвестиций федерального железнодорожного транспорта. Разработаны специфицированные методики расчета денежных потоков для конкретных видов отраслевых инвестиционных проектов.

Ряд предложений автора нашли практическое применение в финансировании инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования автора были апробированы на российских и международных научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах, коллегиях правительства РФ, МПС, МЭРТ, совете директоров ОАО «РЖД».

Результаты диссертационного исследования по формированию эффективной системы финансирования инвестиций на железнодорожном транспорте используются в практической деятельности ОАО «РЖД», что подтверждается актами внедрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для современного этапа экономического развития России структурные реформы естественных монополий выступают ключевым фактором ее развития и определяют динамику экономического роста.

Структурная реформа крупнейшей естественной монополиижелезнодорожного транспорта России, его интеграция в рыночную экономику принципиально изменяет финансовые основы его функционирования. Успех реформы в значительной степени определяется созданием новой системы финансирования инвестиций в отрасли, способной обеспечить развитие железнодорожного транспорта, адекватное потребностям экономики страны.

В научной и практической парадигме система финансирования инвестиций традиционно рассматривается в увязке с такими факторами, как организационно-правовая форма бизнеса, отраслевые особенности его функционирования, а также уровнем развития финансовой системы страны. Однако для реализации таких глобальных реформ, к которым относится реформирование отечественных естественных монополий, встраивание их в рыночные отношения, главным фактором, подлежащим исследованию, должна являться идентификация моделей рынка, в которой будет функционировать отрасль в результате реализации реформы.

В соответствии с этой гипотезой в основу создания авторской концепции финансирования инвестиций в условиях структурной реформы естественной государственной монополии — железнодорожного транспорта России было положено определение новых рыночных моделей, возникающих на отраслевом рынке, и сфер их действия. Действующие нормативные материалы, регламентирующие реформу железнодорожного транспорта, сужают и упрощают спектр дифференцированных моделей отраслевого рынка, формируемых в процессе реформирования отрасли, неправомерно основываясь на антитезе «монополия — конкуренция». Диссертационное исследование содержит теоретическое обоснование моделей рынка и сфер их действия в отрасли, которые будут иметь место в результате проводимой структурной реформы железнодорожного транспорта. К таким моделям были отнесены различные виды несовершенной конкуренции: естественно-монополистический сектор (услуги, предоставляемые инфраструктурой), олигополия (подавляющая часть перевозок), монополистическая конкуренция (транспортно-экспедиторские и сервисные услуги и услуги частных операторов-перевозчиков).

Каждой из выделенных потенциальных моделей рынка реформируемой отрасли присущи базовые особенности финансирования инвестиций, научный анализ содержания и структуризации которых представлен в диссертационном исследовании.

Особое внимание в исследовании уделено формированию финансового обеспечения инвестиций естественно-монополистического сектора. Эта проблема решалась исходя из комплексного теоретического анализа естественных монополий (как особой модели рынка несовершенной конкуренции) и организационной формы их функционирования. Соответственно, анализ позволил обосновать следующие научные решения:

• определить содержательный потенциал монополий, их поведение на рынке отраслиосуществить научную классификацию монополийопределить сущность и место в разработанной классификации естественной монополииидентифицировать специфику функционирования государственной естественной инфраструктурной монополии;

• доказать, что единственной эффективной организационной структурой монополистической и олигополистической моделей рынка является корпорация. Именно монополии создали особую институциональную структуру — корпоративную форму бизнеса;

• определить базовые особенности корпоративной формы бизнесана основе обобщения мирового и отечественного опыта классифицировать типы и виды корпорацийидентифицировать особенности современной российской корпоративной формы бизнеса, в том числе, специфицировать качественные характеристики государственных естественных монополий, функционирующих на корпоративной основе.

На основе результатов данного теоретического анализа выделены фундаментальные особенности финансового обеспечения инвестиционной деятельности естественных государственных монополий.

Первая из них заключается в объективной необходимости участия государства в формировании инвестиционных финансовых ресурсов компании — естественной монополии.

Формы предоставления государственных ресурсов естественным монополиям многообразны и содержат прямое и косвенное финансирование. Прямое государственное финансирование естественной монополии как коммерческой структуры (финансирование целевых инвестиционных программ, бюджетные кредиты, средства бюджетов развития различных уровней и др.) используется для финансового обеспечения социально значимых видов деятельности монополий и их развития, а также для реализации инвестиционных проектов, имеющих национальное (региональное) значение.

Наиболее важной формой участия государства в финансовом обеспечении деятельности естественных монополий является регулирование цен (тарифов) на услуги естественных монополий. Эта форма косвенного воздействия на формирование финансовых ресурсов естественных монополий определяет уровень их самофинансирования.

С помощью таких инструментов косвенного финансирования естественных монополий, как залог, государственные гарантии, налоговые преференции, государство не только способствует привлечению финансовых ресурсов в отрасль, но и выполняет присущую ему функцию по стимулированию развития финансового рынка и обеспечение экономического роста страны в целом.

Многообразие форм участия государства в формировании финансовых ресурсов для реализации инвестиционных потребностей естественной государственной монополии определяет безусловную значимость научной проблемы создания эффективной модели их бюджетного инвестиционного финансирования.

Вторая фундаментальная особенность финансирования инвестиций естественных монополий связана с их функционированием как крупного корпоративного бизнеса и заключается в их исключительной способности и объективной необходимости продуцировать финансовые инновации. Именно крупный бизнес порождает новые формы аккумуляции инвестиционных ресурсов (проектное и акционерное финансирование, развитие различных схем консолидированного и синдицированного финансирования, развитие секъюритизации и др.) и обеспечивают высокий и мобильный уровень диверсификации источников и форм финансирования инвестиций, обеспечивающих создание новых схем и моделей финансирования инвестиций в рамках одного или нескольких источников.

Названные фундаментальные особенности финансирования инвестиций естественных государственных монополий требуют создания адекватных механизмов их реализации, которые зависят от модели государственного регулирования финансов, содержащей инструменты стимулирования инвестиций, и от состояния и перспектив развития финансовой системы страны.

Для целей формирования новой концепции финансирования инвестиций федерального железнодорожного транспорта России как естественной государственной монополии в диссертационном исследовании разработаны теоретические и методологические основы содержания и структуризации системы инвестиционного финансирования отрасли, предусматривающей сочетание модифицированного механизма бюджетного финансирования с традиционными для рыночной экономики механизмами финансирования корпоративных инвестиций.

Методологические основы создания модифицированного механизма бюджетного финансирования разработаны исходя из теоретического анализа и определения научных основ формирования эффективной модели государственного регулирования финансов в России.

Как показал анализ, за короткий период новейшей истории России система государственного регулирования финансов претерпела существенные измененияпри этом, однако, вплоть до настоящего времени национальная модель государственного регулирования финансов в значительной степени ориентирована на монетарную концепцию, что, прежде всего, находит отражение в жесткости проводимых бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политик.

Принципиальным положением является то, что «монетарный блок» государственного регулирования финансов эффективен только при демонополизации экономики. Это фундаментальное условие не соблюдается в России. В условиях монополизированной экономики немонетарные факторы роста инфляции, связанные с ростом тарифов естественных монополий, становятся преобладающими. При этом следует учитывать, что в отличие от инфляции спроса, инфляция издержек не регулируется инструментами монетарной модели. Особенно значимо негативное влияние инфляции на инвестиционную составляющую бизнеса и государства в целом, а, следовательно и на стабилизацию экономического роста в стране.

Таким образом, анализ российской практики свидетельствует о том, что в условиях монополизации экономики и, прежде всего, наличия мощных естественных монополий, использование принципов монетарной модели государственного регулирования финансов неэффективно. В этих условиях сочетание жесткой бюджетной политики с жесткой денежно-кредитной не может обеспечить решения проблемы стабилизации экономического роста и снижения инфляции до целевых пределов, поскольку в принятой модели государственного регулирования финансов правительство весьма ограниченно воздействует на уровень инфляции издержек и рост инвестиционной активности. Результатом применения такой модели государственного регулирования финансов является систематическое воспроизводство инфляции издержек, невозможность достижения необходимых темпов роста инвестиционного потенциала и экономического роста в целом.

Реструктуризация естественных монополий России не приведет к ожидаемому эффекта, если не будет совмещена с пересмотром системы государственного регулирования финансов. При этом, на наш взгляд, необходимо использовать потенциал неокейнсианской модели государственного регулирования финансов, адаптировав ее к условиям современного этапа и перспектив развития российской экономики, нацеленных на экономический рост.

В этой связи наиболее важными направлениями трансформации системы государственного регулирования финансов, составляющими новую концепцию, являются формирование стимулирующей бюджетно-налоговой и соответствующее изменение денежно — кредитной политики.

Приоритетным направлением в политике государственных расходов должно стать их увеличение, достаточное для обеспечения инвестиционного роста отраслей инфраструктурных естественных государственных монополий и в целом экономики. Главной составной частью политики государственных расходов должна стать система дефицитного бюджетного финансирования экономического роста посредством инвестиций, прежде всего, в производственную инфраструктуру, представленную, в основном, естественными монополиями.

При инвестиционном росте государственных расходов соблюдается важнейшая пропорция роста: темпы роста ВВП превышают темпы роста государственных расходов. Именно поэтому стимулирующая бюджетная политика способна перевести восстановительный рост российской экономики, наблюдаемый до настоящего времени, в устойчивый.

Рост инвестиционных расходов государства в рамках реализации такой политики требует адекватной концепции их эффективности. Предлагаемая в диссертационном исследовании концепция государственного регулирования финансов предусматривает создание организационной модели управления государственными инвестиционными расходами, включающей как жесткий отбор инвестиционных проектов для бюджетного финансирования на основе рыночных методов оценки их эффективности, так и аккумуляцию финансовых ресурсов в соответствующем самостоятельном фонде, служащим основным целевым источником государственных инвестиционных расходов. Такой организационной моделью, с нашей точки зрения, является Бюджет развития.

Фрагментарное использование Бюджета развития в России и отказ от этой модели в настоящее время не являются доказательством неэффективности рассматриваемой организационной модели государственного финансирования. С нашей точки зрения, для российской экономики, которую отличает высокомонополизированный характер с существенной долей государства в собственности инфраструктурных монополий, эта модель актуальна и ее потенциал весьма высок. В условиях российской экономики Бюджет развития должен служить выполнению функций государства по отношению к развитию сектора реформируемых естественных государственных монополий через инструмент бюджетного финансирования. При этом рост государственного инвестиционного потенциала обладает мультипликативным воздействием на рост инвестиционного потенциала страны как основы устойчивых темпов роста российской экономики.

Преимущества Бюджета развития как особой организационной модели бюджетного инвестиционного финансирования определяются разработанными в диссертационном исследовании принципами его построения, определяющими методологическую основу формирования и обеспечения эффективности модели Бюджета развития.

В работе также предложены методы и модели оценки эффективности инвестиционных проектов, формирующих инвестиционный портфель Бюджета развития.

В разработанной в диссертационном исследовании модели системы финансирования инвестиций федерального железнодорожного транспорта бюджетное финансирование интегрируется с традиционными для корпоративного бизнеса источниками и формами инвестиционного финансирования.

В диссертации обоснованы перспективы и сферы использования рыночных форм корпоративного финансирования инвестиций федерального железнодорожного транспорта — лизинговой формы финансирования, эмиссии корпоративных облигаций, проектного финансирования.

В решении проблемы пополнения и обновления подвижного состава железнодорожного транспорта приоритетное место должно принадлежать лизингу. Это обусловлено целым рядом преимуществ лизинга, как особой формы финансирования инвестиций, так и современным состоянием отечественного рынка инвестиционных ресурсов.

Исследование тенденций развития мирового и российского рынка корпоративных облигаций, правового обеспечения его функционирования в стране, особенностей формирования капитала крупнейшей естественной монополии ОАО «РЖД» позволили обосновать высокую перспективность облигационной формы инвестиционного финансирования. Ее перспективность была подтверждена выполненным SWOT — анализом Проекта эмиссии облигаций корпорации.

В диссертационном исследовании доказана необходимость развития проектного финансирования как адекватной современным условиям и фундаментальным особенностям железнодорожного транспорта, относящегося к отраслям производственной инфраструктуры формы финансированияопределены особенности, преимущества и сферы рационального использования этой формы финансирования инвестиций корпорации. Поскольку проектное финансирование требует анализа совокупных выгод и издержек проекта, реализуемого и окупаемого автономно, в диссертационном исследовании осуществлена спецификация инвестиционных проектов, а также соответствующих им схем расчета денежных потоков и модифицированных способов измерения эффективности проектов, обеспечивающих корректность принимаемых решений о целесообразности реализации проекта.

Таким образом, в силу спецификации федерального железнодорожного транспорта России как естественной монополии, сохранения государства как единственного и далее основного акционера ОАО «РЖД» на длительную перспективу и общественной значимости федерального железнодорожного транспорта разработанная в диссертационном исследовании модель системы финансирования инвестиций федерального железнодорожного транспорта России основана на интеграции традиционных модифицированных механизмов корпоративного финансирования и новых форм бюджетного инвестиционного финансирования, реализуемых через Бюджет развития.

Систему финансирования инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях его реформирования можно представить как сложно структурированную систему, в рамках которой существует несколько подсистем — подсистемы источников, форм и способов финансирования, имманентных тому или иному виду финансирования.

В диссертационном исследовании определено содержание элементов системы — видов, источников, форм и способов финансированияэта проблема до сих пор не нашла однозначного и корректного решения в финансовой науке.

Сложность структуры системы финансирования инвестиций на железнодорожном транспорте и разнообразие инвестиционных проектов, их видов и получаемых эффектов с необходимостью требует классификации инвестиционных проектов для цели разработки наиболее предпочтительного механизма их финансирования, совокупности источников и форм аккумуляции финансовых ресурсов при инвестиционном планировании и проектировании. Диссертационное исследование содержит решение этой проблемы — в нем разработана классификация типов инвестиционных проектов федерального железнодорожного транспорта и соответствующая каждой классификационной группе структура имманентных источников и форм финансирования.

Структурная реформа железнодорожного транспорта России, формирование новой системы финансирования инвестиций в отрасли имеет глобальное значение для развития финансовой системы страны в целом в связи с существенным мультипликативным эффектом воздействия на ее главные структурные и функциональные элементы. Для определения этого воздействия в диссертационном исследовании разработана авторская концепция содержания и структуризации финансовой системы.

Содержание, структуризация и функционал финансовой системы как эффективного механизма распределения накоплений между конечными потребителями относится к числу наиболее дискуссионных проблем современных финансов. Дискуссионность этой проблемы в первую очередь определяется различной трактовкой сущности финансов, динамизмом их развития, а также собственно сложностью финансовой системы, включающей финансовые рынки и институты, которые опосредуют функциональную направленность системы и которые не тождественны в различных странах.

Теоретический анализ показал, что в большинстве отечественных научных работ наблюдается стереотипность при определении финансовой системы как совокупности различных сфер финансовых отношений. Это обусловлено связью содержания финансовой системы с трактовкой содержания финансов, преобладающего в отечественной финансовой науке. Последнее определяется тем, что ранее предметом политической экономии являлась совокупность производственных отношений, откуда вытекало, что все прикладные экономические науки должны использовать инструментарий определенного вида производственных отношенийсоответственно финансы являлись и являются до последнего времени (в соответствии с отечественной научной литературой) наукой о денежных отношениях.

В постреформенный период отечественная школа экономической теории, являющейся фундаментальным методологическим базисом теории финансов, изменила предмет науки, приняв точку зрения зарубежных научных школ. Этим предметом являются ограниченные ресурсы, и, следовательно, теория рационального поведения. Соответственно в современной концепции теории финансов, используя потенциал экономической теории, по нашему мнению, предмет финансов следует определить как распределение ограниченных денежных ресурсов. Опираясь на эту трактовку, в диссертационном исследования предложена новая концепция содержания финансовой системы как совокупности финансовых рынков и финансовых институтов, продуцирующих новые финансовые инструменты и воспроизводящих существующие, с целью удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах бизнеса, государства и домохозяйств, а также создана новая модель структуры финансовой системы, базирующаяся на интеграции функционального и институционального подходов.

Предложенный подход к содержанию и структуризации финансовой системы страны позволяет адекватно обозначить потенциал взаимодействия реструктуризации железнодорожного транспорта России и трансформации его инвестиционного финансирования с одной стороны, и развитие национальной финансовой системы и ее структурных элементов — с другой.

В диссертационном исследовании обосновано, что наиболее серьезные институциональные преобразования, обусловленные акционированием естественных монополий России, и в данном случае, федерального железнодорожного транспорта, связаны с функционированием отечественного рынка ценных бумаг. Появление нового крупного эмитента в лице ОАО «РЖД» на этом рынке обеспечит процесс дальнейшего развития и диверсификации финансовых инструментов рынка ценных бумаг России, увеличит капитализацию рынка ценных бумаг в силу отраслевого масштаба компании, приведет к снижению существующей сверхконцентрации и риска российского фондового рынка, создаст стимулы для развития финансовых инноваций. Активизации этих процессов будет способствовать предусмотренное последними этапами структурной реформы приватизация дочерних компаний ОАО «РЖД».

В целом, в диссертационном исследовании системно обосновано, что структурная реформа одной из важнейших российских естественных монополий — федерального железнодорожного транспорта, ее полноценная интеграция в рыночную экономику кардинально изменят финансово-инвестиционный потенциал отрасли и приведет к существенному развитию финансовой системы страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт — М, 2002.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. -СПб.: Питер, 2002.
  3. О бюджете развития Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 26.11.98 № 1811 -ФЗ.
  4. О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: Федеральный закон РФ от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ.
  5. О естественных монополиях: Федеральный закон РФ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ.
  6. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ.7. «О рынке ценных бумаг» Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39 ФЗ в редакции от 28 декабря 2002 года.
  7. О соглашениях о разделе продукции: Федеральный закон РФ отЗО декабря 1995 г. № 226-ФЗ. В редакции Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 18 июня 2001 г. № 75-ФЗ.
  8. О федеральном железнодорожном транспорте: Федеральный закон РФ от 25 августа 1995 г. № 153-Ф3.
  9. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон РФ от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ.
  10. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208 ФЗ (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.).
  11. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3.
  12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10. 2003 № 131-ФЭ.
  13. Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта: Федеральный закон РФ от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ.
  14. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ.
  15. О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024.
  16. О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. -№ 23.-С. 2366.
  17. О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003.-№ 39.-С. 3766.
  18. Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 57 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 7.
  19. Об оперативном управлении Бюджетом развития РФ. Постановление правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г.
  20. Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Утверждены Постановлением ФКЦБ России № 03−32 / пс от 2 июля 2003 г.
  21. Стандарты эмиссии ценных бумаг, регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг. Утверждены Постановлением ФКЦБ России № 03−30/пс от 18 июня 2003 г.
  22. Инвестиционная программа федерального железнодорожного транспорта на 2004 г. (http. // www. rzd. ru).
  23. Программа инвестиционных вложений федерального железнодорожного транспорта на 2003 год. М.: Российские железные дороги, 2002.
  24. Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью (Консультативное письмо Базельского комитета по банковскому регулированию). Базель, апрель 1997 г. — Бизнес и банки.-1997. -№ 21.
  25. С. Корпоративные облигации: как организовать эмиссионный синдикат? // Рынок ценных бумаг. 2002. № 12.
  26. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999.
  27. М. И. Концепция формирования источников финансирования инвестиций в экономике. //Финансы и кредит, 2001,№ 11.
  28. A.M., Павлова JI.H. Финансы: Учебник.- М.: ИД ФБК-ПРОГРЕСС, 2000.
  29. А.И., Балабанов И. Т. Финансы: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2000.32.
Заполнить форму текущей работой