Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков: на материале изучения художественных образов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В настоящее время, когда общество обеспокоено состоянием образования, когда все более ощутим кризис человека, особый интерес и актуальность в развитии педагогики представляют собой проблемы возрождения духовности как неотъемлемой части исконно российского воспитания. Создание атмосферы обращенности к человеческой личности объективно требует построения и устойчивого… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава 1. Теоретические основы развития духовно-нравственной личности стр
    • 1. 1. Духовность и духовно-нравственный мир человека в философии, литературестр
    • 1. 2. Развитие духовно-нравственного мира личности младшего подростка как психолого-педагогическая проблемастр
    • 1. 3. Пути восприятия образов школьникамистр
  • Выводы по первой главестр
  • Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков через изучение художественных образовстр
    • 2. 1. Изучение художественных образов на уроках литературы как средство формирования развития духовно-нравственного мира школьниковстр
    • 2. 2. Анализ опытно-экспериментальной работы и результатов исследованиястр
  • Выводы по второй главестр

Педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков: на материале изучения художественных образов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время, когда общество обеспокоено состоянием образования, когда все более ощутим кризис человека, особый интерес и актуальность в развитии педагогики представляют собой проблемы возрождения духовности как неотъемлемой части исконно российского воспитания. Создание атмосферы обращенности к человеческой личности объективно требует построения и устойчивого функционирования таких педагогических систем, которые могли бы обеспечить духовнонравственное преобразование внутреннего мира ребенка во всей его целостности. Необходимость таких изменений в образовательном процессе находит своё юридическое и организационное закрепление в Законе РФ «Об образовании» и ряде нормативных документов Министерства образования РФ. «Именно духовность — есть то, что отличает нашу культуру от других культур мира, — эти слова прозвучали в выступлении президента России В. В. Путина на праздновании тысячелетия г. Казани. — Богатство и неповторимость культуры и образования России заключается в ее глубокой духовности.».

Усиление технократизма и бездуховности, нестабильность в социально-экономической сфере, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров, создают сегодня предпосылки, ведущие к кризису человечества.

Вакуум, который образовался в системе воспитания, сыграл отрицательную роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Об этом говорят факты, свидетельствующие о духовном кризисе подростков и молодежи: отсутствие духовных идеалов, низкий читательский интерес, популярность литературы, связанной с насилием, разгул наркомании, проституции, а также прочно вошедшие в сознание людей мнимые ценностивласть физической и денежной силы, стремление к роскоши, оправдание низменных инстинктов и т. д.

Педагогика как сфера духовного, носит универсальный, многогранный, интегрированный характер. Её развитие представляется наиболее эффективным на основе синтеза всех наук о человеке. Синтез науки, искусства, религии рассматривается нами как один из главных путей воспитания духовной культуры личности ученика и учителя, позволяющей наполнить современный образовательный процесс глубинными пластами духовности, формировать целостное представление о человеке и мире путём приобщения к трём основным способам мировоззрения: рациональнологическому (наука), эмоционально-образному (искусство) и провиденциально-аксиологическому (религия). На этих компонентах мы и выстраиваем цепь своих педагогических исследований.

Педагоги — гуманисты разных эпох и народов, а также представители современной отечественной педагогики и психологии внесли большой вклад в анализ педагогического наследования духовных традиций: К. С. Аксаков, Н. А. Бердяев, А. А. Бодалев, С. А. Булгаков, Л. С. Выготский, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Я. А. Коменский, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский, Ю. М. Лотман, A.C. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, В. С. Соловьёв, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, П. А. Флоренский. Следует отметить работы известных отечественных учёных по данной проблеме, связанной с формированием личности учителя: В. Г. Александровой, Ш. А. Амонашвили, в.Г. Безрогова, М. В. Богуславского, А. Ф. Закировой, Н. Д. Никандрова, В. Г. Ниорадзе, Л. А. Рапацкой.

Особое место в разработке концептуального подхода к проблеме духовного развития подростков заняли труды психологов А. Г. Асмолова, М. М. Бахтина, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, М. Р. Гинзбурга, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, С. А. Копылова, Д. Б. Эльконина и др.

Гуманистическую парадигму на современном этапе определяют различные концептуальные идеи, подходы, имеющие свои особые пути исследования и практического решения. Но их объединяет общее сущностное начало — любовь к ребёнку, к жизни, патриотизм, добро и вера. Данные идеи являются основополагающими в обосновании теоретических основ гуманистической парадигмы. Это работы З. И. Равкина, В. Г. Пряниковой., Н.Д.

Никандрова, M.B. Богуславского, Ш. А. Амонашвили, В. Г. Александровой, В. И. Загвязинского, В. А. Сластёнина, В. Г. Ниорадзе, Е. Н. Шиянова и др.

Проблеме духовного развития школьников посвящено значительное число диссертационных исследований последних лет: В. Г. Александровой «Влияние христиаского учения на развитие гуманистической педагогической традиции 17−20 веков», H.A. Коваля «Основы изучения духовности личности подростков», Б. И. Мукановой «Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся в формировании и развитии социальной активности подростков», Л. В. Токмаковой «Ценностные ориентации школьников и молодёжи», Т. И. Петраковой «Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков», Ю. А. Серебренниковой «Развитие духовного мира шести — семилетних детей средствами искусства» и др.

Мощный толчок возрождению гуманистической педагогической традиции в середине 80-х годов дало появление педагогики сотрудничества, яркими представителями которой были педагоги-новаторы (Ш.А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, С. Л. Соловейчик, В. Ф. Шаталов и др.).

Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает при переходе детей в среднюю школу. Так как именно в этот период у подростка более выражен интерес к себе, своему внутреннему миру. Он впервые глубоко задумывается о вечных ценностях: о добре, красоте, истине.

Педагогика, как сфера духовного, всегда была обращена вглубь человека, ибо несёт в себе высшие ценности и идеалы, помогает раскрыть самобытную природу человека воспитать его ум и сердце". (В.Г. Александрова). В современной школе литературное образование имеет особую значимость, потому что произведения литературы содержат в себе огромный духовный потенциал, оказывающий значительное влияние на формирующуюся личность школьника. Однако, как отмечает Ш. А. Амонашвили, воспитательное влияние литературного произведения на школьников может быть обеспечено только при условии, если описанные в нем судьбы людей, образы и картины действительности будут пережиты ими как реальные, призывающие к сочувствию.

В условиях перехода России к рыночным отношениям, с их практицизмом, индивидуализмом и выбором далеко не безупречных в моральном отношении средств для достижения успеха, а в связи с этим общего падения нравственности и духовности, обращение к теоретическому анализу феномена духовности просто необходимо, а создание педагогических условий развития духовнонравственных качеств личности школьникапервоначальной задачей в отечественном образовании.

В связи с этим к настоящему времени в этой области назрел ряд противоречий между:

— усилением значения формирования духовно — нравственных качеств у подростков и отсутствием единой общепринятой концепции духовно-нравственного воспитания школьников;

— многочисленностью суждений и формулировок понятия «духовности» и недооценкой ее значения в воспитании подростков, отсутствием четких духовно-нравственных ориентировпониманием важности гуманитарного образования как гармонизирующего фактора всего образовательного процесса и его технократизацией;

— сохраняющимися авторитарно-императивными подходами к образовательному процессу и новыми гуманистическими парадигмами гуманно-личностного подхода к воспитанию человека;

— высокими требованиями к личности современного учителя и недостаточно гибкой системой подготовки и переподготовки учителя;

— резким понижением читательского интереса и возрастанием негативного влияния средств массовой информации на интеллектуальное и духовное развитие школьников;

— мощным духовным потенциалом художественной литературы и недостаточным его использованием в учебно-воспитательном процессе школы.

Особая актуальность проблемы и одновременно недостаточная ее разработанность в педагогической теории, необходимость осуществления духовно-нравственного воспитания подростков в современных условиях обусловили выбор темы настоящего исследования: «Педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков (на материале художественных образов).

Так возникает проблема исследования, которая заключается в разработке педагогических условий духовно-нравственного развития школьников через изучение художественных образов на уроках литературы.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков через изучение художественных образов на уроках литературы.

Объект исследования: педагогический процесс изучения художественных образов, ведущий к развитию духовно-нравственных качеств личности подростков.

Предмет исследования: педагогические условия, при которых усиливается влияние литературных образов на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности младших подростков.

В качестве гипотезы было принято предположение о том, что лучшие художественные образы оказывают эффективное воздействие на развитие духовно-нравственных качеств младших подростков, если: • духовность рассматривается как ядро личностного развития в воспитательном процессе, основанном на принципах: природосообразности (уникальность и неповторимость личности), культуросообразности (акцент в воспитании делается на культуру и традиции региона, в котором протекает воспитательный процесс), креативности (творческий подход к любому виду деятельности), гуманизации межличностных отношений (отношения между учителем и учеником носят субъект — субъектный характер), а гибкость управления учебной деятельностью школьников достигается через ДКВ (дидактико-коммуникативное воздействие по концепции С.Я. Ромашиной);

• учебно-воспитательный процесс нацелен преимущественно на восприятие образов художественных произведений и основывается на традициях философской мысли, исконно сложившихся идеалах добра, красоты и любви;

• творческая деятельность младших подростков организуется на уроках литературы, а методы связаны с приёмами актуализации, полифонизации, воссоздания, сопричастности и др.

• духовно-нравственное развитие младших подростков обеспечивается, если моделируются ситуации, при которых литературнохудожественные образы несут подростку понимание сущности человеческого бытия.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1.проанализировать философские, психолого-педагогические и литературоведческие источники, раскрывающие особенности внутреннего мира ребёнка и уточнить понятие «духовность» и «нравственность» в современной педагогике;

2. раскрыть значение, компоненты и структуру духовно-нравственного развития младших подростков;

3.выявить основные проблемы духовно-нравственного развития младших подростков в условиях преобразования современной общеобразовательной школы и обосновать необходимость организации изучения художественных образов как средства духовно-нравственного развития;

4. определить педагогические условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности школьников при изучении литературных образов в 5−7 классах, а также построить «Модель развития духовно-нравственных качеств личности школьников через изучение художественных образов на уроках литературы»;

5.экспериментально апробировать и проверить изменения в духовном мире школьников в результате совместной творческой деятельности.

Методологическая и теоретическая база исследования базируется на аксиологических принципах, отражающих ценности духовной жизни общества и человека, которые составляют одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования, а также на важнейших положениях антропологии и культурологии о цельности и иерархичности человеческой души, о приоритете метафизического начала над телесным, о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры (К.С. Аксаков, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, В. В. Зеньковский, И. В. Кириевский, Ю. М. Лотман, В. С. Соловьёв и др.) — на гуманно-личностном подходе, нацеленном на интериоризацию обобщенного опыта человечества в его аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности (Д.С. Лихачев, В. И. Загвязинский, Н.Д. НикандровДИ. Равкин и др.).

Методы «» исследования: биографический метод, сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ литературы по теме исследованияконструктивно-генетический метод, предполагающий формирование обобщений, выводовизучение опыта специалистов в области духовно-нравственного воспитанияосмысление собственного педагогического опыта работы в школенаблюдениеопросно-диагностические методы изучения духовно-нравственного развития школьникованализ творческих работ детейопытно-экспериментальная работастатистическая обработка данных.

Исследование проводилось в государственных общеобразовательных учреждениях № 1230 (г. Москва) и № 74 (г. Красноярск).

В исследовании на разных этапах приняло участие более 150 школьников, 90 родителей, 50 преподавателей (учителя русского языка и литературы, классные руководители, преподаватели музыки, ИЗО, администрация школ.).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования были раскрыты в выступлениях на международных научно-практических конференциях:

1."МГПУ в московском и российском образовательном пространстве" 4−10 октября 2005 года.

2."Дети нового сознания" Москва 8−11 октября 2007 года. А также на Международных педагогических чтениях:

3."Без сердца что поймём?" 9−11 января 2006 года,.

4."Истина школы" 9−11 января 2007 года.

О ходе и результатах исследования шла речь на семинарах для руководителей школ, заместителей школ по воспитательной работе, председателей МО словесников Западного округа г. Москвы и Железнодорожного района г. Красноярска. Исследования по данной теме начались в 1994 году. Опыт экспериментальной работы получил высокую оценку на городском конкурсе «Учитель года» в городе Красноярске в 1995 году.

С 2003 года результаты исследования внедряются в практику работы нескольких общеобразовательных школ города. Москвы, а также в лицеях № 7 и № 28 г. Красноярска.

Первый этап — поисково-теоретический (1999;2001) — включал осмысление проблемы, изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме духовно-нравственного развития школьников, обобщение передового опыта, разрабатывалась концепция исследования, а также анализ педагогического опыта автора.

На втором этапе — опытно-экспериментальном (2002;2005) -разрабатывалась теоретическая концепция исследования, её научный аппарат. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы. Работа заключалась в реализации модели обучения и проверки её эффективности в развитии духовно-нравственных качеств личности школьников.

На третьем этапе — заключительно-обобщающем (2006;2007) -проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы. Проведена обработка, обобщение и систематизация материалов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• уточнены и конкретизированы понятия «духовность», «нравственность». Духовность определяется как высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности. Она оценивается как способность, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей. Нравственность же трактуется как сфера практической свободы и воли, способная возвыситься над субъективным мнением и желанием.

• обосновано значение духовно-нравственного развития для гармоничного личностного роста школьников, выявлено их соотношения и взаимосвязь. Личностный рост оценивается как процесс возвышения личности, способной жить не только интересами тела и души, но и духа.

• разработана иерархическая структура духовно-нравственного развития школьников: открытие источников духовного развития, самопознание, осмысление критериев духовности личности, формирование опыта творческой духовно-нравственной деятельности, саморазвитие и самореализация. Личность — универсальное понятие духовного человека. Оно вбирает в себя самобытность, множество социальных качеств, богатство души.

• раскрыты содержательные компоненты духовно-нравственного развития школьников, заключающиеся в стремлении к истине, добру и красотев создании ' образа «Я», в укреплении личностного ядра, самосовершенствовании, вере в свои возможности, жизнетворчестве.

• обоснованы и проверены педагогические условия развития духовно-нравственных качеств у школьников через изучение литературных образов;

• определены педагогические принципы (образования и самообразования, сотворчества, герменевтики) и педагогические приемы и методы (полифонизации, актуализации, сопричастности, воссоздания), обеспечивающие более глубокое изучение и осознание школьниками художественных образов. При этом герменевтика позволяет разделять понятия «знать» и «понимать», учитывать глубокий подтекст коммуникации. Феномен «полифонизации» основан на бахтинской идее диалога.

• построена «Модель развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков через изучение художественных образов на уроках литературы».

Теоретическая значимость исследования:

• сформировано новое направление в межличностном педагогическом общении;

• раскрыты уровни духовно — нравственного развития личности школьников;

• обоснованы и проверены педагогические условия развития духовно-нравственной сферы личности;

• теоретически обоснована модель развития духовнонравственных качеств в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• создана и практически апробирована комплексная методика работы с детьми по изучению художественных образов, основанная на принципах: образования и самообразования, сотворчества, целостности и герменевтики.

• разработаны специальные приёмы, адаптированные к условиям школы, которые позволяют повысить уровень духовно-нравственного развития школьников (уровень читательского интереса, социальную активность, проявление сочувствия и сопереживания к окружающим);

• апробирована в ходе экспериментальной работы сконструированная модель, которая может быть использована при составлении методических.

12 рекомендаций по изучению художественных образов на уроках литературы в общеобразовательной школе.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследователя, применением комплекса методов, адекватных задачам исследования, положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовно-нравственное развитие школьников необходимый компонент современной образовательной системы. В античной Греции различались науки практические и нравственные. На первый взгляд, основное внимание греки могли уделять насущным потребностям жизни, труда, познания. Но парадокс заключается именно в том, что огромный интерес у древних греков вызывали именно нравственные проблемы. Между тем современные стандарты образования имеют цель — дать молодым людям как можно больше практических знаний. Мало кто озабочен тем, что составляет основу образования — нравственность.

2. Актуальным условием духовно-нравственного развития младших подростков является использование педагогического потенциала, который несут в себе художественные образы литературных произведений школьной программы Образ-ключ духовнонравственного развития личности школьника. В диссертации использована идея К. Г. Юнга о том, что человечество вообще в долгу перед эмоциональной функцией. Обучение в основном ориентировано на тренировку интеллекта. Об утончении чувств, богатстве эмоционального мира людей говорится мало. В этом смысле именно пробуждение эмоций оказывается важным шагом на пути воспитания духовности.

3. Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников на уроках литературы осуществляется как системно организованный процесс на основе принципов природосообразности, культуросообразности, креативности, герменевтики, сотворчества, гуманизации межличностных отношений, а также с помощью методов и приёмов: полифонизации, актуализации, воссоздания и др. Природосообразность предполагает актуализацию педагогических идей Ж. Ж. Руссо о «естественном» человеке, а культуросообразность противостоит процессу варварства, нигилизма, бездуховности.

4. Определение духовно-нравственного развития школьников — это качественные изменения в духовной сфере ребёнка в процессе педагогического взаимодействия с учителем, а управление учебной деятельностью осуществляется на основе ДКВ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы. Общий объем составляет 200 страниц, включая приложение (литературно-творческий альманах, школьный журнал «Радуга»).

Выводы о результатах развития школьников по экспериментальному курсу были сделаны с помощью проведенного комплекса диагностических методик, бесед, статистических методов, моделирования, педагогического эксперимента, систематизации и обобщения, полученных данных в конце каждого экспериментального года, включавшего то же тестирование и опрос детей, что и на констатирующем этапе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф0РМЫ А—Урок- семинарУрок-путешествиеУрок-концертУрок-дискуссияУрок- конференцияУрок- проектУрок-фантазияВидеоурокУоок с использованием ИТ и т. п.
  2. Люди, имеющие глубокие нравственные убеждения, умеющие не только понимать, но и полемизировать с автором.
  3. Люди, не имеющие собственной системы жизненных ценностей и безоговорочно принимающие читаемое.
  4. Разделить спорную птицу (или сварить и съесть втроём) — 20 человек — 32%.
  5. Отдать тому, кто её убил — 17 человек — 30%.
  6. Исключить из расчёта (выбросить, закопать в землю и т. д.) — 5 человек — 9%.
  7. Бросить жребий — 1 человек — 1,5%.
  8. Убить две птицы, чтобы всем досталось поровну — 2 человека — 1,5%.
  9. Не убивать сотую птицу — 2 человека — 1,5%.
  10. Поделиться лишней птицей с другими людьми — 3 человека — 3%.
  11. Отдать птицу слабым, беспомощным людям — 2 человека — 1,5%.
  12. Продать птицу и на вырученные деньги купить лук и стрелы для всех — 2 человека — 0,5%.
  13. Приготовить ужин и съесть — 12 человек.
  14. Отдать лишнюю птицу кому-нибудь — 6 человек.
  15. А из-за чего спорить? Разве им мало? — 2 человека.
  16. Часто ли вы ходите в библиотеку? — ч, а с т о — 15%--иногда-30%-- редко — 30%-- никогда — 25%.
  17. Какие книги вы предпочитаете читать? — которые заставляют думать — 20%-- которые чему-то учат — 20%-- из которых узнаёшь что-то новое — 28%-- которые развлекают — 32%.
  18. Вы переживаете за главного героя? — всегда — 55%--иногда-38%-- не принимаю близко к сердцу — 17%.
  19. Если есть, то кто он? — положительный — 45%-- отрицательный — 10%-- супермен — 45%.
  20. Ходите ли вы в библиотеку? 140- часто — 35%-- иногда — 40%-- р е д к о — 15%--никогда- 10%.
  21. Какие книги вы предпочитаете читать? — которые заставляют думать — 34%-- которые чему-то учат — 33%-- из которых узнаёшь что-то новое — 23%-- которые развлекают — 10%.
  22. Если есть, то кто он? — положительный — 72%-- отрицательный — 6%-- супермен — 22%.
  23. Часто ли вы ходите в библиотеку?
  24. Предпочитаете ли вы такие книги, которые заставляют думать, учат чему-то, из которых узнаёшь что-то новое?
  25. Является ли положительный герой действительно героем, которому хочется подражать?
  26. Может ли человек обойтись в жизни без книг?
Заполнить форму текущей работой